Метроном для гитары что это
Метроном для гитары или почему нельзя заниматься под метроном
Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.
Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном – потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном – это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?
Метроном – друг или враг?
Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.
В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.
Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:
Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки – вокальной и инструментальной.
Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.
Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!
Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика.
Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:
И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.
Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.
Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.
Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!
Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.
Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?
Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!
Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.
Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.
А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.
Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов – вы увидите ту же картину.
Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.
Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм – музыке!
Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться – прекрасно умеют! Играть ритмично – гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа – это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!
Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант – это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.
Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!
Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру – к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре – песне.
Помните: метроном может быть другом, а может – врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.
Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?
Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.
Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.
Правило 2: Мы не рекомендуем заниматься, играя под метроном всю пьесу от начала и до конца – это абсурд!
Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого – это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.
Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:
Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.
Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!
Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.
У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно – себе на пользу.
Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в «прокрустовом ложе» механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения – продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!
Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов «доброхотов» от музыки!
Как прокачать занятия на гитаре с метрономом за 10 шагов
Мало кто может сразу заниматься на гитаре под метроном. В лучшем случае начинающий гитарист просто не попадает в метроном. Но нередко метроном сильно раздражает новичков тем, что мешает им играть.
Гитаристу надо научиться одновременно слушать и метроном и свою музыку. Этот навык требует отработки, и для начала следует заниматься с метрономом отдельно.
1 — Проходим две стадии непопадания в метроном
На первой стадии гитарист просто не попадает в метроном и даже не слышит этого. Если за процессом не следит педагог, фаза может сильно затянуться.
Происходит это из-за того, что начинающему гитаристу не хватает внимания сразу на всё. Играя, он слышит только себя, будучи уверенным, что всё ещё держит в голове стук метронома. Но это не так.
На второй стадии гитарист уже слышит сигналы метронома во время игры. Но навык ещё столь неустойчив, что мозг начинает чудить. На этот раз гитаристу кажется, что он играет ровно, а метроном то бежит, то отстаёт.
Обе фазы в сумме длятся довольно долго. И в это время вы лишь учитесь применять метроном, а не занимаетесь с ним. Этот период можно сильно сократить, если начать с простых действий.
Уберите на время гитару из рук. Нам нужны только ладони и голос.
Запустите метроном на 60-70 ударов в минуту (или bpm) без выделения сильных и слабых долей. На механике так будет по умолчанию. В электронном чаще всего надо поставить размер 1/4 или 1 beat.
Упражнения с метрономом
Мы не просто так отложили гитару. Важно отсечь всё, что отвлекает, и слушать только метроном. Поэтому — короткие чёткие хлопки. Никаких раскачек, танцев и махов руками. Все оттяги, свинги и сложные ритмы — позже.
Закрепив результат, усложните задание. Увеличьте темп до 100-120 bpm, а потом снизьте до 30-40 bpm. Каждый раз снова добейтесь уверенного попадания в стук метронома.
Важно менять темп в обе стороны. Так как попадать в медленные удары ничуть не легче, чем в быстрые. При этом вы сразу тренируете выдержку, которая понадобится вам, чтобы заниматься правильно в медленном темпе.
3 — Учимся слушать метроном одновременно с музыкой
Однако на этом этапе гитара всё ещё лежит в стороне. Мы используем самый близкий нам инструмент. Это наш собственный голос.
Хлопаем под метроном четвертями
Во-первых, считать обязательно вслух. Кто думает, что считать про себя — это одно и то же, возьмите гитару. Сыграйте что-нибудь, думая о чём-то. А потом сыграйте, думая об этом же вслух. Как говорится, почувствуйте разницу.
Во-вторых, счёт должен быть таким же чётким и отрывистым, как и хлопки. То есть, никаких протяжных распевов. Если трудно сразу идти на четыре счёта, можно начать с РАЗ-и-ДВА-и.
Как и прошлый раз, получив стабильный результат, шлифуем его в разных темпах.
4 — Наша музыка живая и у неё есть пульс
Что такое музыкальный метр, который отмеряет метроном? Если сухо, то это комбинация сильных и слабых долей. А если красиво — это пульс музыки. То, что делает музыку живой.
Однако, несмотря на поэзию, пульс можно измерить. И единицей пульсации у нас будет доля. А что же есть источник пульса? Конечно же, сердце. И стучит оно в своём ритме.
Ранее мы уже обсуждали, что музыка невозможна без ритма. Понять связь между ритмом и метром, то есть, пульсом музыки, не так сложно. Нащупаем пульс на руке. Тук-Тук-Тук. Или нет, чтобы не путаться, возьмём Пик-Пик-Пик. Теперь слушаем сердце ухом и ясно слышим Тук-тук-пауза — Тук-тук-пауза — Тук-тук-пауза. Это и есть ритм.
Снова вернёмся от поэзии к сухой теории и терминам. Но на этот раз с ясной картиной в голове. Ритм — это организация музыки во времени. То есть комбинация звуков и пауз разной длительности внутри равных отрезков времени.
Одно без другого не существует. Удары метронома лишь отмеряют равные отрезки времени. Изначально они не наполнены ничем. Музыкальным метром, то есть комбинацией сильных и слабых долей, их делает гитарист, наполняя пустоту ритмом.
Это мы и применим на новом этапе упражнений с метрономом.
5 — Заполняем пустые отрезки метра ритмом
Считать четверть принято как «Раз-и». Значит на цифру и на «и» считаем по одной восьмой или по две шестнадцатых.
Шагом ранее вы уже учились вставлять счёт «и» в паузы между ударами метронома. Теперь добавим к счёту хлопки. На этот раз так же чётко хлопаем и на цифру и на «и». Считать надо, как и прежде, или до двух или до четырёх.
Хлопаем под метроном восьмыми
Освоив ровные попадания в метроном восьмыми, уже привычно закрепляем навык в разных темпах.
Хлопаем под метроном шестнадцатыми
6 — Большинство самоучек на гитаре так не умеют
Настало время выйти на заоблачные для многих самоучек высоты. Мы подошли к этапу свободного владения метрономом. Начнём с разминки. А именно — с триолей.
Хлопаем под метроном триолями
Кроме того, очень неудобно считать под триоли парные «Раз-и». А делать упражнение с голосом по-прежнему крайне важно. Но есть способ облегчить страдания. Меняем счёт на слово из трёх слогов. Вместо цифр у нас будет звучать, скажем, «Яб-ло-ко».
7 — Сдвиг по фазе и переход на уровень «эксперт»
Вспомним, что метр в музыке — это набор сильных и слабых долей. В чём же их сила и слабость? В расстановке акцентов.
Сравните сами. ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ — это работа парового молота. А ПАМ-пам-пам-ПАМ-пам-пам — это изящный вальс.
Уметь расставлять акценты на гитаре особенно важно, так как это полифонический инструмент. То есть он звучит как целый оркестр. Это значит, что выделять можно и голоса в целом и отдельные ноты внутри каждого голоса.
В таком сочетании это не всегда акцент на ноте, которая «просится сама». Точнее, всегда у плохого гитариста. А от хорошего такая трудная задача требует умения делать акценты произвольно.
Для тренировки этой способности нужно применить сдвиг по фазе. Те же упражнения с триолями и шестнадцатыми, но с ударом метронома на разные доли счёта. Например, яб-ЛО-ко или яб-ло-КО для начала.
Как обычно, занимайтесь до изнеможения и потом ещё немножко. Это шутка, конечно. Сделать все эти упражнения с нуля за один день нельзя. Нужно каждый день качественно выполнять определённую часть, и встраивать их в общее занятие на гитаре.
8 — Детский сад, штаны на лямках
Так вам покажется на следующем этапе, потому что нужные для него навыки уже отработаны. На этом шаге надо понять, что метр в пьесе постоянен, а ритм внутри метра изменчив.
Для этого будем хлопать под метроном, произвольно меняя длительности. То есть чередуем в любом порядке четверти, шестнадцатые, триоли и восьмые. Правда, легко?
Тем не менее, это результат проделанной работы, а не лёгкости самого задания. Начни вы с него, так просто у вас бы не вышло.
9 — Как заниматься на гитаре под метроном
И вновь к главной теме, но уже в полной готовности. Теперь вы обязательно услышите и музыку и метроном вместе. Однако не стоит торопиться и играть под метроном всё сразу.
К звуку гитары и моторике пальцев тоже надо привыкнуть. Напомню, что до сих пор мы слушали голос, а не звук струн. И хотя речевой аппарат тесно связан с мелкой моторикой, мы хлопали, а не шевелили пальцами.
Поэтому занятия на гитаре под метроном начинаем с простых действий. Просто повторяем все упражнения, но вместо хлопков дёргаем пальцами открытую струну. Или бьём по всем струнам. В зависимости от того, кто в каком стиле и на какой гитаре учится. Во втором случае рекомендую приглушить струны пальцами левой руки, чтобы не было шума.
Этот цикл не займёт много времени, так как основной навык попадания в метроном уже сформирован.
Осталось научиться слушать стук метронома, не отвлекаясь на работу пальцев левой руки. Для этого как нельзя лучше подойдут гаммы в аппликатуре Сеговии. К тому же ступени гаммы можно играть любой длительностью.
То есть ни что не мешает делать уже привычные упражнения. Например:
Описанный путь только кажется длинным. Однако вы раз и навсегда учитесь работать с важным инструментом. Освоив этот навык, вы резко повысите эффективность своих основных занятий на гитаре. Это всё равно быстрее, чем учиться двум делам за раз. И в итоге не делать хорошо ни одного.
10 — Что играть на гитаре под метроном
Играть ли с метрономом только упражнения, только пьесы или и то и другое? Это во многом вопрос каждого конкретного случая.
Есть упражнения на технику, где метроном просто не нужен. И есть ритмические упражнения, в которых без метронома вообще никак.
Если разучивать пьесу всегда с метрономом, то можно добиться идеальной ровности. И тем самым неожиданно сделать её безжизненной. Ведь естественные движения человека отличаются от точных движений робота кучей мелких отклонений. Это и делает их живыми.
Поэтому работа над пьесой с метрономом нужна только на некоторых этапах. Когда нужно понять общий пульс и ритм пьесы. Потом чтобы плавно нарастить темп выученной пьесы до нужного. Но первые разборы и последние доводки происходят без метронома. Вначале он не нужен, а в конце нужно добавить живой исполнительской агогики.
Чем ещё полезны эти упражнения с метрономом
Мой личный опыт самоучки показал, что эти упражнения дают и побочные бонусы. Во-первых, это параллельно начальная тренировка чувства ритма. Во-вторых, точный короткий счёт и хлопки закладывают навык слитной игры на гитаре. Как это? — спросите вы. Ведь хлопки и счёт именно отрывистые. В этом и фишка.
Бич начинающих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Можно понять, о чём речь, если представить, как человек говорит каждое слово отрывисто по слогам. Музыка звучит так же некрасиво. Тому есть чисто технические причины, но корень проблемы в том, что гитарист не слышит себя. Пока это так, о технике игры никто не думает.
Тренируясь попадать в метроном, ученик начинает слушать. Это уже полдела. Но чтобы устранить дырки между нотами, надо поработать над техникой игры. Помимо рассинхрона рук, который исправляется другим способом, есть ещё ранний перенос пальцев левой руки.
В том смысле, что с одной ноты на другую пальцы переставляются долго и заранее. В момент отпускания струна глохнет и молчит до нового зажатия. Таким образом образуется некрасивая пауза.
Также струна глохнет из-за ранней подготовки пальцев правой руки. Палец дёргает струну не слёту, а предварительно ставится на неё. В этот момент струна глохнет раньше времени и молчит до следующего щипка.
Чтобы это исправить, надо научиться:
Именно такой подход к быстрым точным движениям вы и тренируете на коротких хлопках. Косвенно, конечно. И сам навык требует отдельной проработки. Но вектор выходит правильный.
Хотя есть и специальное упражнение с метрономом как раз на эту тему. Замерьте время звучания струны, зажатой на каком-то ладу. Поделите его на 6-8 ударов метронома. Если совсем туго, для начала можно и на 4.
Какой тип метронома лучше для занятий на гитаре
Выбрать механический или электронный метроном — дело вкуса. И тот и другой отмеряют равные отрезки времени и помогают держать темп.
Преимущества электроники — компактность, лёгкость, набор звуков на выбор и цена. Возможность установить ритм, а не только метр, как на механике — одновременно и удобство и недостаток.
Играть по сигналу каждую ноту и правда удобно. Но это же и притупляет развитие внутреннего чувства ритма. Хороший гитарист должен сам уметь заполнить тишину между ударами метронома. Особенно когда речь идёт о полиритмии на полифоническом инструменте.
Это не только развивает навык играть ровно и одновременно свободно. Но также и открывает дорогу к овладению свингом, оффбитами и прочими ритмическими хитростями, рождающими грув. Или тот самый кач, который заставляет слушателей пританцовывать под вашу музыку. Но это уже другая большая тема.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Любой гитарный учитель, любой именитый гитарист скажет вам, что метроном – важнейший аксессуар для тех, кто серьезно решил заниматься гитарой. На данной странице вы найдете ответы на самые популярные вопросы, связанные с использованием данного приспособления:
Итак, метроном – это электронный или механический прибор, который отмеряет равные временные промежутки и отмечает каждый из них отстукиванием. Основное его назначение – создание для музыканта (или целого ансамбля музыкантов) ориентира темпа, под который легко учиться играть упражнения и композиции.
Не секрет, что любое произведение можно сыграть в разных темпах. И более того, известные музыканты именно так и рекомендуют оттачивать свою технику: начинать игру упражнений/песен именно в маленьком темпе, постепенно увеличивая его и достигая оригинальной скорости. Именно метроном для гитары и поможет вам очень четко и тонко контролировать ритм, постепенно исправляя ошибки в технике.
На сегодняшний день существует 3 типа подобных аксессуаров:
Каждый музыкант сам делает выбор, под какой метроном ему играть на гитаре – мы лишь расскажем об особенностях каждого вида, чтобы вам было проще сделать свой выбор.
Как играть на гитаре с механическим метрономом?
Механический тип – наиболее старый, был изобретен около 4 веков назад. Сейчас массово используются лишь в отечественных музыкальных школах. Однако многие компании отдают дань классике и производят современные вариации механических метрономов – при изготовлении корпуса применяется не только дерево, но и высококачественный пластик.
Современные механические метрономы для игры на гитаре имею компактный размер и их вполне можно взять с собой на репетицию. В отдельных моделях предусмотрено наличие колокольчиков или минизвоночков, которые издают сигнал при прохождении сильной доли – устанавливается она в зависимости от выбранной пользователем размерности композиции.
Основные преимущества механических метрономов:
Электронные аксессуары – тюнер и метроном для гитары в одном флаконе
Наиболее современный и популярный тип, который используют миллионы музыкантов из разных уголков света. Чаще всего его покупают музыканты с электроинструментами. Такие метрономы имеют небольшой размер и помещаются в любой чехол/кейс/рюкзак, отдельные модели легко поместятся даже в кармане джинс.
Современные цифровые метрономы имеют множество дополнительных функций – большинство из них дополнительно оснащено тюнером/камертоном, возможностью сместить акцент и запрограммировать «плавающий» ритм.
Наиболее совершенные и качественные модели создаются для барабанщиков: для них были разработаны специальные метрономы, которые дифференцируют ритм для каждой из конечностей. Помимо этого, такие аксессуары чаще всего оснащены встроенной памятью – вы можете записать на них паттерны для наиболее частых композиций и упражнений, чтобы не настраивать каждый раз новую программу. Для тех музыкантов, которые часто выступают, такая функция является попросту незаменимой.
Программные метрономы для гитары
Подобные продукты предназначены для использования на ПК/ноутбуках или мобильных гаджетах. Как и другие типы метрономов, программные комплексы генерируют звуковой сигнал через равные промежутки времени, могут делать акцент на определенной доле, используют визуальные эффекты для обозначения темпа. Важнейший недостаток: необходимость наличия под рукой компьютера и урезанная функциональность на большинстве версий для смартфонов.
Выводы
Итак, можно однозначно сказать, что игра композиций и упражнений под метроном – единственно возможный вариант обретения идеального чувства ритма и гармоничного развития скорости и координации у музыканта. Какой тип метронома выбрать – решать вам, мы лишь подытожим указанную выше информацию: