Методика методология в чем разница
Научный словарь: что такое методика, методология, метод
Разработкой и составлением методических планов научной или практической деятельности «для себя» занимаются начинающие специалисты. Опытные, пройдя через теорию и наработав собственный профессиональный опыт, создают методические разработки и указания по конкретным видам деятельности или отдельным ее аспектам.
Методология, методика, метод…
За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.
Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».
Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.
О методике подробнее
Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.
Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.
На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.
Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.
Общие принципы обучения
Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.
Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:
Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.
Методика формирования практических умений и навыков
Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.
Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.
Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:
Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.
Методики формирования социальных навыков
Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.
Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.
Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.
Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.
Методист — это кто?
Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.
Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.
Классификация методов научного исследования с примерами
Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.
Что такое методы научного исследования
Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:
Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.
Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.
Метод, методика, методология – в чем разница
Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.
Классификация методов научного исследования с примерами
В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.
Методы эмпирического уровня
Применяемый метод | Расшифровка термина | Наглядный пример |
Наблюдение | Автор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений. | Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки. |
Описание | Автор проводит фиксацию полученных сведений. | Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него. |
Измерение | Проводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам. | Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов. |
Эксперимент | Автор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта. | Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более. |
Сравнение | Автор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим. | Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях. |
Методы экспериментально-теоретического уровня
Применяемый метод | Расшифровка термина | Наглядный пример |
Эксперимент | Предполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами). | Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций. |
Анализ и синтез | Анализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга. | Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости. |
Индукция и дедукция | Индукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения. | Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая. |
Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.
· предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;
· знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;
· мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.
Методы теоретического уровня
Применяемый метод | Расшифровка термина | Наглядный пример |
Формализация | Проводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме. | В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата. |
Аксиоматизация | Проводится построение теории на основе аксиом. | На примере геометрии Эвклида. |
Гипотетико-дедуктивный | Производится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения. | На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты. |
Какие ещё методы исследования бывают
Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.
Философские методы
Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:
Общенаучные методы
В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:
Конкретно-научные (специальные) методы
Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:
Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.
Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?
Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.
Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].
Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.
Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.
Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.
Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.
Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].
Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].
Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.
Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.
Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.
На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.
Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.
Метод и методика – в чем отличие?
This article is also published in English, Spanish, Turkish, and Portuguese.
Слово метод для ученых связано с описанием экспериментальной части исследования: на каком оборудовании и как именно проводились эксперименты, или как велись расчеты. В одной из наших статей мы обсуждали важность раздела методы в научной публикации. В зависимости от журнала название раздела materials and methods и его содержание могут варьироваться, однако во всех случаях методы подробно описывают то, как именно Вы проводили эксперимент.
Описывая экспериментальную часть, Вы говорили о методологии или методах? Знаете ли Вы, чем метод отличается от методологии? А тем временем путать их нельзя. Давайте обсудим эти термины подробнее.
Что такое метод и методология?
Метод исследования – способы и процедуры, применяемые в процессе изучения проблемы исследования. Буквально, это описание всего материала и/или программного обеспечения, которое было использовано в работе.
Методология исследования – более обширный термин, это система методов, используемых в какой-либо области науки. Это система изучения того, как исследования должны проводиться систематически. Методология позволяет убедиться, что сделанные выводы являются действительными и надежными.
Цель формирования методов и методологии
Под исследованием можно понимать систематический и тщательный поиск существующей информации по заданной теме работы. Сюда входит постановка научного вопроса, разработка гипотезы, сбор и анализ данных и создание выводов. Для всех этих этапов существуют определенные методы, как руководство к действию. Значит, руководствуясь определенными методами для постановки исследования, а потом для написания гранта, можно провести научную работу гораздо продуктивнее.
Методы исследования несложно спутать с методологией исследования, которая заключается в другом. Это научный анализ методов исследования с целью поиска решения научного вопроса или возникшей проблемы. Методология объясняет, как применять правильные процедуры (или методы) для принятия решений.
Основные составляющие этих двух понятий
Научные методы делятся на качественные и количественные методы проведения экспериментов. Это могут быть опрос, тематическое исследование, интервью, анкетирование, наблюдение и т.д. Вот краткое описание качественных и количественных методов.
Количественный. Этот метод направлен на количественную оценку данных и обобщение результатов выборки целевой группы, если мы имеем дело со статистическими данными. Качественный метод предлагает анализ собранных данных в контексте. Этот метод исследования субъективен и требует меньшего количества тщательно отобранных респондентов.
Смешанный метод возник из сочетания традиционных количественных и качественных подходов.
Так, в раздел методов могут входить обзоры, анкеты, эксперименты (именно здесь речь идет об оборудовании и условиях его использования для получения и обработки данных, а также об используемых материалах).
Методология же включает предлагаемые методы проведения исследования, схемы поиска решения исследовательского вопроса. Исследователь может использовать наблюдения, интервью или самоотчеты субъекта (или объекта), чтобы создать полную картину для анализа.
Конечно, в каждом отдельном случае, в разных типах исследований и для разных журналов описание Вашего эксперимента будет зависеть от требований к оформлению статьи.
Как правильно описать раздел методологии
Несмотря на различные правила у разных журналов, есть общие правила описания методов или методологии. Об описании методов мы уже поговорили в нашей статье, теперь уделим больше внимания методологии.
5 основных различий между научным методом и методологией
Для обобщения всего вышесказанного, разницу между этими двумя понятиями можно описать следующими пятью пунктами.
Еще раз о важности экспериментальной части
Помимо экспериментальной части, для написания качественной и полноценной публикации важен каждый раздел. Так, нельзя полагаться лишь на грамотно проведенный опрос (когда речь идет о сборе статистики) или оптимистичные результаты клинических испытаний (в медицинском исследовании), если введение не убеждает в правильности постановки научного вопроса или качестве собранной литературы. Несмотря на то, что ученые часто проводят поиск литературы исключительно для поиска методик, которые можно просто применить, очень важно обоснование Вашего выбора подхода к исследованию.
Так, возвращаясь к отличиям метода от методологии, функции и границы методологии гораздо шире, чем у метода. Метод является только составной частью методологии. Взять, к примеру, строительство дома. Научным методом здесь будут являться набор инструментов, а также материалы для стройки. А методология здесь будет являться план строительства, логистика и т.д.
А к какой области исследований Вы имеете отношение? Какие особенности у экспериментальной части в Вашем случае?