Методика что такое хорошо и что такое плохо
Методика » Что такое хорошо и что такое плохо»
Методика для выявления нравственных представлений учеников.
Просмотр содержимого документа
«Методика » Что такое хорошо и что такое плохо»»
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
Б Не очень нравиться
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Диагностика. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»»
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники.
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится когда тебя уважают твои одноклассники?
Б Не очень нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностнойконформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Внеклассное занятие на тему «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель занятия: Формировать четкие представления о хороших и плохих поступках; Учить налаживать контакт с окружающими; развивать мышление, память, связную речь, внимание; Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.
Форма занятия: беседа с элементами игры
Оборудование: видео материал, ватман, ладошки, аудио материал, карточки «хорошо» и «плохо», иллюстрации ситуаций, карточки для работы в группе.
План проведения занятия
1. Организация начала занятия (1 мин)
2. Сообщения темы и целей занятия. (5 минуты)
3. Основная часть. (30 минут)
3.1. Работа в группах
3.2. Анализ мультфильма
3.3. Создание «Карты хороших поступков»
Организация начала занятия.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Владимировна, и сегодня классный час у Вас проведу я.
2. Сообщение темы и цели урока.
(Дети выходят к доске и перевешивают ситуации, после каждой перевешенной ситуации отвечают на вопрос и анализируют)
— Почему эта ситуация хорошая?
— Почему эта ситуация плохая?
— Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей)
— Темой нашего занятия будет «Что такое хорошо, что такое плохо».
— Каждый из нас в жизни поступает как хорошо, так и плохо. Чтоб узнать, как поступаете вы, мы с Вами поиграем в игру «Наши поступки».
— Я вам буду называть поступок или действие, а вы, если так поступать хорошо – хлопаете в ладоши, а если плохо – сидите тихо, как мышки.
учить уроки, обижать малышей, помогать друзьям мешать кому-либо, говорить правду, обзываться, слушать учителя на уроке, драться, быть вежливым, не слушать говорящего, уважать родителей, быть обидчивым, выбрасывать за собой мусор.
— Молодцы, давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше — плохих.
— Ответьте мне на вопрос теперь, что же такое «хорошо» и что такое «плохо»? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
— Согласна, хорошо – это когда, на душе становиться радостно, когда своим поступком вы приносите пользу другим людям, окружающему миру, а плохо – это когда, доставляют какие-то неприятности, совершают скверные поступки.
3.1. Работа в группах
— Мы с вами разбиваемся на группы. У нас будет группа первого ряда, группа второго ряда и группа третьего ряда. Я раздам вам карточки, на которых написана ситуация. Вы в течении трех – четырех минут подумаете и ответите мне на вопрос, как же все таки хорошо было бы поступить мальчику, чтоб его поступок стал хорошим.
Группа 1 ряда: Когда мальчик ехал в автобусе он изо всех сил старался занять пустое место, не смотря на то, что в автобусе находились девочки и женщины.
Группа 2 ряда: Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен идти и не пропускать ее вперед.
Группа 3 ряда: Если девочка несет тяжелую сумку, то мальчик не должен ей мешать и отвлекать .
(Дети обсуждают ситуацию и предлагают свои варианты того, как должен был поступить мальчик, чтоб его поступок стал хороший)
— Исходя из наших ответов, можно сказать, что мы с вами люди вежливые, воспитанные и умеем соблюдать правила этикета.
— А знаете ли вы, что такое этикет? (Ответы детей)
— Я согласна с вами, подведу небольшой вывод исходя из ваших ответов, этикет – это установленный порядок поведения, это культура нашего общества.
3.2. Анализ мультфильма
— Давайте сейчас посмотрим мультфильм. Смотрите внимательно.
(Дети смотрят мультфильм)
— Какой поступок совершил Бобби? (Выбросил мусор который выбросили из машины в мусорный бак)
— Чему учит нас этот мультфильм? (Ответы детей)
— Молодцы, вы очень внимательны.
3.3. Создание плаката «Карта наших хороших дел»
— Ребята, а вы в своей жизни совершаете хорошие поступки или плохие?
— Расскажи, какие хорошие поступки вы совершали? (Ответы 2-3 человек)
— Молодцы, чтоб узнать остальные хорошие поступки ребят, мы с Вами создадим «Карту хороших поступков». Вы оставите ее у себя в классе, и никогда не будете забывать о своих поступках.
Я раздам вам ладошки, на которых Вы напишите свои хорошие поступки, которые вы совершали, или хотите совершить.
(Во время того как дети пишут, звучит песня «Если добрый ты»)
— Давайте подведем итоги нашего занятия. О чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)
— С какими понятиями мы познакомились? Кто может объяснить их?
— Наш классный час подошел к концу, совершайте в своей жизни только хорошие поступки, до новых встреч!
Список «Методики мониторинга УУД в начальной школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Список методик для мониторинга
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД : личностные УУД, самоопределение.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
1.Тебе нравиться в школе?
Не очень нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9.Много ли у тебя друзей в классе?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
Большинство не нравится
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.______________________________________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Половозрастные группы, интервал значений
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Позитивное отношение к учению
Переживание «школьной скуки»
Диффузное эмоциональное отношение
Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Негативное эмоциональное отношение
Резко отрицательное отношение к школе и учению
Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Повышенная эмоциональность на уроке
Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом- психологом, МОУ СОШ № 58
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
Б Не очень нравиться
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
А Извинюсь и уберу за собой
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Высокий уровень ( 12-16 баллов ): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Методики для дополнительной диагностики.
Методика КТО Я? (модификация методики Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:
Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»
1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений
1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям
3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)
1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:
Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.
А можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?
Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
— адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
— адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
3 – дает характеристику по нескольким сферам
— адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:
1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
реакция на новизну,
ситуативный учебный интерес,
устойчивый учебно-познавательный интерес;
обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
(Модифицированный и адаптированный вариант Кулешовой Н.В., педагога- психолога МОУ СОШ №58)
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Форма: методика (заполняется учителем).
Карта для заполнения учителем.
Эффективность учебной деятельности
Успешность усвоения норм поведения и социальных контактов (уровень)
Сумма всех показателей
Познавательная активность (уровень)
Учебная мотивация (уровень)
Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.
Инструкция (для учителя): ознакомьтесь с предлагаемыми характеристиками уровней ПА и соотнесите эти описания с тем, как проявляют ученики вашего класса и занесите ваши оценки в сводную ведомость.
Уровень (до10 баллов) – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Уровень (от 18 до 24 баллов) – привычно – исполнительская активность: позиция учащегося обусловливается не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
(от 25 до 30 баллов) Уровень – творческая активность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Уровень учебной мотивации
1 уровень (до10 баллов) – школьная дезадаптация. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Могут плакать и проситься домой, могут проявлять агрессию, отказываться от выполнения тех или иных заданий. Возможны признаки нарушения нервно – психического здоровья.
3 – уровень (от 16 до 20 баллов) положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает больше внеурочными делами. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает, ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учителем.
4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью. Положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем.
5 – уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий уровень мотивации. Дети отличаются наличием высоки познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получат замечания педагога или низкую оценку.
Эмоциональное благополучие (уровень тревожности)
1 уровень (до10 баллов) – проявление страхов: страха самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страха ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителем (особенно публично); страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов).
2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание и низкая сопротивляемость стрессу (особенности психофизической организации, снижение приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера, повышенная тревожность, социальные конфликты со сверстниками).
3 – уровень (от 21 до 30 баллов) – общая школьная тревожность (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы).
Успешность усвоения норм поведения и социальные контакты
1 уровень (до10 баллов) – у ребенка наблюдается неуверенность в себе, ищет опеки. Тревожен, нормы поведения не обсуждает, чаще подавлен, легко драматизирует ситуацию. Замкнут, послушно-безразличен, созерцатель.
3 уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный, дисциплинированный, ответственный. Дружбу не навязывает, но и не отвергает. Справедлив, нормы поведения принимает и выполняет.
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
чтобы быть отличником
чтобы хорошо закончить школу
чтобы получать хорошие отметки
чтобы родители не ругали
потому что этого требуют учителя
чтобы сделать родителям приятное
потому что учиться интересно
потому что на уроках я узнаю много нового
потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
4. Учебная мотивация
чтобы получить знания
чтобы развивать ум и способности
чтобы стать образованным человеком
5. Социальная – широкие социальные мотивы
чтобы в будущем приносить людям пользу
потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте
чтобы продолжить образование
чтобы получить интересную профессию
чтобы в будущем найти хорошую работу
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
чтобы получить подарок за хорошую учебу
чтобы меня хвалили
8. Социальная – позиционный мотив
чтобы одноклассники уважали
потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
потому что не хочу быть в классе последним
9. Негативное отношение к учению и школе
мне не хочется учиться
я не люблю учиться
мне не нравится учиться
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
Я учусь, чтобы быть отличником
Я учусь, чтобы родители не ругали
Я учусь, потому что учиться интересно
Я учусь, чтобы получить знания
Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
Я учусь, чтобы потом продолжить образование
Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
Я учусь, чтобы одноклассники уважали
Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
Я учусь, потому что этого требуют учителя
Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
Я учусь, чтобы развивать ум и способности
Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
Я учусь, чтобы получить интересную профессию
Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу
Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
Я не люблю учиться
Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
Я учусь, чтобы стать образованным человеком
Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
Я учусь, чтобы меня хвалили
Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
Мне не нравится учиться
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Уровни: оценивается мотивационный профиль.
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,
1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)
2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?
При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.
Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.
«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» – просто не получилось., потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.
Для начальной ступени образования:
Форма: фронтальный письменный опрос..
Возраст: начальная школа (10,5 – 11 лет).
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Причины неуспеха и успеха:
— мало стараюсь/ очень стараюсь
— плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
— не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
— плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих
— мне трудно на уроках – мне легко на уроках
— я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие
Объективная сложность задания
— задание было слишком сложным/задание было легким
— таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания
— было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно
— мне просто не повезло/ мне повезло
— учительница строгая/ учительница добрая
— все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать
Анкета имеет следующий вид:
Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)
2. Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.
Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я …
2 плохо понимаю объяснения учителя
3. задание было слишком сложным
4. мне просто не повезло
5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
6. мне трудно на уроках
7. таких заданий раньше мы не делали
8. учительница строгая
9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики
11. было слишком мало времени на такое трудное задание
12. все списывали, а мне не удалось списать
Если у меня все получается в школе, то это потому, что я
1. много работал, хорошо подготовился
2. мне легко на уроках
3. задание было легким
4. учительница добрая
6. понимаю объяснения учителя быстрее многих
7. раньше нам объясняли, как выполнить такое задание
9. хорошо выучил урок
10. я делаю все намного быстрее, чем другие
11. времени было вполне достаточно
Критерии оценивания: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.
1 – преобладание атрибуции «Везение»;
2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»
3 – ориентация на «Усилия».
Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания.
(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
Методика «Незаконченные предложения»
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»(1-4 класс)
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма
Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
(модификация задачи Ж.Пиаже)
(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации
4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
Уровень развития моральных суждений
Ориентация на мотивы поступка («Сережа хотел помочь маме, а Петя съесть варенья, виноват больше Петя»).
1.Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следуеть наказать обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).
2. Ориентация на объективные последствия поступка. Следует наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек») 3.Ориентация на мотивы поступка («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»). Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Решение моральной дилеммы. Ответ на вопрос №1.
Способ координации норм. Ответ на вопрос №2
Решение моральной дилеммы с усложнением условий №3
Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):
1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы, и будет работать на компьютере.
1. Что делать Антону?
3. А как бы поступил ты?
Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):
1 Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – «пойти домой играть»,
3 – Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответов на вопрос № 2:
1- стадия власти и авторитета – («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);
2- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);
4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).