Методические консультации в библиотеке что это
Ключевое слово «как»
Обязательное правило – компетентность
Консультирование – особый вид методической работы, требующий максимально конкретного знания предмета консультации.
Борис Николаеви Бачалдин – библиотековед, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры |
Когда я работал главным редактором журнала «Библиотекарь», то, открывая и закрывая почти каждое совещание, говорил своим коллегам: «Редактируя очередной материал, предназначенный для библиотекарей, вычеркивайте такие слова, как “должны”, “необходимо”, “обязаны”». Помните, что библиотекари нам ничего не должны. Это мы обязаны публиковать такие статьи, обзоры литературы, планы выставок, консультации, которые бы обучали библиотекарей, помогали им работать.
Наши консультации должны помогать специалистам достигать конкретных результатов, раскрывая технологию, отвечая на вопрос, как осваивать новые методы, формы, приемы труда.
Весь процесс консультирования направлен на то, чтобы дать практикам ясный и компетентный совет квалифицированного специалиста, показать ему, как усвоить конкретный предмет, конкретную идею. Подсказать оптимальное методическое и технологическое решение конкретной проблемы.
И кому, как не специалистам главных библиотечных центров страны – РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского, РГБД и др., разрабатывать и целенаправленно распространять консультации по всему кругу новых и сложных проблем информационно-библиотечного бытия.
Консультация, составленная на высоком профессиональном уровне, дающая внятные ответы на самые злободневные вопросы практики, всегда найдет путь к школьному библиотекарю, получит широкое распространение в профессиональной среде. Это делает ее важнейшим и популярным средством реальной оперативной помощи библиотекарям. Школьные библиотекари настойчиво просят нас усилить консультационную работу, увеличить число публикаций методических рекомендаций. Этого требует практика школьной работы и библиотечного дела. А проблем у библиотек, в том числе и школьных, множество.
Лишь в качестве примеров приведу темы некоторых консультаций: «Как школьной библиотеке вписаться в компьютерный мир? Медиатека или библиотека?», «Интернет: добро или зло?», «Чем заменить вековые традиционные понятия “руководство чтением”, “рекомендательная библиография”?», «В чем суть менеджмента и самоуправления в школьной библиотеке?», «Как повысить эффективность библиотечных уроков?».
Но тематика консультационного общения методиста и библиотекарей намного шире и разнообразнее. И для того чтобы методисты могли своевременно обеспечивать школьные библиотеки соответствующими консультациями, от них требуются отличные знания конкретной ситуации и немалая расторопность.
ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ
В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации традиционно подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные. А по формам общения с аудиторией – на устные, письменные, опубликованные.
Самые трудоемкие, – это, пожалуй, индивидуальные, поскольку готовятся по специализированному запросу. А самые эффективные – опубликованные, поскольку с ними может познакомиться множество специалистов (например, подписчиков газеты «Библиотека в школе»).
Устную консультацию – индивидуальную, групповую или коллективную – разумно проводить на рабочем месте библиотекаря: в методическом кабинете,
у полок открытого доступа, каталогов и картотек в зале, где сосредоточен справочный аппарат. Тогда рекомендацию можно подкрепить показом, выполнением определенных операций, демонстрацией необходимых изданий.
Индивидуальная письменная консультация является, как правило, ответом на конкретный вопрос библиотекаря. Поэтому консультант имеет возможность сформулировать ответ достаточно лаконично и в то же время конструктивно, аргументированно. При подготовке ответа он вправе воспользоваться помощью других специалистов, и это углубит содержание консультации.
Групповые консультации обычно удовлетворяют профессиональные запросы по определенной, общей для всех, важной теме, например: ГОСТы, социальная защита библиотекарей, ведение учетной документации. Групповые консультации могут быть напечатаны для рассылки в школьные библиотеки.
ТРЕБОВАНИЯ
Вот основные требования, которые предъявляются к консультационной работе:
1. Актуальность тематики. Разумеется, ее не стоит предвидеть на годы вперед. Жизнь есть жизнь. Каждый ее день выдвигает новые задачи. Вот на них и следует в первую очередь ориентироваться в консультировании.
К сожалению, и методические центры, и публикации в библиотечной печати демонстрируют в этом случае непростительную неповоротливость. Давно является актуальной и совершенно нерешенной проблема платных услуг. Однако школьные библиотеки до сих пор не получили консультаций, как сделать платные услуги рациональными и выгодными для читателей и библиотеки школы. По теме отсутствуют добротные консультации, нет нормативной базы.
2. Адекватность содержания консультации ее теме. Увы, многообещающие названия консультаций далеко не всегда полностью соответствуют их содержанию.
3. Практическая направленность. Советы должны быть выполнимыми, реальными. Ведь главная задача консультации – помочь школьному библиотекарю на деле, подсказать ему, как выполнить работу.
4. Ориентация. Тема консультации, ее содержание, манера подачи подготовленного консультантом материала должны быть рассчитаны на заданную аудиторию, на конкретного школьного библиотекаря.
5. Доказательность позиции должна основываться на высоком теоретическом уровне, методической и технологической оснащенности изложения темы. Мысли консультанта необходимо подтверждать фактами, примерами, цифрами, графиками.
6. Лаконичность стиля автора консультации – одна из важнейших ее достоинств.
7. Ответственность библиотечных центров и профессиональной печати за тщательность подготовки и систематичность распространения консультаций по школьным библиотекам должна быть очень высокой. Нет сомнений, что строгое соблюдение перечисленных здесь основных требований, предъявляемых к консультациям, позволит повысить их эффективность.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ
Попытаемся порассуждать о том, как сделать кропотливый труд по составлению консультаций более рациональным, какова последовательность операций.
Главное – безошибочно выбрать или уточнить темы консультаций, адекватные ключевым запросам школьных библиотек, и одновременно найти высококвалифицированных разработчиков каждой темы.
В обязанности разработчиков входят:
– подбор материалов по теме (литература, документы, факты, графиче-ские и статистические данные, яркие примеры);
– анализ автором консультации всего собранного материала, отбор из него самого ценного и доказательного;
– составление плана консультации;
– подготовка текста и тезисов для устной консультации;
– выступление в аудитории, либо размножение текста консультации для рассылки по школьным библиотекам или публикации.
СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИИ
В структуре любой консультации легко просматриваются четыре взаимосвязанные части.
• Методическая, раскрывающая идеи, содержание, сущность проблематики избранной консультации.
• Организационно-методическая. Принципиально это важнейшая часть любой библиотечной консультации. Ее назначение – исчерпывающе подробно описать всю механику работы и детально показать, каким образом выполнить советы консультанта по данной теме. Какие формы, методы, технологические, организационно-управленческие решения избрать школьному библиотекарю, чтобы добиться максимального эффекта, получить весомый конечный результат.
В этой же части целесообразно рекомендовать библиотекарям формы организации информационного и графического обеспечения консультации: выставки по теме, обзоры, индивидуальные беседы, плакаты и т.п.
И еще. Если консультант хочет, чтобы его советы, рекомендации достигли цели, а опыт пригодился библиотекарям, ему следует избегать категоричности утверждений. Его консультация должна подталкивать к многовариантности решений.
В одной консультации трудно исчерпать тему полностью. У слушателей или читателей всегда возникают потребности в дополнительных сведениях. Целесообразно поэтому всегда помнить и о третьей части консультации – библиографической (кратком списке рекомендуемых источников по теме).
И наконец, четвертая, завершающая часть консультации – ответы на вопросы аудитории.
Если консультант сумел провести встречу на высоком профессиональном уровне, публикация заинтересовала читателей, у аудитории всегда найдутся вопросы. Отклики аудитории – это четкий показатель, насколько консультация принята, усвоена или отвергнута. При отрицательной реакции, возможно, консультант не учел квалификацию аудитории, недостаточно осветил наиболее интересные для библиотекарей аспекты.
Желание библиотекарей что-то уточнить, конкретизировать свидетельствуют о неравнодушии к теме консультации.
Курсовая работа.«Методическое консультирование, как функция методической службы».
Тема курсовой работы «Методическое консультирование, как функция методической службы». Методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки – методического центра.
Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек.
Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа.«Методическое консультирование, как функция методической службы».»
Глава 1. Методическое консультирование: виды, формы, методы.
§1.1. Формы консультационно-методической помощи.
§ 1.2. Структура, требования и последовательность операций консультации.
§ 1.3. Перспективные формы методической помощи.
Список использованной литературы.
Тема курсовой работы «Методическое консультирование, как функция методической службы». Методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки – методического центра.
Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек.
Методическое обеспечение функционирования библиотеки и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, а на основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).
Профессия методиста относится к числу наиболее сложных библиотечных специализаций. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научного исследования и научно-методической работы. Методическая деятельность – работа творческая, основанная на постоянном поиске новых путей повышения эффективности и качества работы библиотеки. Методист должен обладать организаторскими и педагогическими способностями и знаниями. Методист должен быть умным помощником библиотекарей, а не контролером-инструктором.
В данной курсовой работе в первом разделе теоретическая часть рассматривается вопрос консультационной – методической помощи со стороны методистов. Рассматриваются формы и методы консультаций, этапы подготовки.
§1.1 Формы консультационно-методической помощи.
Содержание методической деятельности составляют сведения
о достижениях науки, новшествах о передовом библиотечном опыте,
составленные на их основе рекомендации по методике, технологии
и организации работы библиотек.
Традиционными направлениями методической деятельности считаются:
— оперативная помощь библиотекарям по всем вопросам их деятельности;
— повышение квалификации библиотечных кадров;
— изучение, пропаганда и внедрение передового библиотечного опыта и новшеств.
В каждом из этих направлений в разные периоды выдвигаются конкретные задачи. Однако все направления объединены общей целью — помогать библиотекарям совершенствовать свою работу. При этом изучение и пропаганда передового опыта и новшеств является основой методической работы, образуя базу для совершенствования СПК библиотечных кадров. Обмен передовым опытом, его практическое обсуждение и изучение организуется во всех формах повышения квалификации. Анализ и информация об опыте библиотекарей — передовиков повышает качество методических рекомендаций и советов, способствует их лучшему использованию практикам.
В повседневной оперативной деятельности методисты большое внимание уделяют начинающим библиотекарям, обучая их методам массовой и индивидуальной работы, организации фондов, информационной деятельности. Важной и постоянной задачей методистов является привитие библиотекарям навыков и желания анализировать свою деятельность как основы выявления её эффективности.
Все направления методической деятельности реализуются в процессе проведения конкретных методических мероприятий, которые принято называть формами работы. В учебной литературе вся система форм подразделяется на устные, письменные и наглядные, а также на очные и заочные. В свою очередь среди очных форм принято выделять индивидуальные, групповые и формы практического показа. Целесообразно представить классификацию очных форм методической работы несколько иначе, а именно, положив в её основу характер контактов методистов и библиотекарей, и обозначить в связи с этим профессиональные качества методистов, способствующие достижению лучших результатов при проведения методических мероприятий. Так могут быть выделены:
Формы, основанные на контактах методиста с одним библиотекарем: посещение библиотеки, индивидуальная консультация в ОМО (ЦБ), индивидуальные стажировка и практика, совместное выполнение с библиотекарем практической работы. Положительные результаты применения этих форм достигаются при глубоком анализе методистом работы библиотекаря, конкретных рекомендациях по её улучшению, и практической помощи, учете индивидуальных личностных и профессиональных особенностей работника, установления с
ним доверительных отношений, проявления заинтересованности в
улучшении результатов его труда и т.д.
Как уже говорилась ранее по форме проведения консультации могут быть устными (при посещении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными — в форме различных видов методических пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показ, то есть практическое применение конкретных новшеств и т. п.
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении последних важно сформировать группу библиотекарей с примерно одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консультации могут быть как самостоятельной формой методического обеспечения библиотечной деятельности, так и входить составной частью в программы курсов, семинаров библиотечных работников.
Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявляется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной деятельности.
Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы.
Система методических изданий должна охватывать все стороны деятельности библиотек и призвана методически обеспечивать все направления их работы.
Можно выделить следующие требования к методическим пособиям для библиотек:
• методические пособия должны отражать достижения теории и практики библиотечного дела, как в нашей стране, так и за рубежом;
• они должны быть построены на основе изучения опыта работы библиотек, отражать инновационную библиотечную практику
• методические материалы должны быть четкими и конкретными раскрывать систему и методику работы;
• методические пособия должны будить творческую мысль библиотекарей, учить их анализировать и оценивать свою работу.
Методические пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению Они ориентированы чаще всего, на библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки
Методические письма — это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям
Методические разработки — это материалы в ПОМОЩЬ подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, проведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламентации работы библиотекаря, «рецептурнОСТИ» предлагаемой методики, методические разработки давать не готовые схемы и тексты, а методические советы в помощь их самостоятельной разработке.
Ключевое слово «как»
Обязательное правило – компетентность
Консультирование – особый вид методической работы, требующий максимально конкретного знания предмета консультации.
Борис Николаеви Бачалдин – библиотековед, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры |
Когда я работал главным редактором журнала «Библиотекарь», то, открывая и закрывая почти каждое совещание, говорил своим коллегам: «Редактируя очередной материал, предназначенный для библиотекарей, вычеркивайте такие слова, как “должны”, “необходимо”, “обязаны”». Помните, что библиотекари нам ничего не должны. Это мы обязаны публиковать такие статьи, обзоры литературы, планы выставок, консультации, которые бы обучали библиотекарей, помогали им работать.
Наши консультации должны помогать специалистам достигать конкретных результатов, раскрывая технологию, отвечая на вопрос, как осваивать новые методы, формы, приемы труда.
Весь процесс консультирования направлен на то, чтобы дать практикам ясный и компетентный совет квалифицированного специалиста, показать ему, как усвоить конкретный предмет, конкретную идею. Подсказать оптимальное методическое и технологическое решение конкретной проблемы.
И кому, как не специалистам главных библиотечных центров страны – РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского, РГБД и др., разрабатывать и целенаправленно распространять консультации по всему кругу новых и сложных проблем информационно-библиотечного бытия.
Консультация, составленная на высоком профессиональном уровне, дающая внятные ответы на самые злободневные вопросы практики, всегда найдет путь к школьному библиотекарю, получит широкое распространение в профессиональной среде. Это делает ее важнейшим и популярным средством реальной оперативной помощи библиотекарям. Школьные библиотекари настойчиво просят нас усилить консультационную работу, увеличить число публикаций методических рекомендаций. Этого требует практика школьной работы и библиотечного дела. А проблем у библиотек, в том числе и школьных, множество.
Лишь в качестве примеров приведу темы некоторых консультаций: «Как школьной библиотеке вписаться в компьютерный мир? Медиатека или библиотека?», «Интернет: добро или зло?», «Чем заменить вековые традиционные понятия “руководство чтением”, “рекомендательная библиография”?», «В чем суть менеджмента и самоуправления в школьной библиотеке?», «Как повысить эффективность библиотечных уроков?».
Но тематика консультационного общения методиста и библиотекарей намного шире и разнообразнее. И для того чтобы методисты могли своевременно обеспечивать школьные библиотеки соответствующими консультациями, от них требуются отличные знания конкретной ситуации и немалая расторопность.
ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ
В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации традиционно подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные. А по формам общения с аудиторией – на устные, письменные, опубликованные.
Самые трудоемкие, – это, пожалуй, индивидуальные, поскольку готовятся по специализированному запросу. А самые эффективные – опубликованные, поскольку с ними может познакомиться множество специалистов (например, подписчиков газеты «Библиотека в школе»).
Устную консультацию – индивидуальную, групповую или коллективную – разумно проводить на рабочем месте библиотекаря: в методическом кабинете,
у полок открытого доступа, каталогов и картотек в зале, где сосредоточен справочный аппарат. Тогда рекомендацию можно подкрепить показом, выполнением определенных операций, демонстрацией необходимых изданий.
Индивидуальная письменная консультация является, как правило, ответом на конкретный вопрос библиотекаря. Поэтому консультант имеет возможность сформулировать ответ достаточно лаконично и в то же время конструктивно, аргументированно. При подготовке ответа он вправе воспользоваться помощью других специалистов, и это углубит содержание консультации.
Групповые консультации обычно удовлетворяют профессиональные запросы по определенной, общей для всех, важной теме, например: ГОСТы, социальная защита библиотекарей, ведение учетной документации. Групповые консультации могут быть напечатаны для рассылки в школьные библиотеки.
ТРЕБОВАНИЯ
Вот основные требования, которые предъявляются к консультационной работе:
1. Актуальность тематики. Разумеется, ее не стоит предвидеть на годы вперед. Жизнь есть жизнь. Каждый ее день выдвигает новые задачи. Вот на них и следует в первую очередь ориентироваться в консультировании.
К сожалению, и методические центры, и публикации в библиотечной печати демонстрируют в этом случае непростительную неповоротливость. Давно является актуальной и совершенно нерешенной проблема платных услуг. Однако школьные библиотеки до сих пор не получили консультаций, как сделать платные услуги рациональными и выгодными для читателей и библиотеки школы. По теме отсутствуют добротные консультации, нет нормативной базы.
2. Адекватность содержания консультации ее теме. Увы, многообещающие названия консультаций далеко не всегда полностью соответствуют их содержанию.
3. Практическая направленность. Советы должны быть выполнимыми, реальными. Ведь главная задача консультации – помочь школьному библиотекарю на деле, подсказать ему, как выполнить работу.
4. Ориентация. Тема консультации, ее содержание, манера подачи подготовленного консультантом материала должны быть рассчитаны на заданную аудиторию, на конкретного школьного библиотекаря.
5. Доказательность позиции должна основываться на высоком теоретическом уровне, методической и технологической оснащенности изложения темы. Мысли консультанта необходимо подтверждать фактами, примерами, цифрами, графиками.
6. Лаконичность стиля автора консультации – одна из важнейших ее достоинств.
7. Ответственность библиотечных центров и профессиональной печати за тщательность подготовки и систематичность распространения консультаций по школьным библиотекам должна быть очень высокой. Нет сомнений, что строгое соблюдение перечисленных здесь основных требований, предъявляемых к консультациям, позволит повысить их эффективность.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ
Попытаемся порассуждать о том, как сделать кропотливый труд по составлению консультаций более рациональным, какова последовательность операций.
Главное – безошибочно выбрать или уточнить темы консультаций, адекватные ключевым запросам школьных библиотек, и одновременно найти высококвалифицированных разработчиков каждой темы.
В обязанности разработчиков входят:
– подбор материалов по теме (литература, документы, факты, графиче-ские и статистические данные, яркие примеры);
– анализ автором консультации всего собранного материала, отбор из него самого ценного и доказательного;
– составление плана консультации;
– подготовка текста и тезисов для устной консультации;
– выступление в аудитории, либо размножение текста консультации для рассылки по школьным библиотекам или публикации.
СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИИ
В структуре любой консультации легко просматриваются четыре взаимосвязанные части.
• Методическая, раскрывающая идеи, содержание, сущность проблематики избранной консультации.
• Организационно-методическая. Принципиально это важнейшая часть любой библиотечной консультации. Ее назначение – исчерпывающе подробно описать всю механику работы и детально показать, каким образом выполнить советы консультанта по данной теме. Какие формы, методы, технологические, организационно-управленческие решения избрать школьному библиотекарю, чтобы добиться максимального эффекта, получить весомый конечный результат.
В этой же части целесообразно рекомендовать библиотекарям формы организации информационного и графического обеспечения консультации: выставки по теме, обзоры, индивидуальные беседы, плакаты и т.п.
И еще. Если консультант хочет, чтобы его советы, рекомендации достигли цели, а опыт пригодился библиотекарям, ему следует избегать категоричности утверждений. Его консультация должна подталкивать к многовариантности решений.
В одной консультации трудно исчерпать тему полностью. У слушателей или читателей всегда возникают потребности в дополнительных сведениях. Целесообразно поэтому всегда помнить и о третьей части консультации – библиографической (кратком списке рекомендуемых источников по теме).
И наконец, четвертая, завершающая часть консультации – ответы на вопросы аудитории.
Если консультант сумел провести встречу на высоком профессиональном уровне, публикация заинтересовала читателей, у аудитории всегда найдутся вопросы. Отклики аудитории – это четкий показатель, насколько консультация принята, усвоена или отвергнута. При отрицательной реакции, возможно, консультант не учел квалификацию аудитории, недостаточно осветил наиболее интересные для библиотекарей аспекты.
Желание библиотекарей что-то уточнить, конкретизировать свидетельствуют о неравнодушии к теме консультации.