Методическое руководство это что
Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности
Определение терминов методическая деятельность, руководство и обеспечение. Основные отличия метода от методики. Функции методической работы в учреждении культуры. Сущность методического обеспечения и его основные отличия от методического руководства.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.02.2012 |
Размер файла | 22,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.
Глава 2. Сущность методического обеспечения
Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание “сервисных” условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.
Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.
По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:
· нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;
· совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;
По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:
· повышение уровня профессионализма;
· ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;
· совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;
· обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;
· поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
· организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;
· организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;
· внедрение в практику работы основ научной организации труда.
По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:
· согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности
· сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;
· способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;
· организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;
· создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.
По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.
Таким образом, было дано общее представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно рассмотреть сущность и функции методической работы в учреждении культуры.
Из изложенного выше материала следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.
Функции методической работы в учреждении культуры
Осуществление связи с “внешней средой”
— осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры;
— внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики;
— трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.
Повышение эффективности деятельности коллектива
— диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;
— выявление, обобщение и распространение передового опыта;
— стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;
— развитие экспериментальной работы.
Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей
— диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;
— развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;
— повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;
— формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;
— повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.
Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления методической работой:
Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами повышения квалификации; научно-методическими центрами, кабинетами.
Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:
— Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.
— Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.
— Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.
— Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.
— Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
— Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.
— Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.
Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.
Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.
Список использованной литературы
2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.
4. Чижиков В.И. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.
контрольная работа [20,9 K], добавлен 02.12.2010
Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.
курсовая работа [44,0 K], добавлен 04.01.2013
Основные задачи и функции информационно-методического центра. Организация культурно-досуговой деятельности. Учеба кадров. Методическая работа. Информационно-издательская работа Центра. Состояние материально-технической базы. Развитие фольклора, традиций.
контрольная работа [48,2 K], добавлен 18.12.2014
Содержание культурно-досуговой деятельности. Субъекты, субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Общественный потенциал досуга. Культура и этика досуговой деятельности.
реферат [77,6 K], добавлен 07.03.2009
Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.
курсовая работа [87,2 K], добавлен 30.10.2015
Историко-педагогический аспект развития культурно-досуговой деятельности и характеристика ее функционального многообразия. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры. Режиссура как основной метод социально-педагогического воздействия.
дипломная работа [73,4 K], добавлен 27.04.2011
Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности, ее основные функции и субъекты. Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурной-просветительной деятельности. Формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
реферат [31,3 K], добавлен 26.08.2010
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
Функции методической работы
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
Направления методической работы
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Методическое руководство по процессам
Методическое руководство по процессам
Методическое руководство по процессам – это общие методические указания, которые необходимо сформулировать для процессов. Они включают:
1. Принадлежность процесса (кто хозяин).
2. Масштаб процессов: сквозные или относящиеся к функции/организационной единице.
3. Выбор метода моделирования.
4. Выбор инструмента моделирования и управления процессов.
5. Метод руководства процессами.
6. Аутсорсинг процессов, т. е. когда организация принимает решение об аутсорсинге процессов. Если такое решение принято, важно определить:
• тип процессов, которые будут переданы на аутсорсинг (с обоснованием причин);
• тип процессов, которые не будут переданы на аутсорсинг (с обоснованием причин);
• минимальные критерии, которые должны быть выполнены (например, безопасность, соглашения об уровне обслуживания – SLA);
• что еще нужно принять во внимание (например, привлеченный персонал).
7. Эталонные модели процессов: архитектура процессов должна содержать набор шаблонов – эталонных моделей. Эти модели дают мощную базу, поскольку основаны на наилучших практических методиках (например, ITIL – Библиотека инфраструктур информационных технологий, см. сайт www.itil.org.uk) или отраслевой практике (например, eTOM – расширенная модель функционирования оператора связи, разработанная Форумом управления электросвязью, – см. сайт www.tmforum.org – или SCOR – эталонная модель цепочки поставок, разработанная Советом цепочки поставок, – см. www.supply-chain.org).
Кейс: eTOM
Организация связи хотела плотно поработать с компанией из другой страны. Они провели многие месяцы в переговорах об интеграции соответствующих процессов, но все усилия были напрасны. Казалось, не было продвижения к решению; всякий раз, когда решалась одна проблема, появлялась новая проблема или даже пара. Когда мы подключились, стало ясно, что у обеих организаций различные системы, процессы, бизнес, клиенты и даже различные определения типов деятельности. Чтобы прийти к пониманию и согласию по процессам и связанным с ними определениям, мы использовали модель eTOM (расширенная схема деятельности оператора связи), которая позволяла четко установить точки стыка между организациями. Это дало нам возможность завершить работу в несколько недель, предоставив приемлемое и устойчивое решение.
Вывод. Общее понимание – основа для результативности и продвижения. Эталонные модели и архитектура процессов жизненно важны в этом аспекте.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Базовые учебники:1. Грачева А. В. Основы фитодизайна. М.: Форум, 2007.2. Девид Эйри. Логотип и фирменный стиль. Спб.: Питер, 2012.Основная литература по дисциплине:1. Василенко С. В. Корпоративная культура как
Переход к бизнес-процессам
Переход к бизнес-процессам То, что мы называем менеджментом, по большей части сводится к тому, чтобы осложнить людям работу. Питер Друкер Любой власти, в том числе и бюрократической элите, необходима ее легитимизация. Легитимизация — это не только придание законности
Директор по бизнес‑процессам
Директор по бизнес?процессам Директор по бизнес?процессам – это специальный уполномоченный компании по проведению преобразований на основе процессов, и он является правой рукой лидера бизнес?процессов. У лидера есть сила, власть и видение будущих бизнес?процессов, но
Совет по бизнес‑процессам
Совет по бизнес?процессам При внедрении процессов на предприятии могут возникнуть проблемы, с которыми не справятся ни директор по бизнес?процессам, ни отдел по реализации бизнес?процессов. Так бывает, к примеру, когда руководители разных процессов спорят о том, кому
Специалисты по бизнес‑процессам
Специалисты по бизнес?процессам Ни одна организация не способна провести преобразования на основе процессов без участия квалифицированных кадров.Давайте посмотрим, какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать специалистом по бизнес?процессам. А затем мы
Как упорядочить переход к бизнес‑процессам
Как упорядочить переход к бизнес?процессам В 2003 г., когда ажиотаж вокруг внедрения процессов в масштабе предприятия немного поутих, должность главного директора по бизнес?процессам занял Андерс Уэстер. Ему предстояло навести порядок в многочисленных проектах по
ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО
ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО рекрутеры и высшее руководство компанийЧасто именно рекрутер, со своим настырным желанием получить побольше ин-формации для работы, может быть использован менеджером по персоналу в качестве бревна, которое пробьет стену невнимания высшего
Научно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение Какую бы деятельность человек ни строил, ему нужно научно-методическое обеспечение — мы вводим здесь такое понятие. Это научно-методическое обеспечение, с одной стороны, через методические знания говорит, что и как человек должен делать,
Руководство
Руководство Руководство возможно только в рамках организации, в рамках специальных организационных связей. В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того чтобы я мог ставить цели и задачи перед другими элементами —
6. Руководство
6. Руководство «Мне предстоит стать специалистом в совершенно иной сфере деятельности».Едва ли проходит хотя бы неделя без того, чтобы полки ближайшего к нам книжного магазина не украшались очередным внушительным бестселлером по новому стилю руководства. Это
Руководство к действию
Руководство к действию После того как вы изучили девять причин возникновения проблем у менеджеров, я бы хотел дать вам возможность оценить себя. Неважно, кто вы – менеджер-новичок или заслуженный ветеран, желающий освежить в памяти определенные навыки, – в любом
Руководство к действию
Руководство к действию Спросите себя, согласятся ли ваши сотрудники со следующими заявлениями о вас, а также понаблюдайте за своим поведением в течение рабочего дня.1. «Менеджер разговаривает со мной прямо и держится со мной на равных».2. «Я получаю от него
Руководство к действию
Руководство к действию 1. Посмотрите на любую сделанную вами недавно презентацию. Измените ее, руководствуясь принципом «половины листа бумаги». Откажитесь от всех специальных терминов, жаргонизмов и материала, не помогающего вам донести свои мысли более простым
Руководство к действию
Руководство к действию 1. Как относится ваше подразделение или организация в целом к ответственности, понимают ли сотрудники ее ценность? Часто ли вы говорите о ней? Пишете ли вы о ней? Способны ли вы заметить ее проявления и вознаградить ответственных
Руководство к действию
Руководство к действию 1. Используете ли вы на своем рабочем месте методы воспитания ответственности как наиважнейшего качества?2. Оцените методы, которыми вы пользуетесь, и спросите себя: «Как я могу их упростить?»3. Просмотрите последние проведенные вами оценки
Методическое руководство по процессам
Методическое руководство по процессам Методическое руководство по процессам – это общие методические указания, которые необходимо сформулировать для процессов. Они включают:1. Принадлежность процесса (кто хозяин).2. Масштаб процессов: сквозные или относящиеся к