Методы и средства в чем разница
Методы, приемы и средства обучения
Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.
Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;
аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Понятие о методах, приемах и средствах обучения
Результативность и эффективность обучения зависят от используемых методов. Они определяют творческую работу педагога и ее уровень, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Методы обучения влияют на выполнение задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития. Их формирование возможно под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, наличия философского обоснования и результат правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.
Понятие о методах обучения
Методы обучения являются формой теоретического и практического освоения учебных дисциплин, исходящих из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Учитель выступает в роли посредника между потоком знаний и сознанием ребенка. Педагог служит в качестве наставника и указывает путь, который должен преодолевать для освоения определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Они все основаны на психологическом начале.
Возраст влияет на характер и методы преподавания. Определение эффективных способов обучения возможно при понимании мыслительной деятельности учащихся и учитывании их индивидуальности. На методы обучения влияют анатомо-физиологические и биологические особенности развивающегося человека. Именно они воздействуют на работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье.
Немаловажно последействие сформировавшихся традиций преподавания. Обобщение передового педагогического опыта в педагогике, раскрытие научных положений традиционного обучения позволяет помочь при поиске современных эффективных методов. Их системность определяется степенью эффективности.
Понятие приемов обучения в педагогике
Структура методов обучения предусматривает использование приемов. Прием рассматривается в качестве детали метода, операции мышления, моментов в процессе усвоения знаний. Прием не содержит отдельную учебную задачу, но подчинен ей при выполнении с помощью данного метода. Одни и те же приемы обучения могут использоваться в разных методах и наоборот.
Классификация методов и средств обучения
Метод содержит приемы, но не является их совокупностью. Методы подчиняются определенным целям и выполняют определенную задачу, приводят к усвоению материала и требуемому результату. Методы обучения, основанные на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся, классифицируют на:
Методы в педагогике классифицируются по характеру познавательной деятельности учащихся:
Основа предложенного разделения – характер учебной познавательной деятельности, зависящий от источника получения знаний.
Источник учебной информации – это способ предоставления информации при помощи слов без использования наглядных пособий и практической работы, тогда и способы, применяемые при таком обучении, аналогичны. Такие методы получили название словесных. По способу передачи различают:
Целостный подход к обучению подразумевает три группы методов обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности имеют:
Методом обучения называют форму теоретического и практического усвоения учебного материала, идущего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Средства и приемы обучения
В педагогике средства обучения представляются при помощи материалов, используемых учителем для осуществления учебного процесса. Они считаются важным составляющим урока и элементом учебно-материальной базы. Находясь в таком положении, средства обучения влияют на такие компоненты, как методы, формы, содержания, цели.
Классификация свойств обучения в педагогике:
Применение идеальных средств обусловлено дальнейшим их использованием для освоения новых, материальных средств – физических объектов, используемых для детализированного обучения. Средства обучения делят на:
Материальные средства обучения составляют систему, являющуюся производной от общей, и строятся согласно принципам:
Каждый учебный предмет требует применения определенных средств обучения по методам и приемам.
Методический материал на тему «Метод,прием,способ».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
вание, реакция, устное или письменное высказывание). Обучение предполагает активность не только обучающего, но и обучаемого, проявление учащимися усилий, направленных на систематизацию, обобщение, абстрагирование, выделение причинных, целевых, следственных, логических и других связей между предметами, явлениями, действиями.
Вопрос о том, как надо поступать для достижения определен ного результата в овладении деятельностью, составляет основной предмет любой методики (греч. methodos — путь, способ). Мето дика, определяющая законы, принципы, цели, содержание, мето ды, приемы, средства обучения речевой деятельности на любом иностранном языке, называется общей методикой обуче ния иностранным языкам. Методика, определяющая от бор языкового материала изучаемого языка, установление типоло гии трудностей овладения им, организацию его в учебном процес се, выбор методов, приемов, способов и средств обучения конкрет ному языку, называется частной методикой. Общая и част ные методики взаимосвязаны: частная методика обогащает общую методику опытом обучения конкретному иностранному языку, об щая — систематизирует, организует эти данные, выводит законо мерности и формулирует принципы.
Базисные категории методики
Методика обучения иностранным языкам имеет в своей основе
такие базисные категории, как система, метод, прием, способ …
Наиболее существенные данные об этих категориях излагаются в трудах таких советских ученых, как И. В. Рахманов, Г. В. Рогова, М. В. Ляховицкий, И. Л. Бим.
Система обучения — полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции; она опредвг ляет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средА ства, формы организации обучения и в свою очередь обусловливается ими.
Система обучения иностранному языку, как и любому предмету, базируется на положениях диалектического материализма о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности, о целостности беспрерывно развивающегося мира и системном отражении наших знаний о нем. В любую систему входит понятие множества элементов и понятие целостности. Целостность системы обеспечивается многообразными связями между ее элементами и их взаимодействием при функционировании системы. Применительно к обучению иностранным языкам целесообразно рассматривать понятие системы на двух уровнях: на уровне наиболее существенных явлений и процессов, определяющих исходные положения методики обучения иностранным языкам; на уровне педагогического процесса, то есть деятельности учителя и учащихся, опосредуемой учебным комплексом, что обусловливает конечный результат — определенную степень обученности.
Метод обучения — это способ деятельности, в наибольшей степени отвечающий поставленной цели. Термин метод, используется в методике обучения иностранным языкам в двух значениях: в узком смысле — как один из способов обучения, и в широком смысле как направление обучения, как методическая система. Методы учения в значительной мере соотносимы с методами познания, хотя они не могут отождествляться с ними. К основным методам научного познания относят наблюдение, размышление и эксперимент. Еще великий французский философ-материалист Дени Дидро писал, что наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций.
При обучении иностранным языкам выделяют основные и сопутствующие методы в деятельности учителя и учащихся. В деятельности учителя основными методами являются: 1) показ; 2) объяснение (выделение ориентиров или организация их поиска самим учащимся); 3) организация тренировки; 4) организация применения вводимого материала. Каждому из этих основных методов сопутствует контроль, включающий коррекцию и оценку. В деятельности учащихся к основным методам познания относятся: 1) ознакомление, включающее чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание, наблюдение; 2) размышление, включающее осознание выделенных ориентиров или их самостоятельный поиск; оно может принимать форму развернутого рассуждения, соотноситься с измерением, гипотезой; 3) тренировка, соотносящаяся с экспериментом, вернее, практикой в искусственных условиях; 4) применение разных видов речевой деятельности, соотносящееся с практикой в естественных условиях. Каждому из этих основных методов учения сопутствует самоконтроль, включающий самокоррекцию и самооценку.
Прием — это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи. Деятельность учителя и учащихся должна состоять из серии последовательных и целенаправленных приемов. При сравнении понятий метод и прием обнаруживаем, что метод связан с основной деятельностью (ознакомление, тренировка, применение), а прием — с конкретным действием (приемы беспереводной семантизации, приемы выработки реакции на речевой стимул, приемы построения предложения по грамматическому правилу или структурной модели, приемы выработки чистоты звучания речи на звуковых и интонационных оппозициях). Профессор Г. В. Рогова образно сравнивает понятие метода с емкостью, а понятие приема с заполнителями. Естественно, что емкость должна быть заполнена качественными заполнителями. Приемы должны быть такими, которые ставили бы учащегося перед необходимостью решения мыслительных и коммуникативных задач. Нужно, чтобы учащийся не только имитативно воспроизводил речевую единицу, но и сам создавал речевое произведение, то есть мог построить из единиц языка высказывание в связи с заданной ситуацией. Речевые произведения при этом могут быть разных величин: от элементарного ответа на вопрос до выступления, содержащего объяснение, аргументацию, побуждение и др.
Средства — основные и вспомогательные учебные материа лы, обеспечивающие процесс обучения иностранным языкам. Ос новными средствами являются урок, учебник и учебные пособия; вспомогательными — аудитивные, визуальные, аудиовизуальные учебные материалы и техническое оснащение, приводящее их в действие.
Методы, приемы, способы и средства обучения иностранным языкам используются избирательно в соответствии с методической концепцией, лежащей в основе обучения и традиционно именуемой словом метод (грамматико-переводный, прямой, аудиовизуальный, сознательно-практический). В обучении иностранному языку по любому методу и в любом типе учебного заведения ведущая роль, однако, принадлежит обучающему.
Методы, формы и средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы обучения
Методы обучения в педагогической действительности осуществляются разными средствами обучения (учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.), включающими материальные и идеальные объекты, находящиеся между преподавателем и учеником и применяемые для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности.
Каждый метод имеет строго определенную логическую структуру, зависящую от построения содержания учебного материала.
На данном этапе развития образовательной системы не существует единственно признанной классификации методов обучения. Одна из первых классификаций основана на подразделении методов обучения на: методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).
Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:
Со второй половины XX века широкое распространение получили методы дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов. Команда и каждый участник в отдельности объединены решением основной задачи и ориентированы на выигрыш.
Готовые работы на аналогичную тему
Основываясь на методологии целостного подхода к учебно-воспитательному процессу можно выделить следующие группы методов: методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы); методы стимулирования и мотивации (интереса к учению, ответственности и долга в учении); методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).
Формы обучения
Методы обучения взаимно обусловлены и органически связаны с формами организации учебной деятельности обучающихся. Форма обучения – это специальная структура процесса обучения. Характер этой структуры предопределен содержанием процесса обучения, приемами, методами, видами и средствами деятельности учащихся.
Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.
В основу классификации форм обучения легли определенные критерии: состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы.
Формы организации обучения:
Основной структурной единицей классно-урочной системы обучения является урок. К общим формам организации обучения относятся: лекция, лабораторные и практические занятия, семинарские занятия, конференция, диспут, экзамен, зачет, консультации и факультативные занятия. К формам внеклассной внеаудиторной работы относятся различные предметные кружки, научные общества, студии, конкурсы, олимпиады и т.д.
Средства обучения
Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей. Традиционными средствами обучения являются: учебные пособия, учебники, речь, таблицы, рисунки, оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, средства организации и управления процессом обучения.
Педагогические средства обучения являются инструментами для достижения педагогических целей.
В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения:
Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.