Методика на что это похоже для дошкольников
Методика «На что это похоже»
Чтобы оценить уровень развития воображения у ребенка, используйте методику «На что это похоже». Дайте ребенку картинки с геометрическими фигурами и попросите его посмотреть на них и сказать, на что они похожи. Если ребенок дал три и больше ответов, это говорит о высоком уровне развития воображения и креативности. Два ответа – средний уровень, а один ответ или его отсутствие – низкий уровень.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика мелкой моторики
Методика «Дорожка»
Используйте методику «Дорожка», чтобы диагностировать уровень развития мелкой моторики руки. Дайте ребенку карандаш и бланк с изображением велосипедиста, который едет по извилистой дорожке к дому. Ластик давать нельзя. Скажите ребенку: «Велосипедисту нужно проехать к домику. Нарисуй его путь. Проведи линию так, чтобы карандаш не отрывался от бумаги». Оцените результаты. При высоком уровне развития мелкой моторики на бланке нет выходов за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не больше трех раз, а линия не нарушается. При низком уровне – на бланке три и больше выходов за пределы дорожки, нарушения линии ярко выражены: она неровная, дрожащая, очень слабая или с очень сильным нажимом, рвет бумагу. В промежуточных случаях оцените результат как средний.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика невербального мышления
Методика «Нелепицы»
С помощью методики «Нелепицы» диагностируйте уровень невербального мышления. Дайте ребенку картинку с рисунком, на котором есть ошибки и невозможные в реальности объекты. Скажите: «Внимательно рассмотри картинку – все ли здесь находится на своем месте, все ли правильно нарисовано. Если что-то не на месте или неправильно, покажи мне и скажи, как должно быть». Ограничьте время на задание, чтобы ребенок рассматривал картинку не больше трех минут. Используйте готовый стимульный материал. Проанализируйте результаты диагностики с помощью таблицы▼.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика вербального мышления
Методика «Составь рассказ по картинкам»
Оцените уровень развития вербального мышления с помощью методики «Составь рассказ по картинкам». Разложите перед ребенком 3–4 картинки, которые связаны единым сюжетом. Дайте инструкцию: «Расскажи, что здесь происходит. Что было раньше, а что потом». Используйте готовый стимульный материал или другие сюжетные картинки, например рисунки В.В. Радлова. Уровень развития вербального мышления высокий, если ребенок верно расположил картинки и правильно описал события, средний – если расположил картинки правильно, но не смог составить рассказ, низкий – если он хаотично расположил картинки и не составил рассказ.
Стимульный материал для методики
Скачать
Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)
Виктория Давидюк
Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)
Методика 1. «Найди похожий».
Цель: выявить уровень сформированности умения точно определять форму объекта, распознавать объект среди объектов окружающей обстановки и их изображений, сопоставлять геометрические формы с реальными объектами действительности.
Оборудование: набор объёмных геометрических фигур и их изображений, а также предметов соответствующей формы, простой карандаш.
А) Рассмотри внимательно геометрическую фигуру. Как она называется? Выбери из предметов, лежащих в коробке, похожие по форме на нашу геометрическую фигуру и поставь их рядом с нею. Лишние предметы поставь на другой край стола.
Б) А теперь рассмотри картинки с изображениями геометрических фигур и обведи карандашом все цилиндры.
А) Перед ребенком выставляется геометрическая фигура цилиндр и коробка, в которой лежат кружка, скалка, книга, конфета, мяч, стакан.
Он вытаскивает из коробки по одному предмету, соотносит их по форме с цилиндром, похожие по форме ставит рядом с цилиндром, а непохожие отставляет в сторону.
Б) Потом рассматривает картинку с изображениями различных геометрических фигур, выбирает из них цилиндры и обводит их карандашом.
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 6 баллов.
Методика 2. «Архитектор».
Цель: выявить уровень сформированности умения создавать в воображении новые объекты представления воображения и воспроизводить их словесно.
Оборудование: геометрический конструктор.
Представь и назови, что можно составить из этого геометрического конструктора, при условии, что фигуры (детали) построек могут повторяться.
Ребёнку предлагается рассмотреть детали геометрического конструктора, сравнить их по форме, представить и назвать, что можно сделать из этих деталей.
По 1 баллу за каждый предложенный вариант выполнения задания. Максимально 3 балла.
Методика 3. «Строитель».
Цель: выявить уровень развития умения воспроизводить представления воображения графически и в виде модели.
Оборудование: геометрический конструктор, бумага, карандаш.
Нарисуй на бумаге всё, что ты придумал и составь из конструктора.
Данное задание является продолжением предыдущего. Ребенку предлагается нарисовать конструкции, которые он придумал и собрать их из предложенных фигур.
По 1 баллу за каждый правильно выполненный рисунок и по 1 баллу за каждую правильно собранную конструкцию. Максимально за задание 6 баллов.
Методика 4.
Цель: выявить уровень развития умения устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
Оборудование: тематические подборки фотографий архитектурных сооружений, картинка с изображением куба, изменившего положение.
А) Рассмотри внимательно фотографии, подумай и скажи, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Представь и назови, из каких геометрических фигур можно сделать снеговика.
В) Рассмотри внимательно картинку и скажи, что произошло с кубиком.
А) Ребёнку предлагается серия фотографий с изображениями различных архитектурных сооружений. Ему необходимо назвать, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Ребёнку предлагается представить и назвать, какие геометрические фигуры могут быть использованы для изготовления снеговика.
В) Ребёнку предъявляется картинка, рассмотрев которую он должен сказать,что на ней изменилось:
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 6 баллов.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
В) 1 балл за верный ответ.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 10 баллов.
Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1) Развитие мышления 2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти 3) Исследование внимания Задачи: 1) Позновательные:.
Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению системных связей.
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста
Маргарита Черныховская
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста
Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.
Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности,которые характеризуют формы продуктивной деятельности: гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.
Для определения уровня развития творческих процессов предложены такие задачи, как конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества рисунков; придумывание различных способов использования предметов; завершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т. д.
При этом, как мы видим, часть заданий явно обращено к диагностике творческого мышления (например, классификация наборов предметов, фигур, а часть – собственно воображения (например, дорисовывание фигур). Специфика данных процессов в этих исследованиях практически не выделялась.
Нам представляется, вслед за О. М. Дьяченко, что наиболее адекватными для анализа основных тенденций в развитии воображения выступает такой критерий как «оригинальность»
Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. Но именно этот параметр вызывает наибольшее количество возражений. Так, С. Медник и М. Медник пишут, что «оригинальность – это, пожалуй, самая легкая реакция, на которую способны люди. Гораздо труднее быть конвенционалистом, чем оригинальным. Например, на вопрос, чему равняется сумма 4+4, можно ответить 1367854. это чрезвычайно оригинально, ибо едва ли кто-либо на всем свете ранее дал подобный ответ. Тем не менее, такой ответ нельзя назвать творческим».
О. М. Дьяченко предлагает наряду с критерием оригинальности использовать критерий направленности воображения. Параметр флуенции отражает противоречие между неустойчивостью, динамизмом образов воображения ребенка и необходимостью подчинить эти образы выполнению поставленного задания, направить их на создание творческого продукта, т. е. именно продуктивность, направленность воображения – не стихийность возникающих образов, а подчиненность их поставленной задаче. Параметр флексибильности отражает противоречия, с одной стороны, между реально воспринимаемым объектом и вкладываемым в него ребенком смыслом, а с другой стороны, между образами воображения и средствами для их воплощения в каждом виде деятельности. Оригинальность в сочетании с флуенцией и флексибильностью может выразить реальную новизну образов воображения, новизну подхода к поставленной задаче. Использование данных параметров становится адекватным для оценки уровня развития творческих компонентов продуктивного воображения ребенка при анализе результатов выполнения специальных заданий.
Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано 2 равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время первого обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой комплект может быть использован во время повторного обследования или через год.
В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят такой показатель как коэффициент оригинальности (KОР): количество неповторяющихся изображений. Это комплексный показатель, фиксирующий такие параметры как флуенция (количество правильных, соответствующих задаче ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов, то есть вариативности ответов у одного ребенка) и оригинальности (частота встречаемого ответа в группе детей).
Наряду с количественной обработкой результатов проводилась качественная характеристика уровней выполнения задания. Коэффициент оригинальности соотносили с одним из шести основных типов решения задачи на воображение, в соответствии со шкалой «комплексности» О. М. Дьяченко, что позволило раскрыть особенности детского воображения, обеспечивающий тот или иной уровень выполнения творческих заданий.
Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения.Детям предлагалась следующая инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.
При оценке сочинений ребенку ставили 0 баллов, если он отказывался от задания или пересказывал знакомую сказку; если ребенок пересказывал знакомую сказку, но вносил в некоторые модификации, то он получал 1 балл; если ребенок основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменял, ему ставилось 2 балла. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменения в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия). При этом история в целом схематична, без деталей. За сказку, составленную таким же образом (при оценке в 2 балла, но развернутую и детализированную, ребенок получал 3 балла.
Сказка про персонажей, придуманных самим ребенком, которые совершали также придуманные им самим действия, оценивались в 4 балла. Сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной. И, наконец, когда сказка сочинялась ребенком самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным, автору ставилось 5 баллов.
Для изучения познавательной активности детей используется методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.
В качестве стимульного материала используются картинки и словесные ситуации. Детям предлагается ответить на 6 вопросов, носящих проблемный характер. Время ответа на каждый вопрос от 4 до 6 минут. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Возможен количественный и качественный анализ.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Для детей характерно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – от 3 до 8 ответов. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – 2 и меньше ответов. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
«Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева. Методика применялась нами для исследования творческой инициативы детей, способности к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решений, позволила оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование как проявление творческой надситуативности (инициативы).
Инструкция: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко – далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких — познакомься — небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушных шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».
После того, как ребенок сделал выбор необходимых с его точки зрения предметов, его просят обосновать почему.
Детские ответы сопоставляли с тремя основными типами решений данной ситуации, выделенными автором. Три основных типа детских решений.
1 тип. Дети выбирали возможное средство спасения, стремясь использовать альтернативные предметы в готовом виде, перенести в новую ситуацию без всякой «корректировки» (палочкой, подцепить зайку).
2 тип. Дети преобразовывают объект в форму символического замещения (палочка фигурировала на правах «заместителя» бревна или лодочку, куда предлагалось посадить зайку).
3 тип. У детей была установка на преобразование предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно переосмысливалась (проблематизировалась) ими и превращалась в задачу на преобразование. (Надуть шарик, сделать из листа бумажный кораблик).
По инструкции ребенку предлагалось именно выбирать, а вовсе не преобразовывать. Экспериментатор сознательно избегал слов «превратить», «переделать», носителей «преобразовательской инициативы». Также нами учитывались уровни ответов детей при решении задач.
Пять уровней ответов детей при решении задач на надситуативность (инициативность).
1 уровень. Отказ от выбора. Не принимает задание (не знаю) или утверждает, что задачу решить нельзя, т. е. не видит в предлагаемом материале средства для ее решения.
2 уровень. Простое ситуативное решение. Ребенок не выходит за рамки
простого выбора, пытаясь, использовать предметы в готовом виде, механически перенести их внешние эмпирические свойства в новую ситуацию. К этому же уровню относятся ответы так называемого произвольного типа, когда дети считают, например, что один из предметов волшебный или сказочный и поэтому может делать, что хочет, дети механически снимают проблему вместо того, чтобы решать ее. В этом случае действия предмета безотносительны к его специфическим свойствам.
3 уровень. Решения с элементами простейшего символизма. Ребенок использует элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывает и специфику предмета.
4 уровень. Надситуативные решения. У детей имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно и инициативно превращается ими в задачу на преобразование. Такой тип решения связан с целостным преобразованием ситуации.
5 уровень. Сложные надситуативные решения. Ребенок не ограничивается преобразованием предмета,а идет дальше: дополнительно преобразовывает предмет или строит целостную ситуацию путем преобразования нескольких предметов.
Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» На сегодняшний день.
«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста». «Без работы.
Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.
Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.
Распространение собственного педагогического опыта «Развитие воображения детей дошкольного возраста» Авторы статьи: Трегубова Е. С., Ковалева Т. Г. В период дошкольного детства воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения.
Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии Целью воспитательно – образовательной программы является всестороннее развитие личности ребенка. Важное значение для воспитания и развития.
Статья «Методики обследования воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для обследования воображения нами были подобраны несколько методик с помощью которых можно наиболее эффективно определить особенности воображения у дошкольников с ОНР:
Методика 1. «На что это похоже»;
Методика 2. «Настроение»;
Методика 3. «Плохое и хорошее»;
Методика 4. «День рождение у куклы Маши»;
Методика 5. «Небылица».
При подборе методик мы учитывали следующие критерии:
1. Все подобранные методики учитывают основной вид деятельности дошкольного возраста, поэтому носят игровой характер.
2. Использовать в эксперименте методики рисуночного типа, так как они позволяют диагностировать детей с речевыми нарушениями учитывая особенности воспитанников.
3. Подобранные методики помогают не только выявить особенности воображения у детей с ОНР, но и определить уровень развития оригинальности и гибкости мышления.
4. Методики апробированы, валидны и надежны, соответствуют целям и задачам эксперимента.
Методика 1. «На что это похоже»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Методика 2. «Настроение»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.
Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.
Методика 3. «Плохое и хорошее»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция: В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, пламя согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
Методика 4. «День рождение у куклы Кати»
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы и контуров предметов, карандаш.
Инструкция: сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Методика 5. «Небылица»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.
Процедура проведения : Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.
Низкий уровень (1 балл)
Не выполняет задание;
После третьего объяснения выполняет менее 50% задания;
После второго объяснения выполняет менее 30% задания.
Средний уровень (2 балла)
Выполняет более 50% задания после повторного объяснения;
Выполняет более 70 % задания после третьего объяснения;
После предъявления задания делает одну ошибку.
Высокий уровень (3 балла)
Без ошибок после первого объяснения;
Без ошибок после второго объяснения;
Без ошибок после третьего объяснения, показывает все признаки.
Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 5 заданий, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, а минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для определения уровня развития воображения.
5-9 баллов – низкий уровень развития воображения.
10-12 баллов – средний уровень развития воображения.
13-15 баллов – высокий уровень развития воображения.
Таким образом, нами был разработан диагностический комплекс, который состоит из пяти валидных методик и разработана по бальная оценка выполненных заданий. Все методики подобраны в соответствии с особенностями детей данной возрастной группы и учитывая ведущий вид деятельности.