Методика на что похоже для дошкольников
Методика «На что это похоже»
Чтобы оценить уровень развития воображения у ребенка, используйте методику «На что это похоже». Дайте ребенку картинки с геометрическими фигурами и попросите его посмотреть на них и сказать, на что они похожи. Если ребенок дал три и больше ответов, это говорит о высоком уровне развития воображения и креативности. Два ответа – средний уровень, а один ответ или его отсутствие – низкий уровень.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика мелкой моторики
Методика «Дорожка»
Используйте методику «Дорожка», чтобы диагностировать уровень развития мелкой моторики руки. Дайте ребенку карандаш и бланк с изображением велосипедиста, который едет по извилистой дорожке к дому. Ластик давать нельзя. Скажите ребенку: «Велосипедисту нужно проехать к домику. Нарисуй его путь. Проведи линию так, чтобы карандаш не отрывался от бумаги». Оцените результаты. При высоком уровне развития мелкой моторики на бланке нет выходов за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не больше трех раз, а линия не нарушается. При низком уровне – на бланке три и больше выходов за пределы дорожки, нарушения линии ярко выражены: она неровная, дрожащая, очень слабая или с очень сильным нажимом, рвет бумагу. В промежуточных случаях оцените результат как средний.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика невербального мышления
Методика «Нелепицы»
С помощью методики «Нелепицы» диагностируйте уровень невербального мышления. Дайте ребенку картинку с рисунком, на котором есть ошибки и невозможные в реальности объекты. Скажите: «Внимательно рассмотри картинку – все ли здесь находится на своем месте, все ли правильно нарисовано. Если что-то не на месте или неправильно, покажи мне и скажи, как должно быть». Ограничьте время на задание, чтобы ребенок рассматривал картинку не больше трех минут. Используйте готовый стимульный материал. Проанализируйте результаты диагностики с помощью таблицы▼.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика вербального мышления
Методика «Составь рассказ по картинкам»
Оцените уровень развития вербального мышления с помощью методики «Составь рассказ по картинкам». Разложите перед ребенком 3–4 картинки, которые связаны единым сюжетом. Дайте инструкцию: «Расскажи, что здесь происходит. Что было раньше, а что потом». Используйте готовый стимульный материал или другие сюжетные картинки, например рисунки В.В. Радлова. Уровень развития вербального мышления высокий, если ребенок верно расположил картинки и правильно описал события, средний – если расположил картинки правильно, но не смог составить рассказ, низкий – если он хаотично расположил картинки и не составил рассказ.
Стимульный материал для методики
Скачать
Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)
Виктория Давидюк
Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)
Методика 1. «Найди похожий».
Цель: выявить уровень сформированности умения точно определять форму объекта, распознавать объект среди объектов окружающей обстановки и их изображений, сопоставлять геометрические формы с реальными объектами действительности.
Оборудование: набор объёмных геометрических фигур и их изображений, а также предметов соответствующей формы, простой карандаш.
А) Рассмотри внимательно геометрическую фигуру. Как она называется? Выбери из предметов, лежащих в коробке, похожие по форме на нашу геометрическую фигуру и поставь их рядом с нею. Лишние предметы поставь на другой край стола.
Б) А теперь рассмотри картинки с изображениями геометрических фигур и обведи карандашом все цилиндры.
А) Перед ребенком выставляется геометрическая фигура цилиндр и коробка, в которой лежат кружка, скалка, книга, конфета, мяч, стакан.
Он вытаскивает из коробки по одному предмету, соотносит их по форме с цилиндром, похожие по форме ставит рядом с цилиндром, а непохожие отставляет в сторону.
Б) Потом рассматривает картинку с изображениями различных геометрических фигур, выбирает из них цилиндры и обводит их карандашом.
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 6 баллов.
Методика 2. «Архитектор».
Цель: выявить уровень сформированности умения создавать в воображении новые объекты представления воображения и воспроизводить их словесно.
Оборудование: геометрический конструктор.
Представь и назови, что можно составить из этого геометрического конструктора, при условии, что фигуры (детали) построек могут повторяться.
Ребёнку предлагается рассмотреть детали геометрического конструктора, сравнить их по форме, представить и назвать, что можно сделать из этих деталей.
По 1 баллу за каждый предложенный вариант выполнения задания. Максимально 3 балла.
Методика 3. «Строитель».
Цель: выявить уровень развития умения воспроизводить представления воображения графически и в виде модели.
Оборудование: геометрический конструктор, бумага, карандаш.
Нарисуй на бумаге всё, что ты придумал и составь из конструктора.
Данное задание является продолжением предыдущего. Ребенку предлагается нарисовать конструкции, которые он придумал и собрать их из предложенных фигур.
По 1 баллу за каждый правильно выполненный рисунок и по 1 баллу за каждую правильно собранную конструкцию. Максимально за задание 6 баллов.
Методика 4.
Цель: выявить уровень развития умения устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
Оборудование: тематические подборки фотографий архитектурных сооружений, картинка с изображением куба, изменившего положение.
А) Рассмотри внимательно фотографии, подумай и скажи, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Представь и назови, из каких геометрических фигур можно сделать снеговика.
В) Рассмотри внимательно картинку и скажи, что произошло с кубиком.
А) Ребёнку предлагается серия фотографий с изображениями различных архитектурных сооружений. Ему необходимо назвать, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Ребёнку предлагается представить и назвать, какие геометрические фигуры могут быть использованы для изготовления снеговика.
В) Ребёнку предъявляется картинка, рассмотрев которую он должен сказать,что на ней изменилось:
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 6 баллов.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
В) 1 балл за верный ответ.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 10 баллов.
Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1) Развитие мышления 2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти 3) Исследование внимания Задачи: 1) Позновательные:.
Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению системных связей.
Перечень диагностических методик: старшая группа (начало года)
ГОРОДА КОСТРОМЫ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД № 38”
156000 1 а. Телефоны/факс: 8(4942) 45-20-10, 8(4942) 47-01-91
Перечень диагностических методик:
старшая группа (начало года)
педагог-психолог ЦРР-МБДОУ-д/с № 38
Перечень диагностических методик: старшая группа (начало года)
Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?”
Методика “Нелепицы в картинках”
М. Битянова, О. Барчук
Методика “Назови слова”
Методика “Корректурная проба”
Методика “Сюжетные картинки”
Методика “Нарисуй по точкам”
Методика “Найди лишний предмет”
Методика “Запомни предметы”
Методика “Проведи линии”
Методика “На что это похоже?”
Методика “Какие предметы спрятаны в рисунках?” ().
Направлена на диагностику уровня развития восприятия формы предметов.
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в четырех его частях.
2 балла — ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех рисунках, затратив на это меньше чем 30 секунд.
1 балл — ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 30 до 50 секунд.
Методика «Нелепицы в картинках» (М. Битянова, О. Барчук).
Направлена на диагностику уровня развития зрительного внимания; элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира; также определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Инструкция: “Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть”.
2 балла — такая оценка ставится ребенку в том случае, если ребенок нашел все 5 нелепиц,
Направлена на диагностику уровня развития активной памяти.
Инструкция: “Вспомни каких животных ты знаешь? (можно назвать ребенку некоторое слово из соответствующей группы и попросить его самостоятельно вспомнить других слова) Какие ты знаешь растения? Какие ты знаешь цвета? Формы? Другие признаки предметов кроме формы и цвета? Что может делать человек? Каким способом человек может выполнять действия? Какими качествами обладают выполняемыми человеком действия?
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
2 балла — ребенок назвал от 35 и более разных слов, относящихся к различным группам.
1 балл — ребенок назвал от 25 до 34 различных слов, связанных с разными группам
0 баллов — ребенок назвал менее 24 слов разных слов из различных групп.
Методика “Корректурная проба” (Б. Бурдон).
Направлена на диагностику уровня концентрация, устойчивости и переключения внимания.
Инструкция: «Посмотри внимательно на следующие картинки. Теперь зачеркни тех поросят, которые без ушей; теперь тех у которых есть челка и тех, у кого два уха». На каждую операцию ребенку дается по 60 секунд.
После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100%
2 балла – если ребенок сделал не более 3 ошибок
1 балл – если ребенок сделал от 4 до 8 ошибок
0 баллов – если ребенок сделал более 9 ошибок
Методика “Сюжетные картинки” (, )
Направлена на диагностику уровня связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.
Инструкция: «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.
Методика “Построй домик” ().
Направлена на диагностику уровня умение действовать по правилу, ориентироваться на эталон.
Инструкция: “Посмотри внимательно на домик, который изображен слева, он является для тебя образцом. Тебе необходимо дорисовать необходимые фигуры у домика справа, чтобы они стали одинаковыми”.
2 балла – задание выполнено без ошибок;
1 балл – задание выполнено с 1–2 ошибками;
0 баллов – задание выполнено неправильно.
Методика “Найди лишний предмет” (, ).
Направлена на диагностику уровня развития логического мышления.
Инструкция: “Посмотри внимательно на предметы, нарисованные на карточке. Один из этих предметов лишний. Покажи лишнюю картинку. Почему именно эта картинка лишняя?”.
1 балл – ребенок правильно нашел лишний предмет в 4-3 карточках
0 баллов – ребенок правильно нашел лишний предмет в 2 карточках и менее
Методика “16 предметов” ().
Направлена на диагностику уровня развитие зрительной памяти.
Инструкция: “Зачеркни предметы, увиденные на образце”.
1 балл – ребенок правильно обвел 9-12 знакомых рисунков.
0 баллов – ребенок правильно обвел менее 8 знакомых рисунков.
Методика “Проведи линии” ().
Направлена на диагностику уровня развития мелкой моторики руки.
Инструкция: “Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаша”.
высокий уровень – задание выполнено без ошибок:
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками:
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.
Инструкция. “Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту”.
— лампа, матрёшка, груша, снеговик
— грибок, чашка, месяц, шляпа
1 балл – ребенок правильно нашел 6-5 предметов.
0 баллов – ребенок правильно нашел менее 4 предметов.
Методика “На что это похоже?” (, ).
Направлена на диагностику уровня воображения.
Инструкция: “Посмотри на картинку и скажи на что, она похожа”.
Выводы по результатам исследования:
0 баллов – ребенок не понял задания и называет лишь по одной на каждую картинку.
Статья «Методики обследования воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для обследования воображения нами были подобраны несколько методик с помощью которых можно наиболее эффективно определить особенности воображения у дошкольников с ОНР:
Методика 1. «На что это похоже»;
Методика 2. «Настроение»;
Методика 3. «Плохое и хорошее»;
Методика 4. «День рождение у куклы Маши»;
Методика 5. «Небылица».
При подборе методик мы учитывали следующие критерии:
1. Все подобранные методики учитывают основной вид деятельности дошкольного возраста, поэтому носят игровой характер.
2. Использовать в эксперименте методики рисуночного типа, так как они позволяют диагностировать детей с речевыми нарушениями учитывая особенности воспитанников.
3. Подобранные методики помогают не только выявить особенности воображения у детей с ОНР, но и определить уровень развития оригинальности и гибкости мышления.
4. Методики апробированы, валидны и надежны, соответствуют целям и задачам эксперимента.
Методика 1. «На что это похоже»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Методика 2. «Настроение»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.
Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.
Методика 3. «Плохое и хорошее»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция: В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, пламя согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
Методика 4. «День рождение у куклы Кати»
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы и контуров предметов, карандаш.
Инструкция: сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Методика 5. «Небылица»
Цель: выявить уровень развития воображения.
Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.
Процедура проведения : Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.
Низкий уровень (1 балл)
Не выполняет задание;
После третьего объяснения выполняет менее 50% задания;
После второго объяснения выполняет менее 30% задания.
Средний уровень (2 балла)
Выполняет более 50% задания после повторного объяснения;
Выполняет более 70 % задания после третьего объяснения;
После предъявления задания делает одну ошибку.
Высокий уровень (3 балла)
Без ошибок после первого объяснения;
Без ошибок после второго объяснения;
Без ошибок после третьего объяснения, показывает все признаки.
Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 5 заданий, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, а минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для определения уровня развития воображения.
5-9 баллов – низкий уровень развития воображения.
10-12 баллов – средний уровень развития воображения.
13-15 баллов – высокий уровень развития воображения.
Таким образом, нами был разработан диагностический комплекс, который состоит из пяти валидных методик и разработана по бальная оценка выполненных заданий. Все методики подобраны в соответствии с особенностями детей данной возрастной группы и учитывая ведущий вид деятельности.
Методика на что похоже для дошкольников
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.
• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.
4. Развитие произвольности
С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированное «внутренней позиции школьника».
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
10. Тебе нравится заниматься в детском саду?
11. Тебе нравятся школьные принадлежности?
12. Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
С у б т е с т 13. «Графический диктант»
Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.
Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».
Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
• Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
• Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому — 1 балл.
• Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—О баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.
Высокий уровень — 20—24 балла. Средний уровень — 12—19 баллов. Низкий уровень — 0—11 баллов.
Психологическое консультирование по результатам обследования
После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специалистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).
При анализе результатов психолога должны насторожить нулевые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. Родителям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефектологу.
Для того, чтобы увидеть фотографии в реальном размере, нажмите на них.