Методолог что за профессия
Методолог (в образовании)
Методологи создают системы: в каком-либо проекте, в корпорации, в образовании — в любой структуре, которой требуется упорядочивание, коммуникация и оптимизация всех процессов. Сегодня эта профессия очень востребована, особенно в онлайн-образовании, однако получить ее не так-то просто. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что такое методология
Человечество активно развивается и стремится понять, по каким причинам достигается тот или иной результат. В этом помогает методология (от греч. metodos — «путь», «исследование», «прослеживание»). Любая попытка объективно проанализировать объект, событие, ситуацию, процесс — уже методология (в той или иной степени). В каждой науке есть своя методология, и она напрямую зависит от системы, в которой применяется. И везде должна быть обоснованной — в этом задача методологов, которые создают и / или совершенствуют системы, организующие какую-либо деятельность.
Есть методологи технологического проектирования, методологи химических процесов, продуктовые методологи — этот список легко продолжить относительно любой профессии, сферы, ниши. И сейчас, когда появляется все больше новых профессий и учебных программ, особенно нужны методологи образования.
Кто такой методолог в образовании
Методолог в образовании — это специалист высшей квалификации, который глубоко изучает принципы использования образовательных методик, чтобы в дальнейшем создать нечто новое. Именно методолог выстраивает новую образовательную систему и разрабатывает методы, подходы, технологии, траекторию и стратегию, позволяющие ученикам за определенный период получить прогнозируемый и точный результат обучения.
Чтобы выполнять эти задачи, нужно обязательно иметь высшее образование. Но отдельно на методолога нигде не учат — методология изучается органически в рамках каждой науки, поэтому высшее образование может быть по любому направлению.
Главное для методолога — аналитические и исследовательские способности. Поэтому очень рекомендуется опыт научной работы: магистерская диссертация, ученая степень кандидата и / или доктора наук. На мой взгляд, именно при написании исследовательской работы происходит глубокий разбор ключевых методов и подходов в конкретном научном направлении, что в дальнейшем становится фундаментом работы методолога.
Особенности профессии
Методологи в образовании работают в разных сегментах педагогики: в онлайн-школах для разных возрастов и тематик, в корпоративных образовательных проектах, с отдельными экспертами, которые решили создать свою образовательную систему.
Работа над созданием отдельной образовательной системы — главное, что отличает деятельность методолога от работы методиста. Нередко методист и методолог воспринимаются как синонимы, но это не так. Методист действует по уже созданным стандартам и не разрабатывает что-то новое — этим занимается именно методолог. Поэтому нередко в методологию переходят опытные методисты, получившие богатый багаж в педагогике, воспитательной и организационной работе и готовые создавать новые стандарты, учебные программы, образовательные стратегии.
Методолог — это специалист, который хорошо понимает образовательные тренды, особенности работы с разными возрастными категориями, глубоко изучает потребности аудитории и разрабатывает разные обучающие продукты (от крупных программ до небольших курсов). Понимает, какие образовательные инструменты следует применять для достижения той или иной учебной цели. Также именно методолог широко смотрит на процесс создания образовательного продукта, осознавая его стратегическое влияние на клиентов и других участников рынка.
В основе профессии методолога (в образовании) лежат особенности мышления, восприятия мира и информации. У методолога должно быть целостное и структурное мышление, помогающее исследовать тему, искать взаимосвязи, видеть самые разные варианты и т. д. Все это потребуется, чтобы формировать конкретные компетенции у учеников. Поэтому методологу нужно гуманитарное образование и твердые нравственно-этические принципы.
Главная особенность профессии методолога (в образовании) — это разные толкования его функций и задач и, как следствие, разные ожидания заказчиков. Вопрос дискуссионный: даже профессиональные методологи в образовании пока спорят о том, что напрямую касается функционала методолога в образовании, а что относится к дополнительным компетенциям.
Обычно в ключевые задачи методолога входит:
В работе я совмещаю функции методолога и методиста: работая непосредственно с экспертом, сначала изучаю (а не беру в разработку сразу) его опыт, выявляю самые эффективные инструменты в его практике, а потом уже систематизирую и выстраиваю логику образовательного процесса, как методист.
В качестве дополнительных задач методолог может (если имеет соответствующие компетенции) самостоятельно создавать материалы учебной программы, формировать стратегию продаж учебной программы, настраивать технические процессы на образовательной платформе и др.
Независимо от того, какие дополнительные задачи методолог берет на себя, он должен быть над образовательным проектом, а не внутри него — только тогда можно гарантировать стратегическое мышление, объективный взгляд на продукт и беспристрастность.
Наконец, методолог разрабатывает стандарты качества для выстроенной им образовательной системы, и это его ключевое отличие от методиста. Так как сейчас многие профессии только формируются и по ним нет госстандартов, методологи отвечают за критерии качества образовательной системы и их реализацию.
Рабочее место
Образовательные организации, в основном, частные: детские сады, развивающие центры, школы, ссузы и вузы. Методологи особенно востребованы в онлайн-среде. Набирает популярность сотрудничество с блогерами и отдельными экспертами — методологи помогают им разрабатывать авторские образовательные методики и системы.
Оплата труда
В онлайн-школах и онлайн-проектах методологи могут получать от 100 000 до 150 000 рублей.
Распространена методологическая поддержка проекта (после его полноценной разработки) — стоимость такой услуги обычно 50 000—70 000 рублей. При этом методолог может оказывать поддержку параллельно 3–5 проектам.
Если методолог еще и продюсер онлайн-курса, он получает процент от прибыли.
Зарплата методолога (в образовании) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Где учиться
Образовательных программ, готовящих отдельно методологов, нет. Методология изучается применительно к каждой отдельной науке в любой программе высшего профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура).
Методологию можно осваивать, повышая квалификацию на базе высшего профессионального образования и пройдя подготовку по программе «Методист образовательной организации».
Есть авторские онлайн-курсы и программы онлайн-университетов, благодаря которым можно освоить профессии методиста и педдизайнера, например:
Также есть авторские онлайн-курсы, посвященные конкретно методологии. Это «Курс на миллион» Александры Горевой-Куртышевой и буткемп по методологии Михаила Дашкиева.
Я проходила обучение от частных экспертов — это Методическая мастерская Ксении Злотниковой и Методология Дашкиева, а также в онлайн-университете SkillBox. Пока лучшим могу назвать SkillBox.
Мое глубокое и категоричное убеждение — без опыта работы в образовании (среднем, профессиональном, высшем — не имеет значения) стать высокопрофессиональным специалистом в методологии очень сложно. Исключения быть могут, но в небольшом количестве. Надо поработать в системе образования, а потом учиться у лучших современников в области методологии — тогда будет результат.
Важные качества и навыки
Важно проявлять прекрасную самоорганизацию и самодисциплину, а также нравственные и морально-этические качества во всех процессах своей работы.
Знания и навыки
Методолог должен глубоко понимать методики исследования и обучения, знать спектр их применения и адаптировать их под цели своего проекта. Ему нужно владеть форматами и инструментами подачи материала, уметь выбирать модель обучения и реализовывать ее в образовательной программе, налаживая оптимальную коммуникацию с учениками. Выстраивая причинно-следственные связи, методолог соединяет воедино цели образовательной системы, мастерство автора проекта, исходный уровень знаний учеников и те компетенции, которые они должны освоить.
Плюсы и минусы профессии
Очевидные плюсы профессии методолога в образовании — это творчество и широкие возможности самореализации, участие в профессиональных сообществах, дающее обширный нетворкинг и бесконечный личностный рост.
Минусы: смешение инфобизнеса и онлайн-образования — пока не определены четкие границы, сложно взаимодействовать с экспертами, отсутствие единых общепринятых стандартов для новых профессий «онлайн-методист» и «онлайн-методолог», а также отсутствие лицензирования методологов по единым образовательным стандартам.
О профессии методолога из первых уст
Где учиться профессии методолога и где лучше учиться – в вузе, колледже, на курсах? Самый лучший вуз, колледж или самые достойные курсы, по вашему мнению.
Учиться нужно на практике прежде всего. До этого познать базовые законы в классическом образовании — поможет педагогика. А потом повышать квалификацию, проходя курсы по новым современным инструментам, доращивая свою базу, чтобы быть всегда в тренде.
Какие есть варианты развития карьеры?
Зависит от выбранной роли. Что вы искренне любите, и что у вас получается?
Рост НЕ там, где легко, или супервостребованно, или модно. Рост там, где вы особенно хороши и полезны!
Что хотите сказать тем, кто присматривается к профессии методолога?
На мой взгляд, самая большая ошибка — не осознать свою роль. Например, вы эксперт в какой-то теме (пусть будет обучение детей). Вы берете заказ как методист, а потом погружаетесь в тему и становитесь уже соавтором, а то и лидером проекта. А заплатят вам как методисту за техническую работу. А в проекте вашего вклада и интеллектуального капитала уже на миллионы. Надо было сразу заявлять себя как методолога.
Но бывает, что кто-то заявляет себя методологом, но хочет творить в рамках уже готовой чьей-то идеи, концепции, системы, которая отстроена, с целью улучшать ее. Тогда это роль методиста внутри проекта. Долгосрочно, например.
Каждому, кто хочет работать методологом, надо определиться, до каких пор вы хотите развиваться и погружаться в тему. От этого будет зависеть, какие компетенции вы в себе хотите развивать и какой функционал на себя брать, — это и есть ваш круг ответственности. Особенность профессии методолога в том, что вы вольны самостоятельно этот круг ответственности определять: пока не сформированы стандарты, есть возможность двигаться туда, где вам комфортно.
А еще методолог в образовании — это тот, кто создает именно обучающие продукты. Значит тема образования, обучения других должна вам нравиться.
Не стоит идти в профессию, потому что она модная и востребованная. Если она вам не по душе — вы будете очень посредственно, а то и откровенно плохо делать свое дело, выгорать, подводить других… и не выдержите конкуренции. Не надо так. Методология требует полной отдачи и погружения, ведь это сердце образовательной системы.
Профессия методолог онлайн-школы: обязанности, ключевые компетенции и навыки разработчика курсов
На этапе развития образовательного бизнеса методологии уделяли мало внимания, фокус был на продажу курса. В последние годы ситуация кардинально поменялась. Много крупных игроков вышли на рынок, конкуренция возросла. Ученики стали избирательнее, а владельцы образовательных проектов поняли, что курс должен создаваться не на коленке, а с учетом современных образовательных методик, которые не дают ученику потеряться в дебрях курсов, а помогают дойти до конца и получить результат. Руководители онлайн-школ стали серьезно относится к проектированию учебного процесса. Решить эту задачу помогает методолог онлайн-курса.
Результат учеников — это кейсы, это сарафанное радио, это рост продаж и отстройка от конкурентов. Поэтому сейчас практически любой онлайн-школе нужен грамотный методолог. Дефицит методологов на данный момент просто огромный. Рассмотрим в статье, что же это за суперпрофессия, и почему она сейчас в тренде.
Методолог онлайн-школы: кто это такой и чем занимается в онлайн-проекте?
Методолог онлайн-школы – это разработчик дистанционных курсов. Заказчики по-разному называют этого специалиста, когда выкладывают вакансию на сайтах по поиску сотрудников: сценарист онлайн-курсов, педагогический дизайнер, архитектор образовательного проекта.
Список задач у него довольно весомый. На практике методолог совмещает в себе функции и тестировщика, и дизайнера, и еще некоторых других специалистов. Это многогранный человек, который владеет около 25 компетенциями. В некоторых источниках я встречал такую красивую художественную метафору – «человек-оркестр». Такое название очень хорошо подходит методологу онлайн-проекта. Используя различные инструменты, он создает сценарий и историю проекта, который должен зацепить внимание потенциальной аудитории и сформировать преданную клиентскую базу.
Некоторые эксперты разделяют понятия «методолог», «методист» и «педагогический дизайнер»
Методолог:
Методист:
Педагогический дизайнер – проектирует образовательную среду. Чаще в русскоязычном пространстве он и есть методист. А грамотный методист всегда развивает себя как методолога.
В статье я не буду разграничивать эти понятия. На практике всеми этими задачами в онлайн-проекте занимается один человек. Никто из руководителей не нанимает их всех. Соискатели вакансий тоже не разделяют данные обязанности.
Может ли методист покинуть проект, который уже помог запустить?
Итак, специалист разработал онлайн-курс, согласовал все детали с заказчиком, и заказчик его одобрил. А что дальше? Нужен ли методист в дальнейшем? Мой ответ – да. Разработчик должен присутствовать на всех этапах онлайн-обучения: от начала и до конца. Чтобы понять, о чем идет речь, я подготовил таблицу, в которой показал, чем занимается методолог на всех этапах образовательного процесса:
До обучения | Во время обучения | После обучения |
Логика модулей | Присутствие или просмотр занятий | Анализ обратной связи |
Фреймворки занятий | Сбор планов занятий в случае замены эксперта | Внесение изменений в логику модулей и занятия |
Фреймворки домашних заданий | Внесение изменений в модули и занятия по результатам обратной связи | |
Сбор планов занятий экспертов | ||
Сбор презентаций экспертов | ||
Работа над подготовкой каждого занятия совместно с экспертом |
Как видим, разработчик онлайн-курсов – это ценный сотрудник, который должен присутствовать на протяжении всего жизненного цикла проекта. Поэтому эта профессия сегодня востребована, а онлайн-школы нуждаются в профессиональных методологах.
Основные задачи, навыки и умения методолога
Специалист по разработке онлайн-курса выполняет много задач, но самое главное, что он должен уметь делать – это выстроить логику обучающего процесса, прояснить цели с заказчиком и придать структуру материалам проекта.
Методолог непосредственно должен разговаривать с заказчиком, чтобы понять, каких целей тот хочет достичь, так как у каждого курса – цели могут быть разные. Очень часто заказчики сами не понимают, что они хотят получить, какой конечный продукт видится им в итоге. Задача формулируется туманно: «нам нужно разработать курс и побыстрее, горят сроки». А когда методолог начинает узнавать подробнее, задавая конкретные вопросы, то выясняется, что заказчику вовсе не нужен сценарий курса, вместо этого задачу можно решить с помощью буклета или брошюры.
Грамотные методологи просят заказчиков заполнить бриф – это список вопросов, которые помогают сформулировать цель и составить четкое техническое задание. В 2-3 предложениях цель и задачи курса объяснить не получится, поэтому заказчики письменно должны заполнить этот опросник. И чем больше будет правильных вопросов, тем качественнее сможет выполнить свою работу методолог и удовлетворить потребности своего клиента.
После заполнения брифа стороны могут обсудить детали при личной встрече или созвониться по видеосвязи.
Чтобы создать работающий сценарий онлайн-школы, нужно выяснить у заказчика, чему должны научиться ученики, и от его ответа будут зависеть стратегии, которые применит методолог. На основе цели из брифа может быть разработано тестирование по онлайн-курсу.
Какие именно можно задавать вопросы заказчику в брифе, смотрите по ссылке (ссылка).
Какие еще задачи выполняет методолог:
На стадии проектирования онлайн-школы можно выделить несколько этапов. Отметкой «+» я обозначил функционал методиста:
Перейдем к навыкам и умениям, которыми должен обладать методист:
Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте
Любой руководитель онлайн-проекта хочет видеть в своей команде грамотного специалиста по разработке курса, поэтому может предложить ему выполнить некоторые задания. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Что может проверить заказчик?
Методолог должен быть готов и уметь выполнить задания потенциального работодателя, чтобы показать ему свою компетенцию и подготовленность к работе.
Советы разработчикам онлайн-курсов
Используя инструментарий различных специальных сервисов по архитектуре курсов, разработчик создает из PowerPoint – слайд-шоу или документа в формате Word – яркий образовательный сценарий. Очень важно при этом не упираться в программу-редактор. Если софт сложный, Вы не можете найти нужную кнопку и подключить анимированный кусок, то создать курс будет проблематично, даже если Вы подключили все свои творческие ресурсы. Нужно быть гибким и решать задачи всеми возможными путями, используя различные программы, которые наиболее отвечают запросам заказчика.
Пять главных ошибок методиста онлайн-проекта
В начале статьи я уже говорил, что этот специалист совмещает в себе несколько ролей, то есть выполняет обязанности сразу нескольких специалистов (помимо методики, еще дизайн, графика, тестирование). Бывает, что методисты допускают ошибки в своей работе. И не обязательно это только новички, опытные специалисты тоже могут «перестараться» и выдать продукт, который будет выглядеть глупо и не принесет желаемый результат.
Назову 5 самых распространенных ошибок, которые не должен допускать методолог онлайн-курса:
Они будут отвлекать внимание, и в конце-концов ученик может потерять доверие к онлайн-школе и слиться на начальном этапе обучения. Гораздо выгоднее смотрелась бы девушка-офисный работник.
Ученикам понравится такой интерактивный элемент, и они будут воспринимать такой образ как своего виртуального преподавателя.
3. Странная обратная связь. Иногда методисты перегибают палку с эмоциональным фоном. Такая обратная связь получается чересчур негативной или, наоборот, необоснованно позитивной. Когда ученик получает сообщение: «Ты абсолютно ничего не понял, закрой курс и умри на месте» — такое решение будет провальным и отпугнет учеников.
Также не следует проявлять бурную радость: «Круто. Ты справился! Ты ответил на один вопрос». Толку от такой обратной связи тоже будет ноль.
Правильно использовать более спокойные формулировки, например, мягко указать, что ответ был «не совсем точным» и рекомендовать вернуться к предыдущему уроку, чтобы ученик мог повторить материал и еще раз попробовать выполнить упражнение. Ученик в любом случае выполнит это задание, благодаря грамотному сценарию учебного процесса, который продумал методолог.
4. Излишняя интерактивность и анимация. Ученик не должен путаться в нереальном количестве кнопок, чтобы добраться до необходимой информации. Это не приведет ни к чему хорошему и просто оттолкнет его от курса. Схема действий должна быть максимально простой и понятной.
Элемент интерактива нужно использовать в разумных пределах. Не перестарайтесь и с анимацией. У пользователей не должно рябить в глазах от количества ярких иллюстраций. Картинки не должны отвлекать от главной задачи – усвоения материала курса.
5. Отсутствие вдохновения. Кто-то скажет, что можно и без вдохновения разрабатывать сценарии дистанционных курсов. Но лично я считаю, что без вдохновения в таком сценарии не будет огня. Хороший специалист творчески подойдет к своей задаче и вложит в проект душу.
Могут ли роль методиста выполнять руководитель онлайн-проекта, продюсер или эксперт?
Чтобы разобраться, способны ли эти люди взять на себя задачи методиста, давайте разберемся, чем занимается в проекте каждый из них.
Руководитель онлайн-школы – это человек, который управляет всеми процессами проекта и принимает отчеты о проделанной работе. Он мыслит крупными категориями, для него онлайн-школа – это бизнес, который нужно вывести на эффективные показатели и обеспечить прибыль не только себе, но и всей команде.
Руководитель не только решает административные вопросы, руководит командой, но и отвечает за конечный продукт. Он работает в плотной связке с методистом и экспертом, продумывает стратегии продвижения, предлагает эффективные механизмы заработка.
Руководитель может выполнять роль методолога, но и не только его. Также он может совмещать обязанности продюсера, маркетолога и т.д.
Продюсер проекта – это специалист, без которого не может обойтись ни одна онлайн-школа. В большинстве случаев он выполняет функции руководителя, ищет интересных экспертов, организует их деятельность. Он может принимать участие в упаковке и продвижении онлайн-курса. А также может составлять программу учебного процесса наравне с методологом. Еще он может выполнять задачи технического администратора, менеджера проекта, контент-менеджера, продумывать маркетинг и т.д.
Подробнее о продюсере онлайн-школы читайте в отдельной статье (ссылка).
Экспертом в образовательном онлайн-проекте называют онлайн-преподавателя, спикера, автора курса. То есть это человек, который владеет необходимыми знаниями и приемами для их донесения массовой аудитории. Он делится с учениками этими знаниями и своим опытом, создает на дистанционном занятии комфортную атмосферу, отвечает на вопросы учеников в специально отведенное для этого время (чаще всего – в конце вебинара).
Эксперт работает вместе с методистом. Они планируют программу курса и продумывают онлайн-занятия.
Об обязанностях преподавателя в онлайн-школе читайте в статье (ссылка).
Одному человеку трудно будет продумать сценарий, внедрить рекламу, запустить онлайн-курс и вести вебинары. Чаще всего инфобизнесменам нанять целый штат сотрудников не позволяет ограниченный бюджет. Но для создания и запуска онлайн-школы на начальном этапе достаточно будет этих трех человек:
Добавим сюда еще технического администратора, без которого тоже онлайн-проект не будет существовать. Он работает с уже готовыми программами и сервисами и решает технические вопросы.
По мере масштабирования проекта можно будет подключать наемных сотрудников или пользоваться услугами фрилансеров для выполнения разовых задач (таргетолог, графический дизайнер, лендингист, копирайтер и т.д.)
О самых популярных профессиях в сфере EdTech читайте здесь (ссылка).
Сколько может зарабатывать методист онлайн-школы?
Методист в проекте – это, чаще всего, наемный сотрудник, который оформлен в штате по гражданско-правовому договору. По крайней мере, такими должны быть взаимоотношения с работодателем. Этот специалист не является партнером руководителя, он получает просто хорошую и стабильную заработную плату. Не нужно думать, что он зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц.
Эта работа подходит целеустремленным людям, которые ходят получать доход, работая дома на компьютере. Как показывает анализ сайтов по поиску вакансий, такой специалист получает от 30 000 руб. в месяц. Все будет зависеть от количества задач, сложности целей и щедрости заказчика. При этом сами заказчики в первую очередь смотрят на опыт соискателя и его кейсы. Из дополнительных требований часто заказчики смотрят на навыки копирайтинга, умение продать продукт компании.
Вряд ли получится совмещать несколько проектов, методолог всегда загружен максимально. Через год работы уже можно будет претендовать на доход от 50 000 — 60 000 руб. и выше. Некоторые заказчики платят еще и процент от продаж. Поэтому трудно назвать точную цифру, которую может получать методолог. Вполне возможно зарабатывать и 100 000 руб. в месяц.
Как стать хорошим методологом образовательного онлайн-проекта
Методолог онлайн-курса — ключевая фигура в жизни онлайн-школы. Вряд ли без этого специалиста получится создать действительно качественный сценарий курса, который будет способен составить серьезную конкуренцию на рынке и просуществовать долго. Именно поэтому руководители онлайн-школ, которые понимают важность этой профессии, привлекают к разработке курса такого человека.
Чтобы стать хорошим методологом дистанционных курсов, нужно читать тематическую литературу, самому пройти обучение на эту специальность. А также нужно практиковаться в создании учебных сценариев, набивать руку, анализировать свои ошибки и результаты, и на основании этих данных улучшать собственные показатели.
Начните с книг по педагогическому дизайну и основам образовательной архитектуры. В этом плане можно остановиться на книге Джули Дирксена «Искусство обучать». Литературный труд этого автора подскажет, как используя ресурсы собственной памяти и внимания научиться строить учебный процесс. Книга читается на одном дыхании, так как полна ярких образов и примеров.
Выстраивая логику онлайн-курса, методист уже видит, какие стратегии он будет применять. Его ключевая задача – придумать такую модель учебного процесса, при котором ученики смогут достичь максимальных результатов, обучаясь в комфортной среде единомышленников. Даже если будет трудно, хороший специалист не откажется от работы на полпути, он будет искать разные способы – классические и нетрадиционные. Будет изучать целевую аудиторию и контекст, в котором ученики проходят обучение.
Методист должен ориентироваться в последних технологиях, выбирать лучшие сервисы, разбираться в новых трендах на рынке, чтобы создавать рабочие и эффективные онлайн-курсы.
Заключение
Методолог присутствует на протяжении всего существования онлайн-курса: начиная с его проектирования и заканчивая анализом результатов. Эта профессия входит в десятку самых востребованных на рынке EdTech.
Хороший методолог онлайн-курса создает продукт, который будет пользоваться спросом у большой аудитории и приносить доход руководителю образовательного проекта.
Я максимально подробно, насколько это позволяет формат статьи, рассказал об этом специалисте, его обязанностях, навыках и умениях. Надеюсь, информация окажется полезной не только для соискателей удаленной работы, но и для руководителей, которые ищут себе в штат такого работника. Теперь обе стороны представляют, чем занимается методолог в онлайн-проекте, и каким должен быть профессиональный разработчик сценариев курса.