Методика и методы в чем разница

Чем метод отличается от методики

Содержание статьи

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Метод как способ познания и практической деятельности

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Источник

Чем отличается метод от методики: описание и отличия

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы. Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче. Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.

Понятие метода и методики

Метод является способом движения цели или решения определенной задачи. Его можно описать всеми взглядами, приемами, способами и операциями, которые тесно связаны между собой и создают некую сеть. Их целенаправленно применяют в деятельности или в процессе обучения. Главными причинами выбора метода является мировоззрение человека, а также его цели и задачи.
Методы, в свою очередь, могут иметь свои группы. Они бывают:

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Организационные методы – это группа, которая включает в себя комплексные, сравнительные и лонгитюдные методы. Благодаря сравнительным методам можно изучать объекты по их признакам и показателям. Лонгитюдные методы позволяет обследовать одну и туже ситуацию, либо один и тот же объект на протяжении определенного количества времени. Комплексный метод включает в себя рассмотрение объекта и его исследование.

Эмпирические методы, прежде всего, наблюдение и эксперименты. Также к ним относятся беседы, тесты и тому подобное, метод анализа, оценивания и продукты деятельности.

К методу обработки данных относят статистический и качественный анализ ситуации или объекта. В интерпретационный метод входит группа из генетического и структурного методов.

Методика, в свою очередь, определяется совокупностью всех приемов и методов при обучении или проведения некой работы, процесса, а также выполнения чего-либо. Это наука, которая может помочь воплотить любые методы. Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Методика позволяет подобрать нам наиболее подходящий к ситуации метод, что позволит двигаться дальше, а также развиваться. Еще она позволяет ориентироваться в той или иной ситуации, что дает возможность двигаться в правильном направлении и выбирать правильный метод для решения проблемы.

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Отличие метода от методики

Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики, нежели метод. Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу. Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами.

Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче. Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность. Другими словами, благодаря методике воплощается метод. Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации.

Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом. Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей. Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее.

Источник

Как правильно: «метод» или «методика»?

Актуальный для многих вопрос из русского языка – в чём разница между словами «метод» и «методика»? И не является ли какой-то из вариантов – «метод» или «методика» – неправильным и надуманным? Даём лаконичный, но полный ответ на этот счёт.

Как правильно?

Оба существительных – и «метод», и «методика» – являются абсолютно правильными словами без ошибок.

Это – слова-паронимы. Путаница в них – не слишком грубое, но всё-таки нарушение языковых правил. Давайте узнаем подробнее о каждом из вариантов.

Морфемный разбор

Для начала разложим эти слова на важные структурные единицы. Слово «метод» – само себе и корень, и основа. Других морфем в нём нет.

Слово «методика», помимо корня «метод», содержит суффикс «ик» и окончание «а».

Когда пишем «метод»?

Если в предложении говорится о способе что-то сделать, понять, узнать и т.д., можно смело применять слово «метод».

Примеры предложений

Рассмотрим это на наглядных образцах:

Когда пишем «методика»?

«Методика» – грубо говоря, совокупность методов для какой-либо деятельности. К примеру, 5 разных способов резьбы по дереву можно считать общей методикой этого ремесла. «Метод» – это атом молекулы «методика».

Примеры предложений

Закрепим только что прочитанное с помощью примеров:

Ошибочное написание

На первый взгляд, спутать «метод» с «методикой» не так критично. Но всё же, по букве языкового закона, эти слова стоит применять именно в уместном для них контексте. Всякая методика состоит из методов, но метод не является методикой.

О таких ошибках, как «метад» или «митодика», много говорить не стоит: это – крайне низкая грамотность.

Краткий итог

«Метод» и «методика» – два правильных слова, похожих, но всё-таки с разным значением.

Один способ решения или изготовления чего-либо называют «методом», а совокупность таких способов – «методикой». Не следует путать две эти фигуры речи.

Источник

Метод и методика – в чем отличие?

This article is also published in English, Spanish, Turkish, and Portuguese.

Слово метод для ученых связано с описанием экспериментальной части исследования: на каком оборудовании и как именно проводились эксперименты, или как велись расчеты. В одной из наших статей мы обсуждали важность раздела методы в научной публикации. В зависимости от журнала название раздела materials and methods и его содержание могут варьироваться, однако во всех случаях методы подробно описывают то, как именно Вы проводили эксперимент.

Описывая экспериментальную часть, Вы говорили о методологии или методах? Знаете ли Вы, чем метод отличается от методологии? А тем временем путать их нельзя. Давайте обсудим эти термины подробнее.

Что такое метод и методология?

Метод исследования – способы и процедуры, применяемые в процессе изучения проблемы исследования. Буквально, это описание всего материала и/или программного обеспечения, которое было использовано в работе.

Методология исследования – более обширный термин, это система методов, используемых в какой-либо области науки. Это система изучения того, как исследования должны проводиться систематически. Методология позволяет убедиться, что сделанные выводы являются действительными и надежными.

Цель формирования методов и методологии

Под исследованием можно понимать систематический и тщательный поиск существующей информации по заданной теме работы. Сюда входит постановка научного вопроса, разработка гипотезы, сбор и анализ данных и создание выводов. Для всех этих этапов существуют определенные методы, как руководство к действию. Значит, руководствуясь определенными методами для постановки исследования, а потом для написания гранта, можно провести научную работу гораздо продуктивнее.

Методы исследования несложно спутать с методологией исследования, которая заключается в другом. Это научный анализ методов исследования с целью поиска решения научного вопроса или возникшей проблемы. Методология объясняет, как применять правильные процедуры (или методы) для принятия решений.

Основные составляющие этих двух понятий

Научные методы делятся на качественные и количественные методы проведения экспериментов. Это могут быть опрос, тематическое исследование, интервью, анкетирование, наблюдение и т.д. Вот краткое описание качественных и количественных методов.

Количественный. Этот метод направлен на количественную оценку данных и обобщение результатов выборки целевой группы, если мы имеем дело со статистическими данными. Качественный метод предлагает анализ собранных данных в контексте. Этот метод исследования субъективен и требует меньшего количества тщательно отобранных респондентов.

Смешанный метод возник из сочетания традиционных количественных и качественных подходов.

Так, в раздел методов могут входить обзоры, анкеты, эксперименты (именно здесь речь идет об оборудовании и условиях его использования для получения и обработки данных, а также об используемых материалах).

Методология же включает предлагаемые методы проведения исследования, схемы поиска решения исследовательского вопроса. Исследователь может использовать наблюдения, интервью или самоотчеты субъекта (или объекта), чтобы создать полную картину для анализа.

Конечно, в каждом отдельном случае, в разных типах исследований и для разных журналов описание Вашего эксперимента будет зависеть от требований к оформлению статьи.

Как правильно описать раздел методологии

Несмотря на различные правила у разных журналов, есть общие правила описания методов или методологии. Об описании методов мы уже поговорили в нашей статье, теперь уделим больше внимания методологии.

5 основных различий между научным методом и методологией

Для обобщения всего вышесказанного, разницу между этими двумя понятиями можно описать следующими пятью пунктами.

Еще раз о важности экспериментальной части

Помимо экспериментальной части, для написания качественной и полноценной публикации важен каждый раздел. Так, нельзя полагаться лишь на грамотно проведенный опрос (когда речь идет о сборе статистики) или оптимистичные результаты клинических испытаний (в медицинском исследовании), если введение не убеждает в правильности постановки научного вопроса или качестве собранной литературы. Несмотря на то, что ученые часто проводят поиск литературы исключительно для поиска методик, которые можно просто применить, очень важно обоснование Вашего выбора подхода к исследованию.

Так, возвращаясь к отличиям метода от методологии, функции и границы методологии гораздо шире, чем у метода. Метод является только составной частью методологии. Взять, к примеру, строительство дома. Научным методом здесь будут являться набор инструментов, а также материалы для стройки. А методология здесь будет являться план строительства, логистика и т.д.

А к какой области исследований Вы имеете отношение? Какие особенности у экспериментальной части в Вашем случае?

Источник

Научный словарь: что такое методика, методология, метод

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Разработкой и составлением методических планов научной или практической деятельности «для себя» занимаются начинающие специалисты. Опытные, пройдя через теорию и наработав собственный профессиональный опыт, создают методические разработки и указания по конкретным видам деятельности или отдельным ее аспектам.

Методология, методика, метод…

За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.

Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.

О методике подробнее

Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.

Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.

Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.

Общие принципы обучения

Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

Методика формирования практических умений и навыков

Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

Методики формирования социальных навыков

Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

Методика и методы в чем разница. Смотреть фото Методика и методы в чем разница. Смотреть картинку Методика и методы в чем разница. Картинка про Методика и методы в чем разница. Фото Методика и методы в чем разница

Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

Методист — это кто?

Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.

Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *