Мезенская роспись что это
Мезенская Роспись- история, традиции!!
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.
Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.
Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу,
оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле,
уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
ёлочки — олицетворение мужской силы,
мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
Содержание:
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
↑ Символика узора
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
↑ Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
↑ Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
↑ Узоры в косой клетке
↑ Ленточный орнамент
↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Мезенская роспись – что это такое, история возникновения, на каком материале выполняется, основные цвета и элементы
Среди древних народных промыслов есть забытые техники и те, что используются мастерами в наши дни. В числе последних и мезенская роспись, отличающаяся необычными орнаментами и символичностью каждой детали узора. Она украшала предметы быта крестьян с рождения и до самой смерти.
Что такое мезенская роспись?
Стремление украсить свое жилище и предметы быта в нем можно заметить еще в те времена, когда люди жили в пещерах. С развитием цивилизации народные промыслы использовались еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в которым жили мастера. Мезенская роспись – это одна из таких самобытных техник нанесения узора на домашнюю утварь родом из северных регионов России.
Мезенская роспись – история
Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.
Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.
Особенности мезенской росписи
Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:
На каком материале выполнялась мезенская роспись?
Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:
Мезенская роспись – элементы росписи
Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:
Мезенская роспись – основные цвета
Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:
Мезенская роспись – чем рисовать?
В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:
Мезенская роспись – техника выполнения
Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:
Современная мезенская роспись
До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.
Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:
Мезенская роспись – изделия
Современная мезенская роспись птицы, животные, орнаменты и растительные элементы наносится на деревянные изделия домашнего обихода для самых разных нужд:
Загадочная символика Мезенской росписи
Не знаю как тебе, мой уважаемый читатель, мне очень нравится Мезенская роспись. Как же она притягивает взгляд своей лаконичной графикой! Только два, три цвета — это красный, белый, немного черного. а сколько же этим сказано! Согласна, современные художники рисуют эти знаки необдуманно, как рука ляжет, как понравится. Но на самом деле, изначально — это целые истории, поведанные нам древними мастерами о своей жизни, о своих представлениях о природе и различных событиях, о своих древних богах посредством специальных знаков-символов. Ведь каждый что-то значит! А все вместе вплетаются в единый неповторимый орнамент-сказание, послание нам, далеким предкам! Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени (Архангельская область), которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 г. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи — Палащельская.
Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти и лаки. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Существует также определенный порядок размещения изображений на изделии. Роспись очень необычна и загадочна, даже для наших современных ученых-историков. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
А вот расшифровка некоторых знаков-символов:
Это просто мистика какая-то!
А вот — символика ОГНЯ:
Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто «нанизаны» на скрещенные прямые линии, что очень напоминают ‘«мельницы».
Я рассказала вам кратко об удивительной древнейшей Мезенской росписи и ее символах. Надеюсь, заинтересовала. Написала о том, что мне самой кажется удивительным и необычным. Многозначная, красивая и строгая,она, как сама северная земля. Зная «дословный перевод» этих необычных знаков, совсем по другому начинаешь относиться к изделиям мастеров этой росписи. Ведь на них можно не только любоваться, но и читать их! Желаю полюбить вам роспись Мезени вместе со мной 🙂
Чуть позже будет маленький мастер-класс по самой технологии работы.
Мезенская роспись. История и традиции
Содержание:
Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…
↑ Из истории Мезенской росписи
Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палощелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
↑ “Гимн жизни”
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
↑ Что нужно мастеру
Материалы
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Инструменты
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).
· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
↑ Окончательная отделка расписанного изделия
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений.Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно сошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
На примере детской рабочей тетради Дорожина мы с вами попробуем изучить основы мезенской росписи.
Итак, мы с вами ознакомились с историей возникновения Мезенской росписи и узнали значения некоторых ее мотивов. Теперь пришла пора научиться самим составлять композиции и орнаменты, а самое главное научиться расписывать мезенские мотивы. Итак, все готовы? Поехали!
Для работы нам понадобиться: альбом для рисования или отдельные листы плотной бумаги, линейка, карандаш, стирательная резинка, кисточки № 1-3 круглые белка или колонок, краски- красная и черная.
На листе бумаги разметьте с помощью линейки и карандаша полоски с квадратами, как показано на рисунке. Теперь берем кисточку № 2 и красную Красочку и аккуратно, стараясь одним движением, держа кисточку строго вертикально прописываем прямую горизонтальную линии. Потом прорисовываем другую, после этого прорисовываем вертикали. У нас получились Мезенские поля-земля, теперь, приступаем к внутренней прорисовке. Для этого берем кисточку № 1 и черную краску, осторожными, тоненькими линиями начинаем вписывать в клетки узоры, как на рисунках… Теперь нарисовав одну полоску, мы можем по подобию расписать и другие. Эти орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. Как я уже говорила в таких квадратах рисуют землю, квадраты либо все одинаковые в одной полосе, либо чередуются через один. По правилам такие полосы располагаются в нижней или центральной части, т.к верх- это воздух, но здесь можно экспериментировать.
Еще в мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух. Для написания этого орнамента, на листе бумаги чертим полосу и вписываем в нее треугольники, с помощью линейки и карандаша, теперь как и в случае квадратов наводим красные линии. Смотрим внимательно на рисунок стараемся повторить все линии завитки. Так же на этом рисунке представлены орнаменте в полоске (вода, с черными завитками). И земля (квадратный орнамент) Попробуйте прорисовать их все. Орнамент Воды используются под птицами…
Теперь мы с вами будем творить небо и воздух… Чертим и прорисовываем красным цветом линии как показано на рисунке (с косыми вертикальными линиями). Берем черную краску и кисточку № 1 и приступаем к детальной прорисовке орнамента. Мы с вами научились рисовать небо, воздух, как и следовало ожидать такой орнамент будет располагаться в верхней части композиции.
Что же за земля без цветов и деревьев? Давайте их нарисуем как показано на рисунке. Растения и деревья располагаются в орнаменте вместе с животными и птицами, они символизируют плодородие, начало новой жизни.
Приступим к написанию мотива Птица. Как мы уже говорили раньше птицы- символ души предков (толстенькие уточки), птицы, парящие в небе- души людей, живущих на земле, а жар-птица- это нечто мистическое и волшебное. Теперь берем кисть и краску и начинаем тренироваться, конечно не у всех может получиться птичка с первого раза, но стоит потренироваться и все птички будут хороши.
Теперь приступим к коням и лосям. Можно попробовать писать их сразу кистью, а если трудно нарисуйте карандашом. Вот у вас получился замечательный олень, а вот и простые композиции с конем и лосем
И конечно ваша роспись будет казаться незаконченной без этих маленьких, но очень важных элементов. Они символизируют и вселенную, и ветер, и звезды… Потренируйтесь, вся сложность состоит в том, что они должны быть маленького размера
Приступаем к росписи изделия: для этого вам понадобиться деревянная заготовка разделочной доски, кисти и краска- красного и черного цветов, а так же не забудьте про линейку, карандаш и резинку.
Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см шириной- это орнамент земли, после них идут полоски примерно3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.
Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке, видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень легко, главное стараться…
Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.
Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жар- птиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось!
Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линии- наша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки-они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостик- это простые прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке…
Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже самое.
Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.
Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы.
Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас получается…
Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Вот она готовая работа-
Мне нравиться пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кисти- это предпочтение каждого мастера. Я люблю круглую белку «Рублев», пользуюсь чаще №2. первым редко и так все получается. Мой учитель любит колонок, а я им вообще не владею. Доску, если она плохо отшливована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близкими к древесине цветом.