Методическая работа что это
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
Функции методической работы
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
Направления методической работы
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Методическая работа
Ведущие аспекты методической работы:
– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений её совершенствования;
– создание базы данных о педагогических работниках;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
– формирование банка педагогической информации;
– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей города.
Организационно – методическая деятельность:
– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы методических объединений школы;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;
– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.
В связи с этим, методическая работа в 2020-2021учебном году будет направлена на дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методических объединений, внедрения педагогических технологий, формирующих компетентности обучающихся и ориентирующих на развитие творческой деятельности школьников, оказание методической помощи в подготовке к аттестации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспективного опыта педагогов.
В 2020/2021 учебном году основные усилия методической работы школы будут направлены на достижение следующих целей и задач.
Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с учащимися; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся.
Задачи:
1. Создавать условия для совершенствования профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение обновленным содержанием образования, элементами современных педагогических технологий:
2. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;
3. Способствовать формированию мотивации к непрерывному образованию, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов.
Работа над данной темой будет способствовать созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Формы методической работы :
а) работа педсоветов;
б) участие в семинарах;
в) работа методических объединений;
г) работа педагогов над темами самообразования;
д) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
ё) взаимопосещение уроков;
ж) обобщение передового педагогического опыта учителей;
з) внеклассная работа;
и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Приоритетные направления методической работы на 2020/2021учебный год:
1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
2. организация деятельности методических формирований педагогов;
3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;
2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
3. укрепление материально-технической базы методической службы школы.
1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
Создание условий для развития личности ребенка:
1) изучение особенностей индивидуального развития детей;
2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;
4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.
Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
1. отслеживание динамики здоровья учащихся;
2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.
Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности :
1. Мониторинг качества знаний учащихся;
2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению.
Работа внутри школьных методических объединений:
· согласование календарно-тематических планов;
· преемственность в работе I и II ступеней;
· методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;
· методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
· формы и методы промежуточного и итогового контроля;
· отчеты учителей по темам самообразования;
· итоговая аттестация обучающихся.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Бабынино работает 4 школьных методических объединения:
МО учителей начальных классов
Малеева А.Г. – руководитель ШМО учителей начальных классов;
Усикова Н.Н., учитель начальных классов;
Миронова Н.А. учитель начальных классов;
Малеев Д.Н. учитель начальных классов;
Сугак Г.И. учитель начальных классов;
Андриянкина Н.А., учитель начальных классов;
Саунина Е.С., учитель начальных классов;
Кругликова О.В., учитель начальных классов;
Белова И.И. учитель начальных классов;
Лыгина С.В., учитель начальных классов;
МО учителей гуманитарного цикла
Костина Н.В., учитель русского языка; руководитель ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла
Евстрашкина Н.А., учитель истории и обществознания;
Симаненкова Т.С., учитель истории и обществознания;
Яшкина Г.И., учитель истории и обществознания;
Борисова М.А., учитель английского языка;
Сураева Н.Г. – педагог-библиотекарь.
МО учителей естественно-математического цикла
Губко О.А. – руководитель ШМО естественно-математического цикла;
Роман Т.В., учитель географии ;
Исайкин А.М. учитель химии;
Шашкина Л.И. учитель биологии;
Клишина Л.Е. учитель информатики;
Ковалева Л.А. учитель физики и математики;
Кочанова Е.В. учитель математики и физики;
Курятникова Г.Н. учитель математики;
Калинина Т.Е. учитель математики;
Мирешко Н.Ф. учитель математики;
Губко О.А. учитель технологии;
Морозов А.П. учитель технологии
Усикова Н.Н., классный руководитель 1 «А» класса;
Миронова Н.А. классный руководитель 1 «Б»класса;
Малеева А.Г., классный руководитель 2 «А» класса;
Малеев Д.Н. классный руководитель 2 «В» класса;
Андриянкина Н.А., классный руководитель 3 «А»класса;
Саунина Е.С. классный руководитель 3 «Б» класса;
Кругликова О.В., классный руководитель 3 «В» класса;
Белова И.И. классный руководитель 4 «А» класса;
Лыгина С.В., классный руководитель 4 «Б» класса;
Кривцова Л.В. классный руководитель 5 «А» класса;
Недодирова З.В. классный руководитель 5 «Б» класса;
Кочанова Е.В. классный руководитель 6 «А» класса;
Губко О.А., классный руководитель 6 «Б» класса;
Крысанова А.Н., классный руководитель 6 «В» класса;
Яшкина Г.И., классный руководитель 7 «А» класса;
Клишина Л.Е., классный руководитель 7 «Б» класса;
Борисова М.А., классный руководитель 8 «А» класса;
Курятникова Г.Н., классный руководитель 8 «Б» класса;
Калинина Т.Е., классный руководитель 9 «А» класса;
Шашкина Л.И., классный руководитель 9 «Б» класса;
Исакова М.Г. классный руководитель 10 класса;
Костина Н.В., классный руководитель 11 класса;
Кривцов А.В., учитель черчения и ИЗО;
Маленков А.А., учитель физической культуры;
Фетисов Е.В., учитель физической культуры;
Формы методической работы:
— фестиваль педагогического творчества;
— участие в конкурсах профессионального мастерства;
— работа школы молодого специалиста;
— работа методического совета;
— работа учителей над темами по самообразованию;
— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;
— участие в фестивалях педагогических идей муниципального, республиканского и всероссийского уровней;
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Смотреть что такое «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА» в других словарях:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод.… … Российская педагогическая энциклопедия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — работа, проводимая в целях оказания помощи преподавателям, мастерам производственного обучения в организации учебно воспитательного процесса и повышения их педагогической квалификации. Проводится в разнообразных коллективных и индивидуальных… … Профессиональное образование. Словарь
Методическая работа в образовательных учреждениях Рос. Федерации — часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М.р.: освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности… … Педагогический терминологический словарь
Курсовая работа — самостоятельная учебная научно методическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и др. вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам… … Большая советская энциклопедия
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия
Юный Авиатор (парашютный клуб) — Клуб Юный Авиатор название КВУЗ Клуб Юный Авиатор Специализация Авиационный и парашютный профиль директор … Википедия
Юный авиатор (парашютный клуб) — Клуб Юный Авиатор назв … Википедия
Оренбургский государственный колледж — Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский государственный колледж» (ГБОУ СПО «ОГК») … Википедия
Зубрёнок (детский центр) — УО «Национальный детский образовательно оздоровительный центр „Зубрёнок“» НДЦ «Зубрёнок» Руководители Директор Онуфриева Н.Г. Основание 17 августа 1969 года … Википедия
Залунин Владимир Иванович — Дата рождения: 26 октября 1952(1952 10 26) (59 лет) Место рождения: Казахстан, СССР Научная сфера: Социология и социальная работа Учёная степень: Кандидат философских наук, профессор кафедры со … Википедия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.
Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет — координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учётом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.
При планировании содержания М. р. особое внимание уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нём традициям и формам М. р.
В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчётам и оформлению задач и т. п.
В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. — посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).
Одна из важных особенностей М. р. — её творческий характер. Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. общение коллег.
В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учёт времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.
При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.
Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.
Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.