Метафорические ассоциативные карты что это такое
Метафорические ассоциативные карты
О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.
Что такое метафорические ассоциативные карты?
МАК — Метафорические Ассоциативные Карты — это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация. В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом — для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.
Чем метафорические карты отличаются от Таро?
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
Какие бывают ассоциативные карты?
Как правильно применять Руны
Книга для новичков в Таро
Запишись и получи подарок!
На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.
Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга — и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» — метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.
Самостоятельное использование метафорических карт
МАК-терапия – простой инструмент для самопознания
Метафорические ассоциативные карты
Значимость данных карт заключается в том, что они помогают понять чувства и мысли, которые человек не может описать. Эти карты могут использоваться человеком самостоятельно для самоанализа. Обучение этому делу не отнимает много времени. Но чаще всего карты применяются профессиональными психологами, которые помогают проработать человеку его переживания.
Уникальные свойства метафорических ассоциативных карт
МАК появились в 1975 году благодаря художнику из Канады и игроку в покер Эли Раману, создавшему колоду карт со своими картинами. В 1983 году Эли Раман встретился с психотерапевтом из Германии Моритцом Эгетмейером и презентовал свое изобретение. Моритц придумал вариант использования карт в психологической терапии. И именно он стал выпускать наборы карт в дальнейшем.
Уникальные свойства МАК:
Виды МАК
Основные методы использования карт:
Во многих случаях использовать карты для самопознания очень полезно. Порой человек не видит своих проблем и их причин, хотя они могут лежать как на поверхности, так и глубоко внутри. Разобраться с негативными эмоциями и чувствами помогают также различные психологические тренинги и курсы. Например, Викиум предлагает интересный и эффективный курс «Детоксикация мозга», позволяющий разобраться в себе, понять свои мысли и избавиться от негатива, мешающего достигать цели.
Что такое метафорические ассоциативные карты (МАК), и как они работают?
Метафорические ассоциативные карты (иногда их ещё называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-летнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке, обозначающее удивление).
Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
Это проективная психологическая методика, в которой важен не заложенный изначально смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные ассоциации, и реакция на них будет также абсолютно разной у каждого.
Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создаёт игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Метафорические ассоциативные карты являются психологической проективной методикой. Терапевт играет роль модератора этого процесса, помогая прийти к тому решению, которое будет наилучшим в данной ситуации для самого человека.
Иногда, кажется, что мы уже и так всё знали, но почему-то не могли разрешить конфликт, противоречие или изменить стратегию своего поведения, потому что знать — это уровень интеллекта, а на уровне подсознания логика не действует.
Почему эти карты называются — метафорические и ассоциативные?
Метафорические, потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.
Ассоциативные, потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.
Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем. Может всплыть то, что мы давно вытеснили в подсознание, какая-то травмирующая ситуация, в том числе и из раннего детства. И карты помогут её безопасно и экологично проработать.
Чем хороши метафорические карты?
Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору создаёт безопасный контекст для поиска и моделирования решения.
Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Метафорические карты — это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление и сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия.
За счёт этого возможно безопасно и легко:
Метафорические ассоциативные карты:
Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт, становятся возможными, потому что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как бы притягиваем изменения во внешнем мире.
Это происходит благодаря феномену синхронистичности — беспричинной связи между событиями, когда происходит то, что не должно произойти, но это вдруг случается. Мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом в жизни, когда мы «притягиваем» какие-то события, или случайным образом избегаем нежелательных, или просто идём куда-то и встречаем нужных нам людей, в магазине находим нужную вещь, просто случайно зайдя туда, или происходят нужные для нас события.
Этот феномен лежит в использование проективных методов в психологии и в том числе в работе с метафорическими картами, когда, доставая карту, мы иногда, неожиданно для себя, понимаем, что именно эта карта отражает наше состояние или ситуацию. И тогда мы полностью оправдываем название самой первой колоды «ОН»: «О!» — возглас удивления!
Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Как применять метафорические карты в обучении
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Карты для развития soft skills
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
Карты для проработки сценариев поведения
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.
Что такое метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека.
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.
Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.
Колода метафорических карт OHCards
Как работать с метафорическими ассоциативными картами?
Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.
Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.
Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.
Кому полезны МАК
Существует несколько разновидностей колод: ресурсные, универсальные, портретные, архетипичные и т.д.
Каждая колода имеет свое назначение
МАК пригодятся и другим специалистам: педагогам, социальным работникам, менеджерам по подбору персонала и пр. Техники самопрезентации используются на собеседованиях и для знакомства нового человека с коллективом. Во время групповых сеансов в организации, в детском саду или школе можно выяснить, как сотрудники/ученики видят рабочий /учебный процесс, как они представляют себе идеальные условия работы/учебы, какие отношения складываются между ними и т.д.
Карты применяются в семейной терапии. Когда члены семьи на приеме у психолога начинают говорить, они нередко переходят на обвинения, обиды, выражаются штампами. Тогда психолог предлагает карты, чтобы каждый высказался через образы.
Индивидуальные и групповые техники
Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента
Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.
Сеанс работы с МАК
Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам
Что такое метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.
Первую колоду нарисовал художник Эли Раман. В 1983 году ее увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил в психологической практике. Колода называлась «ОН» (читается как «О!»). Во время сеанса с картами клиенты показывали пальцем на картинку и спонтанно выкрикивали: «О, нет!», «О, это оно!». Так набор получил название.
Колода метафорических карт OHCards
Как работать с метафорическими картами?
МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.
Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.
Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.
Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.
Кому полезны МАК
Каждая колода имеет свое назначение
МАК пригодятся и другим специалистам: педагогам, социальным работникам, менеджерам по подбору персонала и пр. Техники самопрезентации используются на собеседованиях и для знакомства нового человека с коллективом. Во время групповых сеансов в организации, в детском саду или школе можно выяснить, как сотрудники/ученики видят рабочий /учебный процесс, как они представляют себе идеальные условия работы/учебы, какие отношения складываются между ними и т.д.
Карты применяются в семейной терапии. Когда члены семьи на приеме у психолога начинают говорить, они нередко переходят на обвинения, обиды, выражаются штампами. Тогда психолог предлагает карты, чтобы каждый высказался через образы.
Индивидуальные и групповые техники
Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента
Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.
Сеанс работы с МАК