Методические дни что это

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Методический день: кому, для чего и как предусматривают

Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:

· у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;

· внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;

· в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.

В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.

На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):

· для дополнительного профессионального образования;

· для подготовки к занятиям.

То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.

В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.

Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:

· повышения квалификации либо

Это предусматривает часть 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.

Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.

Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу

Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.

Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.

Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день

Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.

Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования. Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.

Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).

Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.

Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.

Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день

Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Минобрнауки России лишь рекомендует предусматривать методический день для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу. То есть работодатель не обязан это делать.

Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):

· Правила трудового распорядка;

· иные локальные нормативные акты образовательной организации;

Это предусматривает часть 7 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.

Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника.

Рекомендательный характер обусловлен тем, что возможность предусмотреть методический день зависит от многих факторов:

1) режима работы организации.

Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;

2) особенностей работы конкретного работника.

Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;

3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.

Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;

4) иных особенностей.

Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 836 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методические дни в нашей школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методические дни в школе

Методический день- это одна из форм внутришкольного повышения квалификации педагогических работников, профессионального совершенствования учителя, педагогическая поддержка его творческого становления и развития. Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения кадров

Как показывает внутришкольная диагностика, в работе МО самыми предпочитаемыми формами практической методической работы учителя называют открытые уроки и мероприятия, мастер-классы. Именно там происходит распространение передового педагогического опыта. Однако, если открытые уроки даются только в рамках одного предметного методического объединения, то учителя других предметов остаются в стороне от передовых идей и технологий, которыми владеют учителя других МО. Поэтому в школе решили пойти по другому пути. Педагоги выдвинули идею проведения единых методических дней для учителей –предметников всей школы. Выработано и утверждено Положение о едином методическом дне.

Цель и задачи единого методического дня

Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Активизация методической работы в школе.

Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.

Применение эффективных современных педагогических технологий в образовательном процессе школы.

Распространение передового педагогического опыта учителей школы

Этапы организации проведении ЕМД

1 этап: подготовительный.

Постановка перед руководителями МО на Методическом совете задачи о проведении Единого методического дня (ЕМД) в учебном году.

Формулировка темы ЕМД, тесно увязанной с общешкольной проблемой.

Определение даты проведения ЕМД. Издается приказ о проведении ЕМД.

Подготовка организаторами ЕМД необходимых методических рекомендаций (памятки, буклеты, творческие задания, схемы аспектного анализа и самоанализа уроков, внеклассных мероприятий, конструкты уроков и мероприятий).

Разработка плана и сценария проведения ЕМД (в совместной работе членов Методического совета).

Подготовка лекции по теме ЕМД.

Подготовка мультимедийной презентации по теме ЕМД.

2 этап: организационно-методический.

План проведения ЕМД представляется в форме таблицы и вывешивается в учительской за 2 недели до проведения ЕМД.

3 этап: непосредственное проведение ЕМ – практическая часть.

2 часть методического дня начинается лекцией, раскрывающей основные положения предложенной проблемы ( темы ). Эту лекцию готовит и проводит заместитель директора по учебно-методической работе или кто-то из педагогов. Время лекции 15 – 20 минут она обязательно сопровождается мультимедийной презентацией, учителя получают памятки, рекомендации, аспектный анализ урока, внеклассного мероприятия).

Руководители групп докладывают об итогах работы в микрогруппах.

Педагоги участвуют в обсуждении докладов, обмениваются опытом работы, вносят свои предложения, рекомендации, делают анализ.

Заместителем директора по УВР дается оценка продуктивности методического дня, каждого члена педагогического коллектива, выстраивается нотограмма работы (посещаемости) методического дня.(см.Приложение …) По итогам года определяется «Самый активный участник методических дней», он награждается грамотой и получает баллы из стимулирующей части заработной платы.

5 этап: заключительный.

Педагоги, которые готовят лекции, проводят открытые уроки и мероприятия на ЕМД, сдают в учебную часть разработки уроков и самоанализ в печатном и электронном виде (на диске) для оформления тематической папки в методический кабинет школы.

По итогам ЕМД зам. директора по УВР готовит справку и проект приказа, в котором отмечаются благодарностями и премиями из стимулирующего фонда школы все учителя, проводившие открытые уроки и мероприятия, директор школы издает соответствующий приказ.

Следует заметить, что при проведении ЕМД в то время, когда методической учебой заняты педагоги школы, обучающиеся также не бездействует. В школе в этот день проводится день самообразования, в организации которого заняты учителя-предметники (готовят заранее письменные домашние задания с последующей их проверкой и оцениванием). И когда педагог уходит на открытый урок, то урок проводит ученик – ассистент.

На сегодняшний день в школе наработана своя система проведения методических дней. Она была уже опробирована на уровне районного методического кабинет, проведен методический день для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Источник

Организация и проведение методического дня в школе. Методы, способствующие развитию познавательной деятельности школьников

Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения педагогических кадров.

Методический день является составной частью системы методической работы и его целью считается создание условий для повышения уровня мет одической компетентности учителей, обучение основам современных технологий организации, проведения и анализа открытых учебных занятий, представление результатов поисковой деятельности.

Взаимодействие участников методического дня можно представить схемой.

Методические дни что это. Смотреть фото Методические дни что это. Смотреть картинку Методические дни что это. Картинка про Методические дни что это. Фото Методические дни что это

В нашей школе проходил методический день по теме «Методы, способствующие познавательной деятельности школьников». Решение об его проведении было принято на педагогическом совете по итогам проверки пятых классов. Организация и проведение методического дня проходила в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Основной – методический день.

Работа начинает с доклада по теме «Методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся».

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к познавательной творческой деятельности.

Что представляет собой познавательная деятельность школьника?

В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.

Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Иногда сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности, а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. В методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение и последующая тренировка.

Дидактические исследования, показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

1. «Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

К.Д.Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это».

К.Д.Ушинский «Предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е. одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».

2. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.

3. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

4. В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса можно выделить:

Дальше работа продолжается в группах. Сначала слово предоставляется учителю, дававшему урок для самоанализа. В помощь ему была дана схема самоанализа урока.

Выслушав, учителя посетившие урок, анализируют его с помощью карты наблюдений. Она была роздана каждому учителю перед уроком. Через 20 минут от каждой группы выступает представитель.

Анализируя выступления учителей можно отметить, что на своих уроках использовали:

1Методы мотивации
— эмоциональный89 % учителей
— волевой83 % учителей
— познавательный100 % учителей
2Методы обучения
— словесные100% учителей
— наглядные100% учителей
— репродуктивные87% учителей
— эвристическая беседа100% учителей
— самостоятельная работа100% учителей

Находясь в ситуации активного и интерактивного профессионального взаимодействия, учителя имеют возможность провести сравнительный анализ профессионально-педагогической деятельности, принять или не принять педагогический опыт коллег. К.Д.Ушинский писал: «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта». Это происходит в результате сравнительного (компаративного) анализа собственной профессиональной деятельности учителя. Таким образом, у учителя появляется стимул включиться в активную познавательную деятельность, то есть заняться самообразованием по вопросам методики, дидактики, психологии, педагогической техники.

Источник

Что означают методические дни педагога?

Что такое методический день учителя? Если он не оплачивается, то является ли этот день методическим? Ведь тарификация рассчитана только на часы, которые проводятся в учебные дни. Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *