Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что

Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации

Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Смотреть фото Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Смотреть картинку Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Картинка про Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Фото Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что

Дата публикации: 18.02.2016 2016-02-18

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Пилюгина, Е. И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации / Е. И. Пилюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26320/ (дата обращения: 12.12.2021).

Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов, отдельных учебных заведений теоретико-прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства с различным языковым, культурным и духовным полиэтническим, социальным составом студентов.

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда, включающая не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего человека (вузы, школы и т.д.), но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой коммуникации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе [2, с.46].

Сущность адаптационного поликультурного образовательного пространства вытекает из обоснования противоречий между:

— необходимостью обращения в поликультурном образовании к целостности культуры и необходимостью отражения ее этнических компонентов, актуальных для субъектов образования;

— целостностью культурной среды и функционированием в ней различных этнических компонентов;

— необходимостью в обеспечении усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания [2, с.57].

С учетом изложенных положений адаптационное поликультурное образовательное пространство выступает и как территориально обозначенная поликультурная среда, в которой удовлетворяется потребность в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур.

Цель адаптационного образовательного пространства заключается в создании условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образования. Данные цели реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте культур.

— обеспечение каждому студенту-мигранту индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;

— создание условий и механизмов поддержки и защиты личности, ее быстрейшей адаптации в инокультурную среду путем использования методологий и технологий поликультурного образования;

— организация социального опыта, приобретение элементарных знаний, формирование способов и навыков толерантного поведения в урегулировании конфликтов, принятие правильных решений в ситуации выбора, умений в установлении контактов в межнациональном инокультурном взаимодействии.

В этой связи актуализируется проблема раскрытия методологического обоснования психолого-педагогической поддержки и защиты личности студента – мигранта в поликультурном образовательном пространстве.

Исследуя личность студента – мигранта, как феномена мирового и регионального образовательного пространства, нам видится целесообразным вычленение структурных компонентов миграции, определяющих место студента – мигранта в социальной и образовательной политике региона:

— социальный статус родителей;

— национальная принадлежность: мигранты доминирующего этноса и представителей других народов, а также мигранты этнически близких и различных общностей;

— причины, побудившие переменить место жительства: мигранты, уезжающие из-за межнациональной напряженности и те, кто уезжает по экономическим и другим причинам;

— способ реализации миграции: организованная и неорганизованная; индивидуальная, самостоятельная и т.д.

В современных условиях решение сложной проблемы продуктивно не только не только в интеграции глобального и регионального.

Условно студентов – мигрантов можно разделить на 3 группы в зависимости от способов адаптации к новым жизненным установкам.

Первый тип – студенты русских, эмигрировавших из горячих точек (способность к адаптации выражена лучше всего, однако социальное недоверие проявляется чаще всего в агрессивных формах поведения).

Третий тип – студенты других национальностей, недостаточно хорошо владеющие русским языком (выражение недоверия к себе, поиск опоры в преподавателях, стремление им понравиться, услужливость и т.д.) [5, с.89].

В современных условиях одной из важнейших проблем поликультурного образовательного пространства является разработка новой парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования. В целом попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания (И.М. Ильинский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газиан, В.М. Коротов, А.В. Мудрик, З.А.Малькова, Л.И. Новикова и др.).

Теория и практика поликультурного воспитания требуют от вуза, чтобы она стала методом возможной культурной дискуссии для того, чтобы позволить детям не одним, а с такими же как они переживать личностные различия, научиться решать проблемы межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества.

Поликультурное воспитание в рамках психологии и педагогики работы со студентами – мигрантами призвано:

— сформировать у студентов систему ценностей, связанных с реальностью модели мира;

— помочь студентам овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации;

— дать студентам представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества;

— сформировать личностные качества студента, необходимые ему при его идентификации в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.

Данные положения подводят к определению к определению цели личностно – ориентированной мигрантской психологии и педагогики, которая заключается в следующем: формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к личной автономной и коллективной деятельности в условиях глоболизма и культурной интеграции, а также поиск условий гармоничного сосуществования мигрантских групп и доминирующего на территории населения этноса с учетом современных этногенетических процессов и тенденций культурогенеза.

С учетом этого нами определены требования к профессиональной подготовки преподавателя, ориентированного на работу со студентами – мигрантами:

— понимание социально – психологических особенностей студентов – мигрантов, использование современных педагогических технологий;

— учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению, знание преподавателем задач, основных идей, понятий поликультурного образования;

— наличие культурологических, этноисторических, этнопсихологических знаний, позволяющих осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества;

— умение выделять или вносить в содержание высшего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы, организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве [3, с.59].

В этой связи актуализируется такая качественная характеристика преподавателя, как методологическая и этнопедагогическая и этнопсихологическая культура, обеспечивающая эффективность педагогического взаимодействия в мультикультурном обществе.

Профессиональная педагогическая культура специалиста предполагает органическое сочетание высокого профессионализма, интеллигентности, социальной зрелости и инициативы. Этнопедагогическая культура, педагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности [6, с. 113].

Кроме того, следует отметить ряд личностных качеств преподавателя, необходимых для работы в поликультурном образовательном пространстве вуза:

— владеть толерантностью, коммуникабельностью, уметь погасить отрицательные эмоции, подавить агрессию, раздражение;

— личные и общественные споры со студентами решает посредством диалога и через сотрудничество;

— демонстрирует ощущение радости жизни, чувство юмора, внутренне свободы, поскольку только свободный педагог может воспитывать свободного человека, при разрешении конфликтной ситуации всегда руководствуется в своих поступках нравственной позицией.

Таким образом, определив цели, задачи, функции, принципы и механизмы поликультурной образовательной среды вуза, условием формирования педагога, плодотворно работающего над реализацией идей педагогики и психологии со студентами – мигрантами, является единая этико-нормативная основа – нравственная позиция взаимодополняющего сотрудничества и диалога сотрудников поликультурного образования, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций.

Анализ изложенного позволяет нам сделать вывод о том, что адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать:

— ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми;

— поддержка культурной идентификации каждой личности;

— возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию;

— приобщение студента к культуре посредством образовательной среды вуза;

— творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию [4, с. 78].

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке психолого – педагогических аспектов поддержки и защиты студентов – мигрантов в поликультурной среде высшей школы в контексте педагогики работы с данной категорией обучающихся, через самопознание, самораскрытие и повышение самооценки данных студентов, что непосредственно повысит их адаптационные возможности.

Источник

Образовательное пространство в поликультурной среде

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие поликультурного образовательного пространства

Поликультурное образовательное пространство – это специально организованная социальная среда, отражающая специфические характеристики многообразия культур, а также способствующая естественному процессу взаимодействия участников между собой.

Идея поликультурного образовательного пространства – это создание полиэтнического общества. Данная идея направлена на внедрение и равноправие всех культур, которым придерживаются члены общества. Однако, эта идея не нашла подтверждения, так как каждый человек является приверженцем своей культуры и не может сочетать в себе одновременно несколько культур, а тем более следовать им.

Полиэтническое общество не может быть представлено в виде «мозаики» разных культур, так как развитие каждой культуры должно рассматриваться во взаимосвязи с процессами межкультурного взаимодействия.

Таким образом, поликультурное общество – это общество, которое представлено множеством культур, но при этом каждый человек придерживается своей культуры и уважает другие.

Формирование поликультурного общества возможно только в том случае, когда воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться в рамках поликультурной среды.

Поликультурность – это концепция, направленная на провозглашение приоритета прав и свобод человека в разнообразных областях жизни (культурной, общественной и т.д.), равенство между собой всех национальностей и культур, недопущение расизма, шовинизма и т.д. в государственной политике и непосредственно в частной жизни людей.

Задачи поликультурного образовательного пространства

Основной целью поликультурной среды образовательного пространства является формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование поликультурной среды в образовательном пространстве, направлено на решение следующих задач:

На основании поставленных задач, выделяют следующие компоненты поликультурного образовательного пространства:

Таким образом, перед поликультурной образовательной средой стоит ряд задач, которые направлены на достижение ее основной цели.

Модели поликультурного образовательного пространства

Различают следующие модели поликультурного образовательного пространства.

По методу обучения выделяют экспериментальную или дидактическую модель.

Дидактическая модель – основа данной модели состоит в том, что понимание культуры осуществляется эффективнее через традиции, историю, обычаи, общение с представителями и носителями культуры

Экспериментальная модель – предполагает, что знания о культуре и культурных ценностях лучше всего получать посредством собственного практического опыта. Например, путем организации национальных праздников, игр и т.д.

По содержанию обучения различают общекультурные и культурно-специфические модели.

Культурно – специфические модели предполагают предоставление информации учащимся о том, как необходимо взаимодействовать с представителями разных культур и национальностей.

Общекультурная модель позволяет понять и изучить самого себя как носителя определенной культуры, ее представителя и коммуникатора. Помимо этого, общекультурная модель помогает детям понять, как культура влияет на их поведение, отношение к окружающему миру и людям.

Оптимальная общекультурная модель состоит из последовательных этапов:

По сфере, в которой ребенок стремиться достичь определенных результатов: эмоциональная, когнитивная, поведенческая.

Подход, основанный на развитии когнитивной сферы, направлен на получение детьми знаний о существующих культурах и их различии.

Эмоциональный подход предусматривает формирование установок, основанных на межкультурном взаимодействии людей, их чувствах по отношению к носителям другой культуры или национальности.

Поведенческий подход направлен на формирование у ребенка навыков и умения общения с носителями других культур.

По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают:

Таким образом, совершенно очевидно, что, каков бы ни был объем передаваемой информации, какие бы модели ни использовались в рамках поликультурного образовательного процесса, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо научить учиться.

Источник

Адаптация детей-мигрантов

Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленные на социализацию, адаптацию детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

При декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка. Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого, надситуативного чувства собственного достоинства, свободы, ощущения своей нужности и значимости в стенах школы, стремления положительно проявить себя, которые должны поддерживаться и стимулироваться педагогическими средствами. Педагогическая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам детей содействия, подкрепления и конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения.

Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдаются общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, прежде всего – по отношению к выходцам с Кавказа, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.

Первое направление. Педагогическая поддержка и защита самого процесса формирования и развития личности учащегося-мигранта.

Второе направление. Социально-педагогическая поддержка и защита среды формирования и развития личности учащегося-мигранта, социальных, образовательных, нравственных и адаптационных проблем поликультурного образовательного пространства.

Третье направление. Личность нуждается в защите своих прав и в их приоритете. Здесь нужна целевая социально-педагогическая защита и правовая поддержка учащихся-мигрантов.

Проблема миграции, как показала практика, с годами существенно не уменьшается, и, следовательно, общество испытывает объективные потребности в инновационных технологиях поликультурного образования.

На уровне каждого муниципального управления образования автономного округа идет поиск условий и средств удовлетворения потребностей в образовании, адаптации, поддержке и защите различных этнических общностей и отдельной личности учащихся мигрантов на основе диалога, взаимообщения и взаимодействия культур.

Поликультурное образовательное учреждение – это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации. Реализация идеалов поликультурного образовательного пространства предполагает: воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграции культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитания коммуникативных характеристик личности учащегося-мигранта; внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.

Поликультурное образовательное пространство способно выполнять вышеперечисленные функции по отношению к личности учащегося-мигранта в том случае, если вся воспитательная система будет иметь гуманистический характер и строиться на принципах педагогики работы с детьми-мигрантами, обеспечивающих поддержку и защиту личности.

Практическая реализация поликультурного образования может быть осуществлена через следующие шаги:

— введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;

— обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;

— приоритет поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;

— выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;

— обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.

Источник

Текст книги «Основы поликультурного образования»

Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Смотреть фото Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Смотреть картинку Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Картинка про Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что. Фото Международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать что

Автор книги: Марина Алдошина

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Текущая страница: 9 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Тема 5: Поликультурное образовательное пространство

1. Теоретические основы поликультурного образовательного пространства

2. Моделирование поликультурного образовательного пространства

3. Технологии реализации поликультурности образовательного пространства

4. Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды

5. Проект концепции поликультурного образования в РФ

1 . Современные глобальные проблемы человечества – это вызов сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных долговременных запросов и человека и общества. Стратегия образования будущего – это распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного образовательного пространства. Совершенно очевидно, что образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социальнопрофессиональных групп, индивидуальные духовные запросы. В этих условиях возрастает роль прогностического моделирования поликультурного образовательного пространства, как особой социальной практики, как всеобщей культурно-исторической формы развития сущностных сил человека и технологий его реформирования.

Разрабатывая модель поликультурного образовательного пространства, мы опирались на существующие в педагогической науке модели: опережающего интеллектуального развития личности (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Репкин); приоритетного формирования эмоционально-чувственной среды (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Р. Штайнер); гармонического синтеза ориентаций на интеллект, образно-эмоциональную сферу, практическую деятельность и нравственное самоопределение (В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили); гуманистического личностно-ориентированного воспитания (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская).

С учетом систематизации представленного феномена в науке и его прогнозирования целесообразным видится выделение таких отдельных положений поликультурного образовательного пространства, как:

•фактора социальной стабильности и адаптации личности в инокультурной среде;

•пути реализации аксиологических императивов;

•средства удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека;

•формы социально-педагогической поддержки и защиты личности учащегося.

Перечисленные основания отражают целевую, структурную и содержательную характеристики поликультурного образовательного пространства и раскрывают предпосылки его прогностического моделирования.

2 . Моделирование поликультурного образования – задача непростая. В настоящее время педагогическая наука не располагает достаточными средствами для описания такого сложного многофакторного процесса, каким является поликультурное образовательное пространство.

Поликультурное образовательное пространство – это не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения (детские сады, школы, училища, техникумы и т.д.), но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе.

Прогностическая модель может быть представлена как система, раскрывающая объективные потребности общества в инновационных технологиях поликультурного образования, в кросскультурном социуме, и отражающая его сущностную, содержательную и методологическую характеристики.

Сущность прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства вытекает из обоснования противоречий между:

• необходимостью обращения в поликультурном образовании к целостности культуры и необходимостью отражения ее этнических компонентов, актуальных для субъектов образования;

• целостностью культурной среды и функционированием в ней различных этнических компонентов;

• противоречием, связанным с необходимым обеспечением усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания.

Поликультурное образовательное пространство создается для бесконфликтного преодоления этих противоречий на основе его наполнения ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры.

С учетом вышеизложенных положений прогностическая модель адаптационного поликультурного образовательного пространства определяется нами как территориально обозначенная поликультурная среда, в которой удовлетворяются потребности в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур.

Цели адаптационного поликультурного образова-тельного пространства заключаются в создании условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образования. Необходимо также определить способы нахождения, поддержки, развития Человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации в кросскультурном обществе. Названные цели отражают необходимость доступа лиц, находящихся в неблаго-приятном или маргинальном положении, к образованию и информации, их адаптации в инокультурной среде, а также их участия в межкультурном, межнациональном взаимодействии.

Цели поликультурного образования реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. Прогностическая модель адаптационного поликультурного образовательного пространства устремлена в будущее, она отражает перспективы развития личности в мультикультурном обществе путем ее интеграции в мировую и национальную культуру.

Обоснование сущности, цели и задач прогностической модели поликультурного образовательного пространства позволило вычленить ее перспективные функции:

• социально-педагогической защиты и поддержки.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России, ПМР, стран СНГ важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Как уже отмечалось, одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

Функции образовательного пространства отражают современные мировые и региональные тенденции построения системы поликультурного образования, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса, предполагающего единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный, личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

• к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

• к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

• к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

• к школе, учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности и образцы совместной жизни детей и взрослых, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальноличностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности: 1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; 2) направленной на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); 3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

3 . В поликультурных образовательных учреждениях должны пройти апробацию более гибкие, мягкие педагогические системы и операции обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебновоспитательных операций поликультурного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Технологии поликультурного образования предполагают:

• отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

• отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры;

• обоснование культуры как средства, вооружающего личность умениями постигать причины, тенденции социальных преобразований в поликультурном обществе, помогающего целенаправленно, эффективно в них участвовать путем самореализации сущностных сил и способностей.

Регионализация образования в Приднестровье ориентирована на создание поликультурного образовательного региона, предполагающего учет социальноэкономических, демографических, культурных его особенностей в проектировании содержания образования и воспитания в каждом образовательном микрорайоне, конкретной школе, учебном заведении нахождении оптимального сочетания между базовым, региональным и школьным компонентом образования. Регионализация предусматривает взаимосвязь образования с реальными требованиями мира, в котором будут жить и работать учащиеся. Культурный потенциал образовательного региона призван обеспечить возрождение историко-культурных и этнокультурных воспитательных традиций, определяющих его уникальность и самобытность.

Таким образом, реализация регионально-интеграционного компонента обосновывает такие положения, как:

• приоритет поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;

• создание единого, хотя и внутренне дифференцированного, поликультурного образовательного пространства в регионах и отдельных учебных заведениях;

•обеспечение интеграции и преемственности отечественных и мировых культур в системе образования, развитие, поддержка и защита личности учащегося в инокультурной среде.

Выделенные основания не охватывают полностью тот сложный социокультурный феномен, каким является поликультурное образовательное пространство. Методологические исследования (В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.) показывают, что социальные законы, а к ним относятся и законы поликультурного образования, представляют собой многоуровневую, многокомпонентную целостность. По мере развития теории и методологии кросскультурного образования могут быть выявлены новые положения, обосновывающие его сущность.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать:

•ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, бережное отношение к ребенку, его защиту и поддержку, культурную идентификацию каждой личности;

•возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования;

•творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию.

4 . Особые географические, геополитические условия, исторический опыт определяют ведущей идеологией южно-российского региона мультикультурализм.

Главная идея мультикультурализма – гармоничное взаимодействие различных культур, существующих в одном политическом пространстве.

Согласно идеологии и практики мультикультурализма, межкультурная (межэтническая) толерантность должна поддерживаться в обществе всегда и всеми имеющимися средствами.

Важным механизмом реализации мультикультурализма в повседневной жизни общества наряду с рынком является модель мультикультуральной школы. На уровне конкретных образовательных технологий поликультурная школа имеет ряд конкретных целей:

− развитие этнической и культурной грамотности учителей и детей, т.е. определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп;

− акцент на личностное развитие каждого ребенка;

− формирование поликультурной социальной компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса, т.е. умении взаимодействовать и понимать людей, этнокультурно отличных.

Формирование поликультурной модели школы опирается на бикультуральную компетентность. В настоящее время в России мультикультурализм является специально обоснованной идеологией.

Как показывает мировой опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности наряду с тенденцией овладения культурой «титульного» этноса. В этом случае единственная идеология и политика доминирующего общества – мультикультурализм, т.е. позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям различных культурных групп.

Школа, как социальная структура, представляет собой социальный институт, в котором ребенок больше всего проводит времени, и период пребывания ребенка в школе является наиболее сензитивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

Проектирование психологически безопасной толерантной образовательной среды требует пошагового планирования предстоящей деятельности педагогического коллектива. В современной образовательной практике существуют модели пошагового планирования деятельности школы.

Модель представлена десятью шагами

Шаг 1: Установочная беседа директора школы с педагогическим коллективом.

На педагогическом совете или совещании с коллективом необходимо рассмотреть следующие вопросы:

− причина, по которой школа обращается к решению проблемы толерантного взаимодействия в условиях сложившегося образовательного пространства;

− нынешняя ситуация, которая сложилась в школе, в связи с появлением детей-мигрантов, переселенцев и беженцев:

− проводилась ли в прошлом работа по разработке политики в отношении детей-мигрантов в вашей школе? Если да, каким образом?

− От кого исходит (кто является инициатором) предложение разработать политику в отношении детей-мигрантов? Является ли это инициативой исключительно руководства или имеются другие заинтересованные стороны?

− Существует ли по данному вопросу сотрудничество с другими школами?

− Существует ли по данному вопросу сотрудничество со школьным комитетом, родительским комитетом и другими организациями вне школы?

− Существуют ли в настоящее время в школе правила, регламентирующие взаимодействия, основанные на принципах толерантности и обеспечивающие психологическую безопасность всем участникам образовательного процесса? Являются ли эти правила письменными инструкциями или устными договоренностями?

− Следует ли школа принципу толерантности, провозглашенному ЮНЕСКО, как необходимому компоненту взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных этнических групп, культур, традиций, вероисповеданий.

Каким именно образом школа хочет и может работать над решением данной проблемы:

− Создана ли в школе рабочая по группа (команда) по созданию психологически безопасной среды в условиях поликультурного образовательного пространства?

− Если да, желательно, чтобы эта команда занималась разработкой политики в отношении этнической толерантности?

− Если нет, готова ли администрация школы создать команду по разработке политики в отношении этнической толерантности?

− Готова ли администрация школы дать этой команде полномочия участвовать в принятии решений, относительно конкретного содержания школьной политики в отношении этнической толерантности?

− Есть ли у администрации школы уже определенные идеи по поводу того, как работать над созданием и выполнением школьных правил, регламентирующих взаимодействия, основанных на принципах толерантности и обеспечивающих психологическую безопасность всем участникам образовательного процесса?

В процессе работы над обозначенной проблемой необходимо помнить признаки толерантности, которые должны лечь в основу модели пошагового проектирования толерантной образовательной среды:

Язык. В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем. кто на них говорит. Они помогают детям, которые только начинают учить язык, на котором ведутся занятия.

Устои взаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

Принятие решений. Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся проблем. В своих учебных коллективах дети должны на практике использовать принципы демократии.

Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся с деликатностью, а одноклассники с уважением. У детей есть возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшинства одноклассников, которые как бы становятся их учителями. Жизненный опыт и перспективы таких учеников должны учитываться при составлении учебных планов.

Особые события. При проведении школьных фестивалей, родительских дней и других особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп.

Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в школе и, если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие.

Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем детям дается возможность, если они хотят, объяснить свои религиозные обычаи и веру одноклассникам. Все проявляют взаимное уважение.

Межгрупповое взаимодействие. Часто практикуются совместное изучение и групповая работа. Преподаватель следит за тем, чтобы основная часть работы выполнялась группами, в которых наиболее полно представлены разные культуры и характеры.

Шаг 2: Сделать выводы по итогам установочной беседы.

По результатам установочной беседы руководитель образовательного учреждения может сделать выводы относительно заявленной проблемы и возможных методов работы.

На данном этапе складывается четкое представление о следующих аспектах:

− Как сейчас обстоят дела в школе по созданию психологически безопасного толерантного пространства?

− Каковы сильные стороны проводимой до сих пор политики в этом направлении?

− На какие моменты следует еще обратить особое внимание?

− Каким образом школа может разрабатывать политику школы в отношении этнической толерантности?

Шаг 3: Сформулировать цели и задачи проводимой политики

Важно понимать, что предлагаемые меры и инициативы по решению обозначенной проблемы учитывают исходное положение дел и являются реально достижимыми. Данный этап работы подразумевает, что для определения конкретных и реалистичных задач необходимы глубокие знания, опыт школьной жизни, и особенности данной школы.

− Начиная с 1 сентября 2007 в устав школы, вносятся изменения, касающиеся вопросов толерантности и ненасильственного взаимодействия

− В предметное обучение будут интегрированы темы, касающиеся проблемы этнической толерантности, культуры разных народностей.

− Привлечь к сотрудничеству представителей национальных диаспор.

Шаг 4: Создать заинтересованность

Руководитель приглашает для беседы по данной проблеме ключевые фигуры: учителей, учащихся, родителей, сотрудников школы.

Он предлагает сформулированные им задачи и конкретные меры и спрашивает, что думают об этом ключевые фигуры.

По результатам беседы с ключевыми фигурами необходимо проинформировать их об актуальности решения данной проблемы и можно предложить идею разработать школьную политику в отношении создания психологически безопасной толерантной среды в условиях поликультурного образовательного пространства.

Для оповещения всех субъектов образовательного процесса о предстоящей работе можно использовать следующие возможности:

− провести семинар для педагогов;

− заседание ученического комитета.

Шаг 5: Создать школьную команду

На этом этапе при поддержке руководства школы создается команда для реализации политики в отношении создания безопасного толерантного образовательного пространства. Для того, чтобы успешно разработать и внедрить эту политику, необходимо официальное решение (о создании рабочей группы) и активная поддержка со стороны руководства.

Школьная команда состоит из одного или нескольких представителей каждой группы задействованных лиц (учащихся, учителей, психолога, социального педагога, администрации, родителей, технического и хозяйственного персонала, представителей национальных диаспор, специалистов управления образования, занимающихся проблемами воспитания).

Цель школьной команды – создание или совершенствование школьной политики в отношении детей-мигрантов. К задачам школьной команды также относятся вопросы отслеживания исполнения новой политики в школе, а также ее уточнение в случае необходимости.

Члены школьной команды могут различными методами распространять в школе информацию о своих планах разработки политики по созданию психологически безопасного толерантного образовательного пространства: в школьной газете, на собраниях коллектива, на досках объявлений, на родительских собраниях, на школьных вечеринках, в дни открытых дверей.

Шаг 6: Проанализировать ситуацию в школе

Одна из первых задач, стоящих перед школьной командой – анализ имеющихся сведений и потребностей в отношении решения данной проблемы.

Шаг 7: Составить план действий

Воспитание толерантных установок реализуется не только во внеклассной работе, но и в образовательном процессе. Темы толерантности, ненасильственного взаимодействия, конструктивного решения конфликтов следует интегрировать в различные общеобразовательные предметы.

Большие возможности для решения поставленной проблемы имеют предметы гуманитарной направленности: история, обществознание, право, русский язык, литература, иностранный язык и другие.

При разработке политики важно составить список различных аспектов, изучаемой проблемы. При этом полезно составить обзор тем и аспектов, которые рассматриваются в рамках различных предметов в разные годы обучения.

На основе такой инвентаризации можно скоординировать изучение различного материала, направленного на формирование толерантного сознания. Можно создать обзор такого материала и план его изучения в разные годы обучения и в рамках различных предметов (спиральная учебная программа) с тем, чтобы оптимизировать материал, предотвратить совпадения и наложения, обнаружить недостатки и достичь четких договоренностей между учителями.

При разработке мер реализации политики в отношении создания психологически безопасного толерантного образовательного пространства следует обращать внимание на следующие моменты:

При разработке программы учитываются конкретные потребности учащихся, при этом учителя играют ключевую роль, поскольку они лучше знают учащихся.

− В программы включаются важнейшие аспекты, касающиеся политики в области этнической толерантности.

− При поднесении материала соблюдается преемственность и постепенное продвижение вперед.

− Данные инициативы базируются на уже имеющихся знаниях и углубляют их с учетом этапа развития учащихся.

Шаг 8: Ввести политику толерантного взаимодействия

Даже если все партнеры получили время на подготовку к новым условиям работы, не все сразу примут новую политику, и против этой политики может возникнуть сопротивление (например, учителя могут быть недовольны, что необходимо разрабатывать новые приемы и подходы к решению обозначенной проблемы).

Поэтому нужно выделить достаточно времени на преодоление сопротивления. Преодоление часто возникает из-за нехватки информации:

− о том, что мотивирует школу заняться решением этой проблемы;

− о преимуществах наличия политики толерантности в школе в условиях многообразия и поликультурности.

Важно детально донести до всех задействованных лиц, как и почему вводится эта политика. Можно провести отдельный разговор с лицами или группами, оказывающими большое сопротивление. Сопротивление против новой политики можно и предотвратить путем заблаговременного привлечения всех сторон к ее разработке. Любые изменения – это процесс, требующий времени, упорства и настойчивости.

Шаг 9: Оценить политику школы по созданию толерантной психологически безопасной образовательной среды

Внедрение в школе политики толерантности – это не конечный пункт. За этой политикой нужно следить и в отдельные моменты ее нужно оценивать. Необходимо изучать психологический климат в ученических коллективах и установки на взаимодействие педагогов. Важно рассматривать замечания и жалобы различных партнеров. При необходимости вносить коррективы. Школьная команда должна следить за тем, чтобы проводилась наиболее эффективная политика и чтобы соблюдались все условия для успешной реализации политики.

Шаг 10: Определение перспектив.

По итогам нескольких оценок эффективности проводимой политики следует рассмотреть вопрос о том, продолжит ли школа тем же курсом или она должна скорректировать свою политику. При этом школьная команда должна задать себе следующие вопросы:

− Изменилось ли образовательное пространство с точки зрения психологической безопасности, какие болевые точки еще остались.

− В каком направлении школа может продолжить действия в отношении формирования толерантных установок субъектов образовательного процесса.

− Хочет ли школа выбрать другие приоритеты и принять во внимание другие инициативы в области гражданского воспитания и воспитания толерантного человека, либо нужно еще более тщательно выстраивать и корректировать политику в отношении проблемы толерантности и создания мультикультуральной школы.

5 . Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете – будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности.

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России – становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее – Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *