Меццо тинто что это
Меццо-тинто — гравюра с бархатными тонами и богатыми цветовыми оттенками
Меццо-тинто (от итальянского mezzo — «средний», tinto — «окрашенный») — это техника глубокой печати, в которой форма для оттиска на бумаге создается путем выглаживания гранильником (качалкой) шероховатой поверхности доски. Термином «меццо-тинто» также называют популярную разновидность гравюры на металле.
Меццо-тинто заметно отличается от офорта бархатностью тонов, плавностью границ изображения, а также богатым разнообразием цветовых оттенков. Эта техника широко использовалась в XVII-XVIII веках для создания печатных портретных репродукций.
Виды и особенности меццо-тинто
Меццо-тинто включает 2 основных метода обработки печатных форм:
В обоих случаях гладкие области формы при печати будут белыми, а на шероховатых участках пластины останется типографская краска. В результате на бумаге получится оттиск черно-белого художественного изображения.
При изготовлении разноцветных гравюр художник последовательно обрабатывает по одной из вышеописанных технологий несколько печатных форм. Количество обработанных пластин должно соответствовать числу цветов на оттиске (эстампе).
Меццо-тинто значительно уступает офорту по тиражности печатных изображений из-за относительно небольшой глубины обработки формы. В этой технике редко получается создать более двух сотен оттисков хорошего качества с оригинальной пластины.
История меццо-тинто
История меццо-тинто насчитывает почти 4 столетия. Изобрел эту технику печати, а точнее — метод «от светлого к темному», немецкий художник-самоучка Людвиг фон Зиген (Ludwig von Siegen) в 1642 году. Ему же принадлежит авторство самого раннего произведения — гравюры с изображением графини Амалии Элизабет из Ханау-Мюнценберга.
Спустя 20 лет принц Руперт Рейнский (Prince Rupert of the Rhine) изобрел второй метод меццо-тинто («от черного к светлому»). Этот выдающийся человек не только сделал блестящую военную карьеру в Англии, но и оставил свой след в искусстве. Во время пребывания в Германии Руперт познакомился с изобретением фон Зигена и увлекся гравюрой. Обладая пытливым умом, принц придумал альтернативный метод графической техники, который вскоре вызвал большой интерес в Англии.
В начале XVIII века потомок французских беженцев Якоб Кристоф Ле Блон (Jacob Christoph Le Blon), живший в Амстердаме, изобрел систему трех- и четырехцветной печати меццо-тинто. Его разработки в середине XIX века стали основой для создания еще одной печатной техники — хромолитографии.
Вплоть до 30-х годов ХХ века меццо-тинто пользовался огромной популярностью в Англии. Здесь уже с середины XVIII столетия появилось большое количество энтузиастов, которые коллекционировали гравюры-портреты, созданные в этой технике. В других странах Европы увлечение меццо-тинто было более сдержанным. В Германии и Франции его быстро вытеснила литография в качестве основной техники изготовления цветных репродукций картин.
Изобретение офсетной печати и бурное развитие фотографии стали главными причинами снижения интереса к меццо-тинто в конце XIX века. Старинная разновидность гравюры не могла на равных соперничать с новыми техниками печати — слишком трудоемким и сложным был процесс ее создания.
В наши дни лишь немногие художники используют меццо-тинто в своем творчестве. Но произведения мэтров графики прошедших эпох, выставленные в залах музеев и галерей, до сих пор вызывают восхищение у публики.
Известные мастера меццо-тинто
Среди известных мастеров меццо-тинто есть и профессиональные художники, и любители. Но каждый из них, без сомнения, заслужил отдельного упоминания в нашей статье:
На портале Very Important Lot всегда можно принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата старинных мастеров. Наш сайт также дарит всем желающим возможность купить картины у современных художников напрямую.
Меццо-тинто. Что за зверь?
До появления технологии полиграфической печати только гравюра помогала создавать репродукции и тиражировать полотна живописцев, делая произведения искусства доступными широкой аудитории. Меццо-тинто — одна из техник печатной графики.
А если Вам кажется, что Вы не знакомы с техникой Меццо-тинто или «Черной манерой» в офорте, вспомните илюстрации к книгам сказок Шарля Перро, детской версии «Дон Кихота» Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, созданные Гюставом Доре. А от издания «Рейнеке-лис» Гете было невозможно оторваться в том числе из-за изображений Вильгельма фон Каульбаха.
Меццо-тинто — одна из самых трудоемких техник печатной графики. В отличие от других способов глубокой печати (офорт, резец, сухая игла), рисунок создается выглаживанием светлых мест, а не нанесением на медную доску линий. Но ни одной другой техникой не достигается глубина бархатно-черного тона, тонкость и богатство градаций оттенков, живописная мягкость тоновых переходов. Также Меццо-тинто служит и для цветной печати.
До сих пор все процессы создания меццо-тинто выполняются вручную. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка» даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.
После этого художник переносит эскиз в зеркальном отражении на шероховатую поверхность меди и при помощи шабера и гладилки начинает полировать те места, которые при печати должны дать светлые оттенки — от черного до жемчужно-серого и даже белого.
Первую гравюру в технике меццо-тинто в 1642 году создал голландец Людвиг ван Зиген. Вслед за ним новой техникой овладевали граверы континентальной Европы, англичане (благодаря успехам которых меццо-тинто получила название «английской манеры»), и даже мастера в России. Например, живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года из знаменитой Военной галереи Зимнего дворца, исполненные англичанином Джорджем Доу, тиражировал для русских патриотов брат художника Генри — и делал он это в технике меццо-тинто. В ней также работали, например, Уильям Генри Симмонс и Мауриц Корнелис Эшер.
Обычно в меццо-тинто автор имеет на выходе до 40 экземпляров работы. В сравнении с иными видами печатной графики, где оттиски могут исчисляться сотнями, это очень малый, по-настоящему ограниченный тираж. Каждый отпечатанный лист имеет так называемую сигнатуру: художник подписывает карандашом порядковый номер оттиска, а через слэш — общий размер тиража.
Мне хотелось показать как можно более разнообразные образцы Меццо-тинто, но не удалось охватить и сотой части офортов в этой технике, с необыкновенно широкими возможностями.
Меццо-тинто
(от итал. mezzo – средний и tinto – окрашенный, тонированный), «чёрная манера», вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. Техника была изобретена в сер. 17 в. немецким мастером Л. Зигеном. Медную доску обрабатывают специальным инструментом («качалкой»), чтобы её поверхность стала шероховатой. Те места, которые должны быть светлыми, выскабливаются (полируются). Чем сильнее полировка, тем светлее будет тон. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов.
Д. Смит. «Автопортрет». Меццо-тинто. 1696 г.
Полезное
Смотреть что такое «Меццо-тинто» в других словарях:
МЕЦЦО-ТИНТО — (ит.). Тон, составляющий переход от света к тени, от белого к черному. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЦЦО ТИНТО ит. Эстамп, сделанный одною черною краской. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
МЕЦЦО-ТИНТО — МЕЦЦО ТИНТО, нескл., ср. (итал. mezzotinto) (тип.). Способ типографского воспроизведения гравюр с глубокой формы одной черной краской. || Гравюра, напечатанная этим способом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕЦЦО-ТИНТО — (от итал. mezzo средний и tinto окрашенный) (черная манера) вид углубленной гравюры, в котором поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым… … Большой Энциклопедический словарь
меццо-тинто — сущ., кол во синонимов: 2 • гравирование (13) • способ (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
меццо-тинто — меццо тинто, нескл … Орфографический словарь-справочник
Меццо-тинто — МЕЦЦО ТИНТО, или черная манера, ручная печ. форма глубокой печати, гравюра на меди, изготовленная на зерненой металлической пластине, которую для этого обрабатывают качалкой инструментом с мелкими зубчиками. На пластину при помощи кальки с… … Издательский словарь-справочник
Меццо-тинто — (ЧЕРНАЯ МАНЕРА) (от ит. mezzo средний + tinto крашеный) ручной способ изготовления печатных форм глубокой печати, при котором специальным инструментом (гранильником, качалкой), покрытым мелкими зубцами, вручную придают шероховатость поверхности… … Реклама и полиграфия
Меццо-тинто — Пример гравюры меццо тинто, работа фламандского худ ка Валлеранта Вайланта Меццо тинто, «чёрная манера» (итал. mez … Википедия
Меццо-тинто — (от итал. mezzo средний и tinto окрашенный, тонированный) «чёрная манера», вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. При изготовлении печатной формы для гравюры М. т. полированная поверхность медной пластины механическим или… … Большая советская энциклопедия
меццо-тинто — <<меццо т<>и<>нто>> неизм.; ср. [от итал. mezzo средний и tinto окрашенный] Полигр. Способ гравирования на металле, предназначенный для глубокой печати. * * * меццо тинто (от итал. mezzo средний и tinto окрашенный) (чёрная манера), вид… … Энциклопедический словарь
Что такое меццо-тинто? Базовые вопросы о гравюре накануне выставки Blackout
В пятницу, 2 августа, в Арт-галерее Ельцин Центра открывается выставка «„Blackout“. Избранные гравюры в „черной манере“ из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств». Проект представит полторы сотни работ современных художников, работающих в очень редкой технике гравюры — меццо-тинто. Название техники указывает на присутствие в гравюрах бархатно-черного фона, сопоставимого по глубине с угольным и смоляным оттенками, а также характеризует нетрадиционный процесс создания изображения – от темного к светлому. Художник будто высвечивает объекты из первозданной темноты.
Выставка предваряет открытие в Екатеринбурге V Международного фестиваля меццо-тинто. Специально для выставки Blackout отобрали лучшие работы 88 художников из 30 стран — из Аргентины, США и Канады, Европы, Японии и Австралии. А еще проект Blackout — это превью фестиваля меццо-тинто, который стартует 16 августа на двух площадках: в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и Международном центре искусств «Главный проспект».
The Village разобрался, почему «черная манера» — это не искусство для избранных, а знакомая каждому с детства техника, и что полезно узнать перед походом на выставку.
Меццо-тинто — одна из разновидностей гравюры на меди. Еще эту технику исторически называют «черной манерой», или maneranegra. О технике мало знают как в России, так и за рубежом, — даже в семьях художников. «Когда я показываю моим близким друзьям и семье свои работы или рассказываю о технике меццо-тинто, и даже просто о гравюре, оказывается, что они даже не слышали об этом», — признается участница открытого конкурса меццо-тинто Джейсон Рейтом из Франции.
Почему гравюры знакомы каждому
Между тем черно-белые картинки большинству из нас знакомы с детства по книгам сказок Шарля Перро — монохромные иллюстрации к ним создавал великий Гюстав Доре. Кроме того, он иллюстрировал адаптированные детские версии «Дон Кихота» Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. От издания «Рейнеке-лис» Гете было невозможно оторваться в том числе из-за изображений Вильгельма фон Каульбаха.
V Международный фестиваль меццо-тинто, проект Blackout
Где: Арт-галерея Ельцин Центра, 3 этаж
Адрес: ул. Бориса Ельцина, д. 3
когда: 2 — 25 августа 2019
Часы работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной
Стоимость билета: от 100 рублей
Зачем придумали меццо-тинто
До появления технологии полиграфической печати именно гравюра — или печатная графика, эстамп — помогала создавать репродукции и тиражировать полотна живописцев, монументальные росписи и рисунки, делая произведения искусства доступными широкой аудитории.
Первую гравюру в технике меццо-тинто в 1642 году создал голландец Людвиг ван Зиген. Вслед за ним новой техникой овладевали граверы континентальной Европы, англичане (благодаря успехам которых меццо-тинто получила название «английской манеры»), и даже мастера в России. Например, живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года из знаменитой Военной галереи Зимнего дворца, исполненные англичанином Джорджем Доу, тиражировал для русских патриотов брат художника Генри — и делал он это в технике меццо-тинто.
За 350 лет искусство черно-белой гравюры прошло путь от способа копирования чужих оригиналов до авторской техники, которая служит исключительно для воплощения замыслов художника.
Как художники работают в «черной манере»
До сих пор все процессы создания меццо-тинто выполняются вручную: сначала художник гравирует на медной пластине изображение, а затем с полученной матрицы отпечатывает на бумаге оттиски. Это сложный, трудоемкий и ресурсозатратный процесс. Только на так называемое закачивание медной доски уходят дни, недели, а то и месяцы труда — в зависимости от размера медной пластины.
После этого художник переносит эскиз в зеркальном отражении на шероховатую поверхность меди и при помощи шабера и гладилки начинает полировать те места, которые при печати должны дать светлые оттенки — от черного до жемчужно-серого и даже белого.
Обычно в меццо-тинто автор имеет на выходе 20, 30, 40 экземпляров работы. В сравнении с иными видами печатной графики, где оттиски могут исчисляться сотнями и даже тысячами, это очень малый, по-настоящему ограниченный тираж. Каждый отпечатанный лист имеет так называемую сигнатуру: художник подписывает карандашом порядковый номер оттиска, а через слэш — общий размер тиража.
Как распорядиться тиражом, решает сам автор. Он может продавать свои работы лично или с помощью галерей, обмениваться оттисками с другими художниками, представлять свои произведения на выставках или конкурсах печатной графики (в мире таких смотров немало, и большое преимущество печатной графики заключается в том, что автор может присутствовать со своими работами одновременно в нескольких местах.
Гравюру, печатную графику и меццо-тинто в частности очень любят коллекционеры. Во-первых, стоимость тиражной графики достаточно демократична, а во-вторых, вложения безоговорочно оправдываются тем, что каждый оттиск является не копией, а оригиналом. Особенный интерес представляет то, кто еще обладает оттисками автора: возможно, это успешная галерея или государственный музей.
Меццо-тинто — гравюра.
Меццо-тинто — гравюра с бархатными тонами и богатыми цветовыми оттенками
Меццо-тинто — разновидность гравюры и техника глубокой печати: что такое меццо-тинто, виды, особенности, история, примеры. Известные художники, творившие в технике меццо-тинто.
Меццо-тинто. Джо Грозар. Гравюра «Счастливые дачники», 1793
Меццо-тинто (от итальянского mezzo — «средний», tinto — «окрашенный») — это техника глубокой печати, в которой форма для оттиска на бумаге создается путем выглаживания гранильником (качалкой) шероховатой поверхности доски. Термином «меццо-тинто» также называют популярную разновидность гравюры на металле.
Меццо-тинто заметно отличается от офорта бархатностью тонов, плавностью границ изображения, а также богатым разнообразием цветовых оттенков. Эта техника широко использовалась в XVII-XVIII веках для создания печатных портретных репродукций.
Меццо-тинто. Людвиг фон Зиген. Гравюра «Портрет Амелии Элизабет фон Гессен», 1642
Виды и особенности меццо-тинто
Меццо-тинто. Валлерант Вайлант. Гравюра «Автопортрет», 1675
В обоих случаях гладкие области формы при печати будут белыми, а на шероховатых участках пластины останется типографская краска. В результате на бумаге получится оттиск черно-белого художественного изображения.
Меццо-тинто. Авраам Блотелинг. Гравюра «Церера», 1676
При изготовлении разноцветных гравюр художник последовательно обрабатывает по одной из вышеописанных технологий несколько печатных форм. Количество обработанных пластин должно соответствовать числу цветов на оттиске (эстампе).
Меццо-тинто. Принц Руперт Рейнский. Гравюра «Великий палач», 1685
Меццо-тинто значительно уступает офорту по тиражности печатных изображений из-за относительно небольшой глубины обработки формы. В этой технике редко получается создать более двух сотен оттисков хорошего качества с оригинальной пластины.
Меццо-тинто. Джон Смит. Гравюра «Святая Агнесса», 1715
История меццо-тинто
История меццо-тинто насчитывает почти 4 столетия. Изобрел эту технику печати, а точнее — метод «от светлого к темному», немецкий художник-самоучка Людвиг фон Зиген (Ludwig von Siegen) в 1642 году. Ему же принадлежит авторство самого раннего произведения — гравюры с изображением графини Амалии Элизабет из Ханау-Мюнценберга.
Меццо-тинто. Иоганн Элиас Ридингер. Гравюра «Опасный сон», 1715
Спустя 20 лет принц Руперт Рейнский (Prince Rupert of the Rhine) изобрел второй метод меццо-тинто («от черного к светлому»). Этот выдающийся человек не только сделал блестящую военную карьеру в Англии, но и оставил свой след в искусстве. Во время пребывания в Германии Руперт познакомился с изобретением фон Зигена и увлекся гравюрой. Обладая пытливым умом, принц придумал альтернативный метод графической техники, который вскоре вызвал большой интерес в Англии.
Меццо-тинто. Жак Фабьен Готье д’Аготи. Гравюра «Анатомия головы», 1748
В начале XVIII века потомок французских беженцев Якоб Кристоф Ле Блон (Jacob Christoph Le Blon), живший в Амстердаме, изобрел систему трех- и четырехцветной печати меццо-тинто. Его разработки в середине XIX века стали основой для создания еще одной печатной техники — хромолитографии.
Меццо-тинто. Джон Диксон. Гравюра «Дэвид Гаррик в роли Ричарда III», 1772
Вплоть до 30-х годов ХХ века меццо-тинто пользовался огромной популярностью в Англии. Здесь уже с середины XVIII столетия появилось большое количество энтузиастов, которые коллекционировали гравюры-портреты, созданные в этой технике. В других странах Европы увлечение меццо-тинто было более сдержанным. В Германии и Франции его быстро вытеснила литография в качестве основной техники изготовления цветных репродукций картин.
Меццо-тинто. Роберт Сэйер, Джон Беннетт. Гравюра «Общество патриотических леди», 1775
Изобретение офсетной печати и бурное развитие фотографии стали главными причинами снижения интереса к меццо-тинто в конце XIX века. Старинная разновидность гравюры не могла на равных соперничать с новыми техниками печати — слишком трудоемким и сложным был процесс ее создания.
Меццо-тинто. Джон Рафаэль Смит. Гравюра «Европа», 1776
В наши дни лишь немногие художники используют меццо-тинто в своем творчестве. Но произведения мэтров графики прошедших эпох, выставленные в залах музеев и галерей, до сих пор вызывают восхищение у публики.
Меццо-тинто. Уильям Уорд. Гравюра «Дочери сэра Барта Томаса Франкленда», 1797
Известные мастера меццо-тинто
Меццо-тинто. Уильям Уорд. Репродукция картины Джошуа Рейнольдса «Леди Вальдегрейв», 1781