Метапредметная работа что это такое в колледже
12 основ практики метапредметности в образовании
Анатолий Сторожев
16 марта 2020 • 16:40
Материал Максима Васильева о метапредметном подходе к образованию вызвал бурную дискуссию на сайте. Оказалось, что тема метапредметности интересна нашим читателям, поэтому мы предложили высказаться участнику Педсовета, руководителю Лаборатории целостного образования Анатолию Сторожеву.
Несмотря на то, что метапредметные результаты давно внесены в государственный образовательный стандарт, у большинства педагогов до сих пор не сложилось представления о смыслах и ценностях этого нововведения. Метапредметность увеличила список раздражающих факторов и пока не стала ресурсом.
Непонимание задачи при необходимости соблюдать закон быстро привело к девальвации понятия. Но это дело привычное, пустыми словами педагогов не удивить. Вот внедрили же в школьную практику избыточное словечко – «компетенции», что с этим делать тоже неизвестно, но не конфликтовать же с начальством, приходиться «компетентствовать». Схема деятельности известна, как выстраивать деятельность – все понимают, а как выстроить компетентность – загадка. Компетентны ли второклассники решать квадратные уравнения – понять невозможно. Так и здесь.
Возвращаем понятию «метапредметность» исходный смысл
Сегодня повсеместно вижу, как за метапредметный подход выдают то введение интегрированных предметных курсов, то проектный метод, то развитие общих учебных навыков (этот вариант гораздо ближе к истине). Так проще. Особенно если истинной задачей отдельных руководителей является не развитие, а деградация образования. Развитие – для деклараций. Деградация – профессиональная установка.
Поэтому обращаюсь прежде всего к той прослойке учителей, которые каким-то чудом сохраняют в себе силы работать осмысленно. Восстановим исходную ситуацию.
Приблизительно в 1987 году доктор психологических наук, методолог Юрий Вячеславович Громыко с группой соратников и учеников приступил к разработке этого принципиально нового направления в образовании. В 1990 г в Москве была создана экспериментальная площадка – гимназия 1314, на базе которой шла разработка и обкатка четырёх метапредметов для старшеклассников: «Знание», «Знак», «Задача» и «Проблема». В 2000 году Громыко пишет книгу «Мыследеятельностная педагогика» (издана в Минске), в которой описан этот ценнейший опыт. Разработки метапредметов продолжаются и в наши дни. Многие ли о них знают?
Автор на занятиях с детьми. Фото из личного архива
В нашей Лаборатории целостного образования метапредметный подход был реализован через три особых курса, прежде всего для учащихся младших классов: «Осмысленное чтение» (обучение пониманию), «Основы миропонимания» (опыт построения целостной картины мира) и двухуровневый «Курс эффективного школьника» (воспитание желания и умения учиться, второй уровень – для старшеклассников). Какие задачи мы при этом решали?
Концентрация внимания учащихся (и педагогов, конечно) исключительно на предметной подготовке не позволяет решить большой пласт актуальных задач. Первая из них – задача понимания. Что делать, если ученик вас не понимает? Правильно, взять дневник и красной пастой написать: «Уважаемые родители, примите меры, ваш сын ничего не понимает на уроке». А что ещё может сделать учитель? Кто его обучал искусству понимания? Раз объяснил, второй раз объяснил, а на третьей попытке закончился урок. Впереди – 129 параграфов, я сколько раз могу объяснять одно и то же? Вот – формула. Вот – задача. Применяй, что тут может быть непонятного? Находим, дети, площадь прямоугольника.
Лето, детский лагерь. Перед входом в столовую построены дети, московские школьники, два отряда, скучают, ждут очереди. На вид – примерно 4-5 классы. Спрашиваю:
— Ребята, можно вам научный вопрос задать?
— Да! – оживляются они.
— Скажите, что больше, площадь или периметр?
— Площадь! – дружно отвечают московские школьники.
— А кто может доказать?
— Площадь находится умножением, а периметр – сложением!
Для нормального учителя – это, наверное, неплохой результат. Более того, нет никаких сомнений, что эти ребята хорошо написали ВПР, перешли в следующий класс, это очень хорошие ученики. Дети явно помнят школьную программу, даже летом не забывают формулы площади и периметра. А для меня это сигнал образовательной катастрофы. Эти прекрасные дети проходят мимо образования – сразу к ЕГЭ. Ни у одного из детей не возникло уточняющих вопросов, никто не усомнился, никто не сказал: «Так, минутку, надо подумать…». Нет такой привычки – думать. Вопрос – ответ – оценка. Садись, пять! Это результат школьной дрессировки.
— Полностью! – неожиданно выпаливает одна бойкая девчушка, всем становится смешно, но у многих возникает в глазах сомнение. Наконец, один мальчик произносит:
— Вы хотите сказать, что площадь и периметр нельзя сравнивать?
На самом деле я хочу сказать гораздо больше, но у парнишки ещё есть шанс на образование, мышление не до конца блокировано, он делает выводы, относительно быстро соображает. Но это – один на 50 человек. Никто из этих ребят не обращал внимания, что бывают разнородные величины, что результат умножения бывает меньше результата сложения, что в большинстве случаев желательно сначала думать, а только потом отвечать или действовать. Знать формулы – это предметный результат обучения. Задействовать механизмы понимания, мышления, рефлексии – метапредметный результат. Он не описан в учебниках педагогики, он не беспокоит тех, кто выдаёт позитивные отчеты о набранных на ВПР и ЕГЭ баллах. Может быть он вообще не очень важен для общества?
Конечно же – нет. На рынке труда все более востребованы умные, умеющие понимать сложные вещи профессионалы. Редко кому сегодня требуются специалисты по безупречной сдаче тестов. Однако, школа с маниакальным упорством продолжает биться за привычный результат: освоение-запоминание предметного материала. Я не утверждаю, что в предметной подготовке нет смысла. Я утверждаю, что предметная подготовка – не единственный и даже не самый важный результат обучения в школе.
Что составляет практическую основу мета-уровня в образовании?
Вот самое очевидное:
1. Психологическая установка на мышление.
Мышление есть ценность. Мышление – это ответственное творчество, игра, «создание узоров из идей».
2. Мышление как инструмент.
Прежде всего – мышление как умение определять суть, ядро, содержание события, поступка, явления. Овладение многими способами и приёмами мышления, различение этих методов, понимание границ их применимости. То, что работает в исследовательском подходе, может не сработать в инженерном. Эмпирическое мышление (метод проб и ошибок) явно уступает по возможностям теоретическому, но у каждого есть своя область применения. Мышление по шаблону, по алгоритму или по образцу может подвести в незнакомой ситуации. Все эти способы надо накапливать, сравнивать в явном виде – как схемы, шлифовать их, оттачивая метод.
3. Мышление как жизненная практика.
Овладение собственным мышлением – задача на всю жизнь. Формирование системного мышления.
4. Понимание как ценность.
5. Способы понимания.
Накопление этих способов в различных практиках. Одинаково ли (по методу) понимают интегралы и основания поступков Жилина и Костылина? Понимание литературного текста. Понимание искусства. Понимание социальных явлений, конфликтов. Понимание другого человека. Понимание себя, своих поступков, целей и ценностей. Это всё разные способы понимания или у них есть общее основание?
6. Способы организации рефлексии.
Задачи рефлексии (обеспечение мыследеятельности, присвоение способностей и т.д.).
7. Способы рациональной обработки информации.
В частности – больших динамических информационных потоков. Как не потеряться в мире, к котором объём знаний удваивается ежедневно?
8. Способы организации собственного внимания и восприятия.
9. Приёмы и способы работы с памятью.
Методы организации долгосрочного запоминания. Память как основа рефлексии (работа со смыслами).
10. Способы работы с воображением.
11. Метапредметные знания.
Что такое знание вообще, в принципе? Чем знания отличаются от информации? Чем задача отличается от проблемы? Как устроено то и другое? Как работать с задачами и проблемами? Глупо ходить в школу за знаниями и ни разу не обсудить – что это такое.
12. Осмысленный опыт работы с собственным сознанием.
Как я понимаю мир? Откуда у меня это понимание? Оно единственно возможное? Могу ли я осознанно выстраивать собственное миропонимание? Каковы мои ценности, базовые смыслы, убеждения? Они меняются? Кто их меняет?
Об авторе: Александр Сторожев, директор Лаборатории целостного образования, автор книги «Ученик в поисках смысла»
Метапредметная работа что это такое в колледже
Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.
Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».
Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:
Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.
Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.
Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.
Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.
Как достичь метапредметных результатов
Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».
Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.
Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.
Как проверить метапредметные результаты освоения
Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:
Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.
Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.
Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.
Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.
Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок
Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:
Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.
Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.
Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!
Формирование метапредметных компетенций студентов спо на основе интеграции учебных дисциплин
В данной работе мы проанализировали содержание метапредметных компетенций ФГОС, технологию интегрированного обучения, выявили особенности организации учебного процесса, способствующих развитию метапредметных компетенций студентов на основе интеграции учебных дисциплин, разработали интегрированный урок по теме «Физические явления в произведениях литературы».
Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций студентов спо на основе интеграции учебных дисциплин»
Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
студенческая учебно-исследовательская конференция
Площадка № 6 для педагогических работников
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
высшая квалификационная категория
1. Актуальность темы. Цели и задачи исследования 4
2. Содержание метапредметных компетенций 6
3. Технология интегрированного обучения 7
4. Особенности организации учебного процесса, способствующих формированию метапредметных компетенций студентов в системе СПО 9
5. Методические рекомендации по разработке интегрированного урока с целью формирования метапредметных компетенций студентов на основе интеграции учебных дисциплин 10
Источники информации 14
Методическая разработка интегрированного урока по теме «Физические явления в произведениях литературы»
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Метапредметные компетенции внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
В дидактике чаще всего понятие «метапредметность» употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного учебного предмета, а в ходе всего обучения. В ФГОС метапредметные компетенции увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
В данной работе мы проанализировали содержание метапредметных компетенций ФГОС, технологию интегрированного обучения, выявили особенности организации учебного процесса, способствующих развитию метапредметных компетенций студентов на основе интеграции учебных дисциплин, разработали интегрированный урок по теме «Физические явления в произведениях литературы».
Новые образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) повлекли изменение целей и планируемых результатов образования. Основной целью образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов, которые свободно владеют своей профессией, способны к эффективной работе по специальности, являются конкурентоспособными на рынке труда, готовы к профессиональному росту и профессиональной мобильности, обладают ответственностью за результаты своей профессиональной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам, и реализация этих требований в повседневной педагогической практике в системе СПО вызывает затруднения, что является весьма актуальной проблемой.
Низкую результативность студенты СПО показывают при выполнении необычных, нетипичных заданий. Для решения такого рода задач обучающимся предлагается изучить достаточно большой объем информации, самостоятельно найти нужные сведения, чтобы ответить на вопросы, обозначить и сравнить разные точки зрения и выбрать правильный путь решения. Так же студенты должны демонстрировать свою грамотность, то есть умение читать текст, понять его содержание и использовать свои математические, языковые и иные имеющиеся у них навыки. Но им не хватает таких умений, которые в ФОГС именуются метапредметными.
Противоречие заключается в том, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. У обучающихся из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. Студенты часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, плохо владеют навыками самостоятельной деятельности. Кроме того, в последнее время сокращается количество аудиторных часов, отведенных на изучение учебных предметов.
Интеграция дисциплин в профессиональном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих реализовать требования к формированию метапредметных компетенций. Интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
Цель исследования: методика формирования метапредметных компетенций студентов на основе интеграции учебных дисциплин (на примере физики и литературы)
Анализ информационных источников по технологии интегрированного обучения, направленных на формирование метапредметных компетенций студентов.
Анализ особенностей и структуры интегрированных уроков и требований к их разработке.
Разработать интегрированный урок по физике и литературе по теме «Физические явления в произведениях литературы» с целью формирования метапредметных компетенций.
Разработать методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций студентов на основе применения интегрированных уроков в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения на основе интеграции учебных дисциплин
Предмет исследования: интегрированный урок как средство формирования метапредмедных компетенций студентов (на примере изучения физики и литературы)
Гипотеза: формирование метапредметных компетенций студентов будет эффективным, если процесс обучения осуществлять на основе интеграции учебных дисциплин.
Теоретические: сбор и анализ информации по теме исследования.
Практические: методическая разработка интегрированного урока по теме «Физические явления в произведениях литературы»
Экспериментальные: проведение интегрированного урока
2. Содержание метапредметных компетенций
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования:
под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Метапредметные результаты предполагают освоение студентами СПО универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых в рамках образовательного процесса, в реальных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития студента – будущего специалиста. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию человека в ходе его образования в течение всей жизни.
В ФГОС метапредметные компетенции увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Метапредметные компетенции основывается на следующих понятиях.
Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся:
основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп:
Умение планировать и осуществлять свою деятельность
Умение работать в коллективе
Умение осуществлять познавательные действия
Умение использовать компьютерные технологии
Наличие коммуникативных умений
3. Технология интегрированного обучения
Интеграция как явление появилась в науке, в фундаментальных и прикладных ее отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний и требований к ним, неизбежному при углублении сужении круга профессиональных интересов узких специалистов. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.
В науке выделяются следующие направления интеграции, которые в равной степени можно представить и в педагогической науке:
формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований;
перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в другую при их взаимодействии;
использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одной науки другими;
универсализация средств языка науки;
формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук;
возникновение блоков наук (технических, математических, естественных, гуманитарных) и установление взаимосвязи и взаимодействия между науками, составляющими эти блоки
сближение фундаментальных и прикладных наук, теоретических и эмпирических;
выработка общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности.
Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, причинно-следственной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о информационно-коммуникационных технологиях.
Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь студенты имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных учебных дисциплин, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность обучающихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность использовать высвобождаемое за счет объединения учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Интегрированные уроки, учебные курсы позволяют решать эти задачи.
Для этого необходимо вооружить студентов следующими умениями:
умением поисковой работы с текстом, направляемой преподавателем;
умением выполнять элементарные исследовательские работы;
умением осмысливать связи, вписанных в единый контекст.
Интеграция должна быть постепенной. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Задачи интегрированного обучения:
Так как интеграция-это не самоцель, а определенная система в деятельности преподавателя, то она должна решать определенные задачи:
повышать уровень знаний обучающихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
изменять уровень интеллектуальной деятельности, путем рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
эмоциональное развитие обучающихся, основанное на привлечении творчества, культуры и искусства: театра, кино, музыки, поэзии, живописи, лепки, и т.д.
развивать познавательный интерес обучающихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
включать студентов в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные проекты, стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
4. Особенности организации учебного процесса, способствующих формированию метапредметных компетенций студентов в системе СПО
Пути организации учебного процесса направлены на преимущественно самостоятельный поиск способа решения возникающей задачи. ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным учебным дисциплинам.
Достижение метапредметных результатов требует помимо предметных, ставить метапредметные цели и предъявляет к современному уроку определенные требования:
мотивация к деятельности и фиксированные результаты этой работы;
преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются;
преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
урок должен быть развивающим;
преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять на сотрудничество;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление и настроение студентов.
На занятии должны максимально использоваться возможности и знания и опыт самих студентов и отработка умения находить полезную информацию и применять ее в профессиональной деятельности.
Главным должно стать взаимодействие самих студентов.
Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые изменения:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Урок комплексного применения знаний (интегрированный урок, семинар, конференция, защита проекта, деловая игра и т.п.). Образовательная цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Метапредметная цель: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.
Урок систематизации знаний (урок общеметодологической направленности)
Урок обобщения и систематизации знаний (конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение и т.п.). Образовательная цель – обобщение единичных знаний в систему. Метапредметная цель: формирование способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.
Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Таким образом, образовательная задача состоит в создании условий, провоцирующих действие.
В формировании метапредметных компетенций студентов эффективными методами являются метод учебного исследования, метод проектов. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным.
Ядром интегрированного урока с целью формирования метапредмедных компетенций является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным необходимо сформулировать основные проблемы, которые способны помочь студентам проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы обучающийся захотел ее решить, т.е. вызвать интерес у студентов. Проблема должна носить метапредметный характер. Задания должны быть четко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию своей деятельности.
Что требуется от преподавателя?
1. Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета.
2. Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция.
3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.
4. Если урок проводят несколько преподавателей, то между ними должно быть взаимопонимание с полуслова.
5. Студенты должны стать активными участниками учебного процесса.
Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой
группы преподавателей, определение общей цели и структуры
урока, подбор и систематизация материала, составление плана-
II этап – консультирование с преподавателем, самостоятельная работа
III этап – исполнительный (проведение интегрированного урока).
IV этап – аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда обучающиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем развития. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество обучающихся.
Преимущества интеграции на уроке:
Окружающий мир познается в многообразии и единстве.
Интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти студентов.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию способностей.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют знания из различных учебных дисциплин. Интегрированные уроки дают достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие метапредметных компетенций. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности студентов на уроке.
При проведении интегрированного урока требуется тщательная координация действий. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Алгоритм подготовки к интегрированному уроку включает в себя следующие элементы:
Выбор учебных дисциплин (модулей) и темы на основе межпредметного содержания
Выбор участников урока: преподавателей, группы студентов (определение уровня их возможностей)
Ознакомление с учебным планом данной категории студентов.
Планирование, формулировка темы, целей, задач урока
Определение типа урока ( урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок-рефлексии, урок систематизации знаний урок развивающего контроля); методы и формы его организации, технологии проведения урока или элементы технологий.
Отбор учебного материала и оборудования для интегрированного урока, практические задания, КИМ-ы для оценки сформированности метапредметных и предметных УД
Определение методов контроля и оценки методов и средств обучения
Определять и формулировать образовательную цель.
Создавать на уроке проблемную ситуацию с целью мотивации самостоятельной деятельности студентов.
Проектировать метапредметные компетенции.
Прогнозировать результаты обучения.
Находить метапредметные возможности в предметном материале.
Формировать у обучающихся умение выдвигать гипотезы и формулировать вопросы.
Формировать у студентов регулятивные УУД целеполагания и самооценки.
Организовывать такие виды самостоятельной поисковой деятельности как наблюдение и эксперимент.
Формировать у обучающихся умение работать с источниками информации
Организовывать групповую работу на уроке.
Организовать и обеспечить создание образовательного продукта.
Особое внимание уделяется время-сбережению и здоровье-сбережению (рациональное использование времени)
Интеграция учебных дисциплин позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия для формирования УУД на разных этапах урока:
на уровне рефлексии
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда студенты могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса и в различных жизненных ситуациях, но в профессиональной деятельности.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетенций требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий. Интегрированные уроки в большей степени, чем обычные, способствуют развитию метапредметных компетенций: развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определенную информационно-инновационную среду, освоение новых знаний, постижение мировых достижений науки, техники и культуры, изучения образов моделей бытия.
Интеграция дисциплин в профессиональном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования. Анализ содержания метапредметных компетенций и особенностей организации учебного процесса студентов СПО, позволил нам составить алгоритм по разработке интегрированного урока с целью формирования метапредметных компетенций студентов на основе интеграции учебных дисциплин и разработать интегрированный урок по теме «Физические явления в произведениях литературы»
Браже Т.Г.. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
Балагурова М.И.. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. С. 159–160.