Международная организация объединившая государства считавшие что ссср и сша в равной степени
Международная организация объединившая государства считавшие что ссср и сша в равной степени
Движение неприсоединения. Конфликты между сверхдержавами и попытки вовлечь в противоборство европейские нейтральные страны и государства Азии, Африки и Латинской Америки побудили большую группу стран определить свою позицию в международных отношениях (Бандунгская конференция, 1955).
По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и другие в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся государств. Так было положено начало Движению неприсоединения. Большинство участников Движения считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений.
Обострение международных отношений в 1980-е гг. На рубеже 1970—1980-х гг. усилилась напряженность в международных отношениях. В ряде стран произошли революции: в Афганистане (1978), Иране (1979), Никарагуа (1979), Эфиопии (1974), Анголе и Мозамбике (1975) и др. Соединенные Штаты связали эти события с «происками Москвы» и расценили их как свое поражение. Некоторыми непродуманными акциями (разместив ракеты средней дальности, нацеленные на Западную Европу, в странах Варшавского договора) Советский Союз обострил и без того накаленную обстановку в мире. США начали размещать в Европе ракеты аналогичного класса и крылатые ракеты, недоступные радарному контролю. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2) не был ратифицирован США.
Гонка вооружений оказалась непосильной для СССР и неразумной с точки зрения безопасности народов мира.
Международные и региональные конфликты. Крупнейшими международными конфликтами второй половины XX в. явились корейская война (1950—1953) и войны во Вьетнаме, которые вели Франция (1946—1954) и США (1965—1973) при символическом участии войск ООН.
Эти войны выходили за рамки региональных конфликтов. Фактически сталкивались две мировые системы. Победителей не было, были миллионные жертвы. В конечном итоге благодаря международным соглашениям, принятым на Женевских совещаниях при участии представителей США, СССР, ряда европейских государств, представителей Северной и Южной Кореи, разделенного Вьетнама, эти войны закончились.
В 1970-е гг. благодаря достигнутым договоренностям число конфликтов на европейском континенте значительно уменьшилось. Однако это не означало распространения политики разрядки на другие регионы. Напротив, зона конфликтов переместилась на периферию, в развивающиеся страны, где для этого были немаловажные причины.
Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. Нерешенность палестинской проблемы (вопрос о создании арабского государства на территории бывшей Палестины) и агрессивная политика Израиля в отношении соседних арабских государств (Сирия, Ливан, Трансиордания, Египет), а также террористические акты экстремистских мусульманских организаций будоражили мир и создавали постоянную угрозу безопасности. С 1948 г. насчитывается пять арабо-израильских войн.
Началом восстановления мирных отношений Израиля с арабскими странами стали соглашения 1978 г. (Кэмп-Дэвидские соглашения), когда Египет и Израиль после 30 лет конфликтов заключили мир. В 1988 г. Израиль завершил вывод войск с Синайского полуострова. После долгих переговоров Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях и в 1994 г. признал образование на части территории бывшей Палестины (в Газе и Иерихоне) Палестинской автономии. В 2006 г. на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организации «Хамас», которая не признает государство Израиль. Это привело к обострению арабо-израильских отношений и новым столкновениям.
Международное значение на Ближнем и Среднем Востоке приобрели несколько других военных конфликтов (индо-пакистанская война 1971 г., междоусобные войны в Афганистане в 1970—1990-х гг., в Эфиопии и Эритрее и др.). В 1980-е гг. в центре ближневосточных конфликтов оказался Ирак.
О СОЗДАНИИ ООН
Одним из основных итогов Второй мировой войны стало создание Организации Объединенных Наций (ООН) – универсальной международной организации, основными целями которой определено поддержание и укрепление мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами – членами. Советская дипломатия внесла весомый вклад в создание ООН на всех этапах этого процесса.
Предшествующий опыт Лиги Наций (1919-1946 гг.), оказавшейся неспособной предотвратить трагедию Второй мировой войны, говорил о необходимости учреждения качественно иной всемирной организации по недопущению и противодействию агрессии, поддержанию надежного мира и безопасности.
Основы деятельности и структура ООН разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
В «Атлантической хартии» США и Великобритании от 14 августа 1941 года, к которой несколько позднее присоединился и Советский Союз, был определен ряд демократических принципов будущего послевоенного устройства: непризнание территориальных изменений, не находящихся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов; уважение прав всех народов избирать себе форму правления; восстановление суверенитета стран, лишенных этого насильственным путем; уничтожение «нацисткой тирании», разоружение государств, которые угрожают или могут угрожать агрессией; равный доступ всех стран к торговле и источникам сырья; свобода мореплавания. В то же время в хартии были обойдены вопросы военно-политического характера.
Термин «Объединенные Нации» впервые был зафиксирован в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года представителями 26-ти боровшихся со странами «оси» государств. В ней содержались принципы «Атлантической хартии» и обязательство не заключения сепаратного мира с агрессорами.
Дальнейший шаг был сделан на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая в октября 1943 г. Следует отметить, что идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач, полномочий, прав и др. Но и в США, и в Великобритании были склонны к зауженному подходу к ее компетенции. Так, У.Черчилль выступал за воссоздание системы Лиги Наций, президент Ф.Рузвельт разделял идею создания региональных организаций. На Конференции в Москве советская делегация выдвинула предложение об учреждении всеобщей международной организации. Для предварительной совместной проработки вопросов предлагалось образовать в одной из столиц (Вашингтоне, Лондоне или Москве) комиссию в составе представителей трех государств.
В подписанной по итогам встречи 30 октября «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности» союзники впервые заявили о признании необходимости «учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые». Тем самым был впервые зафиксирован широкий международный формат будущей организации по поддержанию мира и безопасности.
Важной стороной московской встречи было то, что она фактически стала прологом и подготовительным этапом конференции руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране.
Первый проект Устава ООН был разработан на созванной по предложению СССР конференции в Думбартон-Оксе (США) 21 сентября –
7 октября 1944 года. На этом форуме представители СССР, США, Великобритании и Китая договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. Советская делегация последовательно и решительно выступала за то, чтобы деятельность этой организации с самого начала зиждилась на демократических началах. Несмотря на общий позитивный итог – разработку документа «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», ставшего в дальнейшем основой Устава ООН, конференция завершилась, не решив наиболее трудных вопросов – как совместить универсальность международной организации с особой ролью и ответственностью великих держав, как воплотить в жизнь миротворческие функции организации, не ущемив принципа государственного суверенитета, как обеспечить баланс в голосовании между многочисленными доминионами Великобритании и зависимыми от США еще более многочисленными латиноамериканскими странами, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой.
«Зависшие» вопросы – о первоначальных членах организации и о порядке голосования в Совете Безопасности – были в основном согласованы на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей великих держав, состоявшейся 4-11 февраля 1945 г. По вопросу о первоначальных членах организации безопасности было решено, что на учредительную конференцию в Сан-Франциско будут приглашены те государства, которые подписали в январе 1942 г. Вашингтонскую Декларацию Объединенных Наций или объявили к 1 марта 1945 г. войну общему врагу. Также было решено, что США и Великобритания поддержат на учредительной конференции ООН заявление Советского правительства о том, что Украинская и Белорусская Советские Социалистические республики станут государствами – учредителями создаваемой организации.
По вопросу о порядке голосования была достигнута компромиссная формула, предусматривавшая, что Совет Безопасности принимает любое непроцедурное решение голосами семи членов Совета (из одиннадцати предусмотренных проектом Устава), включая голоса пяти его постоянных членов (инициатором так называемого права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав, были США, предложившие эту формулу еще в Думбартон-Оксе). Однако стороны согласились, что члены Совета Безопасности, участвующие в споре или конфликте, который рассматривается Советом, в голосовании не участвуют.
Несмотря на наличие серьезных разногласий между участниками конференции по ряду важных вопросов, союзным державам все же удалось выработать документ большого значения – «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности», содержавший основные положения ее Устава. Были согласованы вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, развитию экономических отношений, сотрудничества в социальной, технической и других областях межгосударственных отношений. Эта была одна из самых результативных дипломатических встреч периода Второй мировой войны. На конференции главы трех государств договорились о созыве в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, чтобы окончательно подготовить Устав организации соответственно положениям, выработанным во время переговоров в Думбартон-Оксе.
