Мевлана турция что это
Мевлана – духовный учитель Турции
Джелаладдин Руми (Мевлана) до сих пор остается одним из самых значимых людей в истории Турции. Этот поэт, философ и просто добродетельный человек стал вдохновителем дервишского ордена «мевлеви», который после его смерти основал его сын. В течение всей своей жизни Мевлана старался привить понимание любви и равноправия не только турецкому народу, но и всему миру. Именно поэтому в Турции его почитают практически также сильно как Мустафу Кемаля Ататюрка, который подарил своему народу свободу и создал светское общество. Но обо всем по порядку.
Джелаладдин Руми родился в 1207 году в городе Балх. Его отец, который был придворным ученым и проповедником-суфием, дал сыну блестящее образование. В 1231 году после смерти отца Джелаладдин занял его место при дворе. Социальные неурядицы, проблемы и отсутствие стабильности вскоре углубили суфийские настроения Джелаладдина и побудили его присоединиться к лагерю крайних суфиев. Мевлана (что в переводе с арабского означает «наш господин») начинает еще более активно заниматься литературным творчеством и проповеднической деятельностью.
Во всех своих произведениях Мевлана проповедовал гуманистические понятия и незыблемую ценность каждой человеческой жизни, независимо от материального положения и статуса в обществе. Он всегда призывал любить жизнь во всех ее проявлениях и учиться воспринимать проблемы и горести позитивно. Учил жить скромно и сдержанно, вдали от всего наносного и поверхностного, рядом с приятными душе людьми и в благодарности за все, что дал Бог. Именно ему принадлежат следующие строки: «Есть душа, в которой и следует искать свою суть. Ищи драгоценность, сокрытую в горе тела. О, бредущий друг мой, изо всех сил ищи. Однако ищи не вовне, а внутри себя». Каждая строчка поэтического наследия Мевланы пропитана любовью к Богу и людям. За это его глубоко уважал Мустафа Кемаль Ататюрк, который говорил, что Мевлана «великий реформатор, прививший ислам турецкому духу».
Западным людям имя Мевланы может быть не знакомо, однако все отлично представляют себе знаменитых вращающихся дервишей. Этот танец, называемый «сема», является одним из обязательных обрядов последователей Мевланы – дервишей. Сам Мевлана писал о нем следующее: «Знаете ли вы, что такое «сема»? Это познание состояния друга и приоткрытые тайн Всевышнего. Это борьба за чистоту своих помыслов». Великий философ верил в то, что в этом танце любой человек может соприкоснуться душой с Богом.
Танцоры, исполняющие танец вращающихся дервишей, называются семазенами. Они обычно одеты в белые балахоны, а на их голове красуется высокая чалма. Сема исполняется на круглой площадке, которая символизирует мироздание. Каждое движение в этом танце, каждый взмах руки имеет свое толкование. Танец исполняется под музыку, сочиненную Мустафой Итри, а в песне поется о достоинствах Мевланы.
По Турции: Конья и музей Мевлана
День седьмой. Ургюп-Конья-Памуккале
Рано утром в 7 часов мы выехали на своем автобусе в сторону Коньи. Расстояние в 220 километров мы преодолели за четыре часа, сделав одну остановку в Каравансарае.
«Караван-сарай»
Турция — страна, где встретились многие древние и средневековые цивилизации. Через нее проходили основные пути с востока на запад и с запада на восток. Пути невозможны без дорог. Дороги невозможны без придорожной инфраструктуры. Пути предполагали многодневные путешествия с остановками на ночь или, наоборот, на день в жаркое полуденное время. Такие остановки путники совершали в каравансараях, местах, где можно найти воду и тень. Мы остановились у одного из таких каравансараев в Каппадокии. Каменное здание — хорошее убежище от жары и дождя. Изумрудное озеро — прекрасный источник питьевой воды. Действительно, здесь приятно провести ночь, отдохнуть, чтобы наутро снова в путь. Воображение рисует караваны верблюдов и лошадей, навьюченных товаром, как это мы видим в исторических фильмах. Очень примечательное место! Наверное, таких караван-сараев много по Турции. Для туристов хорошо обустроили именно этот.
В 11.00 мы были уже в Конии. Здесь нам было отведено полтора часа на осмотр достопримечательностей в центре города. Оказалось, Конья — огромный город с двухмиллионным населением. Считается, что в античные времена он назывался Иконион. Его посещал Апостол Павел, он упоминается в Деяниях Апостолов в Новом Завете. Почитаемая в православии Параскева Пятница (или Параскева Иконийская) родилась в этом городе. В период Римской империи город именовался Клавдикониум в честь императора Клавдия. Здесь жил Омар Хайам.
Сейчас наиболее почитаемым местом Коньи является Мавзолей Мевляны — Джалаледдина Руми. Именно сюда в первую очередь ведут туристов. Остальные достопримечательности — если останется время.
Музей Мевлана — «Бирюзовый купол над гробницей «нашего господина»
Музей Мевляна — основная достопримечательность Коньи, которая притягивает к себе как местных паломников и почитателей творчества этого поэта, жившего в XIII-ом веке, так и таких туристов как мы, путешествующих на автобусах. Специально ехать в Конью довольно накладно, так как она находится на значительном расстоянии и от Стамбула и от курортов средиземноморья. Для нас же музей Мевляны оказался хорошим поводом заехать в Конью на пути из Каппадокии в Памуккале. Бирюзовый купол над гробницей стал визитной карточкой Коньи — он узнаваем и отличаем от куполов других многочисленных мавзолеев Турции. Мевляна — прозвище (в переводе с фарси «наш господин») поэта Джалаладдина Руми. Посещение музея — хороший повод разобраться с его творчеством. А также со средневековой историей и институтом дервишей. Так что разочарованными не останетесь!
Мечеть Азизие
Мечеть Азизие отличается от других многочисленных турецких мечетей соими необычными резными минаретами. Она была построена в 1671–76 годах Мустафы Паши — во времена Султана Мехмеда IV. Гуляя по центру Коньи после посещения музея Мевланы вы обязательно увидите эту мечеть.
Мечеть Селимийе
Мечеть Селимийе связывают с именем Султана Селима — сына Султана Сулеймана Великолепного современника Ивана Грозного. Время постройки — 1558–1587. Вы ее обязательно увидите, так как она находится рядом с музеем Мевланы, ради которого вы и приехали в Конью.
Мечеть Шерефетдин
Мечеть находится в центре города на бульваре Алаеддина напротив главпочтамта. Считается, что эта мечеть была построена еще в XIII-ом веке при шейхе Ибрагиме Втором. Позднее она была разрушена и заново построена в 1636 году. Купол покоится на шести колоннах.
Ходжа Насреддин — уроженец Турции
Для меня было откровением узнать, что знакомый с детства персонаж сказок народов Средней Азии родился, проживал и умер на территории нынешней Турции. Считается, что это произошло в XIII-ом веке. То есть он был современником поэта Руми. Выяснилось это для меня, когда в районе Коньи на нашем пути стали попадаться многочисленные фигуры и изображения Насреддина, а также — этнографический музей его имени. Забавный персонаж верхом на осле задом наперед напомнил мне детские сказки. Оказалось, что это — реальный человек, память о котором хранят многие народы Востока, и особенно в Турции.
Мои видеоролики
Конья Каравансарай
Конья Каравансарай слайд-шоу
Конья Музей Мевлана
Конья
Конья слайд-шоу
Коньяиз окна автобуса
Вот что из этого путешествия получилось на Туристере:
Мевлана (Мевляна) Руми: идеи терпимости и вращающиеся дервиши Турции
Турция является необычным примером страны исламского мира – открытая, секулярная, с каждым годом все более терпимая и демократичная. Наряду с Ататюрком, отделившим ислам в Турции от государства и провозгласившим терпимость и миролюбие к окружающему миру, идеология современного турецкого государства также фактически опирается и на идеи Мевланы (в русском языке также принято написание Мевляна). Однако в первые десятилетия существования Турецкой Республики учение Мевланы стало жертвой ограничений в рамках общей политики отделения ислама от государства (например, было запрещено публичное исполнение танца дервишей мевланисткого ордена). Но затем власти поняли, что Мевлана с его терпимостью может быть полезен новому турецкому светскому государству.
Мевлана, этот необычный и выдающийся человек, живший 800 лет назад, проповедовал идеи, которые остаются и в наши дни революционными для ислама, остающегося большей частью глубоко традиционалистской закрытой доктриной. Слова Мевланы о братстве и единстве всех людей мира «Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!», произнесенные несколько столетий назад являются почти официальным слоганом современной Турции. Турецкие власти и в своих публикациях для заграницы и внутри страны широко пропагандируют наследие Мевланы. Полтора года назад в Турции широко отмечалась круглая дата – 800 лет со дня рождения Мевланы (его полное имя Мевлана Джалаледдиин Мухаммед Руми. Причем, «Мевлана» (с арабского «наш господин»)- это уважительное прозвище, ставшее частью имени).
На празднование этой даты в декабре 2007 года в город Конья, где находится центр ордена последователей мевланисткого учения и где захоронен сам Мевлана, приехали тысячи людей со всего мира. Для нынешней Турции учение Мевланы служит одним из обоснований того, что реформистское движение, осуществляемое уже почти сто лет в турецком государстве – с момента падения султаната, имеет исторические корни и в местном обществе и не является просто заимствованием западных идей. А вращающиеся (или, как их еще называют, кружащиеся или танцующие) дервиши Мевлеви (ордена Мевланы) служат одним из ярких и запоминающихся образов современной Турецкой Республики. Предлагаем вашему вниманию материал из первоисточника от иновещания «Голоса Турции» о Мевлане и его учении (Орфография первоисточника сохраняется).
«Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!»
«…Мевлана был одним из наиболее ярких представителей средневекового исламского мистицизма. Это был великий мыслитель, стремившийся привить понимание любви не только турецкому народу, но и всему миру. Несмотря на то, что с момента кончины Мевланы прошло 733 года, идеи его живы. Сам он говорил, что день его ухода в лучший мир станет днем его рождения, ибо душа его вознесется к Всевышнему. Ежегодно 17-го декабря поклонники идей Мевланы стекаются в город Конья для того, чтобы принять участие в организуемых здесь торжественных юбилейных мероприятиях и посетить дом-музей Мевланы. Называются эти мероприятия «Шеб-и Арус».
Как мы сказали выше, Мевлана говорил, что день его смерти станет, по сути дела, его рождением, воссоединением с Богом. Творчество Мевланы было глубоко гуманистичным. Мевлане принадлежат следующие строки: «Есть душа, в которой и следует искать свою суть. Ищи драгоценность, сокрытую в горе тела. О, бредущий друг мой, изо всех сил ищи. Однако ищи не вовне, а внутри себя».
Философия Мевланы полна любви к богу и людям. В наилучшей степени эту философию воспринял Великий Ататюрк, который сказал, что «Мевлана-великий реформатор, прививший ислам турецкому духу».
Учение Мевланы вдохновляло людей на благородные свершения. Это учение было глубоким и чистым источником, из которого черпали и продолжают черпать нравственные силы все люди. Мевлана способствовал тому, что все учились любить. Все люди для него были равны. Он знал, что Бог присутствует на Земле, что и отражал в своих стихах.
Вращающиеся дервиши и их танец
Танец «сема» исполняется на круглой площадке, символизирующей мироздание. Шейх восседает на красном ковре, который считается престолом Джелаледдина Руми Мевланы. Шейх же занимает этот престол временно, как бы замещая Мевлану. Красный цвет символизирует приобщение к божественной благодати. Как известно, Мевлана скончался после захода солнца. Новые члены ордена сидят на черных ковриках. Черный цвет символизирует бесцветность. Лишь дошедший до известного уровня дервиш получает право восседать на белом коврике.
(Данный материал был опубликован в издании (выпуск на русском языке) турецкой вещательной корпорации TRT – в буклете к вещательному сезону 2007 году иновещания TRT «Голос Турции». Редактор Хабиль Топалоглу).
Мевлана и его критика традиционным исламом
«Вопрос: Утверждение некоторых людей, что существует аят, подтверждающий суфийское учение. Можете ли вы разъяснить аят 69 из 4 суры? Некоторые люди говорят, что этот аят разрешил суфизм для людей.
Ответ: Хвала Аллаху. Аят, о котором вы спрашиваете это слова Всевышнего: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники «. (Женщины,69) Ибн Касир сказал в своем тафсире: «Т.е. того, кто совершал деяния в соответствии с приказами Аллаха и Его посланника, и сторонился того, что запретил Аллах и Его посланник, Аллах поселит в обитель благочестия и сделает спутником пророков и тех, кто следует за ними в степенях, а это правдивые мужи, мученики и затем все верующие, праведные внутренне и внешне. Затем Аллах похвалил их словами: «Как же прекрасны эти спутники».
Бухари привел от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Я слышала как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал во время болезни, в которой он скончался: «Каждому пророку во время болезни представлялся выбор между этим миром и следующим». Затем он сильно захрипел и я услышала как он сказал: » Вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками», и я поняла, что ему был дан выбор». (Тафсир Ибн Касира)
После этого, Ибн Касир привел некоторые мнения касающиеся причины ниспослания этого аята, затем сказал: «И важнее всего этого, радостная весть, которая приводится в достоверных сборниках и муснадах от множества сподвижников, передающих, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о человеке, который любит праведников, хотя сам не достиг их степени в деяниях. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек будет с теми, кого полюбил». Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мусульмане не радовались ничему так, как радовались этому хадису. Я люблю посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и люблю Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) и надеюсь, что Аллах воскресит меня с ними, даже если я и не совершал таких деяний как они».
И в этом аяте, как видите, нет никаких доводов в пользу суфийского учения.
И если суфии правдивы, то пусть подчинятся Аллаху и Его посланнику и придерживаются его шариата, как об этом говорится в аяте, чтобы оказаться из числа преуспевших. А они утверждают, что аулия (близкие к Аллаху люди) знают сокровенное, которое не знает никто помимо Аллаха, и превращают обхождение вокруг могил и просьбу у умерших в поклонение, что на самом деле является просьбой помощи у других помимо Аллаха, неверием и язычеством. Также они говорят, что Аллах ниспосылает им откровения и внушает в их сердца то, чего нет в Коране и Сунне, и что избранные не обязаны соблюдать предписания Ислама являющиеся обязательными для простых людей. Кроме этого они придумывают зикры, которых нет ни в Книге Аллаха, ни в сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и после всего этого хотят быть из числа преуспевших вместе с пророками и правдивыми мужами. Но нет! Они вместе с шайтанами и язычниками. Мы просим Аллаха прощения наших грехов, любви в наших сердцах к Его пророку (да благословит его Аллах и приветствует), к его праведным сподвижникам, а также просим Аллаха, чтобы он собрал нас вместе с ними на седалище истины, ведь Он воистину Всемогущий Властелин».
«Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид.«Ислам: вопрос и ответ» islam-qa.com/ru»
От себя отметим, парадоксы исламского мира заключаются в том, что богословы, например, более умеренной суннитской Саудовской Аравии, как это было видно из приведенного выше материала, относятся к суфиям строго, а Иран, несмотря на свой радикальный курс, к Мевлане относится доброжелательно, считая его своим соотечественником и великим исламским представителем. Иранское иновещание «Голоса Исламской Республики Иран» посвятило в недавнем юбилейном для учения Мевланы году немало хвалебных программ на различных языках в честь этого исламского деятеля.
Любимый город Мевланы – Конья. Ататюрк и Мевлана
«В этом городе можно почувствовать дыхание роз, и свежесть. Речь сегодня пойдет о городе Конья, про который Мевлана написал следующие строки: «Город святых, в котором меч врага затупляется».
Я не достиг твоего мира верности,
В твоем дворце, Конья, живут соловьи.
Приглашаем вас вдохнуть воздух древнего города с более чем 9-тысячелетней историей, прогуляться по узким улочкам города, осмотреть его пригороды, селения, поселки, увидеть растения и цветы здешних мест, познакомиться с проживающими здесь людьми, почувствовать красоту, присущую Конье в любое время года.
Наряду с тем, что Конья служила столицей Сельджукского государства на протяжении более двухсот лет, город стал местом зарождения Османского государства. Позже Конья послужила толчком к созданию Республики Турция.
Великий лидер турецкого народа Мустафа Кемаль Ататюрк в свое время в послании всему человечеству заявил следующее: «Мы прекрасны, и ты тоже будь прекрасен, улучшай себя. Приобретай наши навыки и привычки, привыкай к нам, а не к другим». Эти слова показывают, в какой степени Ататюрк испытывал на себе влияние Мевланы. А вот какими словами описывал Ататюрк Конью: «В какое бы время я ни посещал Конью, дух Мевланы обнимает всю мою сущность» («Из программы русского вещания «Голос Турции» от 14/01/2010).
Предисловие, составление и примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 18/08/2009; Обновлено 15/01/2010
Мевляна
Мевляна
Руми | |
Имя при рождении: |
---|