Метафорические карты с чего начать
Как работать с метафорическими картами самостоятельно?
Карточка из набора: «Нити»
Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»
Практическая работа с метафорическими картами
Дневник вчерашней девочки из шкафа
Как найти свое увлечение?
Как работать с метафорическими картами самостоятельно, и вообще, возможно ли это сделать не специалисту? – Попробуем разобраться в этой статье. А о том, что такое метафорические карты и на чем основан успех в работе с ними я написала предыдущую статью. В ней читатель получит начальное понимание “волшебства”, о котором все чаще говорят поклонники карт. Здесь же я расскажу о том, как работать с метафорическими картами самостоятельно и о том, какие есть особенности в работе с ними, как избежать или с минимальными потерями пройти острые моменты и о многом другом.
Специалисты говорят о том, для сеансов с метафорическими картами есть противопоказания. Я бы в самостоятельной работе порекомендовала вот что сделать:
Карточка из набора: “Морена”
Особенно это актуально в работе с травмами, с тяжелыми чувствами. Поэтому, самостоятельную работу с метафорическими картами можно рекомендовать в случае, когда человек уже имеет опыт самостоятельной работы над собой и знает, как с собой справляться.
Итак, с чего начнем?
Прежде всего необходимо определиться с наборами, коих сейчас великое множество. И здесь разложим информацию по полочкам с точки зрения трех пунктов:
Как определить, – хорошие карты или нет, и подойдут ли они для работы?
Если взять, к примеру, игру Имаджинариум, – она в качестве метафорических карт подойдет или нет? – такой вопрос часто можно услышать от новичков. И это очень правильный вопрос. Дело в том, что даже карты, которые декларируются как психологические, зачастую являются просто картинками, в которых невозможно уловить какой либо потаенный смысл. Итак, какие карты качественные в работе, а какие – нет?
С моей точки зрения, – самые действенные карты те, в которых, во первых, много символики, во вторых, много “живых” ситуаций из жизни, которые действительно ощущаются как проблема и много ощущений. – Вот если вы, глядя на картинки, ощущаете нечто “знакомое”, или понимаете, о чем рисунок, когда на нем ничего конкретного не нарисовано, или видите свою проблему в предметах, по которым об этой проблеме и не догадаться даже, – значит, карты действенные, значит, они сделаны профессионалами.
Набор: Нити
Картинки из имаджинариума, по моему мнению, – просто картинки. В лучшем случае они вызывают определенные ассоциации – ведь в том и смысл игры, а часто, ассоциации приходится искусственно придумывать. Но эти ассоциации не имеют никакого отношения к реальным психологическим проблемам. Они мало что затрагивают внутри живого. Самые действенные, с моей точки зрения и на моей практике карточки из набора OH (ох), – ну так то делали профессионалы!
Итак, мы просмотрели картинки по интернету, определились с подходящими наборами, – что делать дальше?
– Настоящие, качественные наборы много стоят! Именитые психологи могут себе позволить потратиться на инструмент, который будет приносить доход. А что делать нам – обычным и не именитым?
Я нашла для себя вариант электронных карт. Это просто картинки, собранные, каждая в отдельный файл – картинку небольшого разрешения. Целый набор занимает немного места, стоит в десятки раз дешевле ( у местных умельцев на авито) и подлежит скачиванию на планшет или на смартфон. Конечно, это накладывает значительные ограничения в работе – ты не получишь полную картину своей проблемы, не увидишь раскладку. И это существенный минус, особенно для новичков. Как я с этим справляюсь? – Да просто представляю эту самую раскладку. А карты, которые ее составляют, отправляю сообщениями в вацапе самой себе. И, таким образом, получаю другого плана раскладку, к которой всегда могу вернуться, если не сотру память вацапа. При этом к каждой картинке я записываю сообщения – интерпретации этой картинки, в которые потом заглядываю и вижу новые вопросы или откровения для себя. И да, в конечном итоге я все равно мечтаю о бумажном варианте. Но, прежде чем к нему приду, имею возможность сравнительно недорого на практике проверить, а какие именно наборы лучше всего в моем случае работают?
Как я работаю с электронными картами в закрытую? – А просто открываю папку и выбираю карточку, не глядя, – вот и все.
Ну, и наконец, самый главный ответ на вопрос:
Как самостоятельно работать с метафорическими картами?
В интернете легко найти разные методики работы с метафорическими картами. Кроме того, под любой запрос можно найти что-нибудь подходящее через поисковую систему – смотрите примеры и учитесь. Но все-таки самое главное даже не это! Самое главное – это те правильные вопросы, которые необходимо себе задать чтобы раскрыть суть проблемы (ее внутреннюю природу) или прийти к ее осознанию или понять свои чувства! – Именно в этом деле и важно то самое психологическое образование, о котором говорят специалисты.
Первая и главная задача – задать тему для работы с картами. Но, не нужно снова путать – мы говорим не о гадании. Мы используем инструмент психологии. И поэтому работать будем с теми основополагающими, с которыми сможем потом найти пути для изменений. Подумайте об одной, самой важной в настоящий момент проблеме и подберите вопрос под нее. Вопрос формулируется с точки зрения:
Что я хочу узнать о своих чувствах? – формулируем запрос и ищем подходящую картинку в картах.
Что я хочу узнать о себе? – аналогичным образом формулируем, что я хочу узнать и отправляемся с этим вопросом искать ту карту, которая наилучшим образом отражает то, что мне необходимо.
Что я хочу узнать о своей роли в этой проблеме? (и снова формулируем вопрос с точки зрения ответа здесь)
Что я хочу узнать об этой проблеме? (аналогично формулируем)
Бывают сложности с формулировкой запроса. Так, я пыталась распознать чувства, которые буквально не давали мне жить в мое проблеме. И задавала себе вопрос: что я чувствую в своей проблеме? – Но под него не получалось найти карту. – Видимо, вопрос был слишком сложным, либо еще не выведен в область сознания. (или непрофессионально задан, как сказали бы психологи:-)). Тогда я изменила его, и задала так: А какая я в этой проблеме? – И нашла карточку… Которая настолько меня поразила (испугала), что на ближайшее время я прекратила работу. – И здесь мы снова вспоминаем про медитацию и про важное умение успокаивать себя, не думать о проблеме. Потихоньку чувства приводятся в порядок, остывают и после этого мы можем продолжить работу с ними.
Далее идет уточнение проблемы.
Какие необходимо задавать себе вопросы для уточнения проблемы? – Даю правильные психологические вопросы, которые наплавлены на то, чтобы включался внутренний механизм решения проблемы:
Что я здесь вижу? (подробно описать)
Как я это понимаю? О чем эта карта? Про что она?
Как это про меня? Что здесь про меня? Какую роль здесь играю я?
(возможно) Где здесь я? Кто здесь остальные участники? Что они делают, как кто проявляет себя?
Что я чувствую, глядя на эту карту?
Вообще пункт уточнения относится к каждой новой метафорической карте. Как только я достаю под какой то вопрос карту – так первым делом я приступаю к ее описанию. И если я это делаю в одиночестве, то лучше все это записывать. И вообще все ходы записывать :-).
Следующий шаг – поиск мотивации и путей для трансформации.
Здесь задача увидеть нечто такое, что мне не нравится ( и я захочу это изменить). Замечательно если получится образно говоря, “перевернуть” картинку и осознать ситуацию с обратной стороны медали – глазами других участников, как в примере из следующей статьи.
В этом моменте, конечно, большую роль играют профессиональные знания. У новичка без опыта самостоятельной работы над собой может ничего не получиться. Ну что здесь сказать – начинайте с сеансов у психолога. Читайте книги по психологии, по работе с метафорическими картами. И я тоже с этого начинала. Здесь хочется еще раз подчеркнуть, – я веду речь о достаточно серьезном уровне подготовки. Читатель уже, например, имеет опыт работы над собой, понимает свои чувства, умеет задавать себе правильные вопросы:
Как я в этом себя чувствую? Как мне это? Мне это нравится?
Я хочу это изменить?
Как я могу это изменить? – Под этот запрос можно вытащить новую карту из ресурсов или из действий или из той же колоды, с которой начали, либо что-то поменять (изменить место карты, ее восприятие, удалить или что то добавить к ней) в имеющемся раскладе. Каждую новую карту необходимо “расшифровывать” – объяснять, что она означает и что это значит для меня.
Что мне поможет это изменить? (вытащить карту из ресурсной колоды и объяснить ее)
Зачем мне эта ситуация нужна?
Какая моя выгода от этой ситуации?
Что меня здесь больше всего раздражает? Про что это во мне (или не во мне)?
В примере, с которого я начала (когда достала страшную карту), через время, успокоившись, я вернулась к ней. Разумеется, никто не собирался оставаться в таком ощущении себя. Это хотелось изменить.
А какой я хочу быть? – спросила себя (и вытащила соответствующую карту описала ее).
И очень важный вопрос – а что поможет мне стать такой (или чего мне не хватает чтобы быть такой)? – Данный вопрос психологи бы отнесли к поиску ресурсов. Но я не захожу именно в ресурсные колоды. Я ищу ответ в тех картах, в которых хочу его искать (интуитивно).
Некоторые вопросы, которые встречаются по ходу работы:
Что делать, если ты достал карточку в закрытую и не понял, о чем она? – Заложи в себя вопрос и сохрани на потом. Очень часто, – я заметила, ответ приходит не сразу. Зато потом он осеняет!
Нужны ли громоздкие методики в самостоятельной работе с метафорическими картами? – По моим наблюдениям, это излишне. В конечном итоге ты начинаешь доставать карточки, идентичные тем, что уже достал. То есть, ты крутишься вокруг одного и того же. Думается, что громоздкие методики, рассчитанные на 10 – 15 и более карт в работе нужны для создания видимости стараний психолога. Либо нужны для тех клиентов, до которых с одного раза не доходит (если повторим сто раз, то он уж точно все поймет!). Но я в случае непонимания предпочитаю оставить на потом, нежели тратить время на топтание на месте.
Как работать с метафорическими картами? Основные принципы, стратегии и техники
Основную информацию о метафорических картах вы можете узнать из нашей статьи «Что такое метафорические ассоциативные карты и с чем их едят? Механизмы воздействия и основные способы работы». В этой статье мы уделим внимание более глубокому изучению этого инструмента психолога, в частности основным принципам работы, стратегиям и техникам, а также рассмотрим возможности применения игровых платформ (на примере игровой платформы Татьяны Ушаковой «Дорога к…»).
Принципы работы с метафорическими картами
На изображении представлена карта из колоды «Из сундука прошлого»
Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:
1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки диагноза. Карты могут давать информацию о человеке, психолог может интерпретировать ее, выдвигать свои гипотезы.
2. Метафорические карты – это средство взаимодействия с клиентом, инструмент работы психолога. А это значит, что успех работы с таким инструментом зависит в первую очередь от навыков и профессионализма психолога.
3. При работе с метафорическими картами важно не давать клиенту подсказки, собственные интерпретации. Имеет значение лишь собственный выбор и понимание клиента.
4. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику.
5. Не стоит делать выводы на основе выбора клиента, нельзя этот выбор оценивать, так как он не может быть «неверным» – для клиента это лишь шаг к пониманию себя.
Общие стратегии работы с метафорическими картами
На изображении представлена карта из колоды «Это все о нем»
Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:
Произвольный, открытый выбор карты – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.
Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:
работу с картами-изображениями (рисунками, фотографиями);
работу с картами-словами (или словосочетаниями, фразами).
Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карт. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент САМ захочет ее выполнить. Добавить карточки со словами можно, конечно, прямо на первой же встрече. Но! Только если клиент захочет это сделать.
Техники работы с метафорическими картами
В нашей предыдущей статье о метафорических картах мы уже писали, что каждый психолог составляет свой собственный план работы с метафорическими картами. Ориентируясь на конкретную ситуацию, психолог выбирает колоду (а может даже несколько), стратегию и различные техники. Приведем примеры некоторых техник:
Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами, с разных точек зрения. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;
Озвучивание – наполнение выбранных карт звуками, музыкой. Можно спросить клиента «какая музыка сейчас звучит?», «каковы голоса персонажей?» и т.д.;
Раскрашивание – после выбора карты клиентом, можно попросить клиента представить, что карточка нарисована простым карандашом, и предложить ему раскрасить ее на свое усмотрение, используя любые цвета;
Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему, и ведет с ней диалог;
Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карте. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
Режиссура – клиенту предлагается организовать, «режиссировать» представление, героями которого станут изображенные на карте персонажи;
Расширение рисунка – выбранная клиентом карта кладется на середину чистого листа бумаги. Клиенту предлагается продолжить рисовать таким образом, чтобы был заполнен весь лист.
Это лишь некоторые техники из множества существующих. Получив опыт работы с картами, психолог может разрабатывать свои техники и даже комбинировать метафорические карты с другими инструментами. Как пример можно рассмотреть игровые платформы, которые соединяют в себе преимущества метафорических карт и игрового формата.