25 апреля – 26 июня 1945 г. состоялась учредительная конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. В ней участвовали 50 государств. От Советского Союза прибыли три делегации: от СССР, БССР и УССР. Вопрос об отдельном включении двух советских республик в первичные члены ООН с учетом их роли в разгроме фашизма был окончательно решен в Сан-Франциско. Следует при этом отметить, что вопрос о членстве в ООН союзных республик периодически поднимался и в последующем вплоть до распада СССР. Так, многие западные страны не признавали законным вхождение прибалтийских республик в состав СССР и потому считали, что Эстония, Латвия и Литва должны быть представлены в ООН самостоятельно.
Первоначально членами ООН стало 51 государство вместе с присоединившейся позднее Польшей. «Польский вопрос» искусственно выделялся западными государствами, которые препятствовали вступлению новой послевоенной Польши в организацию. Однако твердая позиция Москвы в данном вопросе привела к положительным результатам, и поляки (после создания коалиционного правительства) смогли подписать Устав ООН в качестве страны-учредителя.
Важное место в работе конференции занимало обсуждение замечаний и поправок к предложениям об Уставе будущей организации, подготовленным в Думбартон-Оксе. Советская делегация стремилась обеспечить закрепление в Уставе демократических начал структуры и деятельности ООН. И она добилась многого. По настоянию СССР в преамбуле Устава, в которой провозглашается основная цель ООН, было записано, что организация безопасности создается с тем, чтобы обеспечить человечеству мир и «избавить грядущие поколения от бедствий войны». На основе советских поправок в главу о целях и принципах ООН были включены важные новые положения о том, чтобы мирное разрешение международных споров проводилось «в согласии с принципами справедливости и международного права»; чтобы дружественные отношения между нациями развивались «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»; чтобы международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера осуществлялось «и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…».
Острая борьба развернулась на конференции по вопросам, относящимся к полномочиям и функциям Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Советская делегация столкнулась с серьезными попытками делегаций США и Великобритании уйти от соблюдения соответствующих договоренностей, достигнутых в Думбартон-Оксе. Американская и английская делегации выступали за предоставление Генассамблее права обсуждать все вопросы международных отношений без всякого ограничения.
В итоге обмена мнениями между посольством США в Москве и НКИД СССР и деятельности специальной группы, созданной для выработки взаимоприемлемой формулировки, было составлено положение о том, что Генеральная Ассамблея «уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом…».
Вопрос об особом месте Совета Безопасности в системе главных органов ООН не вызвал трудностей. В соответствии с предложениями, сделанными в Думбартон-Оксе, участники конференции решили, что именно этот орган будет нести главную ответственность за поддержание международного мира и выступать от имени всех членов ООН.
Сложности возникли при обсуждении порядка голосования в Совете Безопасности. Ялтинская формула, определявшая этот порядок, подверглась попыткам ревизии со стороны делегаций Австралии, Канады, Новой Зеландии, а также ряда латиноамериканских стран. В резкие споры по поводу толкования ялтинской формулы активно включились делегации США и Великобритании, выступления которых ясно показывали их намерения добиться отхода от существа договоренностей, чтобы максимально ограничить применение принципа единогласия постоянных членов Совета и использовать механическое большинство голосов, которым они рассчитывали располагать в Совете.
Благодаря последовательной и твердой позиции, занятой советской стороной, существо ялтинской формулы было сохранено. В совместном заявлении о порядке голосования в Совете Безопасности, которое сделали 7 июня 1945 г. делегации держав-инициаторов конференции, подчеркивалось, что четыре приглашающих правительства (СССР, США, Великобритания и Китай) согласны с ялтинской формулой и представляют ее этой конференции как необходимую для того, чтобы была создана международная организация. В итоге в Уставе ООН было записано, что решения Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, «когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета…».
25 июня 1945 г. пленарное заседание конференции в Сан-Франциско единогласно приняло Устав ООН, статут Международного суда и Соглашение о Подготовительной комиссии, которая учреждалась с целью организации работы основных органов ООН на начальном этапе. 26 июня был подписан Устав ООН и состоялось заключительное заседание конференции. От имени СССР Устав подписал А.А.Громыко, в то время посол в США, благодаря личному участию и настойчивости которого в итоговых документах, связанных с созданием ООН, были зафиксированы позиции в значительной мере отвечающие интересам нашей страны.
К 24 октября 1945 года на хранение поступили ратификационные грамоты 29-ти, то есть, большинства государств, подписавших Устав, включая пять великих держав. Таким образом, требования пункта 3 его статьи 110 были выполнены и Устав с этой даты вступил в силу.
Так была создана эта уникальная организация, ныне объединяющая 191 государство мира. Ее деятельность через специализированные органы, комитеты и подкомитеты охватывает все сферы международной, политической, экономической, социальной, культурной, гуманитарной жизни планеты.
За прошедшие шесть с половиной десятилетий ООН внесла весомый вклад в обеспечение стабильности и безопасности в мире, экономическое и социальное развитие народов, защиту прав и свобод личности, превратилась в уникальную площадку для прямого и открытого диалога по важнейшим вопросам международной жизни. Базовые принципы и задачи, провозглашенные при создании ООН в 1945 году, остаются актуальными и востребованными и в наши дни, а реализуемые под ее эгидой программы работают в интересах и на благо всего мирового сообщества.
Биполярный мир: от конфронтации к разрядке.
1960—1970-е гг. Двухполюсная система международных отношений утвердилась в первое послевоенное десятилетие. Началось глобальное противоборство двух сверхдержав — СССР и США — и противостояние двух военнополитических блоков — Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Это определялось идеологическими причинами: СССР руководствовался идеями мировой революции и смены капитализма социализмом, а США действовали во имя укрепления капиталистической системы и распространения либеральной демократии, конечно же в американской версии.
Внешнеполитические доктрины Соединенных Штатов выражали цели их внешней политики — «отбрасывание коммунизма», «освобождение порабощенных народов». СССР объявлялся «империей зла». Советский Союз, в свою очередь, клеймил «силы реакции, империализма и войны» во главе с США и отстаивал интересы «мира, демократии и социализма». Открытого военного столкновения двух сверхдержав удалось избежать. Такую ситуацию назвали «холодной войной».
Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение имели большое значение для перелома в международных отношениях. Во взаимоотношениях сверхдержав начался переход от конфронтации к переговорам и соглашениям. Этот перелом отмечен подписанием в августе 1963 г. Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой (Франция и Китай не присоединились к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки вооружений.
Это было следствием чисто количественного подхода к пониманию национальной безопасности.
В 1972 г. во время визита президента США Р. Никсона в Москву были подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях и ограничивающие гонку вооружений. Среди этих договоренностей между СССР и США — Соглашение (ОСВ-1) об ограничении стратегических наступательных вооружений и Договор о противоракетной обороне (ПРО).
После нескольких лет переговоров в июле—августе 1975 г. в Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и подписали Заключительный акт СБСЕ. Этот документ стал основой последующих контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в Европе. В последующем СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Движение неприсоединения. Конфликты между сверхдержавами и попытки вовлечь в противоборство европейские нейтральные страны и государства Азии, Африки и Латинской Америки побудили большую группу стран определить свою позицию в международных отношениях (Бандунгская конференция, 1955).
По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и другие в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся государств. Так было положено начало Движению неприсоединения. Большинство участников Движения считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений.
Обострение международных отношений в 1980-е гг. На рубеже 1970—1980-х гг. усилилась напряженность в международных отношениях. В ряде стран произошли революции: в Афганистане (1978), Иране (1979), Никарагуа (1979), Эфиопии (1974), Анголе и Мозамбике (1975) и др. Соединенные Штаты связали эти события с «происками Москвы» и расценили их как свое поражение. Некоторыми непродуманными акциями (разместив ракеты средней дальности, нацеленные на Западную Европу, в странах Варшавского договора) Советский Союз обострил и без того накаленную обстановку в мире. США начали размещать в Европе ракеты аналогичного класса и крылатые ракеты, недоступные радарному контролю. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2) не был ратифицирован США.
Гонка вооружений оказалась непосильной для СССР и неразумной с точки зрения безопасности народов мира.
Международные и региональные конфликты. Крупнейшими международными конфликтами второй половины XX в. явились корейская война (1950—1953) и войны во Вьетнаме, которые вели Франция (1946—1954) и США (1965—1973) при символическом участии войск ООН.
Эти войны выходили за рамки региональных конфликтов. Фактически сталкивались две мировые системы. Победителей не было, были миллионные жертвы. В конечном итоге благодаря международным соглашениям, принятым на Женевских совещаниях при участии представителей США, СССР, ряда европейских государств, представителей Северной и Южной Кореи, разделенного Вьетнама, эти войны закончились.
В 1970-е гг. благодаря достигнутым договоренностям число конфликтов на европейском континенте значительно уменьшилось. Однако это не означало распространения политики разрядки на другие регионы. Напротив, зона конфликтов переместилась на периферию, в развивающиеся страны, где для этого были немаловажные причины.
Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. Нерешенность палестинской проблемы (вопрос о создании арабского государства на территории бывшей Палестины) и агрессивная политика Израиля в отношении соседних арабских государств (Сирия, Ливан, Трансиордания, Египет), а также террористические акты экстремистских мусульманских организаций будоражили мир и создавали постоянную угрозу безопасности. С 1948 г. насчитывается пять арабо-израильских войн.
Началом восстановления мирных отношений Израиля с арабскими странами стали соглашения 1978 г. (Кэмп-Дэвидские соглашения), когда Египет и Израиль после 30 лет конфликтов заключили мир. В 1988 г. Израиль завершил вывод войск с Синайского полуострова. После долгих переговоров Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях и в 1994 г. признал образование на части территории бывшей Палестины (в Газе и Иерихоне) Палестинской автономии. В 2006 г. на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организации «Хамас», которая не признает государство Израиль. Это привело к обострению арабо-израильских отношений и новым столкновениям.
Международное значение на Ближнем и Среднем Востоке приобрели несколько других военных конфликтов (индо-пакистанская война 1971 г., междоусобные войны в Афганистане в 1970—1990-х гг., в Эфиопии и Эритрее и др.). В 1980-е гг. в центре ближневосточных конфликтов оказался Ирак.
Ирано-иракская война (1980—1988) возникла из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч в основном молодых людей.
Война, прекращенная при посредничестве ООН, закончилась безрезультатно для обеих сторон.
Агрессия Ирака против Кувейта. В августе 1990 г. иракские войска вторглись в Кувейт, заняли страну и объявили ее иракской провинцией. Целью оккупации суверенного государства был захват богатейших залежей нефти. В ответ на агрессию США, а также ряд европейских и арабских государств по решению Совета Безопасности ООН направили в район Персидского залива войска (операция «Буря в пустыне»). Иракские войска были изгнаны, независимость Кувейта восстановлена. Для США эта операция имела особое значение. В ней была отработана стратегия вмешательства США в региональные и локальные конфликты.
Зоной конфликтов остается и Африка, где пограничные, территориальные, племенные и этнические конфликты привели к громадным человеческим жертвам и разорению. В Африке около трех миллионов беженцев вынуждены были покинуть родные места и спасаться от племенных и прочих междоусобиц. Многие годы шла борьба группировок за власть в Анголе, в других африканских странах. Многие конфликты не остаются без внимания и вмешательства США, Франции (в Чаде, Мавритании, присахарских государствах).
Роль Организации Объединенных Наций. В ООН входит ныне около 200 государств мира. Авторитет этой организации, созданной с целью поддержания мира и развития международного сотрудничества, возрастает. Особенно важна была практическая деятельность различных миротворческих миссий и вооруженных сил ООН в разрешении региональных конфликтов, разделении враждующих сторон. Они действовали в самых различных районах — Корее, Вьетнаме, Камбодже, Ливане, других странах Ближнего и Среднего Востока, Конго, некоторых районах Африки и Азии, на Балканах. ООН принимала важные резолюции, осуждающие конфронтацию, гонку вооружений, выдвигала предложения о разоружении, о демократизации международных отношений, осуждала колониализм и политику апартеида.
Германия, Япония, Индия и Бразилия в 2004 г. выступили с предложением об их включении в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Реформа ООН должна отразить новую ситуацию в мировой политике.
Западноевропейская интеграция началась с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), затем в 1957 г. Римский договор шести стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) учредил Европейское экономическое сообщество.
Первоначально (1957—1986) это объединение (Члены ЕС с 1957 г. — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, с 1973 г. — Великобритания, Дания, Ирландия, с 1981 г. — Греция, с 1986 г. — Испания, Португалия, с 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция, с 2004 г. — Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва.) развивалось как зона свободной торговли и таможенный союз. После подписания Единого европейского акта в 1986 г. начался новый этап интеграции: целью стало создание Общего рынка (1987—1991). Подписание в 1991 г. Маастрихтского договора обозначило начало следующего этапа интеграции (1992—2004) — этапа формирования Европейского союза (ЕС). Интеграция была распространена на валютную сферу (введение единой денежной единицы — евро). Началась выработка общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Затем интеграция была расширена на социальную сферу, включая вопросы занятости, здравоохранения. Началась подготовка общей реформы ЕС. Новая точка отсчета в развитии европейской интеграции начинается с 2004 г., когда правительствами была одобрена Конституция ЕС и в его состав вошли сразу 10 государств. Европейский союз стал общеевропейской структурой, объединяющей 25 государств с населением 470 млн человек и единым хозяйственным комплексом с единой валютой, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, люди, где действуют наднациональные органы власти — Комиссия (прообраз правительства ЕС), Европарламент, единый Центральный банк, Европейский суд. Представитель ЕС стал равноправным участником встреч «восьмерки» развитых стран, представляя совместную внешнюю политику Евросоюза. Таким образом, формирование Европейского союза коренным образом изменило геополитическую ситуацию в Европе. ЕС стал главным полюсом притяжения для европейских стран, очереди на вступление в ЕС ожидают почти все оставшиеся государства Европы, а также Турция.
Решение правительств Западной Европы о быстром расширении Европейского союза вызвало неприятие у народов Франции и Нидерландов, проголосовавших в 2005 г. против Конституции Евросоюза. Эти события показали, что народы Западной Европы не желают растворения своей самобытности в таком широком объединении, что интеграция имеет свои пределы.
Эмиль Нольде. Море и облака. Около 1935 г. Частное собрание
Марсель Дюшан. Велосипедное колесо. 1964 г. Повторение оригинала 1913 г. Частное собрание
Виктор Вазарелли. Вега-Дьондь-2. 1917 г. Частное собраниеПауль Клее. Восход луны и закат солнца. 1919 г. Частное собрание
Тенденция к возрождению национальной идентичности, национального самоопределения, являющаяся составной частью процесса глобализации, ярко проявилась в этих событиях.
Североамериканская интеграция в отличие от европейской не имеет наднациональных органов и развивалась как взаимопроникновение экономик на уровне взаимодействия частных хозяйственных субъектов рынка. К соглашению о свободной торговле между США и Канадой (1988) присоединилась Мексика (1993). На встрече в Квебеке в 2001 г. все страны Северной и Южной Америки, за исключением Кубы, пришли к соглашению о создании общей свободной зоны торговли с 2005 г.
Расширение и трансформация НАТО. Распад СССР и революции в странах Восточной и Центральной Европы 1989—1990 гг. изменили геополитическую ситуацию в Европе и мире. Распалась Организация Варшавского договора (1991). Образовался целый ряд независимых государств, стремившихся дистанцироваться от России и примкнуть к ЕС и НАТО. Взаимоотношения России и НАТО были определены Основополагающим актом России и НАТО (1997), в котором стороны отказались рассматривать друг друга в качестве врага. Страны НАТО взяли курс на расширение влияния на восток. С марта 1999 г. в члены НАТО приняты Польша, Чехия и Венгрия, с мая 2004 г. — Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва.
Новая стратегическая концепция НАТО (1999) делает упор на «предотвращение конфликтов» и «участие в их эффективном урегулировании», а также предусматривает выход за рамки Североатлантического региона, как это имеет место в Афганистане. Таким образом, НАТО из региональной группировки превращается в глобальную силовую структуру под руководством США, действующую по всему миру.
Конфликты на Балканах. Распад Югославии сопровождался кровавыми войнами и этническими чистками. На межэтнические противоречия накладывались противоречия межрелигиозные: между мусульманами (боснийцы, албанцы и др.), католиками (словенцы, хорваты и др.), православными (сербы, черногорцы, македонцы и др.).
Провозгласившие независимость в 1991 г. Словения, Хорватия, Македония были признаны и приняты в ООН. В Македонии обошлось без войны. В Словении прошла «малая война», в столкновениях с сербскими войсками погибло 44 человека. Широкомасштабной была война между сербами и хорватами за Сербскую Крайну. После завоевания ее хорватами в 1995 г. между Сербией и Хорватией был установлен мир.
Босния и Герцеговина стала независимым государством (в его составе была образована сербская республика и мусульмано-хорватская федерация) после соглашений в 1995 г. в Дейтоне (США). Этому предшествовали межэтнические кровавые столкновения с тысячами убитых и беженцев.
Ожесточенным стал косовский конфликт. Столкновения между албанцами, проживающими в Сербии в районах Косово и Метохия, с сербскими войсками, требования независимости и вытеснение сербов из исторических мест привели в 1998 г. к кровавой бойне и этническим чисткам с обеих сторон. США и НАТО в 1999 г. без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России предприняли операцию «Решительная сила». В результате бомбардировкам была подвергнута Сербия, чтобы принудить правительство С. Милошевича вывести сербские войска из Косово. Позднее в Косово по решению ООН были введены миротворческие силы. Националистический режим С. Милошевича был свергнут в 2000 г. в результате народного восстания, к власти пришли демократические силы, которые также отвергли требования об отделении Косово от Сербии. После введения миротворческих сил, которые контролируются с 2003 г. структурами Евросоюза, урегулирование проблем Косово только началось.
Действия США против Сербии в 1999 г., игнорирование международных организаций (ООН, ОБСЕ) свидетельствовали о том, что США начали силой утверждать новый миропорядок, основанный на собственном исключительном положении единственной сверхдержавы.
Американо-российские отношения. После распада СССР отношения Российской Федерации с США строились на новой основе. С 1993 г. в выступлениях лидеров двух стран звучали формулы о «партнерстве» или даже «стратегическом партнерстве» двух стран как о желаемой перспективе развития американо-российского сотрудничества. При этом российское руководство рассчитывало на помощь США в самых различных сферах, а США, в свою очередь, были удовлетворены ослаблением позиций России и исходили из того, что они одержали победу в «холодной войне» и Россия в конце концов впишется в создаваемый Соединенными Штатами новый мировой порядок. Договор 1993 г. о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) до 3— 3,5 тыс. ядерных боезарядов с каждой стороны был ратифицирован Госдумой РФ только в 2000 г.
К концу 1990-х гг. в американо-российских отношениях выявились серьезные противоречия по целому ряду вопросов. Расширение НАТО на восток, решение США о создании национальной противоракетной обороны (ПРО), действия США в Югославии в период обострения конфликта вокруг Косово осложнили американо-российские отношения. При этом США выступили с осуждением антитеррористической операции федеральных войск в Чечне.
Ситуация изменилась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки самолетов на Всемирный торговый центр и Пентагон погибли тысячи жителей Нью-Йорка и Вашингтона.
Россия заявила о солидарности с США и присоединилась к широкой коалиции государств, заявивших о поддержке Соединенных Штатов. Впервые после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось сотрудничество в рамках коалиции стран, направленной против международного терроризма, что открыло возможность для развития двухсторонних отношений на новой основе. В этой связи Россия и США по-новому рассматривают перспективы взаимоотношений России и НАТО, при этом Россия нашла понимание со стороны США в отношении антитеррористических действий федеральных сил в Чечне. Военная операция США и их союзников «Несокрушимая свобода» в 2001 г. привела к ликвидации режима талибов в Афганистане и части террористической сети «Аль-Каида», которая организовала акты террора против США 11 сентября. Скоординированные действия России и США в Афганистане показали, что сотрудничество с Россией имеет важное значение для США. Новые подходы к развитию двухсторонних отношений были очерчены в рамках встречи президента США Дж. Буша и Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2001 г. в Вашингтоне.
Наметившееся сотрудничество США и России было омрачено рядом односторонних акций США. Россия назвала «большой политической ошибкой» несогласованные с ООН военные действия, предпринятые в 2003 г. США в отношении режима С. Хусейна в Ираке (операция «Свобода Ираку»). В 2006 г. обострилась ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Возникла угроза конфликта в этом взрывоопасном регионе.
1. Какие причины обусловили формирование двухполюсной системы международных отношений? 2. Какие факторы подталкивали гонку ядерных вооружений, какие сдерживали и способствовали переговорам? 3. Что такое общеевропейский процесс?
4. Какие цели преследовало Движение неприсоединения? 5. Каковы причины обострения международных отношений в 1980-е гг. и как решалась в эти годы проблема сокращения вооружений? 6. Назовите главные зоны региональных конфликтов. 7. Какова роль ООН в урегулировании конфликтов? 8. Чем отличается экономическая интеграция в Европе от североамериканской? 9. Каковы последствия распада СССР и социалистического лагеря? Выскажите свое мнение. 10. Подумайте, каким образом отдельные государства могут обеспечить национальную и международную безопасность, когда мир оказался перед лицом единственной сверхдержавы — США. 11. Как менялись американо-российские отношения в конце XX в. и на рубеже двух веков? Выделите главные факторы, которые обусловили эти изменения.