Метроном это в музыке что такое
Что такое метроном и как им пользоваться?
Немного истории
История создания метронома доказывает, что славу часто получает не тот, кто ее заслужил, а тот, кому просто представился удобный шанс. История эта началась в Амстердаме, где в начале 19 века жил и работал механик немецкого происхождения Дитрих Николаус Винкель (Dietrich Nikolaus Winkel). Значительную часть своего времени Винкель посвящал популярным в то время исследованиям маятников и часовых механизмов. В ходе экспериментов он выяснил, что, если расположить грузики на противоположных сторонах стержня маятника, он будет давать колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени, то есть держать идеально ровный темп. Это открытие и легло в основу создания метронома. Однако, будучи по натуре человеком скромным, Винкель не спешил запатентовать свое изобретение.
Что касается массового производства метрономов, то по-настоящему оно было налажено лишь в конце 19 – начале 20 века. Так в 1895 году немецким предпринимателем Гюставом Виттнером (Gustav Wittner) был основано небольшое предприятие по производству высокоточных механических метрономов, которое позже при его сыне Рудольфе получило статус промышленного. Первоначально компания занималась изготовлением исключительно классических моделей метрономов Мельцеля, но затем она начала выпуск еще более точных метрономов, которые были зарегистрированы под торговой маркой «Taktell». Эти метрономы обозначили новый стандарт качества и завоевали признание по всему миру. По сей день компания WITTNER остается крупнейшей и самой известной компанией по производству метрономов.
Что такое метроном и как им пользоваться?
Сегодня на рынке представлено огромное количество самых разных метрономов. Но, в целом, существует две их разновидности:
1. Механический метроном
Механические метрономы могут быть полезны музыкантам разных специальностей и разного уровня профессионализма. Его несомненными плюсами можно назвать наглядность и простоту в обращении, а классическая пирамидальная модель в элегантном деревянном корпусе может стать также красивым аксессуаром и украсит любое помещение.
2. Электронный метроном
Современные технологии позволили создать электронный метроном, обладающий рядом существенных преимуществ перед механическим аналогом. Одним из таких преимуществ является его размер. Чаще всего такой метроном изготавливают в виде небольшой пластиковой коробочки с дисплеем и множеством кнопок, а значит такое устройство не занимает много места и его очень удобно перевозить. Еще одним плюсом электронных устройств является более широкий диапазон воспроизводимых темпов: от 30 до 280 ударов в минуту. Помимо этого, такой метроном обычно мультифункционален. Так, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов. Например, если вам надоел стук электронного метронома, его можно заменить на писк или щелчки. Кстати говоря, некоторые электронные метрономы имитируют звук классического механического метронома, например, модель KORG KDM-2. В электронные устройства также встраиваются и разнообразные ритмические рисунки, которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Более того, некоторые из метрономов снабжены функцией создания собственных ритмических рисунков. Такие рисунки можно сохранять в памяти устройства, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени. И, конечно, многие метрономы часто сочетают в себе и другие необходимые для музыканта устройства, такие как тюнер, камертон, секундомер или таймер.
В отдельную категорию можно отнести электронные метрономы для барабанщиков. Известно, что в музыкальных группах ударные инструменты сами по себе являются метрономом для остальных членов группы. Но любой барабанщик, даже опытный, не всегда может самостоятельно держать идеально ровный темп. Поэтому для данной категории музыкантов метроном приобретает особое значение. Особенностью данного устройства является возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков и для рук, и для ног, поскольку, как известно, барабанщики используют при исполнении и то и другое. Такие устройства обязательно снабжаются выходом для подключения наушников, а некоторые и выходами для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). Хорошим примером здесь является профессиональный метроном Boss DB-90. Ну и, конечно, у таких устройств обычно очень много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и прочие.
В целом, это все, что мы хотели рассказать вам о метрономах. Выбор того или иного метронома зависит лишь от ваших вкусов и ожиданий. Мы в свою очередь желаем вам успехов в творчестве и удачных покупок!
Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?
Что такое метроном?
Метроном – это специальное приспособление, основная задача которого – задавать ровный темп и выделять долю при помощи ударов. Механические метрономы имеют в себе специальный маятник со шкалой, которая обозначает темп, и грузик, который этот самый темп задает. Появившиеся сейчас электронные устройства имеют встроенный звуковой семпл – удара или писка, который и отмечает нужную скорость.
Метроном необходим любому музыканту, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет. Сейчас это единственное приспособление, которое способно максимально ровно отсчитывать темп, и помогать в развитии чувства ритма, изучении рисунков и размеров.
Как работает метроном
Принцип устройства этого предмета максимально простой. В электронных вариантах вы выбираете размер и задаете нужный вам темп, после чего начинаете слышать звуковой сигнал через равные интервалы. Даже в простейших аппаратах вы можете настроить любой удобный для вас тактовый размер, а также скорость ударов. Иногда можно поменять звук на более приятный для вас.
Видео на английском, но чтобы разобраться знание языка не потребуется.
Виды метрономов
Электронные метрономы карманного типа
Они представляют из себя небольшие устройства с экраном и динамиком, а также разъемом для наушников. Их легко поместить в карман и в случае необходимости доставать в любом удобном месте. Особенно данный прибор подойдет ударникам, которые на репетициях включают его себе в уши.
Механические метрономы
Самые первые модели этих устройств, которыми пользовались многие известные композиторы. В них вы можете сами задать только темп, передвигая грузик маятника вверх или вниз – а размер выбираете уже сами. Он не выставляет акцентов, и это несколько неудобно для начинающих музыкантов.
Драм машины
Это уже полноценный музыкальный инструмент. Драм-машины имеют в себе целую библиотеку различных пресетов со звуками ударных – начиная от обычной бочки и заканчивая экзотикой, типа коубеллов и электронных звуков. Если вы хотите играть в группе, но не можете найти ударника, то попробуйте драм-машину. Сейчас можно даже найти подобные программы в интернете – например, плагин Easy Drummer или Addictive Drums.
CD Метроном
Довольно устаревшая вещь, которая, при этом еще встречается у некоторых музыкантов. Такой метроном представляет из себя CD, на котором записаны удары в разном темпе. На самом диске все треки пронумерованы для удобства поиска. Это крайне неудобная вещь, потому что количество скоростей ограничено и их невозможно поменять.
Приложения для смартфона
Такой вид метронома в большинстве случаев бесплатный и всегда у вас под рукой. Приложения имеют стандартный функционал, такой же, как на механическом и электронном устройстве. Самое выгодное и простое решение, особенно для начинающих гитаристов.
Программы для компьютера
Сейчас в интернете можно найти огромное количество программ со встроенным метрономом. Самые очевидные варианты – Guitar Pro или Fruity Loops, однако можно также скачать чистые утилиты, основная функция которых – отсчитывать темп.
Онлайн программы, работающие прямо на сайте
Воспользоваться такой программой можно прямо на нашем сайте. Метроном онлайн работает прямо в браузере. Он ничем не отличается от обычных вариантов электронных устройств и предоставляет те же самые функции.
Какой метроном лучше выбрать?
Скорее всего, вы сразу же откажетесь от механических и CD-вариантов этого устройства, поскольку они мало функциональны. Для домашних занятий хорошо подойдет сайт с онлайн-метрономом. Вы не будете засорять компьютер лишними программами, при этом, не теряя никаких возможностей и просторе в выставлении скорости и размеров. Если же вы играете не только дома, а еще и на репетициях, то задумайтесь о приобретении электронного метронома и наушников к нему.
Для чего нужен метроном гитаристу?
Все песни имеют четкий темп и размер, в котором они играются. Идеальное исполнение песни подразумевает под собой полное попадание всех музыкантов в ритм и темп. Именно для тренировки чувства ритма метроном и нужен. Благодаря ему вы научитесь играть ровно, акцентируя свое исполнение на нужных долях. Кроме того, благодаря метроному вы сможете отрабатывать четкость и ровность разных ритмических рисунков, таких как синкопа или свинг. В основном отработка техники игры происходит через проигрывание гамм на гитаре под удары устройства.
Как пользоваться метрономом
Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп
Для начала вам стоит понять, что вообще можно выставлять в метрономе. На этот вопрос отвечает элементарная теория музыки:
Такт – единица метра, которая начинается с самой сильной доли и заканчивается перед равной ей по силе. Иными словами, это отрезок композиции, за время которого метроном успевает отсчитать равное его размеру количество ударов.
Размер – единица, которая указывает количество долей в такте. Обычно обозначается через слэш – например, 4/4. Первая цифра обозначает то, сколько долей входит в такт, а вторая – длину нот, которые туда входят.
Темп – скорость, с которой играется композиция. Изменяется в bpm – beats per minute – количестве ударов в минуту.
Настроите метроном под свой уровень
Потренируйтесь играть под метроном в определенном темпе. Найдите максимальную точку, на которой вы все еще сможете проигрывать пассажи, и уменьшите ее на треть. Это – ваш наиболее удобный темп, когда вы не перенапрягаетесь при игре.
После того, как вы подберете темп под себя, начинайте проигрывать упражнения, постепенно увеличивая его. В идеале вы должны увеличивать темп на 1-2 bpm каждый час, и тогда руки будут привыкать к новым скоростям. Разгон пальцев и кисти – сложный и долгий процесс, поэтому вам придется хорошо поработать.
Тактовые размеры: распространенные и сложные
Распространенных размеров всего два – 4/4 и 3/4, а также производные от них – 8/8, 6/8 и так далее. Сложные представляют собой комбинации из простых – например, 7/8 это сочетание 4/4 + 3/4, и так далее по аналогии. К сложным размерам придется привыкать, потому что они имеют своеобразную ритмику и расположение долей.
Громкость
Как играть под метроном на гитаре
Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню
Возьмите любую свою любимую песню и попробуйте ее выучить. Будет это стандартная композиция на акустической гитаре или же электро-пассаж. Сыграйте ее так, как получится, и когда вы выучите текст, включайте метроном и начинайте играть под него.
Начните с медленного темпа
Вполне вероятно, что у вас не получится сделать это в изначально темпе композиции. В этом случае понизьте темп до более удобного для вас и играйте четко в удары метронома. Постепенно разгоняйтесь и рано или поздно вы достигнете нужной скорости.
Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их
Разумеется, в первую очередь нужно следить за тем, как вы играете. Звук должен быть чистым, с хорошей атакой и без лишних призвуков. Если вам тяжело играть определенные моменты песни – то лучшим вариантом будет понижение темпа конкретно в этом участке и повторению места до момента, когда на нужной скорости вы будете играть чисто.
Отработайте песню или произведение целиком
Как только текст будет выучен – начинайте проигрывать его полностью. Точно также следите за звуком и обязательно – за попаданием в долю, атаку, акценты и чистоту игры.
Постепенно ускоряйте темп метронома до нужного
При отработке песни регулярно увеличивайте bpm метронома на 1-2 единицы, если на текущем темпе вы справляетесь уже без проблем. Благодаря этому изменения в ваших руках будут происходить плавно, и они будут постепенно привыкать к новым скоростям. Продолжайте до тех пор, пока вы не придете к исходному темпу композиции.
Упражнения под метроном
1 упражнение
Это упражнение позволит вам прочувствовать пульсации. Оно выглядит так:
Практические примеры 1-го упражнения
Играйте на одну долю 2 ноты/удара по струнам
Играйте на одну долю 3 ноты/удара по струнам
Играйте на одну долю 4 ноты/удара по струнам
2 упражнение
Это позволит вам отработать синкопы. Выставьте темп и теперь играйте под него со смещением долей. То есть вместо стандартного «Раз – два – три – четыре» вы будете играть «Раз – пауза – два-три – пауза – раз-два» и так далее. Благодаря этому упражнению вы поймете, как можно разнообразить вашу игру, и как можно взаимодействовать с долями внутри музыки.
Практический пример 2-го упражнения. Прослушайте аудио чтобы понять как правильно играть.
Заключение и советы
Свои занятия всегда начинайте с разминки под метроном – но никогда не выставляйте максимальные для себя значения, когда вы играете на пределе своих возможностей. Следите в первую очередь затем, насколько ровно и чисто вы играете – а не за скоростью. Именно тогда вы достигните больших гитарных высот.
МЕТРОНО́М
Том 20. Москва, 2012, стр. 148
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТРОНО́М (от греч. μέτρον – мера, размер и νόμος – закон), прибор, отсчитывающий равные промежутки времени, обычно со звуковой индикацией; служит для определения и контроля темпа муз. исполнения. Маятниковые механич. аппараты типа М. появились в кон. 17 в., их собирательное название «хрономéтр» первоначально применялось и к наиболее удачной конструкции – М. системы И. Н. Мельцеля (патент 1815), используемому до сих пор. М. этой системы состоит из пружинного часового механизма, короткого маятника с подвижным грузиком (изобретён нидерл. механиком Д. Н. Винкелем) и логарифмич. шкалы с делениями (обычно от 40 до 208), соответствующими числу колебаний, совершаемых маятником в минуту. Маятник, закреплённый у основания М. (рис.), раскачиваясь, приводит в действие храповый механизм, издающий громкие щелчки; частота щелчков максимальна, когда грузик находится внизу, близ оси крепления маятника, и минимальна при положении грузика у свободного конца маятника. В обозначении темпа по М. указывается длительность, принятая в качестве тактовой доли, и требуемая частота метрич. пульсации (условно объединённые знаком равенства). Напр., ] =60 или \ =80. В первом случае грузик устанавливается около деления 60 и щелчкам М. соответствуют половинные, во втором – около деления 80, щелчкам М. соответствуют четверти (см. Длительность в музыке). М. имеет преим. учебно-тренировочное значение; музыкантами-исполнителями он используется обычно на ранней стадии работы над произведением (в проф. исполнении звуки одной длительности иногда существенно отклоняются от механич. равномерности). Изредка механич. М. служит в качестве муз. инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов» Д. Лигети). Стандарт обозначения темпа по метроному Мельцеля используется в нотоиздании, в исследовательских целях (напр., в муз. психологии, этномузыковедении) и др. В электрич. М., сконструированном Н. А. Гарбузовым и С. Г. Корсунским (патент 1943), наряду со звуковым был предусмотрен световой индикатор. Получили распространение также электронные метрономы.
Что такое метроном. Виды и типы,.
Важно разобраться и с тем, почему необходимо отслеживать скорость исполнения музыки. В музыкальном смысле выделяют свыше трех десятков разновидностей темпа, и все они имеют свои названия. Есть такие, которые слухом практически неотличимы. Например, российский композитор советского периода Л. И. Мальтер считал, что темп andante con moto («непринужденно, без спешки») стремительнее andante con troppo («небыстрым шагом») только на 4-6 тактов в минуту. Такую малую разницу сложно отличить невооруженным слухом. Если велика необходимость четкой выверенности скорости музыкального исполнения, то всегда можно использовать метроном. Помимо прочего, он дает возможность исполнителю придерживаться заданного темпа. Даже опытные исполнители, прекрасно чувствующие музыку, не всегда могут похвастаться высокой точностью, аналогичной точности метронома. Все-таки человек не робот, и в какой-то момент может непроизвольно увеличивать либо замедлять темп исполнения. Вот почему даже музыканты с мировым именем нередко прибегают к помощи метронома в ходе репетиций. Это во многом дисциплинирует, тренирует исполнителя четко и ровно исполнять композицию. То есть, этот механизм не просто выверяет темп, но и точнее выстраивает композицию в ее временной протяженности.
Сейчас рынок предлагает широчайший диапазон всевозможных метрономов. Однако все эти вариации можно сгруппировать в два основных типа механизмов:
Механический прибор
Электронный метроном
Инновационные технологии дали возможность разработать и произвести электронное приспособление, которое отличается рядом выгодных свойств в сопоставлении с механическим аналогом. Важным плюсом являются параметры механизма. Нередко электронный метроном делают в виде коробочки из пластика с монитором и клавиатурой. Оно очень мобильное, его легко перевозить. Кроме того, такое устройство имеет расширенный диапазон репрезентируемых темпов: от 30 до 280 ударов за 60 с. Этот прибор, как правило, имеет множество опций. К примеру, есть модели, где производится настройка звуков производимых ударов. То есть, если наскучил стук электронного метронома, допустимо сменить его звоном либо щелканьем. Иногда электронные метрономы подражают звукам механического прибора (к числу таких устройств относят модель PW-MT-01 фирмы Planet Waves). Внутри электронных механизмов нередко встроены всевозможные ритмические рисунки, легко подбираемые под конкретную музыкальную композицию. Кроме прочего, есть модели, оснащенные опцией разработки индивидуальных ритмических рисунков. Эти рисунки запоминаются механизмом, их можно зацикливать и включать на какой-то период. Естественно, многие приборы нередко совмещают и иные значимые для исполнителя опции: они имеют тюнер, камертон, таймер.
Отдельно выделяют электронные метрономы для барабанщиков. Как известно, во всех коллективах ударные выступают непосредственным метрономом для других членов группы. Но ударник, независимо от своего опыта и сноровки, порой не в состоянии сам выдерживать безупречно ровный темп. Вот почему для этой разновидности исполнителей метроном столь важен. Спецификой такого метронома выступает возможность исполнения усложненных ритмических рисунков и для верхних, и для нижних конечностей, так как барабанщики задействуют обычно и то и другое. Метрономы для барабанщиков непременно оснащаются разъемом для подключения наушников, а иногда и для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). В качестве иллюстрации этой характеристики можно привести прекрасно зарекомендовавший себя профессиональный метроном Boss DB-90. Естественно, у подобных механизмов множество разных специальных опций, в виде, например, записи пресетов, функции их переключения и другое.
Мы постарались дать вам исчерпывающую информацию о метрономах. Выбор конкретной модели зависит только от ваших индивидуальных предпочтений и целей. А нам остается пожелать вам творческих успехов и приобретений, приносящих радость!
История метронома
История метронома – кто и зачем изобрел прибор?
Красивая музыка и гармоничные композиции невозможны без двух составляющих – звука и ритма. И если звук способны создавать музыкальные инструменты, для задания ритма используют точные приборы – метрономы, они помогают композиторам и исполнителям лучше чувствовать ритм. Без метрономов музыка звучит примерно так, как при настройке инструментов – то еще «удовольствие» для ушей! Мы расскажем, когда же появились первые метрономы, как они развивались, кому принадлежит изобретение устройства в современном виде – подробно, с деталями и фактами.
Кому принадлежит изобретение метронома?
Прародителем метрономов является Галилео Галилей – конечно, он не имел отношения к музыке, зато еще во второй половине 16 века смог понять принцип работы маятников, узнал, что амплитуда колебания не влияет на ритм, устройство работает синхронно. На протяжении следующих двух веков разработками занимались десятки ученых, внесших вклад в дальнейшее продвижение метрономов:
Само же изобретение принадлежит И. Н. Мельцелю в 1816 году – этот музыкант из Германии прославился не столько композиторским талантом, сколько инженерными наработками. Он же был другом Бетховена, создал для него слуховую трубку, а еще придумал аналог современных синтезаторов. Метрономы же Мельцель запатентовал и запустил в серийное производство в Швейцарии, Германии, Франции и Америке. И сегодня в нотах можно найти обозначения темпов музыки с аббревиатурой М.М. – метроном Мельцеля.
Зачем и для чего запустили массовое производство метрономов?
Хотя первый метроном был весьма хорош даже с учетом современных требований, наука не стояла на месте – ученые пытались внести в прибор что-то свое, усовершенствовать его. Это делалось для удобства музыкантов, чтобы они могли задавать темпы, настраивать ритмы и играть музыку, которая завораживает слух. В историю попали имена нескольких известных ученых:
Но все же попытки изобретателей были не самыми удачными – ученые сходятся во мнении, что «переплюнуть» метроном Мельцеля так и не удалось. Причина довольно банальна – устройства создавали инженеры, которые не имели представления о музыке и задавании ритмов. В то время как Мельцель являлся и механиком, и музыкантом одновременно.
Когда появились современные метрономы?
Возникновение современных метрономов связано с появлением электричества и тока – в середине 20 века запустили производство приборов Franz, где модель Мельцеля усовершенствовали. Выпуск продлился до конца прошлого века, метроном мог работать на любой поверхности и не заедал. Электронные метрономы производили в США, Швейцарии, Англии, Германии.
Сегодня использовать маятники музыкантам необязательно – для отбивки ритмов работают онлайн сервисы, покупать специальное оборудование не нужно. Наш портал позволяет пользоваться метрономом абсолютно бесплатно, достаточно установить темп ударов в минуту и нажать кнопку «Старт».