Мейсенский букет что это значит
Фарфор Мейсен – три века истории посуды из Саксонии, фото сервизов, ваз и статуэток, фирменное клеймо
Вряд ли мог представить юный алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер, что главным достижением его жизни станет не добытое из ртути золото, и даже не философский камень, а мейсенский фарфор. Что за удивительная ирония судьбы! На избранном поприще потомок ювелира, изготовителя денег и эксперта по монетам, прослыл мошенником. А подневольно найдя формулу белого золота, стал отцом европейского фарфора. Того самого, что уже несколько веков считается эталоном.
Саксонский фарфор, отметивший уже 310 лет своего лидерства в отрасли, рождался в замысловатых коллизиях алчности и преклонения перед шедеврами китайских мастеров, упорного труда и мошенничества. Не обошлось без счастливых случайностей и детективных поворотов. Но какой бы витиеватой ни была история появления бренда «Meissen фарфор», еще при жизни его создателя было ясно: секрет китайцев разгадан. В Европе есть свое «белое золото».
Факты и легенды – от алхимии к магии
Бёттгер с 16 лет всерьез мечтал добиться цели всех алхимиков, но на пути к результату позволял себе пудрить мозги современникам. Демонстрировал опыты по «золочению» простых металлов. Дешевый пиар не остался без внимания властей, и от преследования короля Пруссии «фокуснику» удалось спрятаться под крылом саксонского правителя. Августу Сильному, приютившему алхимика не из благородных позывов, Бёттгер нужен был по двум причинам:
Надежды получить неиссякаемый источник золота рухнули уже в 1701 году. Беттгер промотал деньги, выделенные курфюрстом на опыты, и был заключен под стражу. А через 3 года незадачливый, но пытливый алхимик поступил в распоряжение Фон Чирнгауза, занимавшегося поиском рецепта фарфора. Будучи создателем стеклянных заводов, граф исследовал минералы, ставил физические опыты, пытаясь получить подходящую глиняную массу.
Яшмовый фарфор
Тандем физика и алхимика дал первые результаты в 1705 г. Образцы керамики этого периода получились непористыми, тонкостенными, звенящими, стойкими к высокой температуре, но красными. Создавалось впечатление, что посуда вырезана из яшмы — минерала похожего оттенка. Структура керамики уже почти соответствовала китайскому фарфору, но секрет белизны материала пока оставался нераскрытым.
Исследователи продолжали поиски. А яшмовый фарфор становился популярным благодаря:
Спустя время продукции дали имя Бёттгера.
На фото — антикварные изделия, старинный беттгеровский фарфор
Впрочем, слава изобретателя фарфора тоже полностью досталась алхимику.
Но знати нужна была посуда такого же цвета, как и китайская. Вдохновленный первым успехом Август Сильный проспонсировал дальнейшие поиски: в Дрездене оборудовали лабораторию, где суждено было родиться настоящему белому золоту.
Предметы из сервиза «Лебединый»
Как нашли главный ингредиент
Исторически подтвержденных сведений о том, как из всех сортов глины, встречающихся на территории Саксонии, была найдена «шнорровская земля», ставшая аналогом каолина (главного ингредиента китайского фарфора), нет. Но бытует забавная легенда о том, как Беттгер разгадал секрет, над которым европейцы так долго бились.
Известно, что в те годы в моде были парики. При изготовлении аксессуара цирюльники использовали пудру. Но и здесь не обошлось без мошенничества. Алхимик обратил внимание на то, что его парик припудрен странной субстанцией — жирной и комковатой. В ходе разбирательства Бёттгер выяснил, что недобросовестный цирюльник, желая сэкономить, посыпал парики сухой растолченной глиной белого цвета. Чирнгауз с Бёттгером вышли на поставщика сырья — не уступающую по качеству каолину «пудру» для париков продавал купец Шнорр.
Результаты испытаний произвели настоящий фурор. В записях о каждом шаге к поставленной цели за 15.01.1708 г зафиксирован день рождения немецкого фарфора. Полупрозрачная белая пластина, прошедшая 12-часовой обжиг, стала первым образцом. Испытания получили высочайшую оценку: материал превосходил китайскую продукцию по прочности. Так изобрели твердый фарфор, который впоследствии станет известен на весь мир как мейсенский.
Первая мануфактура
Убедившись в достижении нужного результата — белоснежного тонкостенного фарфора, курфюрст повелел приступить к производству, отдав в 1710 г. под первую мануфактуру замок в Мейсене. Бывший алхимик поставлен во главе предприятия. Но подступы к замку Альбрехтсбург охранялись, а Беттгер, который владел тайной технологии и сам разработал рецептуру глазури разных оттенков, трудился в строжайшей тайне, практически в заточении. Так Август Сильный пытался сохранить монополию на изготовление фарфора.
Ваза с лепной виноградной лозой, изготовлена до 1720 г.
Первые изделия — подражание китайскому фарфору — принесли саксонскому правителю славу, вслед за которой начала пополняться казна. Фабрика в Мэйсоне принимала заказы от первых лиц соседних государств и местной знати.
Чашка с блюдцем, ок.1720 г.
За два года до смерти (умер в 1719 г.) Бёттгер освоил подглазурную роспись кобальтом. Интересно, что ярко-синий оттенок получается только после обжига. Нанесенный на сырую глину кобальт — это грязно-зеленый цвет.
Есть непроверенная информация, ставшая еще одной легендой, о том, что в попытке продать секрет рецептуры и технологии, алхимик скрылся из-под надзора. Но властный курфюрст вернул беглеца, не увидевшего больше свободы.
Секрет белого золота из Майсена еще какое-то время хранили стены замка. Считается, что тайна стала достоянием конкурентов через еще одного беглеца — Самуэля Штельцеля. Зная всю кухню, он переметнулся за щедрое вознаграждение к венским мастерам. И, хотя слуги Августа Сильного нашли и вернули специалиста, да с ним еще и талантливого художника привезли в Альбрехтсбург, фарфоровое производство уже стало достоянием Германии, Австрии, Франции.
Имена и стили
В 30-х годах с приходом Иоганна Кендлера начался выпуск фарфоровой скульптуры. Вклад художника настолько повлиял на развитие предприятия, стиль продукции, что мастер до сих пор почитаем в Мейсоне наравне с Бёттгером. Сейчас за статуэтку (одну!) из «Обезьяньего оркестра», созданного скульптором, а после преподнесенного в дар мадам Помпадур, на сайте антиквариата запрашивают до 60 000 руб.
Формы, разработанные Кендлером, актуальны на современном производстве, давно стали классикой. А тогда его блюда и подсвечники, конфетницы и композиции из фигурок животных, людей, ангелов были новаторством. Знатоки мейсенского фарфора считают высочайшим достижением художника сервиз, состоящий из 2,2 тыс. предметов, каждый из которых — произведение искусства. Мастер над своим творением работал 4 года и назвал сервиз «Лебединым».
Супница из знаменитого сервиза
Десятилетиями оттачивалась рецептура, обогащалась палитра красок, совершенствовался стиль. Эпоха рококо постепенно вытеснялась классицизмом. Соратником Кендлера в новой стилистике стал Мишель Виктор Асье. Отвечая на запросы времени и вкусы знати, мейсоновская продукция становилась все популярнее. Слава дошла до России.
Своего фарфора у Петра I не было. Государь познакомил подданных с китайской и немецкой посудой из белого золота. Высшая знать настолько полюбила фарфоровые вазы, сервизы, предметы декора, что в Альбрехтсбурге выделяли дни, когда работали только на русские заказы.
Екатерина Великая, ко двору которой уже поставлял продукцию Императорский фарфоровый завод, не единожды обращалась к германским мастерам. В Ораниенбауме она обставила немецким фарфором один из кабинетов. В истории Мейсена эпохи классицизма эта работа осталась как «Большой русский заказ». По мотивам античной мифологии сделали 40 фигур-аллегорий, изображений богов.
На фотографии — скульптура «Бог Аполлон на солнечной колеснице»
Только немецким мастерам императрица могла доверить увековечить в фарфоре любимую собаку. В Мейсен доставили картину с изображением Земиры, подробное описание ее внешности и характера. И опять работа оказалась выше всяких похвал
Любимая собака Екатерины II, 1776 г.
Мода на саксонские вазы, сервизы, статуэтки наложила отпечаток на первую продукцию Императорского фарфорового завода, заработавшего в С-Петербурге в середине XVIII в. Даже в Дулево, наряду с народными агашками для разночинцев, делали изысканные сервизы, достойные высшей знати, в духе лучших саксонских образцов.
Где сейчас работают мейсенские мастера
Замок оставался единственной производственной площадкой фарфора до 1863 г.
Столовый сервиз-солитер (так называли набор посуды на одну персону) середины XIX в.
Уже в следующем году новые цеха заработали на юго-западе города. Эту прописку завод сохранил до сих пор. Всего в 12 км от предприятия добывают каолин, из которого современные мейсенские мастера творят фарфоровые шедевры, расписывая их, как и прежде, вручную.
Кофейный сервиз (21 предмет) на 6 персон
Клеймо старейшей европейской фабрики
Художники говорят, что в отличие от секрета глиняной массы, предприятию удалось сохранить в тайне рецептуру красок. На основе разработок XVII-XVIII вв., когда количество пигментов укладывалось в десяток, за три века получили тысячи новых оттенков. Но первый (кобальтовая синь) неизменно служит для клеймения продукции.
Знаменитые скрещенные мечи — эмблема старейшего фарфорового завода Европы — перекочевали в 1722 г. на изделия мануфактуры со старинного герба Саксонии.
К тому времени Август Сильный был уже королем польским (Augustus Rex). Фарфор для него, членов семьи и высокопоставленных гостей маркировался монограммой правителя.
На фотографии рядом с монограммой — клеймо с аббревиатурой Королевской Порцелановой Мануфактуры для остальной продукции. Со временем клинки стали изогнутыми, а в период до 1773 г. между ними появилась точка. Ее ставили то сверху, то снизу. Варианты клейм настоящего мейсенского фарфора по годам — на фото:
С середины XX в. наряду с синими мечами ставили годовой символ.
Три века, будучи лидером и эталоном фарфоровой индустрии, предприятие следило за качеством и боролось с подделками. Зная нюансы заводских клейм, антиквары определяют год создания изделия. Чем старше предмет, тем выше цена.
Тарелка, чайная пара или кувшин, на которых под скрещенными саблями курсивом написано Meissen, — это современная продукция. Да, бренд отличается немалой стоимостью по сравнению с конкурентами. «Мейсен» — это очень дорого. Но за предметы с клеймом без надписи антиквары запросят гораздо более высокую цену.
На рынке попадаются оригинальные фарфоровые тарелки, статуэтки, на которых синие сабли словно перечеркнуты поперек.
Прорезанные или прокрашенные горизонтальные линии располагали выше, ниже клейма. Сомнений в том, что это настоящий Meissen, нет. Просто так помечали бракованные изделия. Количество линий сообщало о характере дефекта:
Такой товар фирма, претендующая на высшую оценку, на рынок не выпускала. Брак по дешевке отдавали мелким художникам.
Мейсен, да не тот
Среди многообразия вариантов мечей, шпаг, подписей подлинного мейсенского фарфора нет напечатанного названия города в овале (см. фото).
Такая надпись без мечей — совсем не тот Мейсен, за который отдают десятки тысяч рублей. И ведь речь не о фальсификате. Во второй половине XX в. город, где изобрели европейский фарфор — Мейсен, приютил еще один завод, работающий с белой глиной.
Новое предприятие имело право наносить на свою продукцию название прославленной родины саксонского порцелана. Начинающие коллекционеры, цель которых — посуда «мейсон», не раз попадались на незнании символики знаменитого завода:
А уж если попадутся где-то на блошином рынке якобы оригинальные предметы с надписями, отличающимися от Meissen (например, Maison, Meißen), то от покупки отказываются не раздумывая.
Неразгаданная тайна Мейсена
Понять, как можно за тарелку (не антикварную) диаметром 22 см, украшенную скромным букетом бело-розовых цветов, отдать больше 40000 руб., сможет только истинный ценитель.
Белая роза
Германский фарфор с трехсотлетней историей — это очень дорогое удовольствие. Формы, разработанные 1,5-2 века назад, ручная роспись, лепнина, позолота. Главное — высочайшее качество. И, конечно, бренд. Мейсен — это эталон. Не просто посуда, а искусство. Увидеть кружева тарелок, напоминающих ажурные фруктовые корзины и остаться равнодушным невозможно.
Мейсенское белое золото стало достоянием мировой культуры. Оно экспонируется в крупнейших музеях, хранится в частных коллекциях. 300 лет назад алхимик и физик создали чудо, магия которого не отпустит человечество уже никогда.
Мейсенский фарфор — посуда или произведение искусства?
Уже больше 300 лет элитные интерьеры в разных странах мира украшает мейсенский фарфор. Изделия славятся своим отменным качеством и высокой художественностью.
Автор статьи: Алена Асташева
В наши дни предметы сервировки стола, изготовленные немецкими мастерами, используются большей частью для декора комнаты. Чем же они так привлекательны? Давайте рассмотрим их повнимательней.
История мейсенского фарфора
В эпоху Великих географических открытий европейцы познакомились с культурой Востока. В Великобританию, Францию, Германию и другие страны потоком хлынули диковинные товары: чай, бумага, шелковая ткань и фарфор. В конце XVII столетия фарфоровые китайские вазы и статуэтки были настолько популярны, что приобрести их желал каждый второй житель Старого Света.
Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь. Король Польши и правитель Саксонии Август Сильный решил изменить положение дел. Коллекционер и страстный поклонник фарфоровых китайских предметов, он позаботился о том, чтобы в Германии было налажено собственное производство фарфоровой посуды. Жители Поднебесной надежно хранили секрет изготовления тонкостенных белых статуэток и сервизов. Августу ничего не оставалось, как прибегнуть к помощи великих ученых того времени, экспериментатора Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и алхимика Иоганна Бёттгера (Johann Friedrich Boettger).
В 1705 году они смогли изготовить посуду из красной глины (она по-прежнему выпускается предприятием). Уже после смерти Чирнхауса (1708-й год) Бёттгер нашел карьер с залежами белой глины. Спустя 2 года, в 1710-м, в городе Мейсене (юго-восток современной Германии) начала свою работу мануфактура, где из этой белой глины стали изготавливать посуду, очень похожую на китайскую.
Луковичный орнамент и Лебединый сервиз
Первоначально при производстве мейсенского фарфора копировали китайский стиль росписи, который позднее назвали «луковичным декором». Для нанесения рисунка использовали зеленую краску, в состав которой входил кобальт. После обжига фарфора она приобретала ярко-синий цвет.
Немецкие мастера, копируя традиционный китайский рисунок, допускали погрешности и изображали диковинный для них пион в виде ромашки. А гранаты и персики в их интерпретации приобретали некое подобие луковиц. Отсюда и название «луковичный орнамент».
Этот вид декора был настолько популярен, что его копировали и другие производители фарфора. А в самой только мейсенской коллекции насчитывается более 750 предметов сервировки стола, украшенных этим знаменитым рисунком.
В 1730-1760-х годах весомый вклад в развитие мейсенской мануфактуры внесли австрийский художник Иоган Грегориус Герольд (Johann Gregorius Hoeroldt) и скульптор Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler). Герольд усовершенствовал краску, которой расписывали фарфор, он расширил палитру до нескольких сотен оттенков.
А Кендлера по сей день считают главным скульптором мануфактуры. Он своими руками лепил фигурки птиц, животных, придворных дам и кавалеров. Вошел в историю и его знаменитый оркестр обезьян (21 фигурка, шутовская пародия на барокко), который купил французский король Людовик XV для своей дамы сердца маркизы де Помпадур.
Именно на мейсенской мануфактуре специально для управляющего предприятием Генриха фон Брюля был изготовлен самый большой сервиз 18 века в стиле рококо — 2 000 предметов сервировки на 100 персон. Его признают и самым роскошным элитным фарфором. Речь идет о Лебедином сервизе. Свое название он получил по рельефному изображению лебедей на тарелках. Основой для предметов сервировки стали модели, созданные Иоганном Кендлером и его помощником Иоганном Эберлейном (Johann Friedrich Eberlein).
Этот сервиз стал первым изделием в истории фарфора, декоративный облик которого определялся в первую очередь рельефом и только во вторую — художественной росписью. Его изготавливают и сегодня в трех разных вариантах: белоснежный (повседневный вариант), с золотой окантовкой или индийскими цветами (для праздничного стола). Стоимость одного предмета от 1 000 €.
За 300 лет своего существования мейсенская мануфактура изготовила около 200 000 предметов. Есть среди них и коллекционные изделия, стоимость которых растет с каждым годом. Они украшены золотом, серебром, платиной, драгоценными камнями. Мейсенский фарфор представлен в лучших музеях мира: Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк). Каждый предмет можно смело называть не просто посудой или статуэткой, а роскошным произведением искусства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
История, стили и определение подлинности мейсенского фарфора
До начала XVIII века в Европу фарфор доставлялся из Китая. Как ни пытались европейцы узнать тайну его производства, китайцы хранили ее в секрете. Разгадать секрет удалось в Германии, в небольшом городе Мейсене. Мейсенский фарфор с первых лет своего существования стал признаком роскоши и предметом культа в высшем обществе. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.
История создания
В конце XVII века в Европе возникла мода на китайский фарфор. Король Польши и курфюрст Саксонии Август Сильный, покровитель наук, также был его коллекционером. Посуда и статуэтки, которые доставляли из Поднебесной, продавались по баснословным ценам. Поэтому король мечтал основать собственное производство.
Август привлек двух ученых, которые начали работать над получением фарфора. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и экспериментатор, был к тому же основателем трех стекольных заводов в Саксонии. А вот второй, Иоганн Беттгер, слыл алхимиком. История умалчивает, за что курфюрст посадил его в тюрьму, но свое главное изобретение Беттгер сделал будучи заключенным.
В 1705 году ученым после двухлетних попыток удалось получить красный фарфор, который изобретатели назвали яшмовым. Это вид фарфора с высоким содержанием оксида железа до сих пор производят в Мейсене. В 1708 году Чирнхаус умер, и Беттгер продолжил изыскания самостоятельно. Он бился над созданием белого тонкостенного фарфора, но никак не мог подобрать вид глины, которая подошла бы для изготовления керамики.
Помогла случайность. Беттгер заметил, что парикмахер пудрит парики странным порошком, а не пудрой. После допроса тот сознался, что растратил деньги, которые ему выдали на пудру, и самостоятельно изготавливает ее из белой глины, добытой в карьере. Последний компонент был найден.
Алхимик также изобрел рецептуру глазури. Почти без изменений рецепт Беттгера используется и по сей день.
В 1710 году в замке Альбрехтсбург была основана мануфактура, которая стала изготавливать посуду, имитировавшую художественный стиль фарфора одной из провинций Китая. В отличие от китайского, фарфор из Мейсена имеет более повышенное содержание каолина и считается «твердым» фарфором.
В 1717 году открыли секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она получалась ярко-синего цвета. С помощью кобальта воспроизводили китайские мотивы. Но вскоре изделия приобрели собственный неповторимый стиль. В эти годы был создан знаменитый луковичный орнамент, посуда в «луковичном» стиле выпускается на заводе и в наше время.
Вся рецептура держалась Беттгером и немногочисленными помощниками в строжайшей тайне. Работники знали только один из этапов изготовления фарфора. В 1719 году Беттгер умер. Воспользовавшись трауром, один из хранителей секрета Самуил Штольцель сбежал в Вену, где была также основана мануфактура.
Но курфюрст Август недаром имел прозвище Сильный, под угрозой смерти его люди вернули Самуила Штольцеля из Вены. Вместе со Штольцелем приехал художник Иоганн Грегориус Герольдт. Курфюст посулил ему солидное жалованье. Так начался новый этап в истории мейсенской мануфактуры.
Художники и стили
Герольдт значительно усовершенствовал мейсенский фарфор: в рецептуре алебастр был заменен на кварц и полевой шпат, отчего изделия стали выходить после обжига белоснежными.
Так как фарфор придумали китайцы, то первые десятилетия посуду расписывали мотивами, которые походили на работы мастеров из Китая. Цапли в камышах, рыбаки, цветы, сложные орнаменты — посуда в стиле шинуазри не считалась подделкой. С первых лет существования мануфактуры подчеркивалось ее немецкое происхождение.
Художник работал и в японском стиле «какиэмон». Цветовая гамма японских художников была ограничена, но Герольдт разработал новый метод получения цвета и расширил цветовую палитру до сотен оттенков.
В 1731 году в Мейсене начал работать Иоганн Иоахим Кендлер. До сих пор на мейсенской мануфактуре его считают главным скульптором предприятия. Здесь в 2006 году праздновали 300-летие со дня его рождения.
Его творчество во многом повлияло на развитие фарфоровой скульптуры в Европе. За свою жизнь он создал более тысячи миниатюрных скульптур. Он ваял фигурки птиц в натуральную величину. Высоко ценятся его портреты придворных. Его фрейлины в фижмах изображены в стиле рококо, они полны живости и обаяния.
В 50-годах Кендлер стал создавать жанровые композиции: группы детей, садовников, разносчиков, пастухов. Получил известность оркестр обезьян: композиция, которая состоит из 21 статуэтки, была сделана для Людовика XV и подарена им мадам Помпадур.
Кендлер создал множество образцов столового фарфора.
Его стиль копировали все мануфактуры, которые производили фарфор. Все эти изысканные изгибы ручек в супницах, сложные украшения в форме цветов, фруктов и ангелочков стали классикой при изготовлении дорогой посуды из фарфора. Даже когда стиль рококо вышел из моды, посуда мейсенской мануфактуры продолжала подаваться на столы монарших особ.
Жемчужиной мейсенской мануфактуры считается сервиз «Лебединый». Он рассчитан на сто особ и в него входит две тысячи предметов. Изготовлен он был для одного из директоров мануфактуры Брюля. По образцу этого сервиза было сделано еще несколько подобных.
Мейсенский фарфор поставлялся в Россию. Екатерина II заказала целый ряд скульптур на мифологическую тему. Одно время мануфактура установила «русские дни», когда заказы делались исключительно для России.
В 1762 году на мануфактуру был приглашен новый художник Мишель Виктор Асье. С его приходом стал меняться стиль мейсенской мануфактуры. Входит в моду белый неглазурованный фарфор — бисквит. Бисквит идеально подходил для воплощения произведений классицизма: стали выпускаться статуэтки на мифологические темы.
Творчество Мишеля Виктора Асье до сих пор вызывает споры у историков искусства. Кто-то полагает, что его вклад в мейсенскую мануфактуру неоценим, и он поднял фарфоровую пластику на новые высоты. Существует противоположное мнение, что с его приходом качество изделий снизилось. Так или иначе, но золотой век мейсенской мануфактуры приходится на другую эпоху — 1730–1760 годы.
Произведения искусства этого периода практически не появляются на арт-рынке. Если подлинники сохранились, то они находятся в музеях.
В начале XIX века мейсенская мануфактура была на грани закрытия. Потом постепенно ситуация начала улучшаться. Мейсенская посуда экспортировалась в США и Россию.
Но в этот период с успехом продавались статуэтки и посуда, которые имитировали стиль XVIII века.
Дорогостоящие произведения XIX века, которые продаются в наше время, — это также имитация стиля рококо.
В XX веке в произведениях мануфактуры Мейсен нашли отражение веяния и стили, которые были популярны в этот период. Среди художников заметно выделялся скульптор Пауль Шойрих. Он создал более 100 статуэток и композиций в стиле ар-деко. Наиболее известна его серия статуэток «Русский балет», которая навеяна выступлением балета Сергея Дягилева в Берлине.
Известны также художники Герман Зейлингер, Вильям Баринг, Хуго Штейн и Отто Эдвард Войт. Они работали над оригинальными росписями тарелок и ваз в подглазурной синеве: цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма.
Эмиль Бернер создал самые большие колокола из фарфора. Их высота составила два с половиной метра.
Мануфактура сегодня
Как и 250 лет назад, каолин для предприятия добывают недалеко от Мейсена. Городок Зейтлиц вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое маленькое горнодобывающее предприятие: здесь трудятся два человека. Они обеспечивают глиной всю мануфактуру. На предприятии работают 450 художников.
Мейсенская мануфактура в наши дни мало изменилась за три столетия. Ее продукция относится к сегменту Luxury. Фарфоровые сервизы покупают высокопоставленные особы со всей Европы.
Половина продукции, которая производятся сегодня, — это столовые сервизы; 35 процентов изделий — это керамические скульптуры и художественный фарфор; остальное — эксклюзивные изделия под заказ. Мейсен также славится своей плиткой, которая используется для создания художественных панно.
В 2010 году предприятие праздновало юбилей — 300-летие со дня основания. К этой дате были изготовлены реплики знаменитых произведений. Оркестр обезьян, «Лебединый» сервиз, скульптуры Кендлера пользовались успехом, и впоследствии большая часть реплик была распродана. Копии знаменитых ваз бульденеж были проданы по 15 тысяч евро каждая.
Фарфор Meissen никогда не стоил дешево. Поэтому, если в интернет-магазине продается статуэтка XVIII века за две тысячи евро якобы работы Кендлера, — это, конечно, подделка.
Как проверить подлинность?
Meissen стали подделывать чуть ли не с первых лет существования мануфактуры. Поэтому еще в 1722 году появился торговый знак, которым помечали фарфор: две перекрещенные шпаги. Этот логотип считается одним из самых старых в мире. С незначительными изменениями знак дожил до наших дней. Он не раз видоизменялся:
Логотип наносился кобальтовой краской под глазурь до процесса обжига.
В XVIII и XIX веках десятки фабрик в Европе работали под Meissen, используя похожий логотип. Например, фабрика в Великобритании Вильяма Дерби (она действует и по сей день) наносила похожий знак. Кто-то добавлял к мечам буковку М или Н и пытался имитировать стиль «Мейсен». Только после многократных судебных разбирательств производители прекращали копировать знаменитый товарный знак.
Год выпуска фарфора также определяют по нумерации. До 1764 года продукции присваивался простой цифровой номер. После 1764 добавили буквенную нумерацию.
Год создания изделия стали обозначать определенным символом с 1948. Для 1948 года это был кружочек, в 1959 — треугольник. Впоследствии использовались знаки более сложной конфигурации.
В последние годы скрещенные мечи на некоторые изделия стали наносить золотой краской. Золотой краской наносят знак лимитированной серии или инициалы скульпторов.
На основании только знака определить подлинность изделия невозможно. Лишь сама мануфактура может датировать и определить подлинность изделия.