Методист в доу с чего начать

В помощь начинающему методисту.

Методист в доу с чего начать. Смотреть фото Методист в доу с чего начать. Смотреть картинку Методист в доу с чего начать. Картинка про Методист в доу с чего начать. Фото Методист в доу с чего начать Диана Саляхова
В помощь начинающему методисту.

Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения определяется грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы. Данная служба определяется уставом ДОУ и координирует работу ДОУ.

Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.

В качестве общих задач методическойработы можно представить следующее: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач развития и содержания методической работы.

В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.

Наиболее значимой в методической работе является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития).

Цель методической работы в режиме функционирования может быть сформулирована как «поддержание достигнутого качества образовательного процесса или оптимизация его результатов», в режиме развития – как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями».

При решении задачи управления функционированием образовательного процесса ДОУ основное внимание направлено на организацию и контроль выполнения образовательной программы, а также на выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Методическая работа должна быть целенаправленной, т. е. ее содержание и формы должны определяться целью и задачами.

Содержание методической работы старшего воспитателя

(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)

№ п/п Функции управления Функции старшего воспитателя

1 Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике

2 Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду.

Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия.

Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки

3 Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов.

Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу

4 Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада.

Оказывает методическую помощь педагогам.

Готовит и проводит заседания педагогических советов.

Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей.

Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов.

Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями

5 Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды

6 Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе

Профессиональные требования

к старшему воспитателю

Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.

Старший воспитатель обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.

1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением,выполняя следующие функции:

— подбор кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

— создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

— формулировка социального заказа своему ДОУ, выработка философии, определение цели;

— стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ;

— создание имиджа ДОУ среди населения;

— выбор (разработка) образовательных программ для детей;

— организация образовательной, воспитательной работы с детьми;

— организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

— развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов;

— развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

2. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей,предусматривая:

— повышение квалификации воспитателей;

помощь воспитателям в самообразовании;

— составление сетки занятий по возрастным группам;

методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

— обмен опыта работы сотрудников ДОУ;

— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

— развитие преемственности ДОУ и школы;

— совершенствование работы с родителями;

— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

3. Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу,включающую:

— подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета;

— проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов;

— организацию работы творческих групп;

— своевременное приобретение оборудования, необходимого для учебно-воспитательной, методической работы;

— ведение картотеки издаваемой учебно-методической и педагогической литературы;

— комплектование, пропаганду среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

— организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

— проведение совместных мероприятий со школой;

— подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания;

— своевременное оформление педагогической документации;

— формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

4. Старший воспитатель осуществляет контроль работы воспитателей,состоящий:

— в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы;

— посещении по графику занятий в группах;

— контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;

— организации взаимодействии в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;

— регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков;

— изучении планов воспитателей по самообразованию.

Старший воспитатель обеспечивает определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный,для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики:

— первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов

— осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;

— усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;

— обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Источник

Страничка методиста

Методист в доу с чего начать. Смотреть фото Методист в доу с чего начать. Смотреть картинку Методист в доу с чего начать. Картинка про Методист в доу с чего начать. Фото Методист в доу с чего начатьМиссионер — должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

Единомышленник — осноовное желание старшего воспитателя — сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.

Творец — постоянно находится в творческом поиске.

Организатор — создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.

Дипломат — нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

Изобретатель – новатор, источник идей, информации.

Стратег методист должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Методист (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе — далее зам зав по ВиМР) – это тактик и стратег образовательного процесса.

В ДОУ построена следующая система работы зам зав по ВиМР:

Основные направления в деятельности зам зав по ВиМР, направленные на повышение качества образовательного процесса.

Планирование. зам зав по ВиМР осуществляет планирование:

— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
— перспективного и календарного плана деятельности зам зав по ВиМР.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:

— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса. включает в себя:

— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами. Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

— анкетирование;
— консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
— педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
— открытые просмотры ООД, взаимопосещения;
— обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
— участие педагогов в работе городских методических объединений;
— повышение квалификации педагогов.

Контроль. зам зав по ВиМР осуществляет контроль за работой педагогов:

— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает ООД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды (Методический кабинет МБДОУ № 23)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ

Методист в доу с чего начать. Смотреть фото Методист в доу с чего начать. Смотреть картинку Методист в доу с чего начать. Картинка про Методист в доу с чего начать. Фото Методист в доу с чего начать Александра Назипова
Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ

Основные ориентиры методиста детского сада в работе с начинающим воспитателем.

Не секрет, что первый год работы молодого педагога в коллективе наиболее напряженный, так как связан с периодом адаптации к новым условиям, к коллегам, к воспитанникам и их родителям. Молодым воспитателям целесообразно начинать свою профессиональную деятельность в группах детей раннего или младшего возраста. Вхождение в профессию требует терпения и понимания не только адаптирующегося педагога, но и его наставников. Поэтому старшему воспитателю необходимо также работать в этом направлении и с напарниками новичка. Профессиональная адаптация молодого воспитателя должна проходить в тесной связи с процессом развития его личностных качеств. В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов наставникам следует уделять внимание овладению педагогическими приемами и технологиями, выполнению задач дошкольного образования, спецификой общения. Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.

Процесс формирования и становления в профессии воспитателя проходит в несколько периодов:

2 период – 2–3-й год работы включает в себя: развитие профессиональных навыков и умений, поиск оптимальных методов и приемов работы с воспитанниками, накопление опыта работы, формирование своего стиля в педагогической деятельности. Педагог изучает опыт работы воспитателей своего учреждения и других ДОУ, консультируется со старшим воспитателем, посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берёт на заметку. Вместе с методистом ДОУ обсуждает и определяет о методическую тему, над которой будет работать более углубленно. Участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада.

3 период – 4–5-й годы работы: сформирована система работы, есть свои разработки. Воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии;

4 период – 6-й год работы: это совершенствование как педагога, обобщение и распространение своего опыта работы.

Прохождение этих периодов индивидуально для каждого педагога. Профессиональные качества во многом зависят от качеств характера и темперамента, жизненного опыта. В связи с этим нужно отметить большое значение дифференцированного подхода в работе с молодыми воспитателями.

Перспективный план работы с молодыми педагогами ДОУ «Зайчик» Советского района города Казани

Сентябрь 1. Знакомство с молодым воспитателем. Беседа

2. Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы. Анкетирование.

3. Ознакомление с требованиями к работе в данном ДОУ (направлениями работы, образовательной программой)

4. Разработка индивидуального плана профессионального развития по результатам анкетирования.

5. Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности,

6. Диагностика педагогических умений и навыков педагога, социорефлексии и эмпатии

7. Изучение локальных актов ДОУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, фильтр, листы адаптации, журнал приёма детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, перспективные планы, план работы с родителями).

8. Планомерное целенаправленное сопровождение начинающего педагога

9. Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ»

Октябрь 1. Обсуждение основных подходов в воспитании в период адаптации малышей к условиям ДОУ

2. Беседа на тему: «Соблюдение принципа эмпатии и социорефлексии в профессиональной сфере»

3. Моделирование педагогических ситуаций

4. Определение методов работы с тяжело адаптирующимися детьми

5. Создание благоприятного эмоционального климата в группе

6. Обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в группе детского сада, «Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ» «Взаимодействие с родителями в период адаптации»

Ноябрь 1. Определение основных функций общения с детьми раннего возраста

2. Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками»

3. Рекомендации по охране жизни и здоровья детей в группе ДОУ

4. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций

Выбор наиболее оптимальной модели общения с воспитанниками раннего возраста молодым специалистом

Формирование умения работать в направлении поставленных воспитательно – образовательных задач

«Особенности психического развития детей второго, третьего, года жизни;

Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада»

«Соблюдение режима дня в раннем возрасте – главное условие формирования здорового образа жизни»

Декабрь 1. Мастер – класс педагога – наставника по теме: «Интегрированный подход в воспитании детей раннего возраста» Обсуждение педагогической ситуации, выводы.

2. Совместная процедура диагностики нервно-психического развития воспитанников группы раннего возраста

3. Совместное составление коррекционных планов работы с детьми

4. Творческая работа в коллективе в рамках подготовки к новогодним утренникам.

5. Использование комплексного подхода в воспитании. Выбор форм работы с малышами.

6. Проявление активности, коммуникативных, творческих качеств, осознание себя как части коллектива.

«Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста»

7. Правила проведения праздника в условиях ДОУ

Январь 1. Семинар-практикум: «Принципы организации игровой деятельности с дошкольниками в ДОУ»

2. Мастер – класс педагога – наставника по организации предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей педагогическим и санитарным требованиям. Ознакомление с педагогическими требованиями к проведению совместной деятельности с дошкольниками

3. Ознакомление с понятием “предметно-развивающая среда” «Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие успешного воспитательно – образовательного процесса»

Февраль 1. Смотр-конкурс «Лучшая родительская газета «Наша дружная семья». Презентация издательских работ

2. Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей

3. Круглый стол для начинающих педагогов ДОУ «Родительские собрания в ДОУ (приемы, используемые в процессе проведения)

4. Смотр-конкурс «Лучшее оформление зимней площадки ДОУ»

Налаживание контакта и доверительных отношений с воспитанниками и их родителями. Развитие умения работать в контакте с родителями

5. Формирование навыков проведения коллективной работы с родителями воспитанников «Конфликты «родитель – воспитатель». Пути решения. Советы наставника»

6. Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в ДОУ» «Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания»

Март 1. Семинар – практикум на тему: «Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании»

2. Моделирование педагогических ситуаций

Обсуждение с воспитателями-наставниками, обмен мнениями.

3. Привлечение молодого специалиста к совместной работе по подготовке к проведению праздника «Масленица» в старших группах

4. Изучение понятия “личностно-ориентированный подход”; особенностей внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ

5. Обучение эффективным педагогическим приёмам, используемым в работе педагога. Развитие умения общаться с коллегами в процессе работы, творческих способностей

6. Принципы организации индивидуальной работы с воспитанниками

«Преодоление капризов и упрямств»

7. Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников.

8. Ознакомление с основными принципами и формами коррекционной работы с детьми

Апрель 1. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости

(тест разработан Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, педагогами-психологами)

2. Выбор направления коррекционной работы с воспитателем по итогам проведённого исследования на стрессоустойчивость

3. Открытый показ совместной деятельности с воспитанниками внутри ДОУ; совместный анализ, обмен мнениями и пожелания коллег

4. Изучение стрессоустойчивости молодого воспитателя.

5. Повышение уровня компетентности молодого воспитателя в определённых направлениях

6. Подведение итогов проведённой работы с молодым педагогом, определение ориентиров дальнейшего развития воспитателя как профессионала

«Значение стресса как изменчивости жизненных событий»

«Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов»

Статьи из опыта работы педагогов детского сада на заданную тему

7. Самостоятельный выбор интересующих тем консультаций

Май 1. Выбор методической темы для работы по самообразованию

2. Педагогическое самообразование; выступление на педагогическом совете; участие в методическом объединении; посещение открытых мероприятий опытных коллег

3. Ознакомление с требованиями к работе с детьми группы раннего возраста в летний период

4. Изучение определённой темы в области дошкольной педагогики.

Самостоятельное составление плана оздоровительной работы на летний период

5. Основные этапы работы педагога по самообразованию.

Источник

Методист в детском саду. Секреты успешной работы.

Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

— Наталья, почему решили стать методистом?

Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

— Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

— Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

— Поделитесь, пожалуйста, откуда берете информацию для работы?

Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

— Какими своими разработками Вы особенно гордитесь?

Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

— Сценарии пишутся по определенному шаблону?

Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Это и есть шаблон. А дальше – только знания и творчество педагога…

— Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

— Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

— И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *