Методика что звучит автор
Диагностика слухового восприятия
В работе приходится находить и систематизировать для обследования методики.Данный документ содержит несколько методик обследования слухового восприятия.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика слухового восприятия»
Методики диагностики слухового восприятия
Три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном), который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.
«Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь»
Фонематический компонент слухового восприятия.
Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).
Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй». При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.
Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой, бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Выполни команду»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков.
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после выполнения предыдущей:
— Поднять руки вверх;
-Опустить в стороны;
— Опустить руки вниз;
Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня, слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза, правильно выполнил все услышанные команды;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них изображено. Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.
Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая программа,включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (Автор С. Забрамная), «Наложенные изображения» (Автор А.Р. Лурия), «Домик» (Автор Н.И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (Автор М.М. Семаго), методика исследования слухового восприятия (Автор Л.С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зрительного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференцированного восприятия звуков, определить особенности пространственного восприятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу.
Диагностика слухового восприятия
В работе приходится находить и систематизировать для обследования методики.Данный документ содержит несколько методик обследования слухового восприятия.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика слухового восприятия»
Методики диагностики слухового восприятия
Три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном), который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.
«Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь»
Фонематический компонент слухового восприятия.
Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).
Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй». При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.
Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой, бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Выполни команду»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков.
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после выполнения предыдущей:
— Поднять руки вверх;
-Опустить в стороны;
— Опустить руки вниз;
Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня, слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза, правильно выполнил все услышанные команды;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них изображено. Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.
Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая программа,включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (Автор С. Забрамная), «Наложенные изображения» (Автор А.Р. Лурия), «Домик» (Автор Н.И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (Автор М.М. Семаго), методика исследования слухового восприятия (Автор Л.С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зрительного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференцированного восприятия звуков, определить особенности пространственного восприятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу.
Методики, направленные на изучение зрительного, слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методики, направленные на изучение зрительного, слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Для проведения экспериментального изучения развития зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата были выбраны методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
При проведении занятий с помощью данных методик можно выявить наличие или отсутствие зрительного внимания, представлений, возможностей опознавания изображений и базовых навыков работы с наглядным материалом у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью проведения занятий по предложенным методикам является то, что в них включены задания различной степени сложности, рассчитанные на работу со старшими дошкольниками.
Методика № 1 «Какого цвета кружки».
Цель: изучить особенности восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Оборудование: картонные кружки, имеющие диаметр 3 см, окрашеные в следующие основные цвета: красный, желтый, синий, зелёный, белый, черный и оттенки: розовый, фиолетовый, оранжевый и голубой. Картонные коробочки соответствующих цветов и оттенков.
Ход исследования: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из трёх этапов заданий.
Первый этап. Исследователь ставит перед ребенком цветные коробочки и даёт набор цветных кружков (по 3 штуки каждого цвета). Просит ребенка разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом, не называя сам цвет.
Второй этап. Перед ребенком раскладывают цветные кружки и просят найти цвет в соответствии с его названием, которое озвучивает сам исследователь.
Третий этап. Ребёнку дают десять кружков разных цветов. Затем просят назвать цвет каждого.
Обработка данных: полученные данные ранжируются в три уровня:
Методика № 2 «Узнай геометрическую фигуру».
Цель: изучить особенности восприятия формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Оборудование: плоские геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник, а из объёмных: шар, куб, цилиндр и конус.
Ход исследования: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из двух этапов заданий:
Первый этап. Исследователь раскладывает перед ребенком плоские и объемные геометрические фигуры. Далее он озвучивает название какой-либо фигуры и просит найти ребенка заданную геометрическую фигуру.
Второй этап. Исследователь просит ребенка назвать каждую представленную геометрическую фигуру самостоятельно.
Обработка данных: полученные данные ранжируются в три уровня:
Высокий – испытуемый различает и называет четыре-пять плоских и две-три объёмные геометрические фигуры.
Средний – испытуемый различает и называет четыре-пять плоских и одну-две объёмные геометрические фигуры.
Методика № 3 «Собери пирамидку».
Цель: изучить особенности восприятия величины у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Оборудование: пирамидка, состоящая из пяти колец одного цвета.
Ход исследования: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. Исследователь показывает ребенку, сидящему за столом, пирамидку. Далее на глазах у испытуемого снимают одно кольцо за другим, раскладывая их на столе в правильном порядке. Затем кольца перемешивают и предлагают ребёнку собрать пирамидку самостоятельно. В случае затруднения инструкцию повторяют дважды.
Обработка данных: полученные данные ранжируются в три уровня:
Методика № 4 «Ориентируйся правильно».
Цель: изучить особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Оборудование: карточка с изображением пяти игрушек, лист бумаги в клетку, простой карандаш.
Ход исследования: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из трех этапов заданий:
Первый этап. Испытуемому предлагают показать правую руку, ногу, ухо, левую руку и т.д. в соответствии с инструкцией.
Второй этап. Исследователь демонстрирует ребёнку карточку с изображением игрушек и спрашивает об их расположении: «Назови игрушку, нарисованную в середине, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом углу».
Обработка данных: полученные в ходе эксперимента данные ранжируются в три уровня:
Высокий – испытуемый правильно выполняет первое и второе задание, а в третьем допускает до двух ошибок.
Средний – испытуемый правильно выполняет первое и второе задание, а в третьем допускает три-четыре ошибки.
Низкий – испытуемый правильно выполняет первое и второе задание, а в третьем допускает пять и более ошибок.
Выбор данного диагностического инструментария заключается в том, что при проведении данных методик у старших дошкольников с задержкой психического развития, можно выявить знания сенсорных эталонов и слов для их обозначения, а также наличие данных слов в активном и пассивном словарном запасе дошкольника. Авторы методики отмечают, что при диагностике дети легко идут на контакт, доброжелательно относятся к процедуре исследования, добровольно выполняют задания, проявляя к ним интерес.
Для диагностики слухового восприятия использовались следующие методики:
Методика 1«Угадай звук»
Цель: определить у ребенка уровень различия и опознания слышимых звуков, а также выделять их принадлежность и угрожающую либо нейтральную направленность; развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речевых и неречевых звуков.
Форма проведения: индивидуальная.
Материалы: качественная запись различных звуков живой и неживой природы. Живая природа – мяуканье кошки, лай собаки, шипение змеи, карканье вороны, пенье соловья, блеяние овцы, ржанье лошади.
Неживая природа – гудок клаксона автомобиля, звук тормозов машины, шуршание шин, звук сирены, льющаяся вода, шум ветра, шум дождя, бьющееся стекло, звук летящего самолета, сигнализация автомобиля.
Ход методики: экспериментатор поочередно демонстрирует детям запись того или иного звука. После демонстрации каждого звука, экспериментатор спрашивает у детей, что, по их мнению, они услышали, кто или что может издавать этот звук, угрожающий он, или нейтральный.
Методика 2 «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста.
Форма проведения: индивидуальная;
Материалы: баночки с сыпучими продуктами разной величины: горох, рис, пшено и манная крупа.
Ход методики: ребенок сначала слушает и запоминает звучание каждого продукта при встряхивании баночки. Затем, по очереди встряхивая баночки, педагог просит ребенка отгадать, что в них насыпано.
Методика 3 «Повтори ритм»
Цель: выявление уровня развития слухового восприятия детей с помощью воспроизведения ритмического рисунка при отхлопывании на разном расстоянии от ребенка.
Форма проведения: индивидуальная.
Материалы: Ручка или карандаш
Ход методики: Педагог отстукивает ритм: // // с постепенным усложнением // / // /; / // / // и отдалением или приближением. Ребенок должен воспроизвести вариант предложенного ритмического рисунка.
Следовательно, при использовании предложенных методик можно провести оценку различных сторон зрительного и слухового восприятия старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как трудности зрительного восприятия необходимо корректировать до обучения в школе.
Диагностика слухового восприятия
В работе приходится находить и систематизировать для обследования методики.Данный документ содержит несколько методик обследования слухового восприятия.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика слухового восприятия»
Методики диагностики слухового восприятия
Три уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный. На первой ступени в процессе анализа и синтеза звуковой информации дифференцируются признаки акустических сигналов и обобщаются наиболее информативные в собирательном образе (эталонном), который формируется на втором уровне. Сравнительные операции сенсорного эталона с другими образами происходят на третьем уровне в форме языковых понятий.
«Восприятие речи представляет собой сложную иерархически организованную систему. В общей модели восприятия можно выделить определённые подсистемы, соответствующие фонетико-фонематическому, лексическому, грамматико-семантическому аспекту. Между этими подсистемами имеется тесная связь»
Фонематический компонент слухового восприятия.
Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).
Инструкция: Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй». При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
Материал исследования :слоговые ряды из двух слогов.
Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик, барабан, молоточек).
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой, бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Выполни команду»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков.
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после выполнения предыдущей:
— Поднять руки вверх;
-Опустить в стороны;
— Опустить руки вниз;
Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня, слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза, правильно выполнил все услышанные команды;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака), молотка, барабана.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них изображено. Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.
Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая программа,включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (Автор С. Забрамная), «Наложенные изображения» (Автор А.Р. Лурия), «Домик» (Автор Н.И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (Автор М.М. Семаго), методика исследования слухового восприятия (Автор Л.С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зрительного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференцированного восприятия звуков, определить особенности пространственного восприятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу.
Альманах педагога
Автор: Шапиро Виктория Артуровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа 1387
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Технология обследования речи «Методика обследования слухового восприятия дошкольников»
Тема: Технология обследования речи «Методика обследования слухового восприятия дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Технология обследования речи «Методика обследования слухового
Известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее
интенсивного физического, психического и нравственного развития ребенка,
можно сказать, что дошкольный возраст является периодом чувственного
познания окружающего. На этом этапе у детей происходит становление всех
формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает
получение и первичную переработку информации из внешнего мира:
узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их
особенностей и назначения.
человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в
данный момент времени на его органы чувств. Физиологической основой
восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов коры
головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.
Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как
прослушивание (аудирование), которое включает в себя акт понимания,
осмысления принимаемого речевого сообщения. То есть, например, при
речевом общении, один человек сообщает информацию, а другой ее
воспринимает, определяя переданную мысль. То же самое происходит при
прослушивании звуков природы, звуков окружающего мира.
Первичные процессы, происходящие в слуховом анализаторе: обнаружение,
различение информативных признаков, формирование и опознание
слухового образа объекта, являются основой системной деятельности.
Первичные процессы или функциональные механизмы слухового восприятия
складываются постепенно в процессе накопления и обобщения опыта
индивидуума. Уровень развития этих процессов определяется обучением,
воспитанием, природными свойствами личности. Звуковой образ имеет
динамическую структуру, определяющуюся изменением и взаимосвязью
таких основных параметров, связанных с объективными характеристиками
звуков, как громкость, высота и тембр. Выделяется несколько групп звуков:
природные, технические, речевые и музыкальные. Восприятие звуков
происходит в процессе их соотнесения с эталонами, наработанными людьми
в процессе длительного опыта, и характеризуется предметностью,
целостностью и осмысленностью.
1. Исследование слухового восприятия
1.Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия
неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик,
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым
ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем
предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть
колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой,
бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку
последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого
прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
2.Методика «Выполни команду»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым
ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после
1. Поднять руки вверх;
2.Опустить в стороны;
3.Опустить руки вниз;
Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня,
слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх»,
«Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза,
правильно выполнил все услышанные команды;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
3. Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака),
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них
изображено. Ребенку предъявляются на слух различные
звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках
звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого
прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.
Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
2. Анализ результатов исследования слухового восприятия у детей
младшего дошкольного возраста
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.
При выполнении задания 1 «Что звучит?», целью которого было определить
степень восприятия неречевых звуков, уровень слухового восприятия у детей
составил 4,15 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Что звучит?»
представлены в приложении Б.
Таблица 1—Результаты определения уровня развития слухового восприятия
неречевых звуков по методике «Что звучит?»
Из таблицы видно, что высокий уровень сформированности слухового
восприятия имеют 8 детей, что составляет 40% от общего количества
обследуемых детей этого возраста. Дети правильно назвали все услышанные
Средний уровень сформированности слухового восприятия имеют 11 детей
из 20, что составляет 55 %. Во время проведения исследования дети не
смогли определить, какой предмет прозвучал. Дети путали звук
колокольчика и погремушки. Артем Е., Федя Е., Полина К. не смогли узнать
Низкий уровень сформированности слухового восприятия имеет 1 ребенок,
что соответственно составляет 5% от общего количества обследуемых детей.
Ребенок не мог запомнить звучание игрушек, имел трудности в назывании
При выполнении задания 2 «Выполни команду», целью которого было
определить степень восприятия речевых звуков, уровень слухового
восприятия у детей составил 4,45 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Выполни
команду» представлены в приложении Б.
Таблица 2—Результаты определения уровня развития слухового восприятия
речевых звуков по методике «Выполни команду»
Из таблицы видно, что 50 % детей показали высокий уровень
сформированности слухового восприятия речевых звуков. Дети правильно
выполняли услышанные команды.
50% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия
речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели
трудности в выполнении предложенных заданий. Не все команды
выполнялись правильно. Дети путали команды «Опустить руки в стороны» и
«Опустить руки вниз».
Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один
При выполнении задания 3 «Угадай, чей звук», целью которого было
определить степень восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания,
уровень слухового восприятия у детей составил 4,6 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Угадай, чей
звук» представлены в приложении Б.
Таблица 3—Результаты определения уровня развития слухового восприятия
по методике «Угадай, чей звук»
Из таблицы видно, что 60 % детей показали высокий уровень
сформированности слухового восприятия речевых звуков на этапе
звукоподражаний. Дети правильно называли источник каждого звука.
40% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия
речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели
трудности в выполнении предложенных заданий. Дети путали звуки «бум-
Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета
баллов, начисляемых за выполнение заданий.
После проведения методов диагностики были получены следующие
результаты. Результаты представлены в приложении Б.
Таким образом, при исследовании выявлено, что у детей развитие слухового
восприятия находится на среднем уровне и составляет 4,4 балла.
В ходе проведения методики, направленной на исследование способности
ребенка к слуховому восприятию были получены следующие результаты: все
дети с большим интересом выполняли предоставленные задания; у
некоторых детей вызвали трудности задания с определением звучащих
игрушек; были допущены ошибки в двигательном моделировании звучания в
методике «Выполни команду». Было установлено, что затруднения у детей
чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что заставляло
повторять инструкцию к заданию повторно.
На основании качественного анализа результатов проведенного исследования
мы отметили, что у детей младшего дошкольного возраста слуховое
восприятие развивается, они различают как речевые, так и неречевые звуки.
Младшие дошкольники способны к дифференциации слуховых сигналов.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать
становления всех психических процессов. Познание ребенком окружающего
мира становится возможным благодаря совершенствованию системы
восприятия. Восприятие как психический процесс особенно активно
развивается в младшем дошкольном возрасте.
исключительно человеческая способность.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и
приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых
звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов,
Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения
ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий