Метели что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют
Сложноподчинённое предложение. Обстоятельственные сложноподчинённые предложения. Придаточные образа действия и степени
Урок по русскому языку в 9 классе
Сложноподчинённое предложение. Обстоятельственные сложноподчинённые предложения. Придаточные образа действия и степени.
1. Языковая компетенция. Показать особенности СПП с придаточными степени и образа действия, общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений. Помочь соотнести старые знания с новыми.
2. Правописная компетенция. Совершенствовать пунктуационные навыки и орфографические.
3. Речевая компетенция. Знать основные признаки текста. Определять тему, основную мысль, определять тип речи и стиль, строить свое высказывание.
4. Нравственное воспитание учащихся.
Оборудование урока: интерактивная доска.
1. Мотивационный блок. Занимательная лингвистика.
По перифразам определите понятия.
Северная Венеция, мать городов русских, весна жизни, закат дней, очутиться в объятиях Морфея, жители страны восходящего солнца, царь природы.
Ответы: Петербург, Киев, юность, старость, умереть, японцы, человек.
2. Занимательная лингвистика. Синтаксическая загадка.
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы решение.
( Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)
3. Индивидуальная работа по карточкам. Тестовая работа.
Отметьте номера предложений с придаточным изъяснительным.
1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.
2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.
3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.
4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.
5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.
2 карточка. Отметьте номера предложений с придаточными обстоятельственными.
1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.
3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.
4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.
5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными, так что это не было их первой встречей.
Отметьте номера СПП с придаточным определительным.
1. Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.
2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
3. Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.
5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
Коллективная работа с классом. Проблемные задания. Работа с интерактивной доской.
Дайте характеристику предложениям по схемам, начерченным на доске.
Найдите к данным предложениям схемы. Работа с интерактивной доской.
1. [гл.], (что). 1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
2. [сущ.], (который). 2.Я не могу сказать, что достиг цели.
3. (коль) [ ]. 3.А мне везде дорога, где только ветер дует.
4. [ ], (так что) 4.Известие, которое привёз староста, всех огорчило.
5. [ нареч., ( где), ] 5.От фонарей было светло, так что мы смогли рассмотреть афишу.
6. [гл.], (ли). 6.Мы не знаем, попадём ли вовремя домой.
Можно ли определить придаточные?
Придумайте предложения по данным схемам.
1. Нет таких мест, где бы он ни бывал.
2. Там, где его нет, и совершается самое настоящее геройство.
3. Он рассказывал, где бывал во время войны.
3. Информационный блок. Расскажите о сложноподчинённом предложении. Восстановите модель СПП.
4 Сообщение цели урока.
Изучение нового материала. Слово учителя. Работа с учебником.
Придаточные образа действия уточняют способ действия главного предложения, а придаточное степени обозначает, в какой мере осуществляется действие главного. Придаточная часть отвечает на вопрос как? каким образом? В какой мере? до какой степени? И присоединяется к главной при помощи союзов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов: как, сколько, насколько. Обратите внимание, что это предложения нерасчленённой структуры. В них есть указательное слово. И относятся они или к глаголу, или к наречию, или к прилагательному.
Использование приема ТРКМ «Ромашка Блума»
На доске даны предложения.
· Учащиеся записывают их, определяют структуру СПП, находят грамматическую основу, вычерчивая схемы. (Простой вопрос)
· Определяют значения придаточных, объясняют свои выводы. (Уточняющий вопрос)
1.Он сделал так, как ему приказали.
2.Малешкин так сжал гранату, что побелели пальцы.
3.Солнце сияло и грело, будто торопилось ответить за всю прошлую ненастную
4.Все хохотали так громко и долго, что Соне стало не по себе.
5.Ему было так тоскливо, что хоть ложись на дорогу и помирай.
· Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?( Однозначные присоединяются союзными словами, а многозначные – союзами что, чтобы, как будто, словно, точно и др.) (Интерпретирующие вопросы).
· В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?( В художественном стиле для создания ярких образов). (Оценочный вопрос)
· Добавьте в модель СПП новые знания. (Практический вопрос).
· А творческий вопрос будет использован при закреплении, когда учащимся будет представлена работа с текстом.
На интерактивной доске появляется модель СПП. Учащиеся достраивают нерасчлененную структуру предложения.
нерасчлененная структура расчлененная структура
1. Работа с текстом. Решение частных задач.
Текст у каждого ученика лежит на парте.
· Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль.
· Каков тип и стиль текста.
· Найдите средства художественной выразительности. Определите их назначение в тексте.
· Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, укажите их значения (вид придаточного)
Долгая ночь аккуратно и тихо выбелила густой изморозью ветки деревьев и в лесу, и на городских улицах, и в скверах. На деревьях красногрудые снегири, как живые гвоздики. Наряд птиц так ярок, что утренняя заря не может добавить ему большей красоты. Подобрав корм на лесных опушках и пустырях, снегириные стайки слетаются в город. Чувствуя себя безбоязненно на самых оживлённых городских магистралях, таёжные жители день-деньской неторопливо лущат семена ясеня, а пустые ясеневые крылышки, кружась, падают на снег или асфальт. Урожай у этого дерева столь велик, что от некоторых деревьев, увешанных пучками сухих плодов, падает такая же густая тень, как летом. В семенах много масла, и это даёт возможность птицам ночевать в любой мороз под открытым небом. А едва начнёт день понемногу прибавлять светлого времени, как можно будет послушать тихие снегириные песни. И яркие самцы, и невзрачные самки зимой поют одинаково и словно бы каждый только для самого себя.
Какую цель преследует автор
2. Работа с текстом. Решение частных задач. Прочитайте наставления средневекового учителя в стихах. Объясните повторы строчек жанром речевого произведения. Выразите те же самые наставления учителя в форме правил хорошего поведения ученика. Как изменится, по-вашему, язык заповедей?
Определите виды придаточных предложений в тексте.
Розгами дитяти Нет, не что-нибудь другое,
Мы грозим некстати: Созерцайте лишь благое;
Тех, кто малость поумней, Охранять построже
Слово бьёт больней ремней. Очи нужно тоже.
Слово бьёт больней ремней Берегите уши
Тех, кто малость поумней. Все грехи – втируши.
Мы грозим некстати Проникает в уши грех,
Розгами дитяти. Предвещая неуспех.
Дети, не дурите! Предвещая неуспех,
Языки заприте; Проникает в уши грех;
Грех держите взаперти, Все грехи – втируши.
Чтобы душу вам спасти. Берегите уши!
Чтобы душу вам спасти, Юношам заданье –
Грех держите взаперти. Самообузданье;
Языки заприте, Уши, очи, языки-
Дети, не дурите! Для распущенных силки.
Очи нужно тоже Для распущенных силки
Охранять построже. Уши, очи, языки.
Созерцайте лишь благое; Самообузданье –
А не что-нибудь другое! Юношам заданье.
(Вальтер фон дер Фогельвейде, перевод с немецкого).
3..Проверка домашнего задания.
Ученица читает текст собственного сочинения на тему восточной легенды «Что такое ад и что такое рай?».
А учащиеся определяют виды придаточных и записывают их в тетрадь в виде теста.
Прочитать легенду древнегреческого баснописца Эзопа о языке. Пересказать легенду. Продумать вопросы, которые отражали бы языковые явления, связанные с различными ярусами языка. Выполнить творческую часть изложения (элементы сочинения) из сборника изложений.
СПП. Союз и союзное слово
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Двенадцатое ноября.
Союз и союзное слово
Описание слайда:
Синтаксическая разминка:
Расставьте знаки препинания.
1.Мороз и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг где протекал небольшой ручей который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала пора сеять лён.
Описание слайда:
Проверьте:
1.Мороз, и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала, пора сеять лён.
Описание слайда:
Определение СПП
Такое предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий) и интонации.
Описание слайда:
Строение СПП
[Я рожден], (чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей).
(Чтоб чем-нибудь играть от скуки), [копье стальное взял он в руки].
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
Описание слайда:
Отметьте знаками + или – верно или неверно утверждение:
Описание слайда:
Описание слайда:
Управление – вопросы косвенных падежей
Описание слайда:
Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
1. Аромат фиалки
2. Прочно укрепить
3. Выращивать гладиолусы
4. Махровые гвоздики
5. Запах акации
6. Разбирается в цветах
7. Сиреневый куст
8. Изящные лилии
9. Алые розы
10.Ароматно пахнуть
Описание слайда:
Ответы
Согласование управление примыкание
4,7,8,9 1,3,5,6 2,10
Описание слайда:
Запишите предложения,
сделайте синтаксический разбор.
О судьбе многих декоративных растений можно написать увлекательные повести.
На окне серебряном от инея за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)
Описание слайда:
Синтаксический разбор предложения.
На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространенное, осложнено обособленным определением)
Описание слайда:
Средства передачи смысловых
отношений в сложных предложениях
3. Интонация
1. Союзы
2. Союзные слова
Описание слайда:
«Союзный» дождь
Распределите союзы на две группы:
сочинительные и подчинительные
и
если
пока
так как
зато
что(бы)
едва
то(же)
так что
словно
буд(то)
точно
или
хотя
потому что
(не)смотря на то что
(в)следствие того что
однако
либо
ибо
так(же)
для того что(бы)
Описание слайда:
подчинительные
и
зато
тоже
или
либо
однако
также
ибо
если
пока
потому что
несмотря на то что
так как
для того чтобы
словно
будто
точно
хотя
вследствие того что
чтобы
едва
Описание слайда:
Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?
Описание слайда:
Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!
Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.
Описание слайда:
Совет второй. Уберите!
Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
Описание слайда:
Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
Используйте логическое ударение.
Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.
Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.
Описание слайда:
Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
Он увидел, что на столе стоят розы.
Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.
Он увидел розы, что стояли на столе.
Что можно заменить на которые. А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.
Описание слайда:
Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.
А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.
Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.
Описание слайда:
Описание слайда:
Алгоритм
Найти в предложении грамматические основы.
Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным.
Определить, является ли средство связи членом предложения.
Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.
Описание слайда:
Как различать союзы и союзные слова?
Она сказала, что сестра не вернется к ужину.
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу.
Описание слайда:
Сравни!
Я знаю, что он купил цветы.
Я знаю, что он купил.
Я поинтересовался, когда придет поезд.
Когда мы пришли, поезд ушел.
Описание слайда:
1.Выпишите предложения, где средством связи является союз
2.Выпишите предложения, где средством связи является союзное слово.
Не всё годится, что говорится.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Язык без костей, когда работает на хозяйку и на гостей.
Когда говоришь, хорошенько думай.
Речь без пословицы, как суп без соли.
Так говори, как делаешь.
Описание слайда:
Запомни
Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить.
Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение
Описание слайда:
Разграничение союзов и союзных слов
Описание слайда:
Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Определите главное и придаточное предложения.
Чем связаны главное и придаточное предложение?
Можно ли задать вопрос?
Можно ли исключить из предложения? (Можно ли заменить самостоятельной частью речи?)
Является ли членом предложения?
Описание слайда:
Союзы и союзные слова
Мы знаем, трудно выполнить эту работу.
Не знаю, привлекает меня в этом человеке.
что
что
Описание слайда:
Актуализация знаний.
Синтаксическая разминка.
1)Учёные установили, что индоевропей- ские языки обладают сходным грамма-тическим значением.
2) Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости.
Описание слайда:
1) 1 сущ глагол , (2 что сущ глагол).
Поясняется слово «установили»
2) 1 мест глагол , (2 которая глагол).
Поясняется слово «на дорогу».
Описание слайда:
Описание слайда:
Различие союзов и союзных слов
Описание слайда:
Падает логическое ударение
Описание слайда:
Описание слайда:
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)
Описание слайда:
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1) 2;2) 3;3) 7;4) 17.
2. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочным способом.
3. Из последнего абзаца выпишите союзы.
4. Из седьмого предложения выпишите словосочетание с видом связи «согласование».
5. Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение.
6. Среди предложений 4-10 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
7.Сколько сложных предложений встречается среди предложений 3-10.(Укажите в скобках их номера)
Описание слайда:
Описание слайда:
Самостоятельная работа.
Подготовка к ОГЭ.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
ОТВЕТ:
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
ОТВЕТ
Описание слайда:
Задание 3. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Не дома(1) где мне никто не мешал(2) не в школе(3) где всегда в изобилии(4) приходят посторонние мысли 5) не по дороге домой (6) или из дома (7) когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях (8) а вот именно здесь (9) в тишине закутка (10) ярко и зримо представали передо мной расцвеченные (11) ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и (10) словно бы(11) вина. 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «слова Пушкина», построенное н
Описание слайда:
1)234
2) 1234789
3) 1235789101112
4) 123456789
Описание слайда:
Тест
1.Найдите сложноподчиненные предложения.
A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный
кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
B.Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому
мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
A.Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
B.Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
Описание слайда:
Тест (продолжение)
Укажите среди данных слов союзы:
А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что.
4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного.
A.Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
B.Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.