Что такое игровые платформы?
На изображении представлена игра с использованием игровой платформы «Полярная звезда»
Игровые платформы – это игровые поля, своего рода обрамление для проведения психологической работы, индивидуальных консультаций и групповых занятий. В основе лежит работа с визуальными ассоциациями, метафорой, работа с метафорическими картами. Игровые платформы отличаются от «настольных игр» в первую очередь тем, что здесь на первом месте стоит психологическая работа, а не сама игра, т.е. нет проигравших и победителей, а при обсуждении есть возможность провести параллели между тем, что происходило в игре, и тем, что происходит с человеком в реальной жизни. Платформы предоставляют разные психологические возможности, сохраняя при этом такие важные атрибуты игры, как азарт, интрига и возможность проявления эмоций.
При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их по запросу клиента. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе набор метафорических карт.
Преимущества игровых платформ
Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление участников;
Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен участникам;
В игровой атмосфере людям легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;
Игру человек видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности. Одна из задач психологической работы в целом – помочь клиенту ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. Достичь успешной реализации этой задачи и помогает формат игры.
Рассмотрим вариант такого способа работы с метафорическими картами на примере игровой платформы «Дорога к…», автор – Татьяна Ушакова.
«Дорога к…»
Игра может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Она предназначена для людей разных возрастов, начиная с подросткового. Специалист может использовать игровую платформу по своему усмотрению, создавая свои собственные варианты игры.
Образ дороги связан в нашем сознании с активностью, движением, процессом. Игра называется «Дорога к…», так как в ее основе лежит метафора достижения цели, движения в сторону желаемого результата. Двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог, клиент открывает разные карты с изображениями и словами, и эти карты становятся для него метафорой того или иного участка его пути к цели.
Поскольку суть игры не в соревновании, а в размышлении о себе, то важной частью игрового процесса является определение и акцентирование той части себя, которая и становится предметом размышления. Фактически это формулирование запроса, с которым клиент приходит к психологу, ведь игра в нашем случае является лишь одной из форм психологической работы. Обсуждение запроса происходит до начала игры. В дальнейшем, по ходу игры и после ее окончания, все происходящее анализируется и рассматривается именно с точки зрения проблемы клиента. Запросы должны быть написаны на стикерах и прикреплены на игровом поле на финише. Важно, чтобы все игроки чувствовали себя в безопасности, поэтому если кто-то из них не хочет, чтобы другие видели его запрос, то имеет право не показывать его никому. Но принципиально важно его сформулировать и записать.
Игрокам важно не только описать желаемую цель, но и визуально представить ее. Поэтому их просят подумать о своей цели (мечте) и представить, как будет выглядеть их жизнь, когда цель будет достигнута. Помимо этого они могут в открытую выбрать из используемой в игре колоды карту, отражающую для них образ исполненной мечты. Они могут рассказать про нее, могут положить перед собой в открытом виде, а могут ничего этого и не делать.
Для участия в игре каждому необходимо «сотворить» свою собственную фишку, которая будет передвигаться по полю. Фишкой может быть стикер, на котором игрок рисует свой символ, или фигурка, слепленная из пластилина. Фишки могут отражать разные стороны личности игроков: например, их сильные стороны, настроение или желаемый образ.
Задача участников – пройти свой путь от старта до финиша. Это можно сделать, двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог. Их, как полагается в сказках, три: одна длинная, другая короткая, третья – средняя. Понятно, что у каждой дороги есть свои плюсы и минусы. На короткой дороге больше рисков и опасностей, на длинной их меньше всего.
На изображении представлено поле игровой платформы «Дорога к…»
Ход определяется броском кубика. В игре задействовано два кубика, и в некоторых случаях кубик можно выбрать, а в некоторых нельзя:
Игрок, передвигающийся по длинной дороге, перед каждым ходом имеет право сам выбрать кубик, который он будет бросать. Бросая малый кубик (на гранях которого только одна, две или три точки), игрок имеет возможность продвинуться максимум на три клетки вперед, бросая большой кубик (на его гранях шесть вариантов – от одной точки до шести) – на все шесть.
Идущий по средней дороге игрок получает право выбора после того, как достигнет середины пути. До этого он может перемещаться, только кидая малый кубик.
Тот, кто идет по короткой дороге, бросает исключительно кубик с тремя точками.
Каждая дорога состоит из «участков пути» – незакрашенных полей, на которые игроки ставят свои фишки. Оказавшись на пустом участке, игрок должен «заполнить» его – положить на него метафорическую карту либо с изображением, либо со словом (это зависит от того, на какой именно участок попадает фишка игрока).
Когда игрок сделал ход, его задача – вытащить вслепую одну карту и положить ее на тот участок дороги, на котором он оказался. И здесь начинается психологическая работа, в основе которой лежит работа с метафорическими картами. Карта становится предметом для диалога игрока и ведущего. Основной вопрос для обсуждения: как эта карта отражает твое движение к финишу (цели, мечте)?
На каждой из дорог есть особые участки. Они обозначены как «Поддержка», «Неожиданный ресурс» или «Препятствия». Попав на подобный участок, игрок так же, как и во всех остальных случаях, вытягивает карту из колоды, кладет ее на пустую клетку, а затем пропускает ход. Когда же ход «приходит» к игроку снова, его задача – рассказать о доставшейся ему карте именно с точки зрения возможной поддержки, неожиданного ресурса или препятствия. Пропуск хода, с одной стороны, создает игровую интригу, с другой – дает участнику время рассмотреть карту и обдумать вопрос.
На пути от старта до финиша участникам встречаются участки, замедляющие темп их движения: на это указывают пунктирные тропинки, уводящие игрока с основного пути. В случае, если фишка игрока попала на участок, откуда отходит такая тропинка, его ожидает встреча с чем-то, находящимся вне траектории его движения. И встреча эта предписывает ему трансформироваться, изменить свой внешний вид. Пока остальные продолжают делать ходы, игрок вносит изменения в свой рисунок или в свою пластилиновую фигурку. И только изменившись, он может вернуться на тот участок, который «сбил его с пути».
Тропинки ведут на клетки разного цвета (красного, зеленого или синего), но в правилах никакого специального значения этим цветам не приписано. Однако ведущий может наделить эти клетки разными свойствами (в зависимости от цвета). Например, красная клетка может обозначать необходимость переписать запросы, синяя – необходимость изменить только маленькую деталь своей внешности, а зеленая – необходимость трансформироваться радикально. И как всегда, важно поразмышлять о том, что все это значит для игрока.
На длинной дороге есть и еще одна специальная клетка – черная. Эта особая часть пути, но никаких фиксированных свойств ей также не приписано. Какими свойствами она будет обладать – выбор ведущего. Можно назначить ее «Поворотом на 180 градусов» (в таком случае попавший на нее участник игры должен будет развернуться и пройти назад по той же дороге определенное количество ходов) или же «Необходимостью перейти на другую дорогу». Главный смысл этой клетки – возможность поговорить об изменении пути, о каком-то неожиданном повороте.
Игрок заканчивает игру тогда, когда значение выпавшего кубика обеспечивает ему попадание именно на клетку «Финиш». Игра может развиваться по-разному, но важно, чтобы до финиша добрались все игроки.
Важным этапом работы с игровой платформой, в том числе и в групповом формате, является этап обсуждения по завершении игры. Этот этап работы нельзя сокращать. Необходимо сопоставить с реальной жизнью участников те выводы, идеи и смыслы, которые были обнаружены в игровом процессе. Иначе есть риск, что игра может остаться для участников просто развлечением, приятным времяпрепровождением, что допустимо в традиционных играх, но неприемлемо в психологической работе. Обсуждение игры фактически выполняет функцию шеринга, суть которого сводится к обмену впечатлениями и эмоциями, возникшими как в ходе самого игрового процесса, так и в процессе размышления о цели и возможностях ее достижения.
Выше описаны общие правила игры. Однако, как уже говорилось, правила в данном случае – вещь гибкая.
В нашем интернет-магазине представлены различные метафорические карты, а также игровые платформы Татьяны Ушаковой, автора колод «Кнуты и пряники», «Огонь, мерцающий в сосуде» и «Роботы»:
Также рекомендуем игровую платформу Н. Рубель и Н. Дубашидзе «Ксенобиология, или Жизнь фантастических существ».
Каждая из игровых платформ имеет свою специфику. Тем не менее, все они многофункциональны и дают возможность обратиться к конкретным запросам клиента. Игровые платформы структурируют процесс работы, делают его более наглядным и понятным клиенту.