Металанг что это язык

Металанг что это язык

М етаданные — данные о данных ( источник, формат, дата создания, объем и т. п.).

Метаязык и проблема истинности высказывания

Метаязык — язык описания (задания) языка.

Понятие « метаязык » введено математиком Альфредом Тарским как инструмент преодоления самореферентных логических парадоксов (парадокс лжеца и др.).

Тарский показал, что попытки определения понятия «истинное предложение» в естественном языке, неизбежно приводящие к парадоксу Лжеца, являются результатом смешения языка-объекта и (часто неявно предполагаемого) метаязыка.

Формально точное (и не ведущее к противоречиям) определение истинности предложения может быть построено лишь в метаязыке.

Первый уровень языка (низший, обычный, повседневный язык) утверждает об объектах, например:

    На первом уровне нет понятий «ложь» и «истина».

    О ценка истинности утверждений об объектах, прерогатива метаязыка — следующего уровня.

    Только на втором уровне (в метаязыке) имеет смысл предложение:

      Утверждение «снег белый» истинно

      Об истинности предложения Утверждение «снег белый» истинно можно говорить только на третьем уровне — метаметаязыке, где метааязык является объектным языком для этой следующей ступени и т. д.

      Формализация языков в качестве языков-объектов и необходимое для этой цели построение соответствующих метаязыков играют большую роль в лингвистических и логических исследованиях компьютерных языков (информационных, разметки, программирования).

      Мета язык (лингвистика)

      Метаязык (от греч. μετά — через, после) — язык «второго порядка», по отношению к которому естественный человеческий язык выступает как «язык-объект» и предмет языковедческого исследования.

      Термин «метаязык» возник в математике и логике:

      формализованный язык, средствами которого исследуются свойства соответствующих предметных (или объектных) теорий, разграничиваются уровень описываемых объектов и уровни их описания.

      Метаязык языкознания будучи языком описания естественного языка, одновременно выступает как его часть.

      В метаязыке понятия методологически обусловленны (по-разному трактуются и осмысляются в соответствии с методологическими основами направлений исследования.

      «кратчайшая единица системы выражения звукового языка, способная различать звуковые оболочки слов и морфем» (московская фонологическая школа);

      «пучок дифференциальных признаков» (пражская фонологическая школа);

      «семья звуков» (английская фонетическая традиция);

      «точка пересечения сети функций» (глоссематика) и т. п.

      См. Метаязык (в ЛЭС: лингвистическом энциклопедическом словаре)

      Мета язык (информатика)

      Метаязык (в информатике) — формальная система данных и правил их построения, задающая описания свойств системы данных более низкого уровня.

      Текстами метаязыка являются наборы метаданных (данных, служащие для описания имеющихся данных).

      Метаданные (от лат. meta — цель, конечный пункт, предел, край[1] и данные) — информация о другой информации, или данные, относящиеся к дополнительной информации о содержимом или объекте.

      Метаданные раскрывают сведения о признаках и свойствах, характеризующих какие-либо сущности, которые позволяют автоматически обрабатывать их в больших информационных потоках.

      Сложно провести формальное разделение на данные и метаданные в документе, поскольку:

      данные и метаданные могут меняться ролями (определяется пространством имён, системой отсчёта, точкой зрения).

      Метаданные могут создаваться:

      вручную («гарантирует» осмысленность, но долго, дорого)

      по содержанию (описание ресурса (файла), либо содержимое ресурса (информации в файле).

      по отношению к ресурсу (в целом или к его частям)

      по возможности логического вывода (данные сами по себе; метаданные, описывающие данные; метаданные, которые позволяют делать логический вывод, используя второй слой).

      Формат метаданных — стандарт формального описания некоторой категории ресурсов (объектов, сущностей, атрибутов, свойств и т. п.). Формат метаданных включает

      Метаязык (постмодернизм)

      Мета язык (в постмодернизме ) :

      «тот неизбежно искусственный язык, на котором (в контексте постмодернистской концепции симуляции) ведется логическое исследование языка-объекта (предмета логического исследования)

      трансгрессивная по своей природе процессуальность вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка.

      Язык-объект и метаязык зада ю тся определенного типа дискурсом и есть форм ы проявления рефлексирующего над языком бытия.

      Таким образом, «язык-объект» выступает как один из двух равноправно-связанных языков :

      метаязыка (планом выражения для языка-объекта)

      языка-объекта ( планом содержания для метаязыка ).

      Л ишь в системе отсчета субъекта-критика :

      «язык-объект» выступает как «слово другого» (Р.Барт),

      М етаязык, выступает предметом рефлексии сам для себя, обрета ет функциональный статус «языка-объекта».

      Формальные языки

      Любой естественный характеризует:

      изменчивость, которая состоит в непостоянстве словарного состава языка;

      неоднозначность трактовки фраз различными людьми;

      Перечисленные особенности не позволяют применить естественный язык для записи алгоритма, поскольку одним из свойств алгоритма является его детерминированность, т.е. однозначность выполнения шагов любым исполнителем. Наиболее простой путь преодоления нежелательных свойств естественных языков – построение языков искусственных со строгим синтаксисом и полной смысловой определенностью – такие языки получили название формальных.

      В любом языке – естественном или искусственном – можно выделить две составляющие: синтаксис и семантику.

      Синтаксис – это совокупность правил, согласно которым строятся допустимые в данном языке конструкции.

      Семантика – смысловая сторона языка – соотносит единицы и конструкции языка с некоторым внешним миром, для описания которого язык используется.

      Для описания формального языка необходим другой язык, с помощью которого будут создаваться языковые конструкции.

      Описываемый формальный язык называется языком-объектом, а язык, средствами которого производится описание – метаязыком.

      Метаязык должен обеспечивать как описание структурных единиц языка и правил объединения их в допустимые предложения, так и содержательную (смысловую) сторону языковых конструкций.

      Любая грамматика начинается с указания алфавита, т.е. набора символов, посредством которого строятся конструкции языка.

      Формальная грамматика задается упорядоченной четверкой, где T и N – непересекающиеся конечные множества, образующие алфавит или словарь порождаемого формального языка; T называется множеством (словарем) терминальных символов; N – множеством (словарем) нетерминальных (вспомогательных) символов. S – начальный (выделенный) вспомогательный символ из множества N. P – набор правил вывода конструкций языка (подстановок) из выделенного вспомогательного символа, имеющие вид g h, где g и h – цепочки, состоящие как из терминальных, так и нетерминальных символов.

      Метаязык и логико-математического моделирования

      Обращение к определенному метаязыку описания является важным для построения логико-математических моделей.

      Сама модель часто выступает как метаязык, в терминах которого фиксируются исходные данные.

      При описании структуры и правил использования любого искусственного языка всегда употребляют определенную систему обозначений, понятий и конструкций. Эта система позволяет представить описываемый язык при помощи объектов и отношений между ними и подчинена строгом правилам, она может сама считаться языком, либо уже известным, либо специально разработанным для описания исходного языка. Такой язык, описывающий свойства другого языка, т.е. язык второго порядка, называется метаязыком.

      При описании естественного языка обычно в качестве метаязыка рекомендуется использовать тот же самый язык, например ограниченный русский для представления русского языка или ограниченный английский, который используется в машинном переводе.

      Дело существенно меняется, если требуется описание искусственного языка в строящихся для определенных целей и имеющих формальные и однозначные правила построения. Эти метаязыки для искусственных языков должны иметь простую структуру и простую внутреннюю организацию. В настоящее время для описания синтаксиса искусственного языка используется ряд популярных метаязыков, их еще называют метасинтаксические языки.

      Мета язык и вычислимость

      Метасинтаксические язык и

      Ф ормальные языки — это множества цепочек, составленных из символов некоторого конечного алфавита.

      Способ задания языка называет грамматикой этого языка.

      Назначение грамматики — задание языка.

      Это задание обязательно должно быть конечным, иначе человек не будет в состоянии эту грамматику понять.

      Например, грамматика L = (здесь n — натуральное число) задает язык L, состоящий из цепочек вида ab, aabb, aaabbb и т.д.

      Язык L представляет собой бесконечное множество цепочек, но тем не менее, его грамматика (описание) состоит всего из 10 символов, т.е. конечна.

      В примере выше в качестве такого принципа выступает следующий: «каждая цепочка языка начинается с символов a, за которыми идет столько же символов b».

      Если язык представляет собой бесконечную совокупность случайным образом набранных цепочек, строение которых не подчиняется единым принципам, то очевидно для такого языка нельзя придумать грамматику.

      В целях математической строгости и единообразия подхода обычно такие совокупности языком считают.

      Г рамматика языка описывает законы внутреннего строения его цепочек ( синтаксически е закономерности.

      Тогда можно создать алгоритм для компьютера, который будет брать на вход описание грамматики, сделанное на этом метаязыке, и обрабатывать цепочк и языка.

      Такие парадигмы описания грамматик называют синтаксическими теориями.

      Формальная грамматика — это математическая модель грамматики, описанная в рамках какой-то синтаксической теории.

      Самый известный метаязык для задания грамматик — порождающие грамматики Хомского.

      С алгоритмической точки зрения грамматики можно подразделить по способу задания языка. Имеются три основных таких способа (вида грамматик):

      Распознающие грамматики. Такие грамматики представляют собой устройства (алгоритмы), которым на вход подается цепочка языка, а на выходе устройство печатает «Да», если цепочка принадлежит языку, и «Нет» — в противном случае.

      Порождающие грамматики. Этот вид устройств используется для порождения цепочек языков по требованию. Образно говоря, при нажатии кнопки будет сгенерирована некоторая цепочка языка.

      Перечисляющие грамматики. Такие грамматики печатают одну за другой все цепочки языка. Если язык состоит из бесконечного числа цепочек, то процесс перечисления сам никогда не остановится. Его можно остановить принудительно в нужный момент времени.

      Метаязык Хомского имеет следующую систему обозначений:

      символ “®” отделяет левую часть правила от правой (читается как «порождает» и «это есть»);

      нетерминалы обозначаются буквой А с индексом, указывающим на его номер;

      каждое правило определяет порождение одной новой цепочки, причем один и тот же нетерминал может встречаться в нескольких правилах слева.

      Описание идентификатора на метаязыке Хомского будет выглядеть следующим образом:

      Приведенный в предыдущем разделе пример описания идентификатора показывает громоздкость метаязыка Хомского, что позволяет эффективно использовать его только для описания небольших абстрактных языков. Более компактное описание возможно с применением метаязыка Хомского-Щутценберже, использующего следующие обозначения метасимволов:

      символ “=” отделяет левую часть правила от правой (вместо символа “ ® ”);

      нетерминалы обозначаются буквой А с индексом, указывающим на его номер;

      каждое правило определяет порождение нескольких альтернативных цепочек, отделяемых друг от друга символом “+”, что позволяет, при желании, использовать в левой части только разные нетерминалы.

      Метаязык Хом ского-Щутценберже

      Более компактное описание возможно с применением метаязыка Хомского-Щутценберже, использующего следующие обозначения метасимволов:

      символ “=” отделяет левую часть правила от правой (вместо символа “ ® ”);

      нетерминалы обозначаются буквой А с индексом, указывающим на его номер;

      каждое правило определяет порождение нескольких альтернативных цепочек, отделяемых друг от друга символом “+”, что позволяет, при желании, использовать в левой части только разные нетерминалы.

      Введение возможности альтернативного перечисления позволило сократить описание языков. Описание идентификатора будет выглядеть следующим образом:

      Бэкуса-Наура формы (БНФ)

      Метаязыки Хомского и Хомского-Щутценберже использовались в математической литературе при описании простых абстрактных языков.

      Метаязык, предложенный Бэкусом и Науром, впервые использовался для описания синтаксиса реального языка программирования Алгол 60.

      Наряду с новыми обозначениями метасимволов, в нем использовались содержательные обозначения нетерминалов.

      Это сделало описание языка нагляднее и позволило в дальнейшем широко использовать данную нотацию для описания реальных языков программирования.

      Были использованы следующие обозначения:

      символ «::=» отделяет левую часть правила от правой;

      нетерминалы обозначаются произвольной символьной строкой, заключенной в угловые скобки » «;

      каждое правило определяет порождение нескольких альтернативных цепочек, отделяемых друг от друга символом вертикальной черты «|».

      Пример описания идентификатора с использованием БНФ:

      Правила можно задавать и раздельно:

      Формы Бекуса-Наура используются с двумя основными целями:

      они являются металингвистическим языком, стандартным для описания языков программирования;

      они описывают правила построения текстов или конструкций.

      Ч тобы БНФ приблизить к традиционному представлению формальной грамматики, следует осуществить ряд преобразований:

      стандартную связку : : = заменить на →

      представляются большими буквами, в основном латинскими

      основные символы языка представляют маленькими и называют терминалами.

      выделяется нетерминальный символ, составляющий самой первой и общей конструкции, и его называют начальным символом S.

      Таким образом, множество терминальных символов, множество нетерминалов с выделенными начальными символами и множество правил вывода входят в формальное определение порождающей грамматики.

      Язык, порождаемый такими грамматиками, это множество терминальных цепочек, которые можно вывести из начального символа.

      Маша любит Васю
      ↓ ↓ ↓
      Т Т Т =Vтер.
      М Л В
      ↓ ↓ ↓
      =Vнетер.

      Ф ормальное определение порождающей грамматики состоит из 4-ки компонентов [Vт, Vнт, R, S]:

      Vт – множество терминальных символов (словарь)

      Vнт – множество нетерминальных символов (словарь метаязыка)

      S – начальная аксиома метаязыка (п равильный символ, с которого начинается подстановка )

      Расширенные Б экуса-Наура формы ( Р БНФ)

      Метаязыки, представленные выше, позволяют описывать любой синтаксис.

      Однако, для повышения удобства и компактности описания, целесообразно ввести в язык дополнительные конструкции.

      В частности, специальные метасимволы были разработаны для описания необязательных цепочек, повторяющихся цепочек, обязательных альтернативных цепочек. Существуют различные расширенные формы метаязыков, незначительно отличающиеся друг от друга.

      Их разнообразие зачастую объясняется желанием разработчиков языков программирования по-своему описать создаваемый язык.

      К примерам таких широко известных метаязыков можно отнести:

      метаязык Вирта, используемый при описании Модулы-2,

      метаязык Кернигана-Ритчи, описывающий Си.

      Зачастую такие языки называются расширенными формами Бэкуса-Наура (РБНФ).

      РБНФ, используемые Виртом, имеют следующие особенности:

      Квадратные скобки «[» и «]» означают, что заключенная в них синтаксическая конструкция может отсутствовать;

      фигурные скобки «<" и ">» означают ее повторение (возможно, 0 раз);

      круглые скобки «(» и «)» используются для ограничения альтернативных конструкций;

      сочетание фигурных скобок и косой черты «» используется для обозначения повторения один и более раз. Нетерминальные символы изображаются словами, выражающими их интуитивный смысл и написанными на русском языке.

      Наряду с текстовыми способами описания синтаксиса языков широко используются и графические метаязыки, среди которых наиболее широкую известность получил язык диаграмм Вирта, впервые примененный для описания языка Паскаль.

      Метасимволы заменены следующими графическими обозначениями:

      терминальные символы и их постоянные группы располагаются в окружностях или прямоугольниках со скругленным вертикальными сторонами;

      нетерминальные символы заносятся внутрь прямоугольников;

      каждый графический элемент, соответствующий терминалу или нетерминалу, имеет по одному входу и выходу, которые обычно рисуются на противоположных сторонах;

      каждому правилу соответствует своя графическая диаграмма, на которой терминалы и нетерминалы соединяются посредством дуг;

      должна быть одна входная дуга (располагается обычно слева и сверху), задающая начало правила и помеченная именем определяемого нетерминала, и одна выходная, задающая его конец (обычно располагается справа и снизу).

      Грамматика G=(T,N,P,S) состоит из 4 элементов:

      Алфавит (Т) терминальных символов (буквы, цифры, спец.символы);

      Алфавит (N) нетерминальных символов (символы метаязыка для описания языка-объекта)

      Набор правил описания синтаксиса (Р);

      Правильный символ, с которого начинается подстановка (S).

      Согласно Хомскому, формальные грамматики можно разделить на четыре типа:

      Тип 1 — контекстно-зависимые

      Тип 2 — контекстно-свободные

      Ролан Барт «Литература и метаязык «

      Логика учит нас плодотворному разграничению языка-объекта и метаязыка.

      Логическое мышление как раз и состоит в том, что отношения и структуру реального языка (языка-объекта) я могу сформулировать на языке символов (метаязыке).

      Наши писатели в течение долгих веков не представляли, чтобы литературу (само это слово появилось недавно) можно было рассматривать как язык, подлежащий, как и всякий язык, подобному логическому разграничению.

      Литература никогда не размышляла о самой себе (порой она задумывалась о своих формах, но не о своей сути), не разделяла себя на созерцающее и созерцаемое; короче, она говорила, но не о себе.

      Развитие это прошло, в общих чертах, следующие фазы. Сначала сложилось профессиональное самосознание литературного мастерового, вылившееся в болезненную тщательность, в мучительное стремление к недостижимому совершенству (Флобер).

      Затем была предпринята героическая попытка слить воедино литературу и мысль о литературе в одной и той же субстанции письма (Малларме).

      Потом появилась надежда устранить тавтологичность литературы, бесконечно откладывая самое литературу «на завтра», заверяя вновь и вновь, что письмо еще впереди, и делая литературу из самих этих заверений (Пруст).

      Далее суду подверглась сама «спокойная совесть» литературы: слову-объекту стали намеренно, систематически приписывать множественные смыслы, умножая их до бесконечности и не останавливаясь окончательно ни на одном фиксированном означаемом (сюрреализм).

      Благодаря всем этим попыткам наш век (последние сто лет), быть может, будет назван веком размышлений о том, что такое литература (Сартр ответил на этот вопрос извне, чем и обусловлена двусмысленность его литературной позиции).

      Поскольку же такие поиски ведутся не извне, а внутри самой литературы, точнее, на самой ее грани, в той зоне, где она словно стремится к нулю, разрушаясь как язык-объект и сохраняясь лишь в качестве метаязыка, где сами поиски метаязыка в последний момент становятся новым языком-объектом, то оказывается, что литература наша уже сто лет ведет опасную игру со смертью, как бы переживает свою смерть; она подобна расиновской героине (Эрифиле в «Ифигении»), которая умирает, познав себя, а живет поисками своей сущности.

      Этим, собственно, и определяется ее трагизм: наше общество, стоящее ныне как бы в историческом тупике, оставляет литературе лишь характерно эдиповский вопрос: кто я?, запрещая ей при этом подлинно диалектическую постановку вопроса: что делать?

      Источник

      Модификация общения: единый язык будущего для всего человечества

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык

      Сам Амундсен считал, что хорошо понимает язык жителей заполярья. Он перенял у них множество полезных навыков: овладел умением обращаться с ездовыми собаками, научился строить иглу, изучил принципы выживания во льдах. Однако язык инуитов – инуктитут – оказался не так прост, и договориться не всегда получалось даже у опытного норвежца.

      История знает множество примеров, когда люди, не понимая друг друга, решали проблемы открытым конфликтом. Казалось бы, английский, как язык мирового значения, вопрос коммуникации закрывает. Но людей не покидает надежда придумать универсальный язык, адаптированный под возможности новых технологий.

      Вавилонское смешение языков

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Карта связей в индоевропейской языковой группе

      Русский, английский, французский, греческий и многие другие языки родственны друг другу – все они произошли от общего предка, называемого индоевропейским или праиндоевропейским языком. Есть множество гипотез по поводу происхождения этого языка, но все они сходятся в том, что примерно 6 000 лет назад уже существовал «универсальный» единый язык для множества народов.

      В Античности международным был древнегреческий язык. Более тысячи лет в Европе латинский язык использовался для международного общения. В мусульманском мире аналогичную роль играл арабский язык.

      В 16-17 веках как международный использовался испанский язык (языком мирового значения остается уже пять веков). Языки разных народов, сменяя друг друга, доминировали в Европе: французский, немецкий, английский.

      Однако ни один язык во все времена не мог претендовать на звание «идеального». Дело в том, что любой язык дает больше преимуществ носителю, чем человеку, который вынужден осваивать его «с нуля» во взрослом возрасте.

      Изобретая письменность

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Список из 40 родов языка Уилкинса

      В мире насчитывается 7000 естественных языков, но люди продолжают придумывать собственные новые языки. Некоторые делают это для развлечения, но многие стараются принести реальную пользу. В книге «Поиск идеального языка» Умберто Эко писал о 83-х отдельных проектах по созданию идеальных языков в 17-18 веках. На общем фоне исследований выделялась огромная работа Джона Уилкинса «Опыт о подлинной символике и философском языке».

      В основу системы Уилкинса положен принцип пазиграфии – она состоит из набора «строительных блоков», из которых можно построить все возможные вещи и понятия. Предложенная система не имела орфографии, а каждый символ представлял собой непосредственное «изображение» какого-либо понятия без фонетического соответствия.

      Работа Уилкинса осталась исключительно философским исследованием и не привлекла много сторонников. Однако к 19 веку в Европе возросла потребность в транснациональной коммуникации, а устаревший латинский язык, не обладающий необходимой гибкостью для ведения современных торговых, военных и политических переговоров, уже не мог играть роль универсального языка.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Алфавит эсперанто

      Наиболее успешной попыткой изобрести универсальный международный язык можно назвать эсперанто, создатель которого Людвик Заменгоф удачно использовал лексику крупных европейских языков и составил грамматику, достаточно простую по структуре. Эсперанто легко учить, особенно на начальном этапе, вследствие простой грамматики и отсутствия исключений.

      Сейчас в мире насчитывается по разным оценкам от ста тысяч до двух миллионов человек, говорящих на эсперанто, причем примерно для двух тысяч человек язык эсперанто является родным. Эсперанто остается фактически единственным искусственным языком, которым владеет много людей во всем мире.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Семаграфическая система (линейный графический язык) блиссимволика

      Нельзя сказать, что эсперанто уникальный в своем роде. Концепции «совершенных» языков не всегда ограничивалась только лишь философскими трактатами. Язык блиссимволика, созданный Карлом Блиссом в первой половине 20 века, сегодня используется в обучении инвалидов с ограниченными возможностями для общения. В блиссимволике используется значение слов, а не построение их из фонем. Язык состоит из нескольких сотен базовых графических блисс-символов, представляющих определенные понятия. При объединении эти символы принимают новые значения.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Ифкуиль – искусственный язык, который по праву можно назвать эзотерическим. На иллюстрации – пример письменности

      Однако не всегда «идеальный» язык отличается простотой. Лингвист Джон Кихадо почти тридцать лет создавал язык ифкуиль, отличающийся крайней сложностью: в нем применяется лексикон из 3600 семантических корней, развиваемых с помощью сложной, матрицеподобной грамматики, разработанной для максимально точной и эффективной передачи смысла. В результате на ифкуиле фразу из 15−20 слов можно выразить одним «емким» словом.

      Путь к совершенству

      «… но насчёт языка ты в чём-то прав. Когда ты обращаешься непосредственно к нему, то он превращается в трёп, уловку. Всё равно что описывать сновидения дымовыми сигналами. Язык великолепен, благороден – ничего лучше, наверное, человеческое тело не в силах совершить, но нельзя превратить закат в цепочку похрюкиваний, ничего не потеряв. Язык ограничивает».
      Питер Уотс «Ложная слепота»

      Цитата очень хорошо передает огромную проблему искусственных и естественных языков. Мы пользуемся всего-то «костылями», чтобы помочь хромому. Язык ограничивает, а если предположить, что язык влияет и на наше мышление, то становится понятно, в какие жесткие рамки мы загоняем сознание.

      Существует гипотеза лингвистической относительности (так называемая гипотеза Сепира-Уорфа), которая предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Таким образом, язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.

      К слову, подобные размышления приходили и к создателям языков программирования. Пол Грэм, основатель Y Combinator и известный Lisp-евангелист, вообще заявил, что «типичные программисты удовлетворены любым языком, которым им пришлось пользоваться, потому что тот диктует им, как они должны думать о программах».

      Разработчик Юкихиро Мацумото, создатель Ruby, говорил, что одним из источников вдохновения для разработки его языка был научно-фантастический роман Сэмюэла Дилэни «Вавилон-17», основанный на гипотезе Сепира-Уорфа. В романе писатель продемонстрировал красоту выдуманного аналитического языка, позволяющего ускорить мышление благодаря представлению мира с помощью четких схем.

      Язык – естественная клетка для наших мыслей, эмоций и чувств. Но, кроме того, он обладает еще одним существенным ограничением: его надо учить. Выучить правила, запомнить слова, разобраться с грамматикой – все эти требования оказывают воздействия на наш перегруженный заботами мозг.

      Со временем к создателям искусственных языков пришло понимание, что универсальный язык должен отвечать одному требованию – его не нужно учить. А это значит, что язык должен быть пиктографическим, основанным на использовании иконических знаков. Есть очень редкие пиктографические языки – к примеру, трансцендентная алгебра и паленео. Есть и те, которые мы встречаем каждый день – системы знаков дорожного движения и эмодзи. Возможно, именно в этом направлении будет развиваться язык будущего – с пиктограммами, раскладывающими смысл на составные части.

      Общение с пришельцами

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Бинарный способ общения с пришельцами

      Во время работы над фильмом «Прибытие» режиссер Дени Вильнёв обратился за помощью к ученым Стивену и Кристоферу Вольфрамам. Стивен занялся кораблем пришельцев, а его сыну Кристоферу была поставлена задача анализа и написания кода для вымышленного нелинейного, визуального языка, на котором могли бы общаться пришельцы.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык
      Вид пластинки с «Пионера»

      Вольфрамы сделали предположение, что не всякая математика подходит на роль универсального языка. Часть математики тесно связана с нашей историей и нашим восприятием мира, что ставит под сомнение возможность адекватного межпланетарного общения. Исходя из этих соображений, отправлять на зонде «Пионер» схему спектральной линии водорода, созданную Карлом Саганом, было ошибкой. Инопланетяне просто не поняли бы наших умозаключений. Вместо этого, возможно, стоило бы сосредоточиться на единичных и двоичных последовательностях.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык

      То, что вы видите на картинке выше, это не фантазия дизайнера, а работа абсолютного реального софта, созданного Вольфрамом для формирования базы известных слов и понятий, почерпнутых из формы в составе логограммы пришельцев. Логограмма (круг, выглядящий как пятно от чашки кофе) при дешифровке разбивается на 12 элементов. Каждая секция представляет собой часть простого либо сложного предложения. Таким образом, в основе языка пришельцев также находятся простые пиктограммы.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык

      Как мы помним, на практике с пришельцами предлагают общаться несколько иным образом. На борту «Вояджера» находится пластинка со схемой излучения атома водорода для получения метрических и временных единиц, а также карта пульсаров, на которой помечено положение Солнца в Галактике.

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык

      Ученые также постарались с помощью «Вояджера» дать пришельцам представления о нашем «словаре». Цифры были определены путем соотнесения двоичных и арабских знаков и групп точек. Используя схему водорода, авторы определили единицы веса, длины и времени.

      Действительно ли наши представления о возможностях пришельцев помогут наладить с ними контакт? Ответ на этот вопрос дать невозможно. Но эксперименты по созданию межпланетного языка могут помочь нам самим выработать правила для общения внутри цивилизации, начавшей экспансию в космос.

      Общение будущего

      Металанг что это язык. Смотреть фото Металанг что это язык. Смотреть картинку Металанг что это язык. Картинка про Металанг что это язык. Фото Металанг что это язык

      Среди многих других нововведений 21 века одним из самых главных можно назвать новые формы общения. Оно стало мгновенным, междугородним и международным. Робототехника, виртуальная реальность и экстраординарные научные инновации расширяют наши возможности по коммуникации с помощью всех пяти чувств. Прорывы в биологии и неврологии открывают многообразные возможности – к примеру, мы уже можем подключить мозг к компьютеру и передать нашу мысль в сеть.

      В будущем язык подвергнется трансформации, потенциально далеко за пределами тех форм, о которых мы думали раньше. Даже такие неизменные вещи, как интимные отношения между людьми, изменятся: мы можем с помощью интернета передавать ощущения через сенсорные датчики, покрывающими буквально всё тело, между двумя или более людьми в режиме реального времени. Различные «умные» устройства имитируют ощущения физического прикосновения с удивительной точностью – вы можете услышать пульс партнера или ощутить поцелуй, находясь друг от друга на расстоянии в тысячи километров.

      Вместо того, чтобы просто отправить собеседнику смайлик, вы сможете удаленно пожать ему руку. Знаете, иногда вместо тысячи слов необходимо просто обнять человека – и с помощью сенсорных устройств сделать это можно будет в любом месте, где вы находитесь.

      Успехи в нейробиологии и биотехнологиях также дают надежду, что мы сможем по сети обмениваться сразу эмоциями. Зачем говорить какие-то слова или бросаться надоедливыми смайликами, если можно сразу сообщить другому человеку, что ты чувствуешь? Эмоция, вероятно, и есть самый универсальный язык из всех существующих – каждый человек способен испытывать гнев, радость или печаль.

      Мы быстро приближаемся к точке, за которой общение в сети становятся более простым и понятным, чем общение в реальной жизни. Более того, вовсе не обязательно будет общаться с другим человеком. Вашим контактом в гиперреалистичной версии ICQ может стать IBM Watson. Люди будут общаться с машинами, дружить с роботами и даже любить роботов. В этом мире, возможно, всё будет понятно уже без слов.

      Заключение

      Если «идеальный» означает четкий и недвусмысленный, то построение идеального языка означает сознательное отсечение всего выразительного диапазона. Идеальный язык в первую очередь безмерно скучен – это не язык Пушкина, Достоевского, Шекспира или Бальзака. На нем нельзя сказать ничего нового и интересного. Он не способен вас удивить. Он не даст вам новых уникальных способов взглянуть на мир.

      Идеальный язык позволяет вам быстро обмениваться информацией – и не более того. Богатство и выразительность языка кроется в его истории, эволюции, заимствованиях, правилах и исключениях. В конечном счете, несовершенство несовершенного языка позволяет нам модифицировать его в зависимости от собственных задач, целей, моды и настроения. Никакой искусственный язык не может проявить такую гибкость в адаптации.

      Всё вышесказанное вовсе не означает, что язык нельзя модифицировать. Наоборот, технологии дают нам возможность дополнить существующие каналы общения. Даже идеальный язык не способен отразить всё, что происходит с нами или вокруг нас. Прямой обмен эмоциями, чувствами, любой информацией, проходящей через восприятие тела как материального объекта, обладающего физическими свойствами, выводит нас на новый уровень коммуникации – с людьми, умными устройствами и самим искусственным интеллектом.

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *