Метапредмет что это такое в техникуме

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

Метапредмет что это такое в техникуме. Смотреть фото Метапредмет что это такое в техникуме. Смотреть картинку Метапредмет что это такое в техникуме. Картинка про Метапредмет что это такое в техникуме. Фото Метапредмет что это такое в техникуме

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

К таким метаумениям относятся:

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

Умение работать в коллективе:

Умение осуществлять познавательные действия:

Умение использовать компьютерные технологии:

Наличие коммуникативных умений:

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

12 основ практики метапредметности в образовании

Анатолий Сторожев

16 марта 2020 • 16:40

Материал Максима Васильева о метапредметном подходе к образованию вызвал бурную дискуссию на сайте. Оказалось, что тема метапредметности интересна нашим читателям, поэтому мы предложили высказаться участнику Педсовета, руководителю Лаборатории целостного образования Анатолию Сторожеву.

Несмотря на то, что метапредметные результаты давно внесены в государственный образовательный стандарт, у большинства педагогов до сих пор не сложилось представления о смыслах и ценностях этого нововведения. Метапредметность увеличила список раздражающих факторов и пока не стала ресурсом.

Непонимание задачи при необходимости соблюдать закон быстро привело к девальвации понятия. Но это дело привычное, пустыми словами педагогов не удивить. Вот внедрили же в школьную практику избыточное словечко – «компетенции», что с этим делать тоже неизвестно, но не конфликтовать же с начальством, приходиться «компетентствовать». Схема деятельности известна, как выстраивать деятельность – все понимают, а как выстроить компетентность – загадка. Компетентны ли второклассники решать квадратные уравнения – понять невозможно. Так и здесь.

Возвращаем понятию «метапредметность» исходный смысл

Сегодня повсеместно вижу, как за метапредметный подход выдают то введение интегрированных предметных курсов, то проектный метод, то развитие общих учебных навыков (этот вариант гораздо ближе к истине). Так проще. Особенно если истинной задачей отдельных руководителей является не развитие, а деградация образования. Развитие – для деклараций. Деградация – профессиональная установка.

Поэтому обращаюсь прежде всего к той прослойке учителей, которые каким-то чудом сохраняют в себе силы работать осмысленно. Восстановим исходную ситуацию.

Приблизительно в 1987 году доктор психологических наук, методолог Юрий Вячеславович Громыко с группой соратников и учеников приступил к разработке этого принципиально нового направления в образовании. В 1990 г в Москве была создана экспериментальная площадка – гимназия 1314, на базе которой шла разработка и обкатка четырёх метапредметов для старшеклассников: «Знание», «Знак», «Задача» и «Проблема». В 2000 году Громыко пишет книгу «Мыследеятельностная педагогика» (издана в Минске), в которой описан этот ценнейший опыт. Разработки метапредметов продолжаются и в наши дни. Многие ли о них знают?

Метапредмет что это такое в техникуме. Смотреть фото Метапредмет что это такое в техникуме. Смотреть картинку Метапредмет что это такое в техникуме. Картинка про Метапредмет что это такое в техникуме. Фото Метапредмет что это такое в техникумеАвтор на занятиях с детьми. Фото из личного архива

В нашей Лаборатории целостного образования метапредметный подход был реализован через три особых курса, прежде всего для учащихся младших классов: «Осмысленное чтение» (обучение пониманию), «Основы миропонимания» (опыт построения целостной картины мира) и двухуровневый «Курс эффективного школьника» (воспитание желания и умения учиться, второй уровень – для старшеклассников). Какие задачи мы при этом решали?

Концентрация внимания учащихся (и педагогов, конечно) исключительно на предметной подготовке не позволяет решить большой пласт актуальных задач. Первая из них – задача понимания. Что делать, если ученик вас не понимает? Правильно, взять дневник и красной пастой написать: «Уважаемые родители, примите меры, ваш сын ничего не понимает на уроке». А что ещё может сделать учитель? Кто его обучал искусству понимания? Раз объяснил, второй раз объяснил, а на третьей попытке закончился урок. Впереди – 129 параграфов, я сколько раз могу объяснять одно и то же? Вот – формула. Вот – задача. Применяй, что тут может быть непонятного? Находим, дети, площадь прямоугольника.

Лето, детский лагерь. Перед входом в столовую построены дети, московские школьники, два отряда, скучают, ждут очереди. На вид – примерно 4-5 классы. Спрашиваю:

— Ребята, можно вам научный вопрос задать?

— Да! – оживляются они.

— Скажите, что больше, площадь или периметр?

— Площадь! – дружно отвечают московские школьники.

— А кто может доказать?

— Площадь находится умножением, а периметр – сложением!

Для нормального учителя – это, наверное, неплохой результат. Более того, нет никаких сомнений, что эти ребята хорошо написали ВПР, перешли в следующий класс, это очень хорошие ученики. Дети явно помнят школьную программу, даже летом не забывают формулы площади и периметра. А для меня это сигнал образовательной катастрофы. Эти прекрасные дети проходят мимо образования – сразу к ЕГЭ. Ни у одного из детей не возникло уточняющих вопросов, никто не усомнился, никто не сказал: «Так, минутку, надо подумать…». Нет такой привычки – думать. Вопрос – ответ – оценка. Садись, пять! Это результат школьной дрессировки.

— Полностью! – неожиданно выпаливает одна бойкая девчушка, всем становится смешно, но у многих возникает в глазах сомнение. Наконец, один мальчик произносит:

— Вы хотите сказать, что площадь и периметр нельзя сравнивать?

На самом деле я хочу сказать гораздо больше, но у парнишки ещё есть шанс на образование, мышление не до конца блокировано, он делает выводы, относительно быстро соображает. Но это – один на 50 человек. Никто из этих ребят не обращал внимания, что бывают разнородные величины, что результат умножения бывает меньше результата сложения, что в большинстве случаев желательно сначала думать, а только потом отвечать или действовать. Знать формулы – это предметный результат обучения. Задействовать механизмы понимания, мышления, рефлексии – метапредметный результат. Он не описан в учебниках педагогики, он не беспокоит тех, кто выдаёт позитивные отчеты о набранных на ВПР и ЕГЭ баллах. Может быть он вообще не очень важен для общества?

Конечно же – нет. На рынке труда все более востребованы умные, умеющие понимать сложные вещи профессионалы. Редко кому сегодня требуются специалисты по безупречной сдаче тестов. Однако, школа с маниакальным упорством продолжает биться за привычный результат: освоение-запоминание предметного материала. Я не утверждаю, что в предметной подготовке нет смысла. Я утверждаю, что предметная подготовка – не единственный и даже не самый важный результат обучения в школе.

Что составляет практическую основу мета-уровня в образовании?

Вот самое очевидное:

1. Психологическая установка на мышление.

Мышление есть ценность. Мышление – это ответственное творчество, игра, «создание узоров из идей».

2. Мышление как инструмент.

Прежде всего – мышление как умение определять суть, ядро, содержание события, поступка, явления. Овладение многими способами и приёмами мышления, различение этих методов, понимание границ их применимости. То, что работает в исследовательском подходе, может не сработать в инженерном. Эмпирическое мышление (метод проб и ошибок) явно уступает по возможностям теоретическому, но у каждого есть своя область применения. Мышление по шаблону, по алгоритму или по образцу может подвести в незнакомой ситуации. Все эти способы надо накапливать, сравнивать в явном виде – как схемы, шлифовать их, оттачивая метод.

3. Мышление как жизненная практика.

Овладение собственным мышлением – задача на всю жизнь. Формирование системного мышления.

4. Понимание как ценность.

5. Способы понимания.

Накопление этих способов в различных практиках. Одинаково ли (по методу) понимают интегралы и основания поступков Жилина и Костылина? Понимание литературного текста. Понимание искусства. Понимание социальных явлений, конфликтов. Понимание другого человека. Понимание себя, своих поступков, целей и ценностей. Это всё разные способы понимания или у них есть общее основание?

6. Способы организации рефлексии.

Задачи рефлексии (обеспечение мыследеятельности, присвоение способностей и т.д.).

7. Способы рациональной обработки информации.

В частности – больших динамических информационных потоков. Как не потеряться в мире, к котором объём знаний удваивается ежедневно?

8. Способы организации собственного внимания и восприятия.

9. Приёмы и способы работы с памятью.

Методы организации долгосрочного запоминания. Память как основа рефлексии (работа со смыслами).

10. Способы работы с воображением.

11. Метапредметные знания.

Что такое знание вообще, в принципе? Чем знания отличаются от информации? Чем задача отличается от проблемы? Как устроено то и другое? Как работать с задачами и проблемами? Глупо ходить в школу за знаниями и ни разу не обсудить – что это такое.

12. Осмысленный опыт работы с собственным сознанием.

Как я понимаю мир? Откуда у меня это понимание? Оно единственно возможное? Могу ли я осознанно выстраивать собственное миропонимание? Каковы мои ценности, базовые смыслы, убеждения? Они меняются? Кто их меняет?

Об авторе: Александр Сторожев, директор Лаборатории целостного образования, автор книги «Ученик в поисках смысла»

Источник

Метапредметное обучение: что это такое, зачем оно нужно, как его добиться

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели:

Например, почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать свять между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала осуществляется через решение им той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения.

Сформированность у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков, применение элементов метапредметности на традиционных занятиях.

Метапредметный подход также используется при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу с материалами по литературе, истории, географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя французского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации.

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и двух преподавателей. Понятно, что один и тот же учитель будет вести урок, включающий материалы дисциплин «Русский язык» и «Литература». Но если это, скажем, история и ИЗО или английский язык и МХК, то скорее всего, что здесь потребуются уже два педагога. Вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и физике, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега.

Интегрированные уроки

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Очень полезно интегрировать дисциплины «Иностранный язык» и «МХК». В рамках соответствующего курса можно давать ребятам тексты, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. По возможности следует организовывать для детей экскурсии, а затем обсуждать увиденное на иностранном языке. Например, школьники из Москвы и Подмосковья на этапе изучения древнерусской культуры вместе с преподавателем МХК могут посетить Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря. После этого учитель английского языка может предложить ребятам прочитать и пересказать текст Museum of Andrey Rublyov. Затем дети должны будут ответить на вопросы и выполнить задания по тексту. Освоив необходимую лексику, ребята смогут самостоятельно строить высказывания на английском языке по изучаемой теме, делиться своими впечатлениями от увиденного.

Элементы метапредметности на традиционных занятиях

Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный с изучением дисциплины «Русский язык». На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте.

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету.

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме Великобритании. В процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим.

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д.

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы. Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам.

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

Источник

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,

ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный

Среди современных проблем в образовании на главном месте стоит качество преподавания учебной дисциплины. Для повышения качества образования необходимо внедрять инновационные формы и методы обучения в интерактивном режиме, что позволит повысить интерес студентов к изучаемым дисциплинам.

Напомним, что Федеральные государственные стандарты – это не усвоение знаний при изучении отдельных дисциплин, а овладение студентами общими и профессиональными компетенциями. Это происходит при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин. В таких условиях невозможно разобщенное изучение каждой учебной дисциплины, потому что оно приводит к аморфности в понимании студентами «для чего нужны мне эти знания», то есть не происходит переход полученных знаний от одного предмета к другому в профессиональное качество, в средство для будущей деятельности. Для выполнения поставленных задач возникает объективная необходимость применения метапредметного подхода в обучении, как новой, специфической формы обучения. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Выполнение данного требования, в первую очередь, зависит от преподавателя. Как правило, мы углубляемся в собственную предметную специализацию и плохо ориентируемся в содержании другой учебной дисциплины и забываем, что при изучении общепрофессиональных предметов студенты должны усвоить «уметь и знать» в параллели с усвоением общих и профессиональных компетенций. Результат будет достигнут при организации скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в рабочие программы общепрофессиональных дисциплин. Эти вопросы уместно планировать и решать на уровне предметных (цикловых) комиссий и научно-методических советов. Это обеспечит:

— выработку и выполнение единых образовательных критериев;

— единство выполнения требований к результатам;

— развитие базовых способностей обучающихся (мышление, воображение,

целеполагание, понимание, проблематизация, действие, рефлексия);

— реальное осуществление метапредметного подхода в преподавании профессиональных дисциплин.

В Федеральных государственных образовательных стандартах обозначены обновленные направления образования, появились новые требования, которые связаны с достижением метапредметных результатов. А метапредметный подход – это средство достижения метапредметного результата, и в основе содержания образования лежит принцип метапредметности.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является повышение качества образования. При этом подходе уместно чередовать индивидуальные, микро-групповые и групповые формы работы на уроке.

Метапредметный подход основывается на работе с деятельностью обучающегося и организуется в условиях системно-деятельностного подхода. При этом обычная система накопления знаний трансформируется в материал деятельности обучающегося. И задачей преподавателя становится не просто дать знания, а передать способы работы со знаниями и научить студентов применять способы действия независимо от самих учебных предметов.

В применении метапредметного подхода соединяются идеи надпредметности и рефлективности, т.е. студент не запоминает, а мыслит и анализирует важные понятия. В итоге создаются условия, чтобы студент начал рефлексировать результаты своей деятельности: несмотря на разные учебные дисциплины, он проделывает одно и то же – формирует определенный блок способностей.

Базовые способности у студента не сформируются без изменения структуры и содержания самих уроков. Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Какие дополнительные требования возникают к уроку?

— работа на результат;

— повышенный уровень сложности;

— задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений.

Для выполнения новых требований Федерального государственного образовательного стандарта современному педагогу необходимо овладение знаниями специфики метапредметного подхода в обучении, чтобы в итоге обеспечить более качественную подготовку выпускников к самостоятельному решению проблем, с которыми они могут встретиться на разных этапах своего жизненного пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *