Методы что такое количественные и качественные методы

Качественные и количественные методы исследования

Объект и предмет исследования.

Объектом исследованиявыступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования выступает население различных территориальных единиц (поселков, городов, регионов), тогда как предметами возможных исследований могут быть трудовая и экологическая миграция, маятниковые перемещения, структура и динамика миграционных потоков и пр. Правильно сформулированный предмет исследования способствует глубокому проникновению в суть проблемной ситуации, отбору адекватных методологических инструментов.

Содержания объекта и предмета могут и совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественныеисследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Количественные и качественные исследования в поддержку МТО

Исследования и разработки в области лекарственных средств

Содержание

Введение

Разработка технологий (медицинских препаратов, видов лечения, приборов) в огромной степени основывается на исследованиях — сборе информации или данных для получения новых знаний. Это необходимо для того, чтобы предоставить подтверждающие данные

Исследования, которые используются при разработке медицинских препаратов или в любых иных дисциплинах (таких, как антропология, социология, астрономия, химия), можно классифицировать как либо «качественные», либо «количественные».

Что такое количественное исследование?

Количественное исследование, как и подразумевается в названии, связано с подсчетом результатов наблюдений. Количественные данные — это любые данные, представленные в числовом формате, такие как статистические данные, процентные показатели и т. п. Знакомым большинству людей видом количественного исследования является прикладная статистика населения, в которой для информирования директивных органов и других лиц в процессе принятия ими решений, связанных с населением, используются пропорции разных категорий людей (например, 30% женщин, 10% безработных и т. п.). Биостатистическая информация (например, распространенность сердечных приступов в процентном выражении) используется в медицине в процессе принятия решений поставщиками и администраторами медицинских услуг о программах в сфере здравоохранения.

Распространенными примерами количественных исследований при разработке технологий в сфере здравоохранения являются эксперименты, часто проводимые в форме рандомизированных контролируемых испытаний, задача которых — выяснить эффект от использования новой технологии по сравнению с другими видами лечения или (редко) отсутствием лечения. При этом измеряются и рассчитываются характеристики пациентов, а также доза и частота приема нового вида лечения. Над пациентами ведется наблюдение, и осуществляется сбор важных данных, таких как изменения по измеримым параметрам заболевания-мишени (конечным точкам), возможные побочные эффекты (нежелательные побочные реакции), а также субъективных данных, таких как частота болевых ощущений. Предполагается, что указанные наблюдения представляют собой беспристрастное отражение действительности и могут свидетельствовать о будущем. Например, если новый медицинский препарат сокращает количество сердечных приступов по сравнению с образцом для сравнения в повторяющихся экспериментах, предполагается, что ситуация будет аналогичной у похожих пациентов благодаря тому же виду медицинского препарата в реальной жизни (в противопоставление с условиями клинического испытания, когда условия больше контролируются).

Что такое качественное исследование?

Подсчет количества событий, которые произошли в определенном месте и в определенное время (количественное исследование) помогает понять, что может произойти в будущем. Однако такое исследование содержит очень мало информации о чувствах или мотивации. Качественные исследования могут предоставить больше информации о том, как пациент реагирует на неприятное событие (вроде попадания в больницу) или следует новому режиму лечения.

Например, количественное исследование может содержать очень мало информации о таких факторах, как

Новая технология контрацепции позволяет избежать беременности, но это может быть нежелательным в группах населения, которым присуща сильная мотивация к рождению детей по культурным или религиозным причинам. Для того, чтобы понять, насколько желательной для пациентов и общества является технология контрацепции, необходимо изучить этот вопрос, используя другой метод исследования. Именно в таких случаях применяется качественное исследование.

Качественные исследования важны, поскольку благодаря их проведению можно получить более тщательное и обоснованное понимание того, как и почему какая-либо группа населения может использовать новый вид лечения, и какие чувства при этом будут испытывать люди. Качественные исследования являются прежде всего поисковыми: они определяются как «систематический субъективный подход к описанию жизненного опыта и придания ему значения». ’1

Это вид исследований является способом понять основополагающие причины и мотивацию и узнать о недавних мыслях или мнениях отдельных лиц. Такие исследования помогают глубже рассмотреть проблему или помогает развить идеи или гипотезы для потенциальных количественных исследований. В то время как отдельный пациент может быть убежден, что плательщики должны предоставить доступ к новому медицинскому препарату, плательщикам необходимо проверить, чего хочет общество в целом. Возможно, убеждения, поведение или чувства этого отдельного пациента не отражают убеждений в обществе.

Количественные, качественные и смешанные методы

Количественный и качественный методы исследований могут дополнять друг друга и даже могут показаться похожими. Например, использование анкеты может рассматриваться как качественное исследование, но может на самом деле быть количественным, в зависимости от того, каким образом оформлена анкета.

Когда исследователь просит респондентов ответить по шкале (например, дать ответ от 1 «полностью не согласен» до 5 «полностью согласен»), это форма количественного исследования. Когда ответ предполагается в свободной форме, и пациенты не ограничены шкалой или вариантами ответа, исследование является качественным. Тем не менее, как выяснилось по мере разработки оценки результатов пациентами, шкалы и другие измерения результатов, предоставленные исследователями, лучше всего формируются с помощью качественных методов, в которых задействованы пациенты.

Исследования не обязательно являются полностью качественными или полностью количественными. Популярный вид исследований называется исследованием «смешанных методов», в котором используются и качественный, и количественный методы. Исследователи преднамеренно сочетают количественные и качественные данные вместо того, чтобы анализировать их по отдельности. Хотя определений того, что именно представляют собой смешанные методы, множество, одно из самых распространенных описывает их как методологический подход, позволяющий

В Таблице 1 указаны ключевые различия между качественными и количественными исследованиями.

Таблица 1: Характеристики количественных и качественных исследований

Количественные исследованияКачественные исследования
Относятся к точным дисциплинамОтносятся к гуманитарным дисциплинам
ОбъективныСуъективны
Для синтеза данных используется дедуктивный метод анализаДля синтеза данных используется индуктивный метод анализа
Концентрация на краткость и точностьКонцентрация на комплексность и масштаб
Проверка теорииРазработка теории
Основа для получения знаний: причинно-следственные отношенияОснова для получения знаний: значение, контекст
Основные элементы анализа: измерения и статистический анализОсновные элементы анализа: слова, повествование
Единая реальность, которую можно измерить и обобщитьМного реальностей, которые постоянно меняются с учетом индивидуальных интерпретаций
Адаптированная версия. Источник: Keeler (2010) 1

Методы качественных исследований

Методы сбора количественных данных различаются техниками, которые бывают неструктурированными или частично структурированными. Некоторые распространенные методы включают фокусные группы (групповые дискуссии), индивидуальные интервью и участие и (или) наблюдения. Размер выборки, как правило, невелик, и при отборе респондентов учитывается предоставленная квота. Взаимодействие между исследователями и участниками исследования лежит в основе методов качественного исследования. Понимание, которое появляется из «значения» или «почему», или «как», формируется не на основе наблюдаемого поведения, а исходя из того, что говорят и делают пациенты или чувствует исследователь. При проведении качественных исследований сбор данных может осуществляться также из документов и других письменных источников. Помимо сбора данных, которые отражают мысли и выражения, определение качественных исследований также включает характеристики, которые отличаются от количественных исследований. Например, то, о чем сегодня стало известно в рамках отдельной группы, невозможно обобщить, или со временем изменится.

Различия в относительной установленной путем наблюдения важности характеристик и принципов, а также основные цели проведения исследований позволили классифицировать качественные исследования на разные общие виды. Аналогично ситуация сложилась и с количественными исследованиями, которые в зависимости от отдельных целей разделены на экспериментальные (например, рандомизированные контролируемые) и неэкспериментальные (например, наблюдательные) испытания.

За рамками клинической эффективности: значение качественных исследований для принятия решений и МТО

Процессы МТО направлены на предоставление максимально возможной (точной и всеобъемлющей информации) в ходе принятия решений. Для предоставления такой точной и всеобъемлющей информации в рамках качественных исследований в ходе МТО преимущественно используются методы синтеза (такие как мета-анализ, сетевой мета-анализ, моделирование) и критического оценивания (такие как контрольные списки качества). Разработаны аналогичные методы синтеза качественных исследований. Они направлены на обработку данных, полученных в ходе качественных исследований, с использованием метода, ориентированного аналогично методу количественных исследований, что позволяет оценивать данные качественных исследований наряду с данными количественных исследований в процессе МТО.

Как качественные методы встраиваются в процессы МТО?

Качественные исследования позволяют получить убедительные подтверждения потребностей и мнений пациентов и способствовать пониманию этих потребностей и мнений лицами, ответственными за принятие решений, и разработчиками медицинских препаратов. Качественные исследования также могут использоваться для принятия более масштабных общественных решений о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы. Вопросы, которые важны для исследований и принятия решений о компенсациях, могут касаться следующих тем:

Все эти аспекты чрезвычайно важно учитывать при принятии решений.

В нижеприведенном списке содержится всего несколько примеров того, какую роль могут сыграть качественные исследования.

Разработка медицинских препаратов

Компенсация и принятие решений

Обеспечение внедрения и влияние

Источник

Качественные и количественные методы исследований

Методы что такое количественные и качественные методы. Смотреть фото Методы что такое количественные и качественные методы. Смотреть картинку Методы что такое количественные и качественные методы. Картинка про Методы что такое количественные и качественные методы. Фото Методы что такое количественные и качественные методы

Существуют два основных источника маркетинговой информации: первичные и вторичные данные. Первичные данные – это данные, которые ранее не существовали и которые собираются маркетологом впервые. Исследования, связанные с получением и анализом первичных данных, называются полевыми. Полевые исследования делятся на качественные и количественные. Первые основаны на сборе и анализе нечисловых данных. Вторые же базируются на том, что поведение людей и отношение их к чему-либо можно выразить с помощью числовых величин.

Желательно — пожестче!

Качественные методы исследования направлены на получение максимально полных и детализированных сведений об объекте изучения. Отличие качественных методов от количественных состоит в том, что они не акцентируются на статистических оценках и измерениях, а базируются на понимании, трактовке и интерпретации эмпирических данных.

К данным методам исследования относят: глубинные интервью; фокус-группы; проекционные методы.
Глубинные интервью – прямой метод качественных исследований, заключающийся в интервьюировании респондента подготовленным специалистом при помощи последовательно задаваемых вопросов для выяснения мнения отдельных членов группы по исследуемой проблеме, мотивов поведения и т.д. Основными тематическими направлениями глубинных интервью в маркетинге являются: изучение поведенческих характеристик потребителей, их отношения к компаниям, новым или существующим товарам, ценам на них; оценка реакции потребителей на разрабатываемые маркетинговые программы.

Третий метод анализа, символический метод, предполагает анализ символического значения предметов в сравнении с их противоположностями, выяснение их значения для респондента с помощью не характерных для них свойств. Допустим, при ответе на вопрос: «Что для Вас значит универсальный магазин?» выяснилось, что кроме основной функции – повседневные закупки – он служит для многих одиноких респондентов местом общения и знакомства. Исходя из этого рекламная кампания сети универсальных магазинов может разрабатываться с учетом этого обстоятельства.

Самое главное, что требуется от модератора, – в течение короткого времени установить доверительные отношения с группой незнакомых людей и побудить их поговорить на темы, которые часто могут быть им неинтересны, неприятны, о которых они не задумываются, или зачастую им просто бывает сложно сформулировать свои мысли.

Существуют «жесткий» и «мягкий» стили ведения групп. Для «жесткого» стиля характерен авторитарный стиль поведения модератора: давление на участников, жесткое ограничение времени ответа на вопросы, провокации участников или попытки подловить их на противоречиях в ответах. «Жесткий» стиль имеет свои области применения, но большинство модераторов проводят группы в «мягком» стиле, проявляя искренний интерес к другим людям, создавая доброжелательную атмосферу дискуссии. Это не значит, что ведущий ставит своей целью добиться бесконфликтности и благодушного настроения участников группы, какие-то конфликты, противоречия, острые моменты неизбежны и необходимы. Но при этом участники должны чувствовать, что мнение каждого одинаково ценно, интересно модератору и другим респондентам, потому что позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.

Проекционные методы включают в себя следующие конкретные методы: ассоциативные методы, тесты на завершение предложений, тестирование иллюстрациями, тесты рисунками, ролевые игры, ретроспективные беседы и беседы с упором на творческое воображение.

Каждый рассмотренный метод имеет как достоинства, так и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе качественного метода исследования. Но несмотря на некоторые недостатки методов, необходимо не оставлять без внимания и интервьюеров, которые должны отличаться высоким уровнем профессиональных навыков.
Применение данных методов на практике позволит компании сделать вывод о путях распределения своих и конкурирующих товаров, проверить, как принимает рынок новые продукты, насколько эффективно работает сбытовая служба и т.д.

Статистика — упрямая вещь!

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных опросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. Цель количественных исследований – получение и анализ достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют проверить достоверность мнений потребителей, выявленных в ходе качественных исследований. Они проводятся с помощью опросов с использованием методов статистической выборки, наблюдений и экспериментов.

Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Для оценки полученных данных при опросе респондентов по данной теме курсовой работы могут быть использованы следующие методы анализа: дисперсионный анализ; кросс-табулирование; совместный анализ; многомерное шкалирование; кластерный анализ.

Наблюдение в маркетинге – это способ сбора маркетинговой информации о каком-либо объекте, исследуемом специалистами. Наблюдение осуществляют только при помощи целенаправленного и организованного восприятия с последующим фиксированием принятых данных на каком-либо возможном носителе.

Наблюдение для проведения маркетинговых исследований – один из лучших методов собирания данных. Объекты, находящиеся под наблюдением в маркетинге, – как правило, сами люди либо группы людей, а также конкуренты, предприятия, рынок либо его отдельные состояния и системы.

Метод наблюдения основан на наблюдении за определенной группой людей или различными ситуациями и последующем анализе факторов, наиболее важных для проводимого исследования. Этот метод может быть использован для разных целей как основной, дополнительный источник данных, а также для проверки сведений, полученных в процессе исследования.
Существует несколько форм наблюдений, их можно распределить, классифицировать по следующим признакам.

Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Результаты таких экспериментов заслуживают большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.

. И в заключение.

Источник

Научная электронная библиотека

Методы что такое количественные и качественные методы. Смотреть фото Методы что такое количественные и качественные методы. Смотреть картинку Методы что такое количественные и качественные методы. Картинка про Методы что такое количественные и качественные методы. Фото Методы что такое количественные и качественные методы

Полушкина Т М, Коваленко Е Г, Якимова О Ю,

3.2. Качественные и количественные методы социологии управления

Качественные методы (этнографические, исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов, метод исследования случая, биографический метод, метод нарратива (повествования)) – смысловая интерпретация данных. При использовании качественных методов между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных математических операций. Это широко известные и применяемые методы статистической обработки данных.

Однако качественные методы включают в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ; наблюдение; интервьюирование и пр.

При принятии важных решений для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов используется так называемое «дерево решений» или «дерево целей», представляющее собой схематическое описание проблемы принятия решений. Структурные схемы целей можно представлять табличным и графовым способами. Графовый способ имеет ряд преимуществ перед табличным: во-первых, он позволяет наиболее экономно записать и обработать информацию, во-вторых, быстро составить алгоритм развития, в-третьих, графовый способ является очень наглядным. «Дерево целей» служит основой для выбора наиболее предпочтительных альтернатив, а также для оценки состояния разрабатываемых систем и их взаимосвязей.

Аналогично конструируются и другие методы качественного анализа, в том числе аналоги количественных методов факторного анализа.

Как справедливо отмечает Д.С. Клементьев (21), эффект от качественных методов социологических исследований возможен лишь при доминанте этических норм в отражении социальных факторов. Социолог, отбирая информацию из массы всевозможных сведений, не должен ограничиваться только собственными предпочтениями. Кроме того, пытаясь ответить на вопрос о фактическом положении дел в среде управления, собирая конкретную информацию – эмпирические данные, обращаясь к, свойствам исследуемого явления, социолог не должен оперировать общепринятыми положениями «здравого смысла», «обыденной логики» или апелляцией к работам религиозных и политических авторитетов. При составлении тестов социолог должен избегать искажений, которые отражают не столько управление, сколько манипуляции. И еще одна основополагающая норма для социолога – честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Требование честности включает в себя также и предоставление полной документации, относящейся к делу. Необходимо нести ответственность за всю информацию, используемую другими людьми для критической оценки метода и результатов исследования. Это особенно важно иметь в виду, дабы избежать искушения исказить информацию, что подорвало бы доверие к полученным выводам.

Количественные методы Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наблюдение как классический метод естественных наук представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает в себя определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения, выбор вида наблюдения, разработку программы и процедуры наблюдения, установление параметров наблюдения разработку техники выполнения результатов, анализ результатов и выводов. При невключенном наблюдении взаимодействие между наблюдателем и объектом исследования (например системой управления) сводится к минимуму. При включенном – наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как участник, т.е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений на практике. На практике наблюдение чаще всего используют в сочетании с другими методами исследования.

Опросы бывают сплошными и выборочными. Если опрос проводится с охватом всей совокупности респондентов (всех членов социальной организации, например), он называется сплошным. Основой выборочного опроса является выборочная совокупность как уменьшенная копия генеральной. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной – множество людей, которых социолог опрашивает (22).

Опрос может проводиться с помощью анкетирования либо интервьирования. Интервью – представляет собой формализованный вид беседы. Интервью в свою очередь бывают стандартизированными, нестандартизированными. Иногда прибегают к телефонным интервью. Человека, который проводит интервью называют интервьюером.

Анкетирование – письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде. Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета») или в заданной форме («закрытая анкета»), когда респондент выбирает один из предложенных вариантов ответа (23).

Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов за счет самоподсчета; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах.

В целях дальнейшего развития анкетирования часто применяется метод шкалированных оценок применяется. Метод направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале – номинальной, ранговой, метрической. Построение шкалы оценок, адекватно измеряющей изучаемые явления, представляет собой весьма сложную задачу, зато обработка результатов такой экспертизы, проведенная посредством математических методов с привлечением аппарата математической статистики, может дать ценную аналитическую информацию в количественном выражении.

Метод анализа документов позволяет оперативно получать фактические данные об изучаемом объекте.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ), рассчитаный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу, основан на выявлении некоторых количественных, характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают существенные черты изучаемых явлений и процессов.

Установив количественное влияние исследуемых факторов на изучаемый процесс, можно построить вероятностную модель взаимосвязи этих факторов. В этих моделях исследуемые факты будут выступать в виде функции, а факторы, ее определяющие, в виде аргументов. Придавая определенное значение этим факторам-аргументам, получается определенное значение функций. При этом эти значения будут верны только с определенной степенью вероятности. Чтобы получить конкретное числовое значение параметров в этой модели, необходимо соответствующим образом обработать данные анкетного обследования и построить на его основе многофакторную корреляционную модель.

Эксперимент также как и метод анкетирования, является испытанием, но в отличие от первого, имеет целью доказательство того или иного предположения, гипотезы. Эксперимент, следовательно, является одноразовым испытанием для данного образца поведения (мышления, явления).

Эксперименты могут проводиться в различных формах. Различают мысленные и «натурные» эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной.

Экспериментальное изучение социальных форм осуществляется в ходе их функционирования, поэтому возникает возможность решать такие задачи, которые для других методов оказываются недоступными. В частности, эксперимент позволяет исследовать то, как могут сочетаться связи социального явления с управлением. Он позволяет изучать не только отдельные стороны социальных явлений, но совокупность социальных связей и отношений. Наконец, эксперимент позволяет изучать всю совокупность реакций социального субъекта на изменение условий деятельности (реакцию, выраженную в изменении результатов деятельности, ее характера, взаимоотношений между людьми, в изменении их оценок, поведения и др.). Те изменения, которые производятся в ходе эксперимента, могут представлять собой или создание принципиально новых общественных форм, или более или менее существенную модификацию существующих. Во всех случаях эксперимент представляет собой практическое преобразование определенного участка управления.

В целом, алгоритмичность количественного метода в ряде случаев позволяет прийти к принятию в высокой степени «точных» и обоснованных решений, или по крайней мере, упростить проблему, сведя её к пошаговому нахождению решений некоторой совокупности более простых проблем.

Конечный итог любого социологического исследования – это определение и объяснение закономерностей и построение на этой основе научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Вопросы для обсуждения

1. Что есть метод социологии управления?

2. В чем состоит специфика методов социологии управления?

3. Перечислите известные вам классификации методов социологии управления?

4. Чем различаются качественные и количественные социологические методы исследования?

5. Определите сущность интервью, анкетирования, метода шкалированных оценок и пр.

21 Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С.124

22 Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987. – С. 22-28.

23 Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. – 3 изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *