Метапредметные и межпредметные связи в чем разница
: ХРОНИКА БЫТИЯ
Заходите ко мне в гости:
Чем метапредметность отличается от межпредметности
Получил вопрос от учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о метапредметности от учителя английского языка:
Андрей Викторович, здравствуйте!
Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.
В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?
Структурно метапредметность выражается:
2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.
Теперь о связи предметного и метапредметного.
Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты.
Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf
Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/
Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не метапредметность?
А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.
Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:
1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.
Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их составителей) является отделение личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются личностными!
12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут и результаты.
Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться. Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.
Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» — именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной области дело
Александр Романов: «Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.» (А.В.Х)
Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →
Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →
Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →
Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему предметности и метапредметности более ос. Ещё
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика сопровождающего обучения.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании напротив консерватории). Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная. Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в способности учиться и развиваться лежит в «области педагогики». Психологи-методологи порой плохо знают «практическую дидактику»?! Потом, начинается открытие «немецкого или иного опыта»?!
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем метапредметность отличается от межпредметности [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1202
Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.
Межпредметность и метапредметное обучение в школе
Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5-6 лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении, характерный для молодых людей, получивших образование в период последних 2-3 десятилетий.
Недооценка фундаментальных знаний выпускниками говорит о серьезных упущениях прошлых лет: система дала сбой – нарушены главные дидактические принципы обучения и воспитания, которые помогают использовать накопленные знания и постоянно находить для них практическое применение.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.
Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия
Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.
Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: невозможно на уроке истории не рассказать о развитии искусства, литературы, о первых открытиях в астрономии, физике, математике, биологии или географии, как об определенном этапе исторического прошлого. Точно так же, рассказывая о творчестве писателя, учитель литературы углубляется в исторические факты, для понимания эпохи, в которой жил писатель. Без исторических деталей нет понимания произведения, не реализуется в полной мере его воспитательная цель.
Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Снова обратимся, для примера, к истории и литературе:
В ходе подготовки к уроку, учитель литературы вынужден преподавать историю, в меру своей филологической компетентности (зачастую не имея представления о том, «что сейчас проходят по истории»). Вполне логично, что ученики 10 класса на уроке литературы ведут себя пассивно, если тема отечественной войны 1812 года пройдена и забыта в 8 классе. Не совпадает она и с программой по литературе в 6 классе, когда дети без эмоций и понимания исторической значимости сражения заучивают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Таких примеров в школьной программе много. Безусловно, по степени сложности поэтическое произведение Лермонтова не сопоставимо с романом-эпопеей Толстого, с его сложным переплетением сюжетных линий, глубоким психологизмом. Стоит даже заметить, что последнее произведение осмысленно воспринимается лишь в более зрелом возрасте.
В этом и заключается задача метапредметного обучения: раскрыть историческую тему, вызвать интерес к ней с помощью эмоционального восприятия, который пробуждают литературные образы, художественное слово, для лучшего запоминания. К теме уроков литературы и истории можно прибавить и просмотр одноименного художественного фильма Бондарчука, посещению художественного музея и знакомству с живописью художников, вдохновленных подвигом русского народа. Такая форма подачи материала запомнится наверняка, а в будущем станет и жизненным ориентиром, и зрелым размышлением о жизни, любви, патриотизме.
Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь
ФГОС требует от современного образования формирования у школьников целостного представления о картине мира, природе вещей и явлений, умения логически соединять предметные знания воедино и использовать их. Этого можно достичь только при условии повсеместного внедрения метапредметного обучения и использования межпредметных связей. Но, к сожалению, даже среди педагогов иногда нет четкого понимания, в чем состоит сходство и различие межпредметных связей и метапредметности обучения.
Попробуем дать определение простыми словами, для непосвященных.
Межпредметные связи
Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации. Например, рассвет – явление, которое может рассматриваться географами и астрономами. Начальное представление о явлении дается детям еще в дошкольном возрасте, в пределах, доступных для понимания.
Объясняя, что такое рассвет, возникает необходимость выйти за рамки одного предмета, дать ребенку первоначальное представление о причине явления. Если ограничить тему объяснением, что рассвет – начало дня, сославшись на возрастные особенности младших школьников и сложную для их понимания природу физических и астрономических явлений, то первоначальное представление ребенка о рассвете останется размытым, и он не сможет воспользоваться полученным знанием, пока не овладеет дополнительной информацией по теме.
Безусловно, маленькие «почемучки» обязательно зададут наводящие вопросы воспитателю. И ему придется выйти за рамки конкретного и сжатого объяснения:
Но при этом, он должен сказать, что остальные знания дети получат в школе, когда подрастут. Таким образом, он сможет и любопытство воспитанников удовлетворить, и заинтересовать их обучением в школе.
Метапредметное обучение
Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще. Обозначенная и озвученная перспектива дальнейшего развития темы дает ребенку в раннем возрасте установку на запоминание, «включает» долгосрочную память. Такие «установки», при регулярном их использовании, развивают логику, а также способность выделять из всех предметных знаний необходимую информацию и самостоятельно ее анализировать.
Рассказывая малышу о том, почему наступает рассвет, невозможно не обратиться к астрономическим знаниям, которые, согласно учебной программе общеобразовательной школы, предстоит открывать только в старших классах. И здесь на помощь приходит метапредметная связь, которая учит ребенка пользоваться всеми полученными знаниями: самостоятельно выстраивать логические цепочки и находить решение.
Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.
Межпредметность и метапредметность – абстрактные понятия и четкой границы между ними не существует. Но, все же, объединенный учебный материал, структурированный на межпредметной основе, способствует реализации метапредметных задач, воплощению дидактических принципов обучения и воспитания.
То есть, образно говоря, метапредметность – домашнее задание, тема для самостоятельного изучения на будущее, когда учителем станет сама жизнь. Но реализация этой задачи возможна лишь на основе межпредметных связей в обучении.
Общеобразовательные программы требуют перемен
Начиная с 90-х годов прошлого века, неизменными, пожалуй, остались только программы по каждому предмету и содержание учебников.
Уровень развития детей в XXI веке заметно вырос (особенно в сравнении с их бабушками и дедушками), а школьные программы замерли, как и содержание материалов в учебниках. Поэтому старшее поколение безошибочно, не глядя в учебники внуков, знает, в каком классе дети учат наизусть стихотворение «Бородино», теорему Пифагора и т. д. Возросшие требования к знаниям и умениям современных школьников нуждаются в усовершенствовании школьных программ.
Возможно, вопрос о развивающих программах, межпредметных связях и метапредметном обучении пора поднимать даже на уровне занятий в детском саду. Сегодня дети приходят в первый класс, умея читать и писать, вполне уверенно владеют начальными навыками ПК, а их учат читать слоги по букварю. О каких дидактических принципах может идти речь, когда первое полугодие в первом классе проходит впустую! Здесь неплохо было бы взять на вооружение, например, систему образования в Индии, где уже давно и успешно детей трехлетнего возраста обучают трем языкам одновременно.
Непонимание молодых специалистов, для чего нужные фундаментальные знания, неумение ими воспользоваться – это отсутствие системного метапредметного обучения, «родом из детства», влияющего на уровень профессионализма, несмотря на отличные оценки в дипломе по отдельным дисциплинам.
Между тем, приведенные примеры демонстрируют, что для реализации в полной мере принципов метапредметности в школе необходимо уделить серьезное внимание структуре школьных программ, чтобы максимально привести в соответствие программы предметов, в которых одни и те же темы изучаются в разное время. Это поможет учащимся отыскать параллели и лучше усвоить материал, а учителям по разным предметам – организовать совместные уроки литературы и истории, географии, физики и астрономии, биологии и химии, со сходной темой.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Метапредметность и межпредметность в современной школе
Метапредметность и межпредметность в современной школе
ВЫВОДЫ
К сожалению, в настоящий момент существует путаница между терминами «метапредметность» и «межпредметность». Оба термина имеют довольно близкие корни, однако эти понятия отличаются, в значительной мере дополняя друг друга. Метапредметные знания находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин. Межпредметные знания – это проекция межнаучных связей на учебном процессе. Межпредметные связи получили
широкое распространение в учебном процессе; метапредметные связи с введением ФГОС второго поколения начинают играть важную роль в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
4. Типология эвристических заданий // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Элитполиграф, 2008. С. 122–128.
5. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Метапредметность и межпредметность в современной школе
Метапредметность и межпредметность в современной школе
ВЫВОДЫ
К сожалению, в настоящий момент существует путаница между терминами «метапредметность» и «межпредметность». Оба термина имеют довольно близкие корни, однако эти понятия отличаются, в значительной мере дополняя друг друга. Метапредметные знания находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин. Межпредметные знания – это проекция межнаучных связей на учебном процессе. Межпредметные связи получили
широкое распространение в учебном процессе; метапредметные связи с введением ФГОС второго поколения начинают играть важную роль в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
4. Типология эвристических заданий // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Элитполиграф, 2008. С. 122–128.
5. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758.
Метапредметные и межпредметные связи в чем разница
Автор: Бойкова Юлия Анатольевна
Организация: МБОУ СОШ № 11 имени В.Д. Бубенина
В нашем современном веке отечественная педагогика и методика преподавания ряда предметов шагнула далеко вперёд. Наряду с традиционной системой среднего общего образования, появляются новые взгляды, идеи, концепции, принципы обучения, а также современные подходы и методы учебно-образовательного процесса, независимо от типов образовательных учреждений и ступеней обучения – либо это начальная школа или средняя ступень основной общей школы, либо это общеобразовательный уровень обучения английскому языку или углубленное изучение предмета.
Целями данной концепции являются:
Интеграция являет собой одну из наиболее активно развивающихся черт различных сфер и процессов современного мира. Связь между учебными предметами – этот одно из важнейших принципиальных требований современной дидактики.
Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени, одна из сторон социокультурного развития общества. Развитие содержания современного российского образования направлено на формирование у обучающихся целостной картины мира. Реализация этой задачи неразрывно связана с межпредметной интеграцией в школьном учебном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения подчеркивают многосторонность результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, отмечая наряду с предметными и личностными важность метапредметных результатов.
В самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности – единого качества на основе многих качеств. Интеграция выступает как основной принцип гуманитаризации содержания естественнонаучного образования.
Сейчас развитие и восприятие новых идей происходит не на традиционных дисциплинарно-предметных платформах физики, химии, биологии, этики, права и т.д., а на стыке этих платформ, первостепенная задача которых заключается в определении характера интеграции естественнонаучного, историко-научного и историко-культурного знания, и в выработке подхода и рекомендаций для использования этого процесса в повышении качества образования.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Проведение теоретического обобщения современной литературы по вопросам применения интеграции в обучении, путей и средств достижения метапредметных образовательных результатов послужило отправной точкой для разработки модели достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов за счет использования интегративного подхода в урочной и внеурочной деятельности.
Перед учителями возникает необходимость решения таких задач федеральных государственных образовательных стандартов, как:
Следует отметить, что зачастую происходит путаница между понятиями «межпредметность» и «метапредметность» из-за сложности и абстрактности этих явлений.
Межпредметность обусловлена смежностью каких-либо явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность означает обращенность к основам предмета, его первосмыслам.
При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:
— Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
— Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план с учётом перегрузки учебного материала?
— Как связать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ?
— Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
— Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Прежде всего, давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность,
Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.
Освоение метаспособов происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
— теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
— навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
— критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
— творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми способами);
— регулятивные умения (постановка вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Такой подход является основой организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение, источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; научно-исследовательское обучение, межпредметная интеграция.
В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Как было сказано выше, межпредметность означает смежность каких-либо явлений из различных предметных областей знаний, а значит, межпредметные связи – это общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:
В межпредметной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).
По межпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.
Современные программы в значительной степени отражают системный подход к изучению процессов явлений природы, общества, производства.
Принцип межпредметных связей как обязательное требование к созданию и организации учебно-воспитательного процесса способствует:
Принцип межпредметности способствует реализации других традиционных принципов обучения:
Для усиления межпредметных связей учителю важно побеседовать с учителями по другим предметами полученные сведения об отношении учеников к другим дисциплинам, об их склонностях и интересах использовать при составлении дифференцированного задания.
Существуют различные формы учебных занятий с целью использования межпредметных связей.
При проведении бинарного занятия одна и та же тема рассматривается сразу двумя дисциплинами любого блока.
При проведении интегрированного занятия тема по одной дисциплине дополняется знаниями из другой дисциплины, но по теме, которая, опираясь на предыдущие знания, дает более широкое познавательное формирование.
3) межпредметное занятие – эта форма занятий, при которой изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других дисциплин, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких дисциплин.
Учителями также широко и активно применяются разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей:
В заключение, хочется выделить основные перспективы развития современных российских школ, направленные на реализацию новых форм и методов обучения, осуществляя на практике принципы метапредметности и межпредметности:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