Меццо сопрано выше чем сопрано
Женский голос меццо-сопрано. Как его выявить при обучении вокальному мастерству
Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.
Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.
Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.
Чем отличается меццо-сопрано от других голосов
В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.
При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.
В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.
В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.
Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:
Почему меццо-сопрано трудно определить
Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. Меццо-сопрано формируется позже других голосов, поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам. Но и тут преподаватели могут ошибиться.
Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.
У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.
Известные певицы – СПИСОК
Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.
Самые известные оперные певицы с таким голосом это Елена Образцова, Чечилия Бартоли, Эллина Гаранча, Кэтрин Дженкис, Магдалена Кожена, Юлия Лежнева, обладающая редким типом этого голоса – колоратурным меццо-сопрано, и многие другие.
Среди народных артисток нашей страны с голосом меццо-сопрано можно назвать Людмилу Зыкину и Надежду Бабкину (драматическое меццо-сопрано). Несмотря на пение в народной манере, меццо-сопрано выдаёт бархатистый тембр и окраска голоса.
Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.
Автор – Аристархова Мария
Кратко о певческих голосах с примерами. Женские. ч.2 Меццо-сопрано
Здравствуйте, дорогие 260 подписчиков! Сегодня пост про меццо-сопрано. Сразу хочу выразить благодарность товарищу @EvgAnat за обширную подборку материала. Это очень сильно облегчило процесс, так как, человек, чувствуется, категорически разбирается в вопросе оперного вокала и предлагает лучшие и самые наглядные примеры.
Меццо-сопрано принято делить на следующие виды:
1. Драматическое меццо-сопрано. Драматические меццо часто имеют схожий с драматическими сопрано диапазон. Главное отличие в выносливости и удобной для голоса тесситуре: меццо-сопрано удобнее петь в середине и внизу, переходя к верхним нотам только в кульминационные моменты партии. Многие драматические меццо с успехом поют партии драматических сопрано, написанные в более низкой тесситуре.
3. Колоратурное меццо-сопрано. Колоратурное меццо-сопрано голос очень редкий, по тембру и тесситуре близок к сопрано, но тем не менее отличается от него большей бархатистостью, приглушенностью тембра. Эти голоса могут при желании исполнять как партии написанные для меццо, так и партии для низкого сопрано.
Постарался поменьше американок. Я с предрассудками.
Мои 5 копеек как всегда)
@P1nkerrrrr, отличный пост замутил, подписюнчиков вон сколько прибавилось. Мы комменты этого поста используем для общения между собой, чтобы не захламлять посты для просто поболтать.
А подборку и тягу к опере плюсую! )
А с чем связаны предрассудки по поводу американок?)
Если проводить аналогии с мужским голосами, то меццо-сопрано у женщин какому голосу у мужчин соответствует?
Всем привет, рад что заглянули)
Сегодня речь пойдет об основном элементе вокальной школы, который профессиональные певцы должны знать, как Отче Наш.
В народе есть масса вокалистов, которые в жизни никогда такого не пели, отчего их голос
не техничный, разнородный, малоподвижный и, зачастую, звучит некрасиво.
От мало до велика, вокалисты любых жанров (исключая экстремальные), должны это уметь
в той или иной степени. Хотя бы на уровне любителя.
Давайте послушаем пример, чтобы понять, о чем идет речь:
Ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Окей, далеко не все поют оперу, зачем вообще это уметь тогда?
Вопрос отличный. Сейчас обьясню на пальцах.
Голос, как и тело у спортсменов, должен быть в идеальной форме для достижения результата. Формирование же голоса походит на культуризм, только в место силовых упражнений мы имеем изнуряющие распевки и вокализы.
Видели когда ни будь, как у виртуоза-скрипача летает смычок по струнам? То то.
Такой скрипач сможет быть убедительным в любом произведении и жанре, даже в поп музыке.
С вокалистами ситуация аналогичная.
Чем быстрее, подвижнее и управляемее ваш голос, тем, как правило, больше красок, оттенков вы можете им передать. Тем больше возможностей вам открыто. От рока до соула,
от оперы до Кати Лель. Неважно.
Мудрые Итальянские музыканты и педагоги придумали эту технику еще в средневековье,
после чего каждое последующее поколение профессиональных вокалистов выполняли упражнения на колоратуры денно и ношно, добиваясь умопомрачительных результатов.
Ария Дандини из оперы «Золушка» Дж.Россини
Пение упражнений из видео ниже поставит вам голос на раз-два, для любых случаев и целей.
— Всё ты про оперу да про оперу. Про нормальную музыку нельзя написать что ли?
— Можно конечно, но я не большой ее знаток. Прикрепляйте свои примеры в комментариях, дабы помочь мне в моем просветительском труде))
вас мое новое видео, посвященное этому явлению.
В нем подробно рассказана история, суть явления и хитрости для тренировки и исполнения.
Информация редкая, максимально полезная и без лишней «воды»
Всем спасибо, что заглянули!
Ответы на любые вопросы о вокале и Италии в прямом эфире
Пост для моих подписчиков и участников группы «Вокал и всё о нем», в основном.
Вы задавали мне много вопросов в комментариях, мои руки, признаюсь, изрядно уставали печатать, чтобы не обделить вниманием и ответом никого.
Теперь я смогу ответить развернуто на ваши вопросы в прямом эфире.
О вокале, о поступлении в Италии и о самой Италии. Как тут, дескать, живется.
Но, в основном, о вокале.
Программа будет такая.
Сначала отвечаю на заготовленный пул вопросов, кому уже железно обещал ответить,
затем отвечу на вопросы, заданные в лайве. Максимально конкретно и ясно.
В эту субботу, 19-00 по МСК. Заваривайте чаек и присоединяйтесь,
О тяжелом детстве певца мы поговорили в первой части моих постов о великом Энрико Карузо.
Эта легенда мировой сцены росла в весьма сложных условиях, вроде прожиточного минимума и непросыхающего отца, а также Карузо потерял мать в возрасте 15 лет,
после чего его отец запил по черному.
Третий (из выживших) в своей семье, ему суждено было стать номером один в целом мире.
Как? Как вообще это возможно? Сейчас расскажу.
Во время юношества с Энрико случилась масса примечательных вещей.
Тем не менее, голос Энрико был всегда востребован. Однажды, после очередного концерта в старинном соборе на мессе в Салерно, организатор потащил тенора петь в дом барона Дзеццы,
беспардонно предьявив, что работа тенора на сегодня еще не закончена.
Юный певец пел в доме барона до шести утра, на рассвете ноги еле держали Энрико стоя.
Перед уходом, ничего не заплатив, барон пожаловал валяжемуся от усталости певцу охотничью куртку, дабы он не простудился промозглым утром.
Через много лет, после спектакля в Лондонском театре «Ковент-Гарден» Энрико пришло письмо:
««Если Вы — тот самый Энрико Карузо, который более двадцати лет назад пел на церковном празднике в Майори, то я хотел бы поинтересоваться, почему Вы не вернули мне куртку, которую я Вам одолжил? Если это были Вы, то я просил бы Вас вернуть взятое».
На что тенор в раздраженной манере ответил, что мол он тот самый Карузо, и что понятия не имеет, куда подевалась эта чертова куртка и, если барон так желает, то Энрико может отправить ему новою.
Но в замен потребует деньги за тот концерт, а учитывая, что голос у Карузо остался всё тот же, а вот за спектакли он уже получает по 3000 долларов, плюс проценты за время отсутствия Барона, сумма может выйти оному не по карману.
квартировавшийся тогда в городе Рьети, что под Римом.
Шутка ли, ТРИ года. Как сохранить голос, когда ты должен мыть полы и драить гальюн целых три года службы? Карузо не унывал. Он привез с собой целую пачку нот и упражнений, которые оставил ему его первый наставник вокала, падре Бронцетти, недавно почивший этот мир.
Каждую свободную минуту, в тренажерном зале воинской части, Карузо тренировал свой голос и пел популярные песни и арии, к большому восхищению и удовольствию сослуживцев.
Данный факт очень раздражал командира части и, однажды, тот приказал прекратить тенору свои внештатные занятия. Однако этот же командир, майор Нальяти, как то взял с собой Энрико в кафе, на встречу со своим старым другом и большим ценителем оперы, дабы похвалиться, что дескать и в армии есть искусство и музыка. Карузо так понравился другу майора, что тот стал постоянно приглашать домой певца, аккомпанируя ему и исправляя ошибки в ариях и песнях.
Такая вот военная школа пения сложилась у Энрико Карузо.
Через месяц после таких занятий, друг майора барон Коста, что занимался с Карузо, пришел в расположение части и заявил, дескать такой талант невозможно терять в стенах армии. Друг барона, майор Нальяти, начальник части, тут же распорядился призвать в армию брата Карузо, Джованни. В то время в Италии, если в семье было всего два брата, служить в армии должен был кто-то один — если первый погибал, то оставался другой, и род не обрывался. На следующий день после разговора в полк действительно прибыл Джованни, крайне удивленный таким развитием событием. Ему ничего не оставалось, как смириться и приступить к несению службы. Тем самым у Эррико появилась возможность полностью посвятить себя занятиям музыкой.
Позднее, Карузо сокрушался: — Никогда после этого я не видел своего армейского начальника, хотя неоднократно пытался его найти. Я хотел поблагодарить его, сделать для него что-нибудь. Не исключено, что без помощи майора Нальяти, освободившего меня от трех лет службы, я бы никогда не сделал такой карьеры.
После 45 дней службы в армии, Энрико посвятил себя музыке. Серьезные занятия, регулярные посещения театра «Сан-Карло», храма искусства для любого Неаполитанца, стал для Энрико вторым домом. Редко когда на галерке театра можно было не увидеть Карузо. Он там жил.
Однако, примеры именитых певцов того времени не подействовали на Карузо.
На первой репетиции оперы «Миньон» в театре «Меркаданте» случилось следующее, вспоминает дирижер театра Никола Даспуро:
— Он забывал слова, пропускал реплики, пел зажатым звуком и нервничал еще больше, когда видел изумленные глаза Дзуккани, не понимавшего, что произошло с тенором. Короче говоря, это было форменное бедствие!
На сцену Карузо так и не выпустили.
Следующие ангажементы едва покрывали расходы на еду.
Сложнейшие оперные арии могли поломать молодому тенору голос в один присест, шутка ли,
в театре «Чимарозо» в Казерте Карузо свои первые роли исполнил как Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи, а затем был «Фауст» Ш. Гуно.
Работа на износ и отсутствие комфорта в жизни не сломили Энрико Карузо.
Он во что бы то ни стало пообещал себе стать великим оперным певцом.
Продолжение следует, как говорится.
Меццо сопрано выше чем сопрано
Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня последняя лекция 4 модуля и последняя лекция этого курса. Искренне надеюсь, что эти лекции пошли вам на пользу. И последняя лекция наша будет посвящена женским голосам.
Итак. Женские голоса.
Самые распространенные арии для этого голоса:
Для колоратурного сопрано написано очень много красивых романсов: «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.
Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).
Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.
Самые распространенные арии для этого голоса:
Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.
Наиболее характерные арии:
Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.
Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.
• Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
• Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
• Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
• Иоланта – Чайковский «Иоланта»
• Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин»
• Прилепа – Чайковский «Пиковая дама»
Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.
Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).
Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.
Женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.
Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).
Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.
Самые известные арии:
Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория), а так же Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.
Ваша задача в качестве домашнего задания
2. А как бы вы охарактеризовали свой тип голоса?
Классификация голоса
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Что такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.