Метавселенная это что такое простыми словами
Метавселенные. Зачем они нужны и что стоит освоить, чтобы не пропустить будущее?
Если вы хотите не просто много узнать, а много заработать и даже сделать состояние, важно разглядеть то, как будет выглядеть мир через 10-20 лет.
Естественно, крипта и отдельные ее направления также будет занимать в этом новом мире будут определенную часть.
Начнем с того, откуда вообще взялся термин.
Его придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 в романе Snow Crash (Лавина), там писатель описывал общий цифровой мир с дополненной реальностью, называя метавселенной следующую стадию развития интернета, в котором объединены ваше физическое присутствие с дополненной и виртуальной реальностью. Иными словами, все как в фильме «Первому игроку приготовиться», который тоже был снят по научно-фантастическому роману Эрнеста Кляйна, опубликованному в 2011.
Нет, все будет по-другому=)
Метавселенная – это не только про игрушки, это про постоянное существование в онлайне, и отдых, и работа, и решение бытовых задач. По сути, для многих это и сейчас происходит, только без эффекта постоянного присутствия. А метавселеная с помощью VR и AR технологий дает такой эффект. И вас уже не окружают стены офиса, кафе или собственной комнаты, а другой мир и люди (их аватары) вокруг.
Простой пример, вот в этом момент мы наблюдаем за крипторынком, получаем образование, черпаем идеи (в Телеграм канале), и представьте, что сейчас мы вас пригласим в некое место (zoom) для какой-то презентации или вебинара (например, для того, что показать, как пользоваться криптоботом, который дает 900% годовых). Интересно?
Да, многие найдут время и зайдут. А теперь представьте:
— вместо конференции в zoom в 2D вокруг вас находятся такие же люди (аватары с их образами, реальные лица, фигуры, пол и возраст неизвестны или известны, кому хочется)
— вместо текста, который читаете, вам доносит информацию красивая стройная девушка или мужчина, кому что=) и субтитры мелькают над их головой.
— вместо серого вида за окном у вас солнце и пальмы.
— вы не просматриваете контент, вы находитесь внутри него.
— хотите встретиться с другом с другого конца планеты? Пригласите его к себе домой и в качестве голограммы и он будет сидеть за вашим столом
— хотите сходить на концерт в другом городе? Просто наденьте очки и авторизуйтесь в нужной метавселенной
— у вас кафе, доставка цветов или любой другой бизнес? Вы просто не можете позволить себе не иметь кусочек земли в этой метавселенной (как сейчас, страницу в Instagram, или группу в Facebook). Иначе конкурент заберет все продажи, потому что у него можно будет вместо фото на сайте увидеть реальный размер блюда или рельеф цветов. И процесс покупки будет гораздо интересней.
Интересно было по потреблять инфо в таком виде? А работать, проводить совещания? И конечно же играть, общаться, искать или что-то делать в интернете. Ответ очевиден.
Частично это уже происходит, а также продолжит свое развитие во всех сферах:
1. В медицине появится возможность полностью визуализировать организм, моделировать хирургическое вмешательство, прогнозировать развитие каких-либо процессов.
2. В строительство от более детального и точного проектирования объектов до удаленного контроля хода строительства.
3. В образовании активно будет применяться повсеместно примерно тем же образом, что сейчас в обучении пилотов.
4. В интернете теперь можно будет не только почитать и посмотреть, но и потрогать, переместиться из одной точки виртуального пространства в другую. От маркетпелйсов с товарами, до соц сетей, чатов, форумов, и т.д.
VR – виртуальная реальность, здесь все понятно, это обычна визуализация виртуального мира, пример – компьютерные игры
MR – смешанная реальность, когда, например создается виртуальный проект – здание и в нем можно что-то изменять, перемещаться и т.д. Среди этих технологий симуляционное обучение, технологии отображения на лобовых стеклах в авто и т.д.
Огромные вычислительные мощности, быстрые протоколы связи, производительные графические движки – вся эта инфраструктура должна совершить скачок для качественного функционирования метавселенных.
1. Производителей оборудования для пользователей. VR-шлемы, очки, тактильная одежда, датчики и т.д.
2. Все, что связано с высокоскоростным интернетом.
3. Оборудование для высоких вычислений. Процессоры, чипы, обработка графики, рендеринг, проекции, синхронизация и т.д.
4. Производителей контента. Разработчики игр, объектов, дизайн.
5. Софт для хранения, анализа, управления данными о пользователях, их действиях и информацией, технологии искусственного интеллекта.
1. Epic Games с игрой Fortnite. В игре проходят концерты, которые одновременно смотрят десятки миллионов игроков. Игроки могут одеваться в брендовые костюмы и создавать свой контент.
2. Microsoft через платформу Mesh позволят работать в виртуальном пространстве, когда коллеги, находясь в разном пространстве, могут через цифровые аватары взаимодействовать с виртуальными объектами.
3. Facebook создает метавселенную Horizon, проектирует Infinite Office – виртуальный офис для работы из дома, модернизирует VR-гарнитуры Oculus.
Важно понимать, что точно никто не может спрогнозировать, как метавселенные будут выглядеть, кто станет лидером на этом рынке и сколько времени на это уйдет. Все согласны в одном, на это понадобится не один и не 2 года, скорее всего 5-10 лет. Но наша логика очень простая:
1. Статистически все задумки человечества рано или поздно превращались в реальность, от электрической лампочки накаливания до полетов в космос И идея реализации метавселенной выглядет простой относительно того, что умные головы этой планеты реализовали ранее, тем более учитывая огромное количество технологий, которые уже существуют для этого и факт того, что в какой-то части эта идея уже реализована.
2. Над этой идеей сконцентрированы огромные капиталы одних из самых дорогих компаний мира и лучшие умы в этих отраслях.
3. Реализация этой идеи позволит этим корпорациям заработать не только огромные капиталы, но и усилить свое политическое влияние. Это объясняет их высокую мотивацию.
Крипта – неотъемлемая часть инфраструктуры метавселенных. Сам Марк Цукерберг заявил, что при разработке метавселенной они с командой будут уделять повышенное внимание поддержке криптовалют и NFT. И на данный момент видится большая роль не сколько криптовалют, а блокчейнов. А именно:
1. Блокчейн закрывает вопрос подтверждения владением теми или иными виртуальными предметами (аватарами, частью одежды, авто и многое другое).
2. Внутренние валюты игр, которые существуют сейчас, небезопасны и не так надежны, как решения на блокчейне, именно поэтому пользователи не готовы хранить свои активы в них. А если еще и стоит вопрос заработка в метавселенных, как, например, сейчас зарабатывают в игре Axie Infinity, тем более никто не готов доверять централизованным валютам от разработчиков игр. Крипта благодаря блокчейну закрывает вопрос безопасности.
3. Подтверждение качества. Благодаря NFT можно понять, что тот или иной товар уникален, был создан таким-то пользователем/компанией в такое-то время, можно будет посмотреть историю владельцев и легко будет выявить подделку.
4. Демократия и управление. Принцип DAO (децентрализованных платформ, регулированием которых занимаются сами же пользователи через голосование), возможный благодаря блокчейну, актуален и для метавселенных. Если в реальной жизни мы можем голосовать за смену управляющей компании в доме или за мэра города, то и в метавселенных это также актуальный вопрос.
5. Доступность и простота. Чтобы интегрироваться в метавселенную и покупать/продавать товары или услуги, нужны счета и кошельки. В реальном мире для этого в большей степени сегодня мы используем банки, где нужно предоставлять паспорта для обслуживания. В метавселенных будут доминировать децентрализованные финансы, даже скорее всего, только они и будут существовать. Для обмена, покупки, продажи, кроме кошелька ничего не нужно, а для верификации в нем нужен только пароль и сид фраза.
6. Кроссплатформенность. Блокчейнов много и они должны взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот вопрос в большей степени мы закрываем тем, что имеем разные кошельки в разных сетях и т.д. Но инфраструктурные проекты, которые позволяют обмениваться ценностями из разных сетей, активно развиваются и еще более актуальны будут в метавселенных.
2. #SOL, Solana – преимущество которой перед Ethereum в скорости, более низких комиссиях. Если не углубляться сейчас под капот Solana, коротко можно сказать, что это условно продвинутая версия Ethereum, правда еще не такая зрелая.
— #MANA +384% за 3 дня с момента объявления. Это токен игры Decentraland, реализующей частично идею метавселенной.
— #SAND +321% за 5 дней с момента объявления, это токен метавсленной Sandbox В сухом остатке на наших глазах развивается новый мир, и крипта уже от закрытия минусов действующей мировой финансовой системы обретает новую фундаментальную ценность – часть инфраструктуры нового цифровой мира.
Хотя Цукерберг прямым текстом указал на то, что будет работать над поддержкой существующих проектов, тем самым закрывая этот риск. Инвестиции в отдельные уже существующие метавселенные видятся нам не таким очевидными, так как их успех в долгосрочном периоде зависит от того, как успешно они смогут конкурировать с мировыми ИТ гигантами. Хотя вероятен и сценарий не конкуренции, а их интеграции в эту новую среду. Отдельная большая тема – инвестиции в земли в метавселенных, но об этом мы уже расскажем в другой раз.
Переходите в наш Инстаграм и получайте еще больше полезного ситуативного контента.
Что нужно знать о метавселенных прямо сейчас
Всё началось в июле 2021 года, когда Цукерберг заговорил о метавселенных. В конце октября мы узнали о переименовании Facebook. Цукерберг анонсировал виртуальную вселенную Meta, а вместе с ней и объяснил, что это вообще такое. Но мы всё равно не поняли. Поэтому закопались в аналитические статьи, подробно изучили тему… и всё равно не поняли. А потом поговорили с криптоинвестором Михаилом Некрасовым и сооснователем студии разработки игр «Мастерская 15» на платформе Roblox Ярославом Кравцовым. И тогда стало немного понятнее.
Появилась Meta, и нас поставили перед фактом: мы теперь не просто ищем квартиру на фб, переписываемся по работе в ватсапе и постим сторис в инсту — теперь мы обитатели одной метавселенной.
Логотип Meta Цукерберга / bbc.com
Мир содрогнулся, узнав новое имя Facebook, и дошла эта новость даже до нашего президента. Не всегда Владимир Владимирович поддерживает западные нововведения, например, с трансформерами президенту разобраться так и не удалось. Но здесь другая ситуация.
Государство должно заниматься защитой россиян и их виртуальных двойников-аватаров, формирующихся сейчас в метавселенной.
Да, это правда сказал наш президент.
Постепенно всё становится похожим на фильмы о будущем, когда вместе с виртуальной, появляются ещё и технологии дополненной реальности, а выходить из дома становится совсем бессмысленным занятием. Сидишь на кухне за столом с ноутом, надеваешь специальные очки, и вот ты уже в офисе. А мимо проходит реалистичный эмоциональный аватар твоего коллеги, и вы вместе обсуждаете надвигающийся на виртуальной платформе корпоратив. Вечером после работы идёшь на концерт, не вставая с кровати, потом в специальных очках смотришь фильм для взрослых, будучи единственным взрослым в комнате и ложишься спать. Это всё метавселенные, в которых мы живём уже сейчас, но давайте разбираться, что это вообще такое.
Что есть уже сейчас
Условия метавселенной мы обозначили — должны объединяться две реальности. Дальше каждая компания креативит по-своему. И разнообразия уже хватает, так что давайте посмотрим, что можно потрогать уже сейчас.
Meta
Заслуг у Meta много, например, компания активно создаёт приложения для удалённой работы. С помощью Horizon Worlds и продвинутой VR-системы Oculus Quest 2, вы можете подарить своему аватару в сети не только собственное лицо, но и жесты, движения глаз и мимику.
Fortnite
Да, эта игра давно стала метавселенной, а мы и не заметили. Здесь своя валюта (хоть и не крипто) и 350 миллионов пользователей в месяц, которые одновременно выполняют задания и квесты. В Fortnite проходят концерты реальных музыкальных исполнителей, показывают настоящие фильмы и проводятся модные показы существующих брендов. Так что все условия соблюдены.
Roblox
То, о чём все дети давно знают лучше, чем вы. Это многопользовательская платформа, на которой можно играть и создавать свои игры. Roblox Corp. — уже самая дорогая игровая компания США. Больше половины американских детей играют в Roblox, а пиковый онлайн пользователей однажды дошёл до шести миллионов.
Одна из последних новостей — коллаборация Roblox и Nike для создания Nikeland. Игру уже посетили почти семь миллионов человек. И понятно почему: здесь можно одевать и обувать своих цифровых двойников в одежду компании, соревноваться с игроками на стадионах и спортивных аренах, заниматься спортом (ну, чтобы хоть где-то).
Nieland / roblox.com
Ярослав Кравцов — сооснователь студии разработки игр и онлайн ивентов «Мастерская 15» на платформе Roblox. И мы не могли не спросить у него про метавселенные:
В моих глазах Nikeland — один из примеров интеграции брендов в метавселенные. Скоро уже стыдно будет, если у твоей компании нет своего представительства в Roblox.
Decentraland
Decentraland / nbcnews.com
Платформа с открытым маркетплейсом, виртуальный мир и сообщество на базе блокчейн от компании Decentral Games. Здесь можно создавать персонажей, покупать земельные участки, строить дома и приобретать то самое NFT-искусство. Виртуальная недвижимость в этой среде — это и есть NFT, и покупается она за криптовалюту MANA.
На этой платформе уже даже есть посольство настоящего государства. Барбадос открыл свои двери для пользователей этой метавселенной
So proud today to welcome the Government of Barbados to Decentraland, establishing the world’s first metaverse embassy.https://t.co/Xu5RjAwhv4
Михаил Некрасов, криптоэксперт, автор «Энциклопедии начинающего криптоинвестора»:
Такие метаверс-проекты, как Decentraland или Sandbox, на данном этапе остаются «демонстраторами технологий». Они сложны в освоении и использовании и рассчитаны в основном на криптоэнтузиастов, то есть людей, готовых терпеть неудобный интерфейс, сильно устаревшую графику ради высоких идей децентрализации и владения цифровыми активами
Первый в мире город-метавселенная Metaverse Seoul
Эту вселенную пощупать пока нельзя, но на связи Сеул, поэтому развиваться всё будет, скорее всего, очень стремительно. Создатели говорят, что внутри платформы будет целая коммуникационная экосистема для всех сфер городской жизни.
И это уже не развлекательный проект, а часть южнокорейского плана по реорганизации экономики из-за пандемии. В планах создать виртуальную мэрию, лабораторию для новых финансовых технологий, копию инвестиционного фонда, а также кампусный город Сеула. Все структуры будут работать на государственном уровне, и жители смогут обратиться к политикам по беспокоящим их вопросам и решить их, не выходя из дома.
Системы смешанной реальности (XR) помогут людям с ограниченными возможностями получать медицинские и психологические консультации, а также позволят попасть в те места, которые раньше были недоступны для инвалидов.
Как это вообще работает
А теперь, когда никто не сомневается в том, что тема популярная и развивающаяся, закопаемся поглубже.
Что нужно для того, чтобы работала метавселенная:
1. Программное обеспечение. При помощи 3D-движков создаются проекты виртуального мира. Самые известные платформы — Unreal Engine (разрабатывает и поддерживает Epic Games) и Unity.
2. Оборудование. Это проводники пользователя в метавселенную. VR-очки, AR и XR-гаджеты и вообще всё, что поможет взаимодействовать с платформой. Очки виртуальной и дополненной реальности — необязательное условие, вспоминаем Roblox и Fortnite. Главное, чтобы объединялись две вселенные, так что это может быть даже звуковая реальность без визуализации.
Сейчас самая массовая VR-архитектура у Meta — Oculus VR. Существуют Oculus Rift (очки) и Oculus Quest (шлем и контроллеры). Также несколько лет назад Meta поглотила The Eye Tribe — технологию, позволяющую считывать движения глаз.
Весь хайп идёт от Цукерберга и Facebook. Им важно занять свою нишу. У Apple, Google есть свои устройства, у Microsoft есть своё железо. А Facebook постоянно приходится ютиться на чужих устройствах, поэтому они хотят пересадить всех на собственные шлемы виртуальной реальности для того, чтобы полностью замкнуть цикл и не зависеть от конкурентов.
3. Дата-центры. Это облачные хранилища для данных метавселенной, тут размещают серверное и сетевое оборудование, и происходит соединение с интернетом. Основные поставщики — известные компании, например, Amazon, Google и Microsoft.
4. Блокчейн. Эта штука прикрепляет данные и деньги каждого пользователя к его цифровому аккаунту и позволяет пользоваться купленными продуктами во всей метавселенной.
Вроде разобрались с устройством, но всё равно не до конца понятно, что с этим делать. Ну, это ненадолго — поехали дальше!
Зачем это вообще нужно
Все сейчас думают о том, где завтра будут лежать заработанные деньги: как их не просто класть в стол, а постоянно преумножать. Все хотят запрыгнуть в поезд раньше других, и неважно, что совсем непонятно, куда этот поезд идёт. В этом мотивы простых пользователей и корпораций сходятся, но есть и различия.
В огромном несущемся поезде под названием «технологический прогресс» куча вагонов. В локомотиве сидят и тащат весь состав корпорации, которые понимают, что оставшись в стороне, гигантами им никогда не стать. Нужно вкладывать огромные деньги, чтобы конкурировать с лидерами, а компанию потерять нельзя. Это вопрос уже сохранения бизнеса. Мир быстро и сильно меняется, и если не подстроишься, то будешь, как ЖЖ или Nokia, и станешь ностальгией, но не трендом.
Сумка Gucci в Roblox / thefashionlaw.com
Конкретно: плюсы и минусы
В метавселенных живут люди буквально из разных реальностей. Кто-то из реальности обывателя, кто-то из мира инвестиций, а кто-то из вселенной крупных компаний. Зачем последним вступать в это в целом понятно — ради денег и власти. Но зачем столько денег вкладывают инвесторы, если тема новая и не слишком изученная? Зачем этим интересоваться обычным людям, далёким от мира технологий? Начнём с нас — с простых обывателей.
В 21 веке иногда становится страшно за свою профессию — а вдруг её заменит компьютер или какой-то новый робот? И вероятность этого только растёт. Но взамен приходит пул других, «новых» профессий, за которыми остаётся только следить.
Михаил Некрасов — криптоэксперт и не самый простой обыватель, но объясняет выгоду для нас так:
Мы, обыватели, вполне можем обойтись без NFT-предметов и общения в виртуальной реальности — в нашем мире уже и так множество инструментов для развлечений и общения. Но уже в перспективе нескольких лет лавинообразно начнут расти вакансии в сфере метавселенных, причём появятся такие профессии, которых пока не существует. Например, дизайнеры и кастомизаторы аватаров, таргетологи и маркетологи в виртуальных пространствах, мерчендайзеры, ответственные за выкладку цифровых товаров в виртуальных магазинах.
Это из неочевидных плюсов, которые мы можем извлечь для себя. Очевидные — удобство в повседневной жизни. Удалённую работу из дома мы уже оценили, но без эмоций и личного общения как-то грустно. AR и VR-технологии стремятся к тому, чтобы заменить живую коммуникацию. Действительно ли это хорошо — вопрос открытый.
Но заслужили ли мы весь этот киберпанк? Не всё так гладко, ведь встаёт вопрос о конфиденциальности. Теперь компании видят не только нашу личную информацию и читают наши сообщения. Станут доступны наши действия, мимика, движения глаз и голос. Не каждый захочет доверять всё это, но выбора может не быть.
Создание метавселенной подразумевает объединение, а значит монополизацию. Помимо проблем с отсутствием выбора появляется ещё как минимум одна. Технические неполадки в крупной компании потянут за собой сразу много сервисов, а значит пользователи становятся зависимыми.
А если я не просто играю в Fortnite, но ещё и хочу собрать инвестиционный портфельчик, приумножать свои деньги, вкладываться? Мы не зря поговорили с криптоинвестором, ведь невероятно интересно, чем обусловлены огромные риски инвестирования.
Михаил Некрасов рассказывает, что с начала 2021 года токен MANA от Decentralend (это где домик с видом за сотни тысяч долларов купить можно) вырос в 54 раза, а токен SAND от SandBox в 190 раз. Для сравнения, биткоин за это же время поднялся в 2 раза. Так что мы видим огромный рост, даже для криптовалютной отрасли.
График роста MANA от Decentralend / coinmarketcap.com
Если вам кажется, что всё как-то мутно, и что люди в конце концов прогорят из-за безрассудных инвестиций в такой масштабный иллюзорный проект, то вы процитируете китайское государственное издание Securities Times. Но так думало правительство Китая ещё пару месяцев назад, а теперь даже они поворачиваются в сторону нового тренда.
Теперь в Китае считают, что это не просто новомодное веяние, а важная тенденция, которой КНР надо воспользоваться, чтобы конкурировать с другими странами. Руководство страны теперь видит возможность в интеграции реальной и виртуальной экономик. Доходы, полученные при помощи метавселенных, можно перенаправлять в реальный мир, развив хорошую экономическую систему.
Но появляется другой логический вопрос: а не лопнет ли всё это, как пузырь? Не могут же цифры расти бесконечно. И тут однозначного ответа нет. Если мы говорим о конкретной криптовалюте, компании, то да, лопнуть может. Но виртуальное пространство не лопнет никогда. Про метавселенные говорят давно, а активно применять их начинают только сейчас, так что покупаем NFT-картины, собираем портфельчики из токенов разных метавселенных и надеемся, что кто-то из них выстрелит.
Автор: Beeple Crap
Неважно, в каких вагонах летящего поезда технологического прогресса вы едете: в передних или задних. Главное, что вы вообще в этот поезд запрыгнули, а значит точно двигаетесь в правильном направлении.
Родился — зумер (вы находитесь здесь) — бумер — умер.
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.