Методы дизайна необходимо использовать при создании проектируемого изделия для чего
Концепция и методы проектирования в дизайне
Содержание
Введение
В работе использовались данные письменных и устных источников, электронные ресурсы, а так же труды некоторых ученых и теоретиков в области дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина А. А. и Джонса Дж. К.
1. Концепция в дизайне
1. Раскрытие понятия концепция
В жизни современного общества все чаще и чаще произносят слов «концепция». Мы слышим его по телевизору, по радио, в рекламе, в информационно аналитических передачах, видим в газетах, журналах и т.д.
Слово концепция встречается во многих сферах деятельности человека: в дизайне, архитектуре, политике, экономике, менеджменте, инженерии, рекламе, в разных отраслях научных исследованиях. А что именно обозначает это слово не многие имеют представление об этом. Кто-то сравнивает его со словами «идея», «замысел». Ставят равенство между ними.
Дизайн-концепция состоит из четырех блоков:
1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа);
2. Выработка системы принципов проектирования;
3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта;
4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно.
Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач; З. Формулирование проектных требований.
Важно обратить внимание на цели и задачи концепции:
Дизайном является проектная художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной предметно-пространственной жилой, производственной и социально-культурной среды.
Основной целью настоящей Концепции является развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.
Основными задачами развития дизайна являются:
2. Концепция и проектная культура
Концептуализм нередко оправдывается направленностью на инновационные процессы. Это связано в сознательной свободе ориентироваться на одно, другое или третье основание своего проектного творчества. Благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции и связанных с нею приемов формообразования. Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка на осознание ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, что все концептуализируемые в творчестве ценности могут быть обозначены, изображены или «промыслены». Нет, большая часть представленного в концепции ценностного материала все равно останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого. Проектная культура смыкается с концептуальностью и это свидетельствуют о том, сколь важно помнить не только о содержании ценностей, означенных в соответствующих концепциях, но и о способе их бытия: о роли сознания в проектном творчестве, о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой.
В художественной и проектной культуре 70-80-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкий смысл. Здесь и концептуализм как одно из направлений живописного авангарда, и художественные концепции, предваряющие начальные этапы художественного проектирования, и собственно творческие концепции, как авторские самообразы творчества, и многое другое. Типологический вопрос о творческой сути концептуализма- это прямое, открытое использование рассудка, мышления, интеллекта в создании, обращении и потреблении произведений искусства, других эстетических и культурных ценностей, включая средовые.
В творческой концепции проявляется основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность переживать естественность и свободообразность человеческой жизни. Поэтому все видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру.
В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл.
3. Концепция в проектировании
Следует признать влияние концептуализма на проектную культуру заслуживающем дальнейшего изучения. Ближайшими его проблемами, являются: влияние типа рациональности концепций на структуру проектного исследования; структура проектного хозяйства и предмет проектной информатики; социально-культурные аспекты критической концепции проектов; восприятие проектных инноваций пользователями, возможность управления этим восприятием путем воздействия на их жизненные концепции, в частности на процесс поиска символической идентификации.
Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем, возникающих при проектировании архитектурной среды. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизнедеятельности человека.
4. Концепция сегодня
Дизайнер сегодня более, чем когда либо, переосмысливает, переиначивает значение потребляемого человеком объекта, дизайнер становится посредником, резонатором между человеком и его объектно-информативной средой, становится создателем не только предмета, но и сопутствующего этому предмету человеческого опыта.
Механизмы реализации концепции:
Основными организационными механизмами реализации настоящей концепции должны стать:
Финансирование мероприятий настоящей Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ в области образования, здравоохранения, транспорта, жилищного строительства, регионального и муниципального развития, развития сельского хозяйства, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, программ государственной поддержи субъектов малого предпринимательства, программ поддержки внешнеэкономической деятельности и др.
В целях обеспечения реализации эффективной государственной политики развития дизайна в секторах экономики с высоким уровнем государственного участия и в социальной сфере, будет осуществлена разработка и утверждение ведомственными нормативными актами отраслевых (секторальных) концепций и планов действий в сфере содействия эффективному использованию дизайна.
Основные результаты реализации концепции:
Реализация мер, предусмотренных в концепции, позволит:
обеспечить улучшение качества дизайна городской среды и дизайна среды сельских поселений;
повысить эффективность работы учреждений образования и здравоохранения;
повысить уровень инновационной активности отечественных предприятий;
повысить конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой отечественными предприятиями;
увеличить долю услуг дизайна в ВВП;
увеличить объем экспорта услуг дизайна[3]
2. Методы проектирования в дизайне
1. Понятие метода проектирования
Теоретическое понятии методов проектирования впервые появляется в середине 19 века. До это времени было понятно, что проектирование это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники и т.д. Стремление выявить сущность проектирования и изложение ее в виде некоторого стандартного метода, дать своего рода рецепт, на который можно было положиться во всех ситуациях, привело к тому, что стали появляться новые значения проектирования.
Создается впечатление, что имеется такое же количество процессов проектирования, и у каждого автора оно будет свое. Из этих цитат ясно, что в зависимости от обстоятельств характер проектирования может меняться в очень широких пределах.
Вследствие этого теоретиками проектирования разработаны различные методы для решения поставленных задач, отличающиеся друг от друга так же как определения процесса проектирования. Но все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая черта: они являются составной частью процесса проектирования, а не итоговым результатом проектирования.
Проектированием предметов окружающей среды занимается, естественно, занимается проектировщик. Он обладает необходимыми навыками и знаниями, которые помогают ему решить цели и задачи, поставленные передним. Все необходимые требования излагаются заказчиком. В соответствии с полученными заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. Получается что задачей проектировщика является тем или иным способом решить множество свойств объекта, его правильное функционировании, его эстетические ценности, а также предсказать реакцию заказчика и общества.
Трудности возникающие при процессе проектирования прежде всего связаны с тем что проектировщик должен на основании данных прогнозировать будущий образ объекта. Часто случается, что послеживание на одном из промежуточных этапах обнаруживаются непредвиденные трудности, или открываются новые, более благоприятные условия. В этом случае характер исходной проблемы может измениться.
Именно эта не стабильность первоначально поставленной задачи и придает процессу проектирования более сложный и интересный характер.
2. Метод проектирование: анализ и обзор
Выше было выяснено что количество методов для процесса проектирования достаточно огромное. В первую очередь их выбор зависит от поставленных целей и задач. Так же выбор метода основывается на обстановке, ситуации в которой решается данный объект. Однако при более глубоком анализе методов является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность.
Существует большое количество методов проектирования. Автор книги «Методы художественного проектирования» Джонс Д.К. выделяет 35 методов. Каждый метод автор тщательно описывает. Они отобраны по определенным критериям.
Первый критерий. Эффективность. С помощью этого критерия проектировщик получает более ценные результаты, чем на основе традиционных методов здравого смысла. Предполагается, что проектировщик сталкивается с непривычной проблемой, требующей новаторства. Эти проблемы решаются следующими методами: мозговой штурм, трансформация системы, проектирование новых функций, проектирование нововвидений путем смещения границ и т.д.
Второй критерии. Соответствие. Это методы, относящиеся к видам деятельности проектировщика, а именно, дивергенция, трансформация, конвергенция. В данном разделе используется поиск необходимой литературы, анкетный опрос, стоимостный анализ.
Третий критерий. Удобство. К ним относятся такие методы как проектирование системы человек-машина, метод поиска границ, метод оценки надежности и т.д.
Четвертый критерий. Известность. Эти методы относятся к проблемам управления исбыта в неменьшем значении, чем к проектированию. Этот критерий учитывает различные аспекты проблемы создания искусственной среды.
Пятый критерий. Критика. Методы, входящие в этот критерий на первый взгляд позволяют преодолеть все трудности проектирования, но на самом деле имеют множество недостатков.
Это такие методы как: стратегия упорядоченного поиска, исследование структуры проблемы посредством определения компонентов, ранжирование и взвешивания и т.д.
3. Специфика методов проектирования
При поиске и анализе все существующих методов проектирования большое внимание привлек такой метод как унификация и агрегативность. В последнее время он стал все более активнее использоваться дизайнерами. Джонс в своей научной работе не перечисляет такие методы проектирования, видимо, потому что в то время они были менее выражены. Автор сам говорит, что «многие методы, достаточно эффективные и соответствующие задачам проектирования, не были включены в книгу, если автор сам недостаточно был знаком с ними.
Этот метод наиболее заинтересовал, и было решено подробно рассмотреть его. В теоретическом сознании представителей технической сферы унификация рассматривается как один из главных органов управления индустриальным воспроизводства предметной среды. Считается, что она играет ведущую роль по внедрению достижений научно технического прогресса.
Агрегативность есть метод создания и эксплуатации изделий, основанный на геометрической и функциональной взаимозаменяемости отдельных элементов и узлов, каждый из которых может быть использован при создании различных модификаций изделия. Использование этого метода проектирования позволяет создать необходимые для потребителя новые изделия и ограничить возможное многообразие совокупности составных вещей.
Рассмотрение возможного использование унификации и агрегативности в идеологии промышленного дизайна, началось более полувека назад. Ставиться под сомнение, использовать или нет проектной практики дизайна. Несмотря на это, дизайнер с легкость осознал унификацию и агрегативность, принял их как свои собственные дизайнерские средства проектирования промышленных изделий. При более глубоком внедрении этих методов в проектную практику дизайна, возникает целый ряд трудностей внутри профессионального развития и методологического осмысления. Появляется проблема трактовки унификации и агрегативности как специфических средств формообразования.
С развитием промышленного производства актуальна стала проблема массового создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностей человека.
Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности человека в социально бытовой сфере. Для этого применяются сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования. Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и унификацию. Такая несовместимость при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой.
Выделяется два основных направления внедрения унификации в проектную практику:
Дизайн проектирование очень часто обращается к проектированию комплексных объектов. К ним относятся комплексы мебели, бытовые приборы, средовой комплекс. Можно сказать, комплексные объекты это основная часть окружающих нас вещей. Специфика проектирования любого комплексного объекта состоит в том, что каждый предметный комплекс рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех типов комплексности, при доминировании точки потребителя. Дизайнер должен предусмотреть исследовательские и проектные мероприятия, направленные на формирование технического комплекса и его элементов в контекстах среды и функциональных систем деятельности. Здесь важно снабдить эти элементы единой проектной концепцией, чтобы обеспечить их типологическую взаимосвязь с точки зрения потребителя.
Совсем иначе обстоит дело построения изделия по методу агрегатирования. Агрегатирование предусматривает изменение первоначальной инструментальной функции изделия. Геометрическая форма и образный строй определенным образом меняется, трансформируется. Первоначальная композиция изделия изменяется, хотя при перекомпоновки количество исходных элементов и характер морфологии и визуальной формы каждого агрегативного элемента остается без изменений. Форма изделия рассматривается как различные пространственные комбинации форм отдельных функциональных унифицированных элементов.
Методы управления стратегией предназначены для ее оценки в целом и для сохранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перерастет соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» и «требуется».
Заключение
Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут быть как материальные (мебель, бытовая техника, автомобили и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование).
Концепция в современном мире является первоначалом в процессе проектирования. Поэтому выбор методов проектирования объектов основывается на теоретическом выражении концепции.
С помощью различных методов проектирования задуманная концепция оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными. Работа позволила выяснить взаимоотношение концепции и методов проектирования. Они взаимодействуют, влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какого-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума. Работа не является окончательно законченной, она может быть продолжена и изучена в дальнейшем.
Список литературы
1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм// Режим доступа:
2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.
3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.4.
4. Ожегов С. И. и Щведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
6. Российский Энциклопедический словарь
7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы методологии и теории дизайна. М., 2001.
[1] Толковый словарь Ожегова С. И.
[2] Постановление Правительства РФ от 2006г
[3] Постановление Правительства РФ от 2006г
Методы промышленного дизайна
Практически любое изделие, которым человек пользуется в своей повседневной жизни, так или иначе относится к продуктам промышленного дизайна. Создание нового изделия или бытового прибора требует от промышленного дизайнера многосторонней деятельности, связанной с творческой работой над формой, материалом и композицией. На форму и внешний вид промышленного изделия непосредственно влияют такие факторы, как его функциональное назначение, эргономические требования, используемые в производстве технологии и материалы, а также отношения изделия с человеком и окружающей средой. Все это составляет основу методов промышленного дизайна, которыми пользуются специалисты в своей работе.
Свойства и форма промышленного изделия
Любой объект, будь-то микроволновка или автомобиль, обладают характерными свойствами, наиболее важным из которых является функциональное назначение, поскольку именно основная рабочая функция изделия обеспечивает удовлетворение нужд потребителей. Другими свойствами промышленного изделия может быть приятный внешний вид, удобство в транспортировке или надежность. Прежде чем приступить к созданию какого-либо предмета, промышленный дизайнер определиться с перечнем желаемых свойств, удовлетворяющих потребностям потребителя. Именно эти свойства и определяют, в конечном счете, выбор тех или иных методов промышленного дизайна.
Как мы уже отметили, в первую очередь, важно функциональное назначение – от него напрямую зависит форма изделия и отдельных его частей. Например, если дизайнер работает над концептом автомобиля для гоночного чемпионата, то он решает задачу обеспечения максимальной скорости, которая достигается путем придания автомобилю обтекаемых форм. Если же речь идет о создании машины представительского класса, то здесь задача промышленного дизайнера подчинена уже не достижению максимальной скорости, а удобству и комфорту пассажиров, а также созданию презентабельного внешнего вида автомобиля.
Jaguar e-type
Таким образом, особенности функционального назначения диктуют дизайнеру необходимость использования того или иного конструктивного решения и организацию формы машины, которая, естественно, включает в себя не только кузов, но и форму руля или компоновку двигателя. Впрочем, иногда рабочая функция предмета обеспечивает вариативность конструктивного решения и используемых при его изготовлении материалов, чтоблагодаря чему дизайнер может более свободно подходить к выбору формы и конструкции. В частности, современные модели бытовых пылесосов могут иметь самые разнообразные конфигурации корпуса, хотя в них и учитываются особенности их рабочей функции и соответствующие условия эксплуатации.
Чтобы в полной мере понять функциональное назначение изделия, от дизайнера требуется четкое понимание того в каких условиях и для чего это изделие будет эксплуатироваться потребителем. В результате, при создании изделия специалисты необходимо учитывать все его особенности эксплуатации, которые затем воплощаются в эргономических и эстетических качествах предмета, то есть непосредственным образом влияют на размеры и габариты изделия, его общую конструкцию и цветовое решение.
Помимо рабочей функции, на этапе создания изделия дизайнером прорабатываются вопросы, связанные с эргономикой, антропометрией и двигательными возможностями человека, поскольку эти факторы отражаются на потребительских качествах предмета, в частности, на удобстве в эксплуатации. Ведь если какое-либо изделие будет неудобным в работе, тяжелым, излишне шумным или громоздким, то взаимодействовать с таким предметом человеку будет не комфортно.
Особенно это актуально для бытовой техники, например, того же пылесоса. Форма пылесоса выбирается промышленными дизайнерами такой, чтобы обеспечивать удобство его свободного перемещенияво время уборки. Также продумываются такие немаловажные аспекты, как расположение органов управления на корпусе, удобство смены режима щетки, безопасное включение и выключение устройства из сети и другие. Эти сугубо потребительские требования, связанные с обеспечением максимального удобства в использовании того или иного промышленного изделия, напрямую влияют на его формообразование.
Кресло
При создании дизайна промышленного изделия также учитываются материалы и технологии производства. Что касается используемого материала, то его влияние на форму и внешний вид изделия проявляется, как правило, не напрямую, а через конструкцию. В простых промышленных изделиях конструкция максимально проста и материал обычно используется в монолите. Но в большинстве случаев материал строго подчиняется особенностям создаваемой для конкретного изделия конструкции. Например, при проектировании кресла-качалки промышленный дизайнер стремится к созданию конструкции со свободной пространственной организацией и возможностью быстрого изменения состояния (трансформации из обычного кресла в кресло-качалку).
Существуют различные типы конструкций, которые используются в промышленных изделиях и влияют на их форму и пластику. В частности, выделяют конструкции с открытой (свободной) пространственной организацией. Примером конструкций такого типа является велосипед. Другой тип конструкций – закрытые, когда внешний контур предмета представляет собой монолитную конструкцию в виде своеобразной оболочки (стиральная машина или пылесос).
Концепция, 3d Дизайн
Однако встречаются и такие промышленные изделия, которые трудно причислить к тому или иному типу пространственной организации, и здесь дизайнеру приходится гораздо сложнее. В любом случае важно, чтобы дизайнер смог выявить в форме основную конструктивную систему изделия. Также в промышленном дизайне действует незыблемое правило — изменение конструкции и используемого при производстве материала должно всегда приводить к изменению самой формы предмета.
Еще на этапе проектирования промышленный дизайнер задумывается над тем, как будет осуществляться производство изделия в дальнейшем, насколько та или другая форма, придаваемая материалу, будет реализована технологически. Очевидно, что различные технологические процессы, применяемые в производстве, по-разному влияют на образование внешней формы изделия. Методы промышленного дизайна требуют, чтобы учитывались вопросы технологии, связанные с трудоемкостью изготовления будущего промышленного изделия, использованием уже изготовленных агрегатов, унификацией отдельных элементов конструкции или возможностью укрупнения элементов изделий.
Достаточно часто возникают ситуации, когда в процессе художественного конструирования дизайнер забывает об особенностях будущего технологического производства. Это, в конечном счете, оборачивается тем, что дизайнерское решение становится просто невозможно воплотить в жизнь и изделие надолго застревает на этапе серийного производства.
Композиция
Помимо объективных факторов, связанных с функциональным назначением предмета, используемыми материалами и технологиями производства, индустриальный дизайнер, конечно, имеет дело со свойствами композиции. Здесь-то и проявляется творческий аспект его работы. Главная задача, которая стоит перед ним, заключаетсяв обеспечении гармоничной целостности формы предмета, которая выражается в единстве формы и содержания, определении правильного характера объемно-пространственной структуры. В данном случае такое единство формы и содержания складывается из трех основных составляющих:
— Основная функция предмета
Как мы уже отмечали, через форму изделия дизайнер раскрывает его функциональное назначение. Раскрытие основной функции объекта может быть очень сложной задачей, когда дизайнеру приходится, например, проектировать такие изделия, как медицинское оборудование или производственные станки. В то же время раскрываемость функции в изделии способствует его высоким эстетическим свойствам и оптимизации всего рабочего процесса. Изделия с запутанной, сложной формой, в которой сложно угадать функциональное назначение, обычно отпугивают человека.
Здесь речь идет о влиянии на форму и внешний вид изделия окружающей обстановки и той конкретной среды, в которой данный предмет будет в дальнейшем эксплуатироваться. Понятно, что в оборудовании, создаваемом для подводной среды или космической станции, как-то должны отразиться эти уникальные условия. То же самое касается и создания предметов, предназначенных для офисов или использования в жилых помещениях.
Выразительность формы объекта определяется некой эмоциональной составляющей, которая отвечает за восприятие образа конкретной категорией потребителей. Например, по своему эмоциональному восприятию формы мужского и женского велосипеда должны быть разными. Женский должен иметь более изящные, легкие формы с характерным цветовым решением нежных или серебристых оттенков. В то время как мужской велосипед выглядит более массивным, он характеризуется четкими, ясными линиями, чтобы тем самым отразить в форме мужественность.
Проектируя то или иное изделие, дизайнер рассматривает его не как случайное сочетание отдельных, независимых друг от друга деталей, а как связный и гармоничный организм. Причем связь между отдельными элементами и деталями изделия должна быть не только функциональной, но и композиционной. Для того, чтобы достичь целостности композиционного решения, необходимособлюсти определенный порядок в построении – что-то должно быть главным, ведущим элементом, а что-то второстепенным и подчиненным этому главному. При этом главный элемент должно располагаться в центре композиции, а все остальные элементы должны отличаться направленностью или тяготением к этому главному, по своему расположению или визуальному смещению.
Таким образом, построение объемно-пространственной структуры и композиции предмета, должно подчиняться определенной логике и исходить из взаимосвязи отдельных элементов. Кроме того, все составляющие промышленного изделия должны характеризоваться единым стилистическим решением, чтобы опять-таки обеспечить целостность композиции. Если эти требования не будут соблюдены, то проектируемое изделие визуально просто распадется на отдельные, ничем не связанные элементы.
Промышленный дизайнер работает с различными средствами композиции, которые хорошо знакомы и являются общими для всех видов художественного творчества. К ним, в частности, относятся:
— Симметричность или асимметричность формы
Симметричным называют такой объект, который состоит из геометрически и физически равных частей, расположенных в определенном порядке относительно друг друга. В живой природе, строго говоря, абсолютной симметрии не существует. Отступления от полной симметрии неизбежны и в промышленном дизайне, поскольку они обусловливаются объективными функциональными и конструктивными требованиями к изделиям. Однако при создании композиционного решения дизайнер все же должен уметь органически увязать асимметричные элементы с общей формой предмета и уравновесить их, чтобы форма, в конечном счете, получилась более целостной и упорядоченной.
Под композиционным равновесием в данном случае понимается состояние формы объекта, при котором наблюдается сбалансированность всех его отдельных элементов. Тут имеет значение и характер материала, и пропорции, ицветовые взаимоотношенияотдельных самостоятельных частей и целого.
Определение правильного соотношения отдельных частей и предметов между собой служит той базой, на которой строится вся композиция. Как правило, пропорции – это сопоставление вертикальных и горизонтальных элементов в пределах определенной плоскости. В Древней Греции совершенство скульптуры определялось воплощением божественной пропорции. А в эпоху итальянского Возрождения главным эстетическим принципом стало нахождение в предметах искусства и быта так называемой золотой пропорции.
— Статика и динамичность формы
Статичность определяет состояние покоя и устойчивости формы предмета. В то время как односторонне и активно направленную форму принято относить к динамичной. Данное свойство композиции напрямую связано с пропорциями и отношениями отдельных элементов объекта. При визуальном равенстве таких отношений для изделия характерна статичность, а при сильном контрасте элементов, соответственно, динамичность. В форме создаваемого предмета дизайнеру бывает очень важно выразить статичность или динамичность, чтобы обеспечить его наибольшую выразительность и гармонию композиционного решения.
Важным условием достижения гармоничной композиции является определение правильного масштаба изделия, под которым понимается соразмерность или относительное соответствие формы предмета антропометрическим размерам и размерам окружающей обстановки. В бытовых вещах масштабность определяют те элементы, которые непосредственным образом связаны с размерами человеческого тела. Это, например, размер сиденья или величина различных переключателей и ручек, чтобы ими можно было удобно пользоваться.
Еще одно средство композиции, используемое при проектировании промышленных изделий – это контраст, то есть выраженная противоположность (крупный – маленький или короткий – длинный). С помощью этого композиционного приема достигается усиление выразительности формы изделия. Причем это может обеспечиваться путем применения различных материалов или способов его обработки. При отсутствии контраста форма предмета зачастую оказывается довольно скучной и неинтересной. В композиции промышленных изделий также широко применяется и цветовой контраст, когда цветом или определенной тональностью выделяются наиболее важные элементы или части предмета.
Создание привлекательной и гармоничной композиции предмета требует работы с пластикой, то есть с объемно-пространственной структурой, в которой дизайнером определяется рельефность, насыщенность тенями и светом. Пластичная форма характеризуется мягкими переходами образующих ее линий. При отсутствии соответствующей пластичности облик изделия может становиться излишне сухим и аскетичным, что отрицательным образом сказывается на его восприятии.
Итак, методы промышленного дизайна основываются на нескольких важных составляющих. Это, в первую очередь, сбор информации об изделии, в том числе о его проектировании и технологиях производства, с дальнейшим определением ключевых функциональных характеристик и требований эргономики. Далее дизайнер работает над формой, учитывая ее соответствие функциональному назначению, используемым материалам и конструкции изделия.
Также принимается в расчет и специфика производственных процессов при изготовлении данного предмета. Наконец, промышленный дизайнер обеспечивает целостность и гармоничность композиции, которая выражается в правильной соразмерности отдельных элементов, пропорциональном соответствии частей и целого, определении единой стилевой направленности, симметрии, контраста и масштабности изделия.