Метаморфоза в психологии это простыми словами что такое
Метаморфоз
По телевизору на канале «Наука» показали американский фильм «Метаморфоз». Замечательно наглядная, качественная съемка превращений бабочки в гусеницу, головастика в лягушку. Один вид живого существа превращается совершенно в другое существо. Происходит чудо. Меняется тело: скелет, внутренние органы, форма тела. Полностью меняется поведение, качество жизни.
Проводится аналогия с человеком и вывод тоже делается, по-американски, на уровне тела: метаморфоз человека в том, что он меняет свое поведение в зависимости от состояния социума. То есть все свелось к приспособляемости человека к окружающей среде.
На самом деле метаморфоз человека происходит не на уровне тела, а на уровне сознания. Когда сознание расширяется, и ты становишься всей Вселенной, тело становится красивым. Физическое совершенство следует за совершенным сознанием. Тончайшие энергии света проникают в тело, поглощаются им и тело само начинает излучать свет.
Этот свет трансформирует тело, оно максимально расслабляется, каждая клеточка наслаждается, радуется. Напряжение исчезает полностью. Как в раннем детстве, когда радует все, каждое проявление жизни, будь то солнечный зайчик или букашка — чудо. Каждая игрушка — сокровище. Все удивляет, восхищает, каждый миг новый.
Для трансформации головастика в лягушку необходим солнечный свет. В затененной части пруда головастик может вообще не превратиться в лягушку. Все живое на Земле есть результат трансформации солнечного света. Наше тело, наш ум, наши эмоции — все это проявление света в разных качествах.
Наиболее тонкие вибрации света — это проявление в человеке любви, доброты, красоты, сострадания. Именно в такой последовательности, потому что сострадание — наивысшая форма проявления тончайших вибраций света. Это Вселенское качество.
Превращение гусеницу в бабочку, обретение крыльев для полета — принцип превращения человека разумного в человека сознательного. Обретаешь крылья счастья, когда сознание расширяется настолько, что все границы исчезают.
Миф об Икаре понимается буквально, на уровне тела. Обретение крыльев, возможность полета — это одно из посланий, которое оставили нам предки, чтобы человек не забывал, что есть другое качество жизни, другой уровень, уровень осознанности.
Результат метаморфоза человека — жизнь на уровне сознания, когда нет неудовлетворенности, потому, что ты полностью реализован. Нет целей, потому, что сама жизнь является целью. Когда вся Вселенная — родной дом и любовь изливается на тебя со всех сторон. Когда жизнь и творчество одно целое.
§ 2. Взрослый и ребенок. Принцип метаморфоза
§ 2. Взрослый и ребенок. Принцип метаморфоза
В общем сознании крепко утвердилось одно неверное представление: оно уверено, что ребенок отличен от взрослого только количественно; возьмите взрослого, уменьшите его в росте, сделайте послабее, отнимите знания и навыки, сделайте поглупее — и перед вами окажется ребенок.
Такое представление о ребенке как о маленьком взрослом очень распространено, и вряд ли много людей задумалось над тем, что, в сущности, ребенок не всегда является простой миниатюрной копией с взрослого, что он во многих отношениях отличается от взрослого коренным образом, что он представляет совсем иное, особенное существо.
То, что люди обычно не задумываются над этим, а остаются уверенными, что ребенок — только маленький взрослый, объясняется очень просто. Ведь судить о предметах и их законах по аналогии с самим собой («антропоморфически») — дело самое простое; примитивный человек даже животным и растениям приписывал черты, свойственные ему самому; он награждал весь внешний мир своими собственными качествами, приписывал ему радость и горе, видел у растений и даже у неживой природы разум, намерения и волю и обращался с ними как со своим подобием. Не мудрено поэтому, что уж ребенка он всегда расценивал по своей собственной мерке, приписывая ему все черты взрослого человека, которые были знакомы ему по своему личному опыту.
Особенно ярко мы можем видеть такое отношение к ребенку, если взглянем на то, как часто изображают детей.
На приводимом здесь рисунке (рис. 21) дано изображение ребенка и взрослого, сделанное взрослой узбечкой, жительницей далекого кишлака, стоящей на низком уровне культурного развития[28]. Узбечку эту попросили нарисовать женщину. Левая фигура и есть примитивное изображение женщины. «Но у всякой женщины должен быть ребенок», — отметила узбечка и нарисовала справа фигуру ребенка. Присмотримся к обоим рисункам, ведь они в точности напоминают друг друга и отличаются один от другого только своими размерами. То же примитивное расположение головы, рук, ног, тот же платок на голове и даже те же ожерелья на шее; ребенок в изображении этой полукультурной женщины — только маленький взрослый.
Рис. 21
Такое представление о ребенке держалось веками, и в каждой картинной галерее мы можем видеть десятки мадонн, на коленях у которых лежат младенцы, всеми пропорциями тела напоминающие взрослых. Маленькие Иисусы, маленькие князья и герцоги в портретных галереях немецких замков в одеждах взрослых, в сущности представляющие собой карликового роста взрослых людей, — разве все это не доказательство того положения, что человечество веками привыкло относиться к ребенку как к маленькому взрослому? Люди веками недооценивали того, что ребенок и по своему физическому облику, и по своим психическим свойствам представляет существо совершенно особого типа, качественно отличное от взрослого, законами жизни и деятельности которого несомненно нужно заняться с особым вниманием…
Ведь в самом деле, наш ребенок не только думает, воспринимает мир иначе, чем взрослый; не только его логика построена на качественно иных, особых принципах, во многом и самое строение и функции его тела отличаются от строения и функций взрослого организма.
Несколько простых примеров убедят нас в этом.
Метаморфозы, которые проходит ребенок, задевают самое основное, что обычно принято считать незыблемым у человека, — его строение тела, пропорцию частей, конструкцию. Если один взрослый отличается от другого соотношениями отдельных частей тела, ростом, формой черепа и т. д., то насколько больше отличен в этом отношении ребенок от взрослого! Строго говоря, мы можем с правом говорить об особой, детской конституции, и каждый рождающийся ребенок проходит через нее, прежде чем стать взрослым. Эта «детская конституция» характеризуется совершенно другими пропорциями, чем те, какие мы привыкли видеть у взрослого: большая голова, мало еще дифференцированная шея, короткие руки и ноги — вот характерные черты физического облика маленького ребенка, и его дальнейшее развитие сводится к коренной перестройке этих характерных для детства соотношений: дифференцируется шея, удлиняются конечности, уменьшается отношение головы к величине тела, и к 15–16 годам мы имеем совсем другого человека с совсем другими пропорциями и формами. В самом деле, взглянем на схематическую таблицу, изображающую строение тела ребенка разных возрастов и взрослого человека (рис. 22 и 23), и мы увидим, что по мере развития ребенок и во внешнем облике проходит через ряд метаморфоз.
Рис. 22
Рис. 23
Конечно, в основе этих метаморфоз лежат глубокие изменения процессов, определяющих детское развитие; на них, как, например, на развитии внутренней секреции ребенка, росте отдельных частей нервной системы, мы сейчас не будем останавливаться; основное положение о том, что развитие детского организма представляется сложной системой метаморфоз, подтверждается большим числом исследователей[29].
Если такие глубокие изменения в конституции являются характерными для роста ребенка и его перехода во взрослого, то метаморфозы в механизмах поведения ребенка оказываются еще более заметными.
Мы знаем, что, пожалуй, самой основной чертой, характеризующей поведение взрослого человека, является периодическая смена сна и бодрствования; фактически каждый из нас ведет двойное существование, и каждая часть нашей жизни — бодрственная и сонная — концентрирована и занимает компактные промежутки времени. Совсем не то у новорожденного ребенка; как показали исследования ряда ученых (в последнее время эта работа проделана Н. М. Щеловановым в Ленинграде), новорожденный ребенок еще не живет ни во сне, ни в бодрствовании. Сон и бодрствование у него раздроблены на мелкие частицы времени, которые сменяют друг друга, переплетаются и образуют в общем какое-то среднее состояние, состояние иррадиированной возбужденности и торможения. Новорожденный — это совсем особое существо, с совсем иными пропорциями тела, с совсем иной организацией деятельности. Присмотримся к нему еще пристальнее: попытаемся уловить те нити, которые связывают его с окружающим его миром. Спросим себя, каков его мир, и мы будем знать, каков он сам.
Взрослый человек не только связан с окружающей средой тысячами интимнейших связей — он сам является ее продуктом, его сущность — в сущности окружающей его обстановки. Совсем не то с новорожденным. То, что у взрослого служит мостиком между ним и внешним миром, что передает ему каждый сигнал из внешней среды — его зрение, его слух, все его органы чувств, — это почти не функционирует у новорожденного. Представим себе человека, у которого одна за другой отрезаются нити, связывающие его с внешним миром; он оказывается совсем изолированным от мира, одиночкой среди мира не существующих для него вещей. Примерно в таком же положении находится и новорожденный. Правда, мир наполнен для него шумами и пятнами, но его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает еще отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из этого общего хаоса; мира знакомых, воспринимаемых вещей для него не существует, и он живет среди этого как отшельник. Пожалуй, первое, что ребенок начинает воспринимать и выделять из остального, — это положение своего тела, те раздражения инстинктивного порядка, которые до него доходят (например, голод), и то, что успокаивает их. Если взрослый связан с миром больше всего через глаза — у ребенка эта связь осуществляется через рот. Ощущения голода и успокаивающей, утоляющей голод материнской груди — вот, пожалуй, первое из инвентаря психических явлений, что мы можем заметить у ребенка. Связь с внешним миром начинается у рта, и здесь же возникают первичные примитивные ощущения, первичные психические реакции. У взрослого огромную, определяющую роль играют те функции поведения, которые связывают его со средой и являются сами продуктом этого социального, культурного воздействия, — его восприятие, его навыки, его интеллект; у младенца это доминирующее место занимают органические ощущения, ограничивающиеся его телом (внутренние постоянные раздражители — примитивные влечения, раздражения слизистых оболочек рта и пр.); то, что является самым существенным в поведении взрослого, у младенца отсутствует; примитивная фаза развития — другие ценности, другие пропорции, другие законы; младенец отличается от взрослого в иных отношениях не меньше, чем куколка от бабочки.[30]
Реальность в формах, сходных с теми, какие мы воспринимаем, начинает существовать для ребенка в довольно позднюю эпоху его развития. Так, только у ребенка полутора месяцев наблюдаются координированные движения глаз; только с этого времени он оказывается в состоянии переводить глаза с одного предмета на другой, с одной части предмета на другую; а мы знаем, что именно такие координированные движения глаз составляют необходимое условие видения. Но в полтора месяца зрительно воспринимаемый мир еще мало доступен для ребенка; аккомодация зрачка, его приспособление к внешним раздражителям, наступает у ребенка около 2 мес, достаточно точное узнавание лиц — в 2,5–3 мес, и лишь к 4–5 мес мы можем считать, что видимый мир становится для ребенка доступен. Конечно, это развитие производит целую революцию в жизни ребенка: из примитивного существа, обладающего лишь органическими ощущениями, из существа невидящего и неслышащего, погруженного лишь в свою органическую жизнь, он становится существом, которое впервые сталкивается с реальностью, вступает с ней в живую связь, начинает активно реагировать на ее раздражения и оказывается перед необходимостью исподволь, в примитивных формах приспосабливаться к ней. Первый «органический» принцип существования начинает заменяться вторым — принципом внешней, и в первую очередь социальной, реальности.
Итак, ребенок начинает вступать в жизнь. Было бы удивительным, если это существо, впервые завязывающее отношения с внешним миром, обладало бы хоть в маленькой мере теми же свойствами, которые имеет взрослый человек и которые вырабатываются лишь в процессе длительного приспособления. Однако неверно думать, что у ребенка, уже прошедшего какой-то путь развития, своеобразный и непохожий на то, что мы видим у взрослого, нет никаких, хотя бы примитивных, форм нервно-психической деятельности, что он представляет собою чистый лист бумаги, постепенно заполняемый тем текстом, который диктует жизнь. Этот лист бумаги уже покрыт какими-то письменами, записанными на нем в первые недели и месяцы жизни ребенка, и начинает бурно заполняться ими с того времени, как постепенно наладилась связь ребенка с миром. Только это — письмена на совсем другом языке, часто нам мало понятном, часто напоминающем язык давно умерший, язык примитивного человека. Вовсе не верно, что ребенок, например, 2–3 лет от роду просто глупее взрослого, просто недоразвившийся человек. Ребенок умен по-своему, только он воспринимает мир примитивнее, иначе, чем мы, он относится к нему иначе, чем мы, он мыслит иначе, чем мы.
Читайте также
Постоянный Взрослый
Постоянный Взрослый Поведение человека с постоянным Взрослым эго-состоянием характеризуется беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике. «Сухарь, робот, терминатор» — такими эпитетами награждают Постоянного Взрослого, потому что он производит
Эго-состояние Взрослый
Эго-состояние Взрослый Когда мы читаем лекции, нам часто задают вопрос «Чем отличается Взрослый от эго?» Взрослый так же, как и эго — понятие, однако Взрослый — это видимая извне сущность человека. Когда вы читаете эту книгу, накапливаете данные, отделяя подходящее для
Взрослый
Взрослый Взрослый — это рациональное, логическое, прагматическое, разрешающее проблемы эго-состояние. То есть Взрослый — своего рода человеческий биокомпьютер. Он избавлен от интенсивных эмоций, которые обычно мешают пониманию и логике. Из трех эго-состояний данное
Принцип иллюзионизма — основной принцип манипуляционной психологии
Принцип иллюзионизма — основной принцип манипуляционной психологии На основе систематических исследований и наблюдений автором впервые разработано новое направление в психологии — манипуляционная психология и введены новые принципы.Основой манипуляционной
Взрослый
Взрослый Взрослое эго-состояние — это компьютер, бесстрастный орган личности, который собирает и обрабатывает информацию и прогнозирует ситуацию. Взрослый собирает данные о мире с помощью органов чувств, обрабатывает их логической программой и, если это необходимо,
1. Чем взрослый отличается от ребенка?
1. Чем взрослый отличается от ребенка? Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик – это Большая Машина. Они долго не могут понять, что грузовик устроен для перевозки товаров, а обыкновенная легковая машина – для перевозки
1. Взрослый и ребенок.
1. Взрослый и ребенок. Особенности поведения, которые могут наблюдаться у ребенка в процессе его роста, описаны в ряде книг Джезелом и его сотрудниками из Йельской клиники развития ребенка; см., например:Arnold L. Gesell. Infant and Child in the Culture of Today. Hamish Hamilton, 1965.Труды Пиаже отличаются
Сегодня — избалованный ребенок, завтра — избалованный взрослый
Сегодня — избалованный ребенок, завтра — избалованный взрослый Моя десятилетняя племянница сидела на диване и смотрела телевизор. Сестра принесла ей мороженое в рожке с глазурью. Хорошее угощение, не правда ли? Но вместо того чтобы сказать спасибо, Анна скривилась. Она
Авторитетный взрослый
Авторитетный взрослый В 1960 году американский психолог Диана Баумринд на основе научных исследований разработала модель, демонстрирующую различные стили родительства и их влияние на детей и подростков. Она уже тогда пришла к заключению, что дети, чьи родители сочетают
Глава 5 Как взрослый со взрослым
Глава 5 Как взрослый со взрослым Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов. Томас Карлейль Что важнее — сохранить лицо или личину? Бесполезно сетовать на непочтительную молодежь, на нормы индустриального социума – в частности, на «изломанные и лживые
Я уже взрослый! Или нет? Финансовая независимость
Я уже взрослый! Или нет? Финансовая независимость Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван. Д. Фонвизин Ваш ребенок растет, считает себя взрослым, возможно, он уже стал совершеннолетним, свысока смотрит на «предков», которые, по его мнению,
Взрослый человек
Взрослый человек Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар. Фаина Раневская Дальше талант уже рвется наружу сам, и человек может легко начать развивать его в любом возрасте вплоть до пенсионного.Иначе остается только тянуть лямку на скучной работе. А время
Взрослый – знать и уметь
Взрослый – знать и уметь Что может дать взрослый растущему ребенку? За чем он должен следить, чтобы процесс образования и развития шел успешно? Некоторые ответы мы уже обсуждали, опираясь на наблюдения за жизнью детей и психологические знания.Обратимся к
Что такое метаморфоз и чем он отличается от метаморфозы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Согласитесь, приятно в разговоре «ввернуть» этакое умное словцо, чтобы собеседник осознал, что и ты «не лыком шит».
Узнаем сегодня подробней про одно из таких слов. Рассмотрим, что такое «метаморфоза», что обозначает это слово, и в каких ситуациях его уместно применять.
Общее толкование — что это такое
Суть многих заимствованных из иностранных языков слов становится понятной, стоит лишь озвучить его перевод на русский язык. Так, «metamorphosis» (в русской транскрипции – «метаморфосис») в переводе с греческого означает «превращение, переход из одной формы в другую».
Важное уточнение: подразумевается быстрое превращение, например, как в русской народной сказке: «Сбросила лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою». А если младенец за 70 лет превратился в дряхлого старика, то это метаморфозой уже не назовешь.
Но не все так просто, в разных сферах понятие «метаморфоза» имеет свои особенности. Далее в статье рассмотрим, какие именно.
Метаморфоза в литературе
Как рассказать о событии ярко, чтобы у слушателей перед глазами мгновенно возникла картинка происходящего в повествовании? Есть в литературе специальный прием, и он связан с применением сравнения-метаморфозы (это разновидность сравнений). Например: «Он был подавлен, опустошен, но сумел взять себя в руки, и возродился, словно Феникс из пепла».
Помните сказку, в которой птица Феникс сгорает, а затем возрождается из пепла? Сравнив героя с упомянутой птичкой, автору уже необязательно расписывать, как он преодолевает все препятствия для достижения определенной цели, мы все поняли и из короткой фразы про птицу Феникс.
Метаморфозы применяются в литературе и для описания чего-то непостижимого, таинственного и мистического. Особенно изобилуют этим мифы Древней Греции. В них цепи метаморфоз составляют увлекательные сюжетные линии.
Там герои умирают и возрождаются, превращаются в ужасных чудовищ и трансформируются обратно в человека. Наши русские сказки – это просто добрые рождественские истории в сравнении с древнегреческими сюжетами: всего-то Иванушка козленочком становится, лебедь — царевною, а лягушка – Василисой Премудрой.
Интересны особенности детской и взрослой психики. Малыши воспринимают метаморфозы в сказках как нечто само собой разумеющееся, их не пугают волшебные превращения.
Взрослый же, оценивая произошедшую с героем трансформацию, анализирует ситуацию и приходит к выводу о том, что Иванушка не просто в козленочка превратился, а стал оборотнем (оборотился). И поучительная детская сказка уже кажется мистическим триллером.
Метаморфоз в биологии
В биологии метаморфоз (обратите внимание – без «а» в конце слова) – это процесс трансформации строения живого организма или растения (целого или части), при котором полностью изменяется его форма и функции.
Например, следуя этапам развития, гусеница превращается в бабочку. Происходит полное перестроение формы (личинка → гусеница → куколка → бабочка) и меняются функции (уродливая ползающая гусеница становится легкой бабочкой и начинает летать).
Метаморфизм в геологии
Даже горные породы могут менять свою структуру и химический состав. Этот процесс происходит под воздействием давления, температуры от 250 °, воды и углекислого газа (иногда кислорода и др. элементов).
Он получил название «метаморфизм». В качестве примера можно привести мрамор, он является продуктом перекристаллизации (частного случая метаморфизма) известняка.
Метаморфозы сознания
Сознание человека не является статическим, оно постоянное меняется под воздействием внешних факторов. На протяжении жизни мы неоднократно меняем свои принципы, убеждения, внутренние правила поведения, т. е. в сознании происходят метаморфозы.
Это обусловлено изменяющимися реалиями, получением новых знаний, самосовершенствованием или, напротив, деградацией личности.
Допустим, вы курите, и делаете это потому, что вам кажется это «крутым». Такая установка по поводу курения зафиксирована в вашем сознании. Потом что-то или кто-то меняет эту установку на противоположную, например, ваша девушка находит курение отвратительным.
В вашем сознании происходит метаморфоза (смена установок), и вы бросаете курить.
Употребление слова «метаморфоза» в обиходе
В повседневной жизни те так часто встретишь человека, который бы сказал: «В моем сознании произошла метаморфоза по поводу установки на курение». Скорее всего, эта фраза прозвучит так: «Я понял, что мне нужно бросить курить».
«Метаморфоза» – это все же больше термин, чем просто слово, обозначающее превращение чего-либо или кого-либо. Поэтому оно уместно в литературе, где преобладает возвышенный слог, или же в научных исследованиях при объяснении определенных процессов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Классический пример метаморфозы. Когда вчерашние ярые атеисты — члены КПСС, ВЛКСМ, сотрубники КГБ, спустя какое-то время стали «верующими», посещают церковь и крестят лоб. Или те, кто расхваливал идеи Ленина, а спустя совсем короткое время стали называть этого человека едва ли не сумасшедшим. Это еще один живой пример метаморфозы.
Марк: сразу вспомнился пример Алексиевич. Во временя СССР восхваляла (буквально пела дифирамбы) Дзержинскому (почитайте — прослезитесь), а сейчас обласкана Западом за клеймление всего связанного с СССР. Вот она метаморфоза!
С Алексиевич — это не метаморфоза, а профессионализм, тогда ведь многие писатели создавали произведения на заказ, но из этого не следует, что в душе они были согласны с тем о чем писали.
Иван: ой, опять система виновата. Заставляла силой стелиться и растекаться елеем, чтобы получала великая писательница все блага того времени. А Алексиевич святая, все терпела (изнемогая от свалившихся благ) и знала, что придет время и уж она отыграется за «поруганную честь».
А если серьезно, то самое простое объяснение — оно ближе к истине. Приспособленец она с чудовищно гибкой спиной. Такие люди следуют конъектуре и дуют на ту мельницу, где больше платят. Как и все «светлоликие» и «рукопожатные».
Если бы Алексиевич была приспособленкой, то она бы и под Лукашенко стелилась, но она к нему в оппозиции, а в СССР иначе нельзя было, там госзаказ и все, а человек член союза писателей, в стране же тоталитарный режим. Та власть не просила, а требовала.
Иван: при СССР можно было все (например, писать на нейтральные, но не столь хорошо оплачиваемые темы).
А с Лукашенко все просто — он столько не предложит, сколько предложил Запад (у них старая традиция использовать нобелевку по литературе в политических целях ). Пиши себе и ничем не рискуй. Лепота.
Вот времена то настали какие замечательные для людей с гибкой спиной, сильно помогающей совершать невероятные метаморфозы сознания!
Сколько бывших комсомольских и партийных вожаков из советского блока сейчас являются главными лицами или новыми элитами своих стран! И как сейчас ненавидят все советское, в чем в молодости души не чаяли.
Самая прикольная метаморфоза — это когда ты выходишь замуж (женишься) за одного человека, а в итоге он оказывается совсем другим))))
Помню, в детстве поймал огромную гусеницу, она в длину сантиметров десять была и толщиной с большой палец взрослого человека. Посадил её в банку, травки туда накидал, бумагой сверху закрыл, сделав дырочки, но через неделю исчезла гусеница, как растворилась. Может это инопланетянин был, а может родители её выкинули?
Психические метаморфозы могут происходить только у людей с нездоровым сознанием, нормальные же люди так меняться не могут.
Еще не хватает одного важного случая употребления этого слова: в Библии! Там оно переведено на русский язык как «преобразование» и говорится о разуме: «преобразуйтесь (греч. μεταμορφόω) обновлением ума вашего» (Послание Павла Римлянам глава 12 стих 2).
Имеется в виду полная трансформация (изменение, преобразование) мышления человека! 2 тысячи лет назад Павел учил о том, до чего только еще дошли современные психологи — чтобы изменить образ жизни человека, ему необходимо изменить прежде образ мышления.
Например, если в жизни человека его что-то не устраивает в собственном поведении, то начинать надо с изменения мышления — проблемы в нем. «Каковы мысли человека, таков и он» (Это тоже цитата из Библии)