Методика что здесь лишнее немов р с
Методика «Что здесь лишнее?»
Методика «Что здесь лишнее?»
Просмотр содержимого документа
«Методика «Что здесь лишнее?»»
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
Картинки к методике «Что здесь лишнее?»
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
МЕТОДИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «Что здесь лишнее?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Немов Р.С. МЕТОДИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «Что здесь лишнее?» для детей 4-5 лет Выполнила: Волгунова Т.В.
Цель: исследование процессов образно – логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет. Необходимый материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой).
Описание методики: Ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3минуты.
Общая характеристика испытуемого: Ребенок: Гаранин Сережа Возраст: 4,7 года Диагноз: Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития. Дислалия Социальные условия: Ребенок воспитывается в неполной семье, условия для развития удовлетворительные. Часто болеет.
Оценка результатов 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Анализ результатов: Результат Сережи: 5 баллов Ребенок не полностью справился с заданием: а) не смог выделить лишнее из предложенных предметов на 2 картинке ; б) вместо обобщения «Головные уборы» использует слово «шапки»; в) с помощью наводящих вопросов : «Есть ли у гуся, петушка и индюка крылья?», «Это домашние животные или домашние птицы?» смог ответить на последнее задание.
Выводы На основании результатов можно сделать вывод о коррекционных мерах, необходимых для повышения уровня развития ребенка: 1. формирование обобщенных представлений об объектах, явлениях, событиях окружающего мира, их качествах, свойствах, назначении, взаимосвязи с другими. 2. формирование взаимосвязи между образом и словом; Прогноз При отсутствии целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию образно-логического мышления отмечается незавершенность формирования возрастного психологического новообразования. Поэтому, чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1343303
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методики для оценки образно-логического мышления (продолжение)
Методика 16. «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
Методика 17. «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 19), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
Методика что здесь лишнее немов р с
Методика «Исключение неподходящей картинки»
ВАРИАНТ 1.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
ВАРИАНТ 2.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»
ВАРИАНТ 3.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Характеристика решения задач
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.
1.1 Методика «Волшебный домик»
1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных.Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:
– широта охвата предметов, изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень:
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк).
Цель: Выявление направленности интересов детей.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Ход проведения: Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.
Обработка данных:Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.
Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Возрастной диапазон:
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Вывод об уровне развития:
10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Возрастной диапазон:
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд,состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития:10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов —высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.
2.3 Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 4 – 5 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок,на которых представлены разные предметы:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели: познавательный действия
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая
Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели: Осведомленность
Возрастной диапазон: 3 – 4 года.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Вывод об уровне развития:
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.
3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
4.1 Методика «Времена года». (Немов Р. С.)
Цель: Осведомленность о себе и мире.
Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года.
Источник информации: дети.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.
4.2 Методика беседа «Расскажи о себе»(А. М. Щетинина)
Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей.
Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе.
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
4.3 Методика «Назови слова». (Немов Р. С.)
Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.
Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Источник информации: дети.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 4-5 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.
Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.
4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)
Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Ребенок рождается исследователем. Им хочется все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность-желание познать закономерности.
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий Введение.
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.
Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников.
Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методик «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Работая долгое время с детьми, я обратила внимание.
Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.
Сборник методических рекомендаций для детей дошкольного возраста в период адаптации СОДЕРЖАНИЕ РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ…2 ПРИМЕРНЫЙ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА: Младший дошкольный возраст:.
Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, к педагогичеким условиям реализации образовательной программы.
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере.