Методистская церковь: от «Святого клуба» до новой религии
В 20-х годах XVIII века группа студентов Оксфорда собиралась каждую неделю, чтобы вместе учиться и читать. Правда, читали они не учебники, а Библию, а кроме бесед в программе были совместные молитвы, проповеди и причастие. Свой небольшой кружок студенты назвали ни много ни мало «Святым клубом». Из этих регулярных собраний позже возникла методистская церковь, к которой сегодня относятся более 75 миллионов человек.
Основателями клуба для избранных были Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли. Они оба родились в очень религиозной семье, их отец служил в англиканской церкви в Линкольншире. Детей в семье было много – Джон был 15 по счету, а Чарльз – 18. Все дети были одаренными и получали образование. Джон особенно отличался от своих братьев и сестер еще с детства. Родители считали Джона уникальным ребенком, в пять лет с ним произошло настоящее чудо. Дом семьи Уэсли загорелся, и маленький Джон, оказавшись в охваченной пламенем комнате, едва не погиб. Лишь в самую последнюю минуту его удалось вызволить через окно. Джон был личностью действительно выдающейся: учился в Оксфорде, говорил на нескольких языках и читал по сотне книг в год. В 1728 Джон стал священником. Через некоторое время он вернулся в Оксфорд и начал преподавать: тогда он и основал религиозный кружок. Название «методизм» появилось не просто так: участники использовали слово «метод» как обозначение особой духовности.
Изначально методистская церковь вышла из лона англиканской церкви и отделяться не собиралась. Участники «Святого клуба» лишь утверждали, что англиканству нужно вернуться к традициям христианства ранних времен. Человек, по их мнению, по природе был грешен, но он мог оправдаться верой. Они проповедовали кротость и смирение, регулярно посещали сирот, больных и заключенных, пытаясь им помочь и наставить их на путь истинный.
Собрание «Святого кружка» umc.org
Со временем кружок разросся, и к нему начали примыкать священнослужители. Правда, из-за неясных постулатов новой религии в кружке начались раздоры. Сам Джон Уэсли был приверженцем моравских братьев. Он опирался на идеи Якоба Арминия, знаменитого богослова-протестанта. Однако в «Святом клубе» появилась еще одна важная фигура – Джордж Уитфилд, известный проповедник. Он придерживался идей кальвинизма. Вместе с ним выступали Хауэл Харрис и Селина Гастингс. Эти люди сыграли важную роль в становлении методистской церкви.
Небольшого кружка студентов и священнослужителей Джону Уэсли оказалась мало. Вместе с братом он решил посвятить себя более возвышенной цели и отправился в Америку, штат Джорджия, чтобы просвещать местных. Его миссионерская деятельность не задалась: пришлось вернуться домой. Но во время путешествия его взгляды оказались поставленными под сомнение. В дороге Джон познакомился с моравскими братьями, той самой религиозной общиной, состоящей из остатков гуситов, чьих идей он придерживался. Один из братьев задал ему вопрос, который священника и преподавателя Оксфорда по-настоящему оскорбил: «Знаешь ли ты Иисуса Христа?». Возмущенный Уэсли ответил, что он, конечно, знает Спасителя мира. На что его оппонент пренебрежительно спросил, знает ли Уэсли, что Иисус спас и его самого.
Как бы то ни было, вернувшись в Лондон, Уэсли продолжили свои религиозные поиски. Они стали завсегдатаями кружков, собиравшихся у моравских братьев. Именно там Джон и Чарльз пережили личное обращение и убедились, что верят только в Иисуса Христа. Вместе с Джорджем Уитфилдом они решили пойти дальше и отправились на сей раз в Бристоль, чтобы читать проповеди шахтерам. Поскольку шахтеры работали далеко от городов, Джону Уэсли приходилось ехать к ним верхом зачастую по нехоженым тропам. Благодаря тому, что проповедник всегда появлялся перед своей паствой в седле, его прозвали «всадником Бога».
Проповеди в методистском лагере goodnewsmag.org
В своих проповедях Уэсли был неутомим. В сумме он проехал почти 400 тысяч километров – за это время он мог бы десять раз обогнуть земной шар. Он успел побывать также в Ирландии и Шотландии, где также обращался к людям с божьим словом. Проповедовал он прямо на открытом воздухе, а послушать священника собирались по 10 тысяч человек. Его популярность была так велика, что приходилось читать проповеди по три раза в день. Всего за время поездок он прочитал более 40 тысяч проводей. Помимо этого Уэсли успевал также писать книги: за свою жизнь он написал около 200 трактатов. Считается, что своими проповедями и учением Уэсли удалось привлечь к христианству больше 140 тысяч человек.
Основателями этой англо-американской секты были молодые студенты Оксфордского университета – Джон Веслей и Георг Ветфильд. Джон Веслей, изучая в Оксфорде богословие, в 1729 г. основал вместе с некоторыми товарищами-студентами кружок ревнителей благочестия. Так как в своей жизни придерживались известного метода, то получили вскоре насмешливое название «методистов», которое впоследствии ими самими было усвоено себе. Учение методистов состоит в следующем:
Образ Божий в человеке чрез грехопадение не утратился, а отдалился от первоначального совершенства, так что по падении человек имеет свободу воли и силу к совершению добра, может посему содействовать благодати в обращении.
Возрожденный может достигнуть совершенного освящения, так что может совершенно очиститься от греха. Если похоть и остается в возрожденном, то она не может быть почитаема грехом в собственном смысле.
Человек в неверии может противиться благодати, может утратить ее, и посему возможно многократное повторение «возрождения», оно даже необходимо.
Таинства не носители благодати, или благодатные средства, а только видимые знаки внутренней благодати. Отсюда крещение только образ возрождения, евхаристия только воспоминание смерти Христовой, при сем хлеб и вино являются символами тела и крови Иисуса Христа. Поэтому человек получает уверенность в своем спасении не чрез таинства, а через внутреннее непосредственное свидетельство Духа. Таинства не могут быть признаны достаточными благодатными средствами, а нужны еще другие средства, указываемые методикой спасения, т.е. определенные методы «обращения» и руководительство душ.
В своих заботах о благочестии методисты придают своей жизни, общественной и домашней, религиозный отпечаток. Неопустительное посещение богослужения и слушание проповеди, чтение Библии, душеспасительные разговоры и беседы, благочестивые размышления и проч. все это обязательно предписывается их правилами благочестия. Методисты в Англии и в Америке исчисляются десятками миллионов.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Методи́зм (методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную деноминацию. Основателем методизма был Джон Уэсли (1703—1791).
Содержание
Вероучение и богослужебная практика
Вероучительные положения методизма изложены в форме 25 утверждений, которые представляют собой сокращенный вариант (сделанный Джоном Уэсли) 39 статей англиканского символа веры. Методисты верят в Триединого Бога и видят в Библии высший авторитет в вопросах веры и практической жизни. Они признают реальность греха, но также возможность прощения и искупления. Уэсли отрицал кальвинистскую доктрину предопределения, и методисты вслед за ним считают, что спасены могут быть все люди, причем они в состоянии знать и о факте своего спасения. Методисты убеждены также, что человек – через веру, покаяние и святость – может возрастать в благодати, стремясь к христианскому совершенствованию; этот процесс, длящийся всю жизнь, Уэсли называл освящением.
Методисты признают таинства крещения и Вечери Господней, или Святого Причастия (Евхаристии). Крестят обычно младенцев, но крещение может быть отложено до зрелого возраста. Крещение совершается через обливание или погружение, однако общепринятым является окропление. Крещеные дети не учитываются церковной статистикой как полноправные члены церкви. При совершении евхаристии причастию предшествует общая исповедь в форме установленной молитвы. Причащающийся обычно стоит коленопреклоненным перед перилами алтаря и получает хлеб и вино в память о смерти Христа и его жертве. У методистов есть обряды, или ритуалы, бракосочетания и похорон, вступления в церковь, но таинствами они не считаются; существуют обряды и для таких событий, как утверждение на миссионерскую деятельность. Порядок богослужения рекомендуется (но не предписывается) принятой на генеральной конференции Богослужебной книгой. Молитвы и литании этой книги используются по выбору; это скорее рекомендации, чем обязательные формы богослужения.
Организация
Основная организационная единица методистских церквей – ежегодная конференция, которая объединяет отдельные общины в пределах определенного географического региона (например, штата или половины штата). В США ежегодные конференции объединены в территориальную конференцию, которая выбирает и назначает епископов и членов церковного правления. В других странах эти функции берут на себя центральные конференции, которые могут выполнять и дополнительные функции, а также определять степень своей автономности. Высший законодательный авторитет для методистов – генеральная конференция, полномочный орган, в компетенции которого находятся все вопросы вероучения и мирской деятельности, и который обеспечивает управление церквями. Высшей инстанцией в области церковного права является Судебный совет.
Служители нашей Церкви разделяются на два разряда: на дьяконов и пресвитеров. Названия перешли к нам из Апостольской Церкви. Греческое слово «дьяконос» переводится как «служитель» или «пастор», это слово имеет такое же значение и в Методистской Церкви и относится к таким лицам, который после определенного срока служения и после прохождения соответствующего курса наук рукополагаются епископами. Дьякон имеет право благословлять браки, совершать Таинство крещения и помогает во время Таинства Святого Причастия. Пресвитерский сан высший в церкви. Окружные пресвитеры, или суперинтенденты, – это лица, которым поручено наблюдение за работой Церкви в известном округе. На эти посты епископ назначает кого-нибудь из числа служителей Церкви, и они посещают церкви во вверенных округах, заменяют епископа в административных делах и помогают в делах назначения пасторов в приходы. Окружные пресвитеры составляют «кабинет» епископа.
Важную роль в церковном руководстве играют миряне, почти в равном со священством количестве представленные практически в каждом органе, комитете и на конференции. После определенной подготовки миряне допускаются к проповедям, проведению богослужений, совершению таинств. Женщины могут быть избраны на любое служение, в том числе стать священниками. Членом методистской церкви может стать любой человек, достигший «возраста решения», исповедующий Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а также подчиняющийся церковному порядку. Признаются правомочными и обеты, данные другим церквам (посредством письма о переходе в методизм). В церковном законодательстве четко зафиксирована возможность вхождения в церковь лиц всех рас и национальностей.
История
Методизм ведет свое начало с 18 в. как движение обновления внутри Церкви Англии. У его истоков стоят братья Джон (1703–1791) и Чарлз (1707–1788) Уэсли, которые возглавляли небольшую группу студентов в Оксфордском университете. Группа подчеркивала важность личного благочестия и служения ближним; первое выражалось в молитвах и изучении Библии, второе – в делах милосердия, таких, как посещение заключенных в тюрьмах, работа среди бедноты. Эта деятельность осуществлялась членами группы в соответствии со строгим ежедневным расписанием, что и привело к возникновению иронического прозвища «методисты». Если сами студенты, объединившиеся в 1729, именовали себя «клубом святых», то хулители называли их «библейской молью». В 1738 Джон Уэсли, получивший сан священника англиканской церкви, вернулся из Америки после кратковременной миссионерской поездки в подавленном настроении. В Лондоне он попал под влияние немецких пиетистов — Моравских братьев. Прослушав 24 мая этого же года предисловие Лютера к Посланию к римлянам, он почувствовал, что его «сердце дивно согрелось», и ему показалось, что его душевные проблемы разрешились.
Уэсли приступил к евангелизации Англии. Вскоре его выступления начали собирать тысячные толпы, однако тогда Уэсли еще не думал, что методистское движение станет независимой церковью. Организованные им «общества» задумывались не как замена организационных структур англиканской церкви, а как их дополнение. Во многом по этим соображениям Уэсли утвердил проповедничество мирян и разработал систему округов, в рамках которой странствующие священники могли бы доносить слово Божье до самых удаленных уголков Англии и Ирландии. Первым методистским проповедником-мирянином стал Т. Максфилд (ок. 1720–1785). В 1744 Уэсли созвал своих проповедников на первую ежегодную конференцию. После отказа англиканских епископов посвящать в священнический сан приверженцев методистского движения Уэсли начал посвящать собственных проповедников. И все же, несмотря на свои радикальные действия, Дж.Уэсли так и не вышел из Церкви Англии. Лишь после его смерти в 1791 методисты приступили к организации самостоятельной церкви.
Методистские богослужения начали проводиться в колониях не ранее 1766. Первыми организовали соответствующие общества проповедники-миряне Р.Строубридж (ум. 1781) в Мэриленде и Ф. Эмбери (ок. 1730–1775) в Нью-Йорке. В конце войны за независимость нехватка англиканских священников в Новом Свете послужила причиной того, что методистам потребовались свои собственные проповедники. В 1769 Уэсли отправил туда Р.Бордмана (1738–1782) и Дж. Пилмура (1739–1825), которых посвятил в сан, а также Т.Коука в качестве суперинтенданта американских «обществ». Позднее в том же году была приобретена церковь св. Георгия в Филадельфии, в ней и собиралась первая методистская община в Америке. Назначив Коука суперинтендантом «стада Христова» в Америке, Уэсли, сам того не желая, создал необходимые условия для возникновения там независимой церкви. Разрыв произошел в 1784 на рождественской конференции в Балтиморе, когда состоялось организационное оформление Методистской епископальной церкви. Направленный в колонии еще в 1771 Ф.Асбури (1745–1816) и стал первым суперинтендантом и епископом, посвященным в сан в Америке. Методистские миссии посылали странствующих священников, которые сопутствовали переселенцам на фронтире по мере продвижения их на Запад, в глубь страны; сам Асбури более 40 лет объезжал территории верхом и в почтовой карете.
В 1812 насчитывалось 190 тыс. американских методистов. К 1844 их число возросло до 1170 тыс. человек, а к 1899, согласно церковной статистике, превысило 4 млн. Но в 19 в. Методистская епископальная церковь пережила период внутренних потрясений. Группы афроамериканцев северных штатов, протестуя против дискриминации, вышли из своих общин и создали независимые конгрегации. В 1816 в Филадельфии они основали Африканскую методистскую епископальную церковь, а в 1822 в Нью-Йорке — Африканскую методистскую епископальную сионскую церковь. В 1828 в отдельную церковь выделились канадские методисты. Недовольство церковным руководством привело к возникновению Методистской протестантской церкви (1830), объединившей 26 тыс. верующих. В 1843 группа аболиционистов основала Уэслейскую методистскую церковь. Вскоре после этого к новому разделению Методистской епископальной церкви привели бурные дебаты по вопросу о рабстве; эта проблема вызвала трагический раскол в церкви, а позднее — во всей стране. Генеральная конференция в Нью-Йорке, продлившаяся 36 дней, проголосовала за «план разделения», согласно которому Методистская епископальная церковь отныне включала северные и западные конференции; в южных штатах возникла Южная методистская епископальная церковь. При этом территории, на которых действовали церкви, часто пересекались. В 1860 была организована Свободная методистская церковь – консервативное объединение, отстаивавшее более строгую приверженность учению Уэсли.
Хотя впервые поиски путей взаимопонимания обеими сторонами начались вскоре после капитуляции армии южан 9 апреля 1865 в Аппоматтоксе, примирение между Методистской епископальной церковью и Южной методистской епископальной церковью состоялось только в 1939, на конференции в Канзас-Сити (шт. Миссури). К союзу присоединилась также Методистская протестантская церковь; в итоге возникла Методистская церковь. В течение 1960-х годов активно велись переговоры о союзе с Евангелической объединенной братской церковью, выросшей из методистского ривайвелистского движения (движения возрождения) среди немецкоязычных поселенцев в северных колониях; она предельно сблизилась с Методистской церковью в вопросах учения и организации. 23 апреля 1968 эти церкви слились, образовав Объединенную методистскую церковь.
Объединенная методистская церковь. Это крупнейшее методистское объединение в США (10,3 млн. членов примерно в 39 600 общинах, ок. 35 тыс. священнослужителей). Она подразделяется на 5 территориальных конференций, которые созываются раз в четыре года, и 92 ежегодные конференции. Учебные заведения методистов включают средние школы и колледжи. Объединенная методистская церковь содержит госпитали, сиротские приюты, дома для престарелых и беременных женщин; миссионерской работой охвачено более 50 стран. Старейшее и крупнейшее религиозное издательство мира – Методистское издательство – выпускает около 55 периодических изданий.
Африканская методистская епископальная церковь – второе крупнейшее методистское объединение в США (ок. 1,2 миллиона членов). Выпускает 4 периодических издания, в их числе Христианская хроника (Christian Recorder). Помимо осуществления обширной программы евангелизации внутри страны, церковь ведет большую миссионерскую работу в Африке и Вест-Индии.
Методисты всегда активно сотрудничали с другими церквями, а методист Дж.Мотт считается одним из создателей экуменического движения. Практически в любой совет церквей города или штата входят методистские общины. Объединенная методистская церковь — член Национального совета церквей, Всемирного совета церквей, Всемирного методистского совета (ранее он назывался Экуменическим методистским советом). Методисты посылали официальных наблюдателей на II Ватиканский собор Римско-католической церкви. Переговоры с другими деноминациями по вопросам взаимного сотрудничества ведет постоянная комиссия по экуменическим делам. Общее число методистов на конец XX века — 40 миллионов человек.
До октябрьской революции в России существовали методистские общины в Санкт-Петербурге и Эстонии. Эстонская Методистская Церковь пережила годы гонений и репрессий и функционирует по сей день. Возрождение методизма в России в начале 90-х гг. XX в. во многом начиналось с евангелизаций в корейской диаспоре.
На данный момент существует несколько конференций Евразийской Объединенной Методистской Церкви. Ее глава — епископ Ханс Вяксби.
Интервью «Областной газете» советника губернатора Свердловской области по связям с религиозными организациями Виктора Павловича Смирнова
Методистская церковь: от «Святого клуба» до новой религии
Англиканская церковь пережила раскол из-за невинных на первый взгляд встреч студенческого кружка в Оксфорде.
В 20-х годах XVIII века группа студентов Оксфорда собиралась каждую неделю, чтобы вместе учиться и читать. Правда, читали они не учебники, а Библию, а кроме бесед в программе были совместные молитвы, проповеди и причастие. Свой небольшой кружок студенты назвали ни много ни мало «Святым клубом». Из этих регулярных собраний позже возникла методистская церковь, к которой сегодня относятся более 75 миллионов человек.
Братья Уэсли
Основателями клуба для избранных были Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли. Они оба родились в очень религиозной семье, их отец служил в англиканской церкви в Линкольншире. Детей в семье было много — Джон был 15 по счету, а Чарльз — 18. Все дети были одаренными и получали образование. Джон особенно отличался от своих братьев и сестер еще с детства. Родители считали Джона уникальным ребенком, в пять лет с ним произошло настоящее чудо. Дом семьи Уэсли загорелся, и маленький Джон, оказавшись в охваченной пламенем комнате, едва не погиб. Лишь в самую последнюю минуту его удалось вызволить через окно. Джон был личностью действительно выдающейся: учился в Оксфорде, говорил на нескольких языках и читал по сотне книг в год. В 1728 Джон стал священником. Через некоторое время он вернулся в Оксфорд и начал преподавать: тогда он и основал религиозный кружок. Название «методизм» появилось не просто так: участники использовали слово «метод» как обозначение особой духовности.
«Святой клуб»
Изначально методистская церковь вышла из лона англиканской церкви и отделяться не собиралась. Участники «Святого клуба» лишь утверждали, что англиканству нужно вернуться к традициям христианства ранних времен. Человек, по их мнению, по природе был грешен, но он мог оправдаться верой. Они проповедовали кротость и смирение, регулярно посещали сирот, больных и заключенных, пытаясь им помочь и наставить их на путь истинный.
Со временем кружок разросся, и к нему начали примыкать священнослужители. Правда, из-за неясных постулатов новой религии в кружке начались раздоры. Сам Джон Уэсли был приверженцем моравских братьев. Он опирался на идеи Якоба Арминия, знаменитого богослова-протестанта. Однако в «Святом клубе» появилась еще одна важная фигура — Джордж Уитфилд, известный проповедник. Он придерживался идей кальвинизма. Вместе с ним выступали Хауэл Харрис и Селина Гастингс. Эти люди сыграли важную роль в становлении методистской церкви.
Миссионерство
Небольшого кружка студентов и священнослужителей Джону Уэсли оказалась мало. Вместе с братом он решил посвятить себя более возвышенной цели и отправился в Америку, штат Джорджия, чтобы просвещать местных. Его миссионерская деятельность не задалась: пришлось вернуться домой. Но во время путешествия его взгляды оказались поставленными под сомнение. В дороге Джон познакомился с моравскими братьями, той самой религиозной общиной, состоящей из остатков гуситов, чьих идей он придерживался. Один из братьев задал ему вопрос, который священника и преподавателя Оксфорда по-настоящему оскорбил: «Знаешь ли ты Иисуса Христа?». Возмущенный Уэсли ответил, что он, конечно, знает Спасителя мира. На что его оппонент пренебрежительно спросил, знает ли Уэсли, что Иисус спас и его самого.
«Всадник Бога»
Как бы то ни было, вернувшись в Лондон, Уэсли продолжили свои религиозные поиски. Они стали завсегдатаями кружков, собиравшихся у моравских братьев. Именно там Джон и Чарльз пережили личное обращение и убедились, что верят только в Иисуса Христа. Вместе с Джорджем Уитфилдом они решили пойти дальше и отправились на сей раз в Бристоль, чтобы читать проповеди шахтерам. Поскольку шахтеры работали далеко от городов, Джону Уэсли приходилось ехать к ним верхом зачастую по нехоженым тропам. Благодаря тому, что проповедник всегда появлялся перед своей паствой в седле, его прозвали «всадником Бога».
В своих проповедях Уэсли был неутомим. В сумме он проехал почти 400 тысяч километров — за это время он мог бы десять раз обогнуть земной шар. Он успел побывать также в Ирландии и Шотландии, где также обращался к людям с божьим словом. Проповедовал он прямо на открытом воздухе, а послушать священника собирались по 10 тысяч человек. Его популярность была так велика, что приходилось читать проповеди по три раза в день. Всего за время поездок он прочитал более 40 тысяч проповедей. Помимо этого Уэсли успевал также писать книги: за свою жизнь он написал около 200 трактатов. Считается, что своими проповедями и учением Уэсли удалось привлечь к христианству больше 140 тысяч человек.
Раскол церкви
Но успех Уэсли имел и обратную сторону. За проповеди Уэсли и Уитфилда исключили из англиканской церкви. В 1784 Уэсли снарядил первых богословов для миссионерства в Северной Америке, что привело к окончательному отделению методизма от англиканства. Позже методистская церковь стала распространяться по всем территориям, находившимся под влиянием Великобритании, в том числе в Африке и Индии В Америке методизм долгое время был одним из самых популярных религиозных движений. Сегодня же объединенная методистская церковь в США насчитывает больше 7 миллионов последователей. В Россию методизм пришел лишь в конце XIX века.