Методика кумон что это
Тут зашла речь о развитии наших старшеньких. О том как мы с ним занимаемся дома. Учитывая, что почти все дети наши ходят в сады, времени на то чтобы заниматься ещё развитием дома остается катастрофически мало. Плюс у многих есть мелкие детки, которые занимают львиную долю времени. Вроде как детки в саду занимаются. Мы точно знаем. Клеят, вырезают, лепят, рисуют и не только. Вроде бы душа должна быть спокойна и совесть не мучить. Однако ж мамский перфекционистский дух не дает угомониться. Как же так? Надо чем-то занять чадо. И реализовать свои педагогические потребности или утихомирить совесть. Что делать? Как заниматься. Хочется чего-то новенького. Не избитого. Альтернативного. Для меня такой новой и не избитой методикой стала методика Кумон. Весной этого года у нас появились эти необычные рабочие тетради.
Что же такое-это загадочное КУМОН? Впервые я об этом узнала от одной своей хорошей дахабской знакомой, которая приверженец альтернативного нестандартного образования, и сама при этом педагог. И тут… вселенная сделала мне реверанс и добрые феи прислали мне несколько рабочих тетрадок. На пробу. В чем собственно суть?
Кумон- название методики по имени её автора. Тору Кумон родился в Японии. По образованию математик, он вел длительное время занятия у студентов, готовя их к поступлению в вузы. В 1954 году жена Тору обнаружила у их сына Такеши в кармане смятую бумажку – это был тест по математике, выполненный крайне плохо. У отца-математика сын оказался двоечником по предмету. Тогда Тору решил всерьез взяться за обучение сына. Каждый вечер Тору готовил для сына страницу примеров. Примеры были подобраны в соответствии со способностями Такеши. Решение задачек занимало около 30 минут. После того, как навыки закреплялись, Тору усложнял задания, но ровно настолько, насколько сын мог их решить. Так родился метод Кумона.
Первый центр Кумона открылся в 1958 году. А в 1991 году была выпущена программа по обучению чтению, в основе которой лежат те же принципы, что и при обучении математике по Кумону.
Во всем мире эта методика страшно популярна, по ней занимаются дети в Японии, США, Европе, где-то она входит в обязательную программу подготовки к школе.
Kumon не использует модель работы в классе. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение навыков. Она воспитывает в детях привычку к систематическим занятиям, что необходимо для успешной учебы. Занятия по системе Kumon позволяют ребенку почувствовать, что он может многого добиться сам. Поэтому ребенок вновь и вновь готов к новым достижениям.
Серия «KUMON. Первые шаги»
Ещё из новинок- тетради для самых маленьких- «Давайте вырезать» и тд.
Серия «KUMON. Первые шаги» разработана для детей от 2 лет. Задания в тетрадях направлены на развитие мелкой моторики и подготовку руки к письму. Раскрашивая картинки, складывая бумагу, вырезая и делая простые аппликации, ваш ребёнок шаг за шагом будет приобретать навыки, необходимые для его дальнейшего обучения. В серии вышло 4 рабочих тетради: «Давай вырезать!», «Давай клеить!», «Давай складывать картинки!», «Давай рисовать!»
Если вашему ребёнку понравится выполнять задания из этой тетради, вы можете продолжить обучение по тетрадям для дошкольников. Каждая тетрадь серии KUMON рассчитана на определенный возраст и развивает конкретный навык. Выбирайте то, что нужно именно вашему ребёнку.
Чем хорош Кумон? Мое впечатление.
Конечно же, я знала, что нас ждет. Все тетради великолепного качества, на прекрасной мелованной бумаге. Яркие, умно подобранные цвета, их хочется держать в руках, хочется с ними работать, о цене чуть позже- но именно в этих случая она оправдана.
Вначале тетради есть обращение к родителям.
Прочтите. Это не просто тетради из нашего советского детства. Они нацеливают вас и ребёнка на успех. Мотивируют к нему.
Задача родителей минимальна, но очень важна: похвалить ребенка после того, как он выполнит задание. Японцы, авторы методики, специально делают на этом упор: обязательно говорите своему ребенку, что он молодец, что он здорово справился. В конце книги даже есть бланк сертификата, который можно вручить ребенку «за успешное выполнение всех заданий». Мелочь, но для детей это важно: так они понимают, что старались не зря, есть результат. А если его нет, то нет и мотивации.
Ну и фото по традиции, для ознакомления.
Пример страницы из «Лабиринтов»
Самые первые страницы из «Учимся вырезать»
А вот что бывает, если оставить ребёнка в гордом одиночестве.
Поэтому я рекомендовала бы все таки быть неподалеку от рабочего места малыша, чтобы вовремя направить творческую энергию в нужное русло)
Вырезаем.
Пример страниц из тетради «Учимся клеить». Мы не начали заниматься по ней ещё. Все впереди. Мне кажется, она не доставит нам трудности, так как аппликациями мы увлекаемся давно, но все равно польза тетради очевидна. Можно просто иметь эту тетрадь и у вас есть готовые довольно увлекательные наборы для аппликаций.
Надеюсь, отчет ВАС порадовал. Чудесных вам часов в компании Кумона!
Что такое методика KUMON. Часть 1 – История и Физиология
Поскольку у блога появилось много читателей, которые впервые услышали слово KUMON буквально недавно, я решила выпустить цикл статей специально для тех, кто еще только недавно услышал это название.
Из серии статей “Что такое методика KUMON” вы узнаете, что это за методика, как она работает, почему она так популярна во всем мире и какие у нее особенности.
Сегодняшняя статья будет посвящена истории возникновения методики – пройдемся по этой теме вкратце, и в чем самая суть KUMON, делающая эту методику настолько эффективной, что иной раз мамы говорят: “Ой, сама не понимаю, как ребенок этому научился – это просто фокус какой-то”.
Итак, пойдем по порядку, и для начала обсудим,
KUMON – что это, собственно, такое
Само слово KUMON – это не аббревиатура и не просто красивое название. Это фамилия.
А полное имя – Тору Кумон. В 60-е годы он был школьным учителем математики и папой сына-двоечника. Стыдоба, сапожник без сапог 😊
Однажды он решил попробовать самостоятельно научить сына математике, чтобы исправить двойки. И стал сам, насколько ему подсказывал опыт и знания, делать для сына малюсенькие задания, которые нужно было выполнять ежедневно буквально по 20 минут в день.
Через очень короткое время, буквально несколько месяцев, сын Тору Кумона стал одним из лучших учеников в классе, а родители его одноклассников заинтересовались этим “педагогическим чудом” и попросили Тору начать заниматься и с их детьми.
Количество учеников росло, сотнями появлялись учебные центры – сначала в Японии, потом – по всему миру, потом появились и материалы для домашних занятий.
Это если вкратце. Всю историю появления методики – от того времени и до современных домашних тетрадок можно посмотреть в этом видео:
А здесь я расскажу,
Чего же такого особенного было в тех материалах
Тору Кумон, видимо, был очень талантливым парнем, потому что, сам того не подозревая (или подозревая? История про это умалчивает 😃) придумал материалы, построенные не на педагогических традициях, не психологии и не на классических методиках.
Его учебные материалы работали на физиологическом уровне мозга.
Что это значит? Попробую на простом и не особо научном примере (я его выдумала сама для простоты понимания, поэтому дисклеймер для нейропсихологов – здесь я не претендую на “научность”).
Допустим, человек хочет мороженое, а ему нельзя (неважно, почему – пусть горло болит).
Давайте позовем к этому человек педагога. Педагог подробно объяснит, что “если ты съешь мороженое, то горло замерзнет, из-за этого…”. Ну, вы поняли.
Перехочет ли человек мороженое? Вряд ли. Просто будет сдерживать себя, имея научное объяснение того, почему нельзя.
Давайте тогда теперь позовем к нему психолога. Психолог расскажет этому человеку, что мороженого ему хочется, потому что у него есть неудовлетворенная потребность в радости и возвращении в детство. Осознанная проблема – половина решения. Человек найдет чем заменить мороженое, но, опять-таки, не перехочет его.
А теперь давайте возьмем и позовем к этому человеку… нейрохирурга.
Знаете, что сделает нейрохирург? Он вскроет черепную коробку и потыкает каким-нибудь электрическим проводочком в определенное место в мозге. Вуа-ля! Мороженого больше не хочется вообще!
На самом деле, в мозге есть области, отвечающие не только за желание поесть мороженого. Там же есть области, отвечающие за желание попить и поспать, ощущение усталости или любви… Но мы отвлеклись.
В мозге есть области, которые отвечают за распознавание отдельных чёрточек пространства, цифр, букв, звуков… Каждая область может быть более или менее хорошо развита. А, например, если несколько определенных областей мозга будут хорошо развиты, в совокупности это даст то, что мы называем “математические способности”.
Я сказала, что для математических способностей определенные области мозга должны быть “развиты”. Что это значит – они должны быть натренированы быстро реагировать на определенный раздражитель.
Например, можно раздражать эти области электрическими проводками, как в нашем примере с мороженым.
Ну не делать же хирургические операции каждый раз, когда нужно двойку по математике исправить?! Есть способ и попроще.
Раздражителем для мозга может быть что угодно: звук или звукосочетание, свет, определенные действия, определенные последовательности действий… много чего… Главное, если говорить про развитие определенных областей мозга, чтобы раздражитель был подобран правильно и действовал не на какие попало центры в мозге, а только на нужные.
Так вот, так получилось, что Тору Кумон придумал учебные материалы по математике, которые правильным образом раздражают – и, соответственно, тренируют – мозговые центры, отвечающие за математические способности. Это не обучение в привычном для нас смысле, когда кто-то передает знания, а кто-то другой их принимает или не принимает. Тут не так.
Занимаясь по KUMON, ребенок безальтернативно выучивается тому, чему должен был научиться. Это как раз тот самый эффект, который мамы называют “удивительным фокусом” или чудом.
Даже если ребенок (в порядке бреда, конечно) категорически не будет хотеть выучить математику или, скажем, английский, но будет заниматься 20 минут ежедневно – он все равно выучится, как бы ни сопротивлялся 😀
Что, японский математик Кумон был силён еще и в английском?
– спросите вы, если знакомы с перечнем учебных материалов современного KUMON (а если нет – ниже мы поговорим и об этом).
Не знаю, как у Тору Кумона было с английским, но когда методика стала развиваться, он создал “Институт изучения обучения”, куда пригласил известных нейропсихологов (то есть как раз тех, которые изучают особенности мозговой деятельности), которые и занялись разработками других учебных материалов, параллельно ведя научные исследования, на которых была защищена не одна докторская диссертация.
Вот современные учебные материалы KUMON – это как раз результаты работы этого института. Это ученые-нейропсихологи придумывают, как сделать так, чтобы ребенок, занимаясь по этой методике, сам того не подозревая, развивал математические способности, а также способности к чтению и письму не благодаря обучению, а на самом глубинном уровне – не уровне нейронов мозга.
Это, кстати, как раз три главных направления KUMON и есть. Здесь я не буду на этом останавливаться; если хотите подробностей – приглашаю почитать эту мою статью.
Про физиологию, пожалуй, всё. А в следующей статье из этого цикла я расскажу про саму методику.
И, если это ваше первое знакомство с KUMON, сразу скажу, что учебные материалы KUMON для домашних занятий эксклюзивно издаются в России здесь:
Эти же тетрадки можно найти в интернет-магазинах:
Неожиданно… Kumon – про что это?
Все знают, что Kumon – это какие-то тетрадки, по которым можно заниматься с малышом, чтобы он научился чему-то полезному к школе. Но многие, наверное, даже не задумываются:
На самом деле на все эти вопросы есть совершенно конкретные ответы. Сегодня коротенький рассказ именно об этом.
Формирование базовых навыков
Методика Kumon основана на представлении о том, что есть знания и навыки Базовые, и есть – все остальные, которые формируются «поверх» базовых.
Базовые знания ребенок начинает приобретать еще до школы, и их окончательное формирование происходит где-то к концу начальной школы. К этим базовым знаниям и навыкам относится:
К не-базовым знаниям и навыкам относится все остальное (история, литература, химия, физика и так далее).
В методике считается, что до того, как осваивать не-базовые знания, базовые обязаны быть хорошо сформированными.
Причем под «хорошо сформированным» понимается навык, доведенный буквально до автоматизма. То есть, когда ребенок не сидит и не думает, как бы посчитать 18 + 20, не загибает мысленно пальцы и не пытается нарисовать или сосчитать в уме заданное количество точечек.
Когда, чтобы грамотно написать слово, ему не нужно вспоминать правило, которое работает в этом случае. Или когда для чтения книги ему не нужно прошептать каждое слово по слогам.
Ребенок просто Точно Знает, Как правильно, его рука автоматически пишет нужное слово или число До Того, как голова успеет подобрать нужное правило или вспомнить похожий пример.
Методика Kumon ставит своей задачей именно доведение базовых навыков до автоматизма. Сначала до совершенства доводятся базовые знания и навыки, которые должны сформироваться у ребенка к его текущему садиковому или школьному уровню, потом те, которые на 2-3 класса выше текущего уровня.
В какой-то момент это начинает позволять ребенку настолько хорошо овладеть базовыми навыками, чтобы дальше не отвлекаться на пробелы в них и полностью посвятить свое время и мозг изучению не-базовых предметов.
Доведение базовых навыков до автоматизма
Известно, что автоматизм вырабатывается путем многократного (тысячекратного) повторения одного и того же: письменно и устно.
Именно поэтому у тетрадок Kumon такая структура – одно и то же по сто раз (особенно хорошо это заметно в книжках по математике).
Причем не только в рамках одной тетради, но и в нескольких последовательных. Казалось бы – уже целых две тетрадки с раскрашиванием прошел ребенок, и тут новая тетрадка – и опять точно такие же задания, только картинки поменялись. Или задание на проговаривание вслух одной и той же последовательности чисел по три раза на каждой странице – в книжках про обучение счету.
Вот теперь вы знаете, что так сделано вовсе не потому, что авторам было лень придумывать что-то новое, а совершенно намеренно – для доведения навыка до автоматизма. Поэтому обязательно выполняйте все задания и рекомендации из тетрадок, какими бы нудными в смысле постоянного повторения они ни казались.
Тетрадки Kumon и средняя школа
Наверное, подход автора методики к разделению предметов на базовые и не-базовые мало чем отличается от того, к чему мы привыкли в нашей русской школе: до конца начальной школы ребенок учится как раз чтению, письму и начальной математике, а физика – химия – история, как правило, начинаются (или – начинается в Полном объеме) с переходом ребенка в среднюю школу.
И именно в этот момент чаще всего дети начинают разделяться на отличников и двоечников: на тех, у кого с учебой все хорошо, и тех – у кого не очень. Иногда бывает даже удивительно: учился ребенок – учился – до третьего класса на пятерки – четверки, и тут средняя школа – и – рраз – ребенок уже троечник.
Зачастую это связывают со сменой учителей, увеличением нагрузки и появлением новых предметов. А вот по мнению Тору Кумона проблема снижения успеваемости в средней школе связана с тем, что к ее началу у ребенка не достаточно хорошо сформировались базовые знания и навыки. Достаточно восполнить пробелы в базовых навыках – и успеваемость ребенка по всем предметам без исключения улучшится.
Лично я не могу согласиться или опровергнуть, поскольку у самой меня все было хорошо с успеваемостью в моей школе, а дети еще не школьники. Между тем, в центрах Kumon по всему миру есть такая практика: к ним приходят ребята, у которых в 4 – 5 – 6 классе появляются и внезапно обнаруживаются родителями проблемы с успеваемостью.
Инструкторы Kumon проводят диагностику для оценки качества базовых навыков и начинают их постепенно восстанавливать, заполняя пробелы, иногда, начиная с самого малышовского уровня, по математике, письму, чтению и базовым навыкам дошкольника (типа рисования). Кроме того, в каждом занятии делается отдельный акцент на развитие навыка «умение учиться».
Постепенно у ребенка улучшается успеваемость не только в части, например, математики или чтения, которыми занимались целенаправленно, но и по всем другим – уже не-базовым – предметам.
Занятия заканчиваются, когда базовые знания восстановлены, а ребенок догнал своих одноклассников и перегнал их на 2-3 класса (то есть в части базовых навыков прошел тетради (или, в случае с учебными центрами, так называемые “уровни” Kumon до 9 класса).
С этого момента сформированные базовые навыки и умение учиться уже позволят ребенку поддерживать хорошую успеваемость вплоть до окончания школы и института.
Любимые тетрадки для раннего развития
Методика Kumon позволяет улучшать успеваемость школьников средней школы, но, разумеется, гораздо проще не допустить, чем потом исправлять. Поэтому у малышей, которые занимаются по Kumon с 2-3 лет, есть большое преимущество.
При качественной организации занятий они с самого начала получают заведомо хорошо сформированные базовые знания и, соответственно, фору перед одноклассниками в школе.
Изначально методика задумывалась для исправления проблем с успеваемостью у детей поздней начальной и средней школы, но за десятилетия своего существования подтвердила свою эффективность еще и в предотвращении возможных проблем с учебой.
Именно поэтому Kumon с каждым годом набирает все большую популярность у мам совсем маленьких детишек, а стартовый возраст для малышовских занятий с годами становится все меньше и меньше. Сейчас средний возраст начала занятий в учебных центрах Kumon – это примерно 1,5 года.
Учебных центров Kumon в России нет, а в домашних тетрадках, которые издаются в России, к сожалению, навыки чтения и письма еще не охвачены.
Зато математика Kumon публикуется практически в полном объеме, так что в этой области вполне можно как полностью и качественно сформировать базовые навыки с самого начала, так и помочь восстановить успеваемость школьнику 4-5 классов.
В следующих постах обязательно расскажу про математику для малышей и для школьников подробнее, а вы пока посмотрите, как выглядит серия математических тетрадей Kumon на сайте издательства МИФ, обладателя прав на издание Kumon в России – по этой ссылке >>
Методика Кумон
Давно обещала рассказать о методе Кумон, по которому Саша занимается математикой. Наконец-то выполняю обещание. Начну с истории методики, а потом уже расскажу как занимаемся мы.
Метод Кумон был разработан японцем Тору Кумоном. В 1954 году Тору начал учить своего старшего сына, у которого были проблемы с математикой в школе. Так появился метод Кумон. В 1956 году Тору открыл первый центр Кумон в Осаке. Ему помогли родители, которые были очень заинтересованы в этом методе. В 1958 году, Тору основал институт образования, после чего центры Кумон начали открываться по всему миру. С 1956 года, около 20 миллионов детей занимались в центрах. Сегодня насчитывается около 4 миллионов учеников в центрах Кумон по всему миру. На сегодняшний день только в США работают 1500 центров. По всему миру насчитывается около 26 тысяч центров Кумон в 44 странах. В списке стран можно найти США, Канаду, Мексику, Бразилию, Аргентину, Соединенное Королевство, Испанию, Германию, ЮАР, Австралию, Новую Зеландию, Японию, Южную Корею, Филиппины, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Индию, Таиланд и Гонконг.
В центры обычно принимают детей старше трех лет. Дальше все зависит от ребенка и частично от учителей центра и родителей.
В центры обычно принимают детей старше трех лет. Дальше все зависит от ребенка и частично от учителей центра и родителей.
Наш личный опыт в центре Кумон.
И так далее до конца школьного курса.
Как же происходит занятие? Я постараюсь описать во всех подробностях, потому что учителя в центре реально обращают внимание на каждую мелочь.
Обычно накануне занятий учителя готовят на каждого ребенка папку, в которую вложены классная работа, домашняя работа, книжка успеваемости ребенка.
Пять дней в неделю, когда в центре нет занятий, дети работают дома. Каждый раз на дом даются странички с примерами. Они разделены на книжки по пять листов (10 страниц). На каждой домашней работе проставляется число когда надо эту работу сделать. Учителя не рекоммендуют делать домашние работы вразброс, потому что у ребенка не составляется целостного представления о математических явлениях. Работы составлены так, чтобы ребенок сам, основываясь на предыдущих примерах. Если делать работы в другой последовательности, у ребенка нет возможности сделать выводы.
Начиная домашнюю работу, ребенок пишет свое имя и время начала работы. Когда работа закончена, тоже проставляется время. Таким образом, учителя могут видеть как долго ребенок делал работу.
Каждый месяц в центре составляется отчет об успехах детей. Есть три уровня в зависимости от того, насколько месяцев каждый ребенок опережает школьную программу. Особо успешным деткам выдаютс призовые кубки.
За год учебы в центре Кумон, у нас было всякое. Для начала, Саше было интересно заниматься, но неохота было делать домашнее задание (естественно). Или она его делала с таким количеством болтовни и отвлечений, что доводила меня до белого каления. У нас бывали ссоры, бывали скандалы, бывали обиды. Но мне было жаль бросать занятия, потому что результаты я видела. Однако однажды, после очередной разборки, я развернулась и сказала, что больше мы в центр не идем. И не пойдем, пока Саша сама не попросит. Два месяца я вообще не заговаривала про Кумон. Но однажды Саша играла рядом со мной на полу, вдруг повернулась ко мне и сказала, что хочет снова заниматься математикой. После этого мы несколько раз за две недели обговорили с ней как мы будем заниматься. И вернулись к занятиям.
Я тоже извлекла урок из тех двух месяцев передышки. И придумала как помочь ей самоорганизоваться. Во-первых, у нас появилось постоянное время для занятий. Обычно мы садимся за домашнее задание в одно и то же время. Во-вторых, зная привычку Саши планировать свои действия, я стала ей проговаривать, после какого действия она должна будет сесть и сделать домашнее задание. В-третьих, я купила песочные часы. И если Саша отвлекалась, я ей не просто голословно утверждала, что она теряет время, я ей показывала, что песочек бежит очень быстро, а она сделала очень мало. В-четвертых, я всегда себе говорю «Я буду спокойна, я не буду нервничать, я буду её хвалить и давать рекоммендации, если что-то сделано не очень хорошо.» Постепенно я стала видеть гораздо лучшие результаты. Мы вернулись в центр в январе. Начали с 30-40 минут на выполнение домашнего задания, сейчас же довели это время до 10-12 минут. Раньше у нас на каждой странице была хотя бы одна ошибка от невнимательности. Сейчас она делает всю работу без ошибок.
Вот так мы и занимаемся математикой. Есть планы, когда вернемся домой из России, начать заниматься ещё и английским языком. И однозначно, когда подрастет Натали, она тоже будет заниматься по этой системе.
Подводя итоги, хочется сказать, что методика Кумон направлена на создание условий для успешного развития ребенка. Каждый ребенок учится в своем темпе, но все дети развивают навыки самообучения и самодисциплины.