Международный показатель ровности iri что это

Международный показатель ровности iri что это

Дороги автомобильные общего пользования

Методы измерения ровности

Automobile roads of general use. Road pavement. Roughness measurement methods

Дата введения 2016-08-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 14 ноября 2014 г. N 72-П)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015 г. N 1931-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33101-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г. с правом досрочного применения

Введение

Используя специальные программные средства на основании исходных данных в виде массива ординат микропрофиля, можно вычислять такие показатели ровности покрытия, как: количество допустимых просветов под 3-метровой рейкой, модуль разности вертикальных отметок поверхности с различным шагом, международный показатель ровности (IRI) и спектральную плотность дисперсий ординат продольного профиля. Визуальное представление микропрофиля каждой полосы проезжей части позволяет определить размер и распределение неровностей по длине дороги.

Важнейшими особенностями и достоинствами метода являются высокая производительность и точность, что в сочетании с современными компьютерными средствами хранения и обработки информации позволяет применять его как при оценке качества вновь построенных и отремонтированных покрытий, так и при диагностике автомобильных дорог в процессе эксплуатации.

Данный стандарт регламентирует методы, позволяющие измерять и записывать ординаты микропрофиля проезжей части автомобильных дорог, устанавливает единые требования к профилометрам, показателям точности измерений, условиям проведения измерений, форме представления результатов измерений, способам обработки этих результатов, а также перечень и способы вычисления показателей продольной ровности покрытий автомобильных дорог.

Введение настоящего стандарта не отменяет действия ГОСТ 30412, в котором рассмотрены методы измерения ровности 3-метровой рейкой с клиновым промерником, нивелиром с нивелирной рейкой и установками типа ПКРС.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы измерения ровности автомобильных дорог общего пользования на основании регистрации ординат микропрофиля покрытия с помощью высокоскоростных профилометрических установок.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные. Металлические. Технические условия

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продольная ровность проезжей части: Качественная характеристика состояния поверхности дорожного покрытия по геометрическим параметрам, способным оказывать влияние на колебания движущегося транспортного средства.

3.2 полоса движения: Продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

3.3 полоса наката (колея): Продольная полоса на поверхности проезжей части дороги, соответствующая траектории движения колес транспортных средств, следующих по данной полосе движения.

3.4 микропрофиль проезжей части: Продольное сечение поверхности автомобильной дороги в виде массива ординат (вертикальных отметок), содержащего неровности, оказывающие влияние на вертикальные колебания автомобиля.

3.5 высокоскоростной профилометр: Передвижная измерительная установка, позволяющая при проезде по дороге со скоростями транспортного потока определять ординаты микропрофиля дорожной поверхности с требуемой точностью.

3.6 длина волны неровности: Продольное расстояние, на котором укладывается полный период неровности синусоидальной формы.

3.7 частота дорожных неровностей (дорожная частота): Величина обратная длине волны неровности.

3.8 фильтрация микропрофиля (фильтр): Математическая процедура преобразования массива ординат микропрофиля дорожного покрытия с целью исключения из микропрофиля неровностей с частотами, выходящими за пределы интересующего диапазона.

3.9 фильтр высоких частот: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровностей, превышающие заданную частоту.

3.10 фильтр низких частот: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровностей, не превышающие заданную частоту.

3.11 полосовой фильтр: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровностей, находящиеся в заданном диапазоне.

3.12 испытания профилометра: Совокупность операций, выполняемых с целью определения показателей точности профилометра.

3.13 спектральная плотность дисперсии ординат микропрофиля; СПД ОМ, мм м/цикл: Оценочный показатель ровности, характеризующий частотный состав микропрофиля, в соответствии [1].

3.14 международный показатель ровности (International Roughness Index); IRI, мм/м: Отношение величины суммарного перемещения неподрессоренной массы (колеса) относительно подрессоренной (кузова автомобиля) к длине участка дороги.

4 Требования к профилометрам

4.1 При выполнении измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог следует применять профилометры двух классов точности.

4.2 Параметры точности профилометра необходимо определять по результатам испытаний на представительном наборе тестовых участков с расчетом точности и повторяемости результатов измерений, выполненных в соответствии с приложением А.

4.3 Класс точности профилометра следует определять в соответствии с приложением Б.

4.4 Профилометры 1-го класса точности разрешается применять для записи ординат продольного микропрофиля проезжей части автомобильных дорог всех категорий.

Профилометры 2-го класса точности для записи ординат продольного микропрофиля проезжей части разрешается применять только на автомобильных дорогах, разрешенная скорость движения по которым не превышает 90 км/ч.

5 Проведение измерений

5.1 Требования к условиям измерений

5.1.1 Состояние дорожного покрытия на участке проведения измерений должно обеспечивать возможность движения профилометра с рабочей скоростью, определенной его руководством по эксплуатации.

5.1.2 Поверхность дорожного покрытия должна быть сухой, очищенной от грязи и посторонних предметов.

5.1.3 Минимальная длина измеряемого участка должна быть не менее 100 м без учета расстояния, необходимого для разгона и торможения дорожной лаборатории, оснащенной профилометром.

5.2 Требования к безопасности

5.2.1 Для обеспечения безопасности и информирования других участников дорожного движения о проведении измерительных работ на дороге профилометр должен быть оборудован специальными знаками и сигнальными устройствами: надписью «Дорожная лаборатория» и проблесковым маячком желтого цвета.

5.2.2 В случае, если измерение микропрофиля на участке дороги невозможно без создания помех для движения транспортного потока, должны быть приняты необходимые меры безопасности по обеспечению беспрепятственного проезда профилометра с рабочей скоростью.

5.3 Порядок выполнения измерений

5.3.1 При выполнении измерений с использованием профилометра следует руководствоваться инструкцией по его эксплуатации.

5.3.2 При выполнении измерений следует придерживаться траектории движения, обеспечивающей измерение микропрофиля на расстоянии от 0,5 до 1,0 м от правого края полосы движения.

5.3.3 Привязку начала и конца участка измерений к местным ориентирам следует осуществлять по существующим километровым столбам. В случае отсутствия километровых столбов на участке измерения допускается проводить привязку к стационарным объектам ситуации (дорожным знакам, водопропускным трубам, пересечениям и т.п.) с указанием расстояния от объекта ситуации до начала (конца) участка по показаниям датчика пути профилометра.

Источник

Создание установки для измерения продольной ровности покрытий по методике IRI.

Инженер ООО «Титул-2005»
Бакаев В.А.

В 2006 году было принято решение о проведении диагностики федеральной сети дорог по показателям сцепления, прочности и продольной ровности. Причём продольная ровность впервые должна была оцениваться не в привычной размерности «см/км», а по европейской методике IRI (International Roughness Index – международный индекс ровности). Индекс IRI рассчитывается на основе 4 переменных величин, являющихся функцией измеряемого профиля дороги. Эти переменные отражают динамический ответ справочной математической модели автомобиля (просчитывается только кузов и 1 колесо, на западе известна как SQY), двигающегося по измеряемому профилю. Уравнения 4 переменных величин дают решения по всем замерам, за исключением первой отметки. Эти переменные рассчитываются с использованием высотных отметок микропрофиля дороги с помощью специальных коэффициентов, приведенных в методике для различных шагов и скоростей измерений. По полученным коэффициентам рассчитывается «среднескорректированный уклон» для каждой точки дороги. Далее и рассчитывается индекс IRI, который о сути дела является средней статистической переменной «среднескорректированного уклона» отрезка измеряемой дороги. Средний уклон на первых 11м служит для определения первоначальных величин к переменным. Показатель IRI оценивает ровность в диапазоне частотных характеристик от 0,033 ц/м до 0,76 ц/м (в полосе длин волн неровностей от 1,3м до 30м). Размерностью его является «мм/м», «см/км», «дюймов/милю».

Д анная методика разрабатывалась на западе уже более 20 лет, и в ряде европейских стран применяется как основная для оценки ровности дорог. В различных странах применяются различные нормативные требования к ровности различных категорий дорог по IRI, но единого общего для всех стан норматива для различных категорий дорог не существует. В ниже приведенной таблице (табл.1) показан ряд используемых и рекомендуемых за рубежом нормативов.

С ами методы измерения IRI делятся на 4 категории исходя из применяемого оборудования и технологии проведения измерений.

В I и II класс точности входят измерения профилометрами в движении со скоростями до 100км/ч и различаются только по величине разбросов показаний на контрольных участках (до 5% для I класса точности и до 7% для II). К данному типу приборов относятся анализатор статистического профиля TRRL, «Dipstick» (приборы для ручных измерений), инерционный измеритель ровности APL(измерение уклонов покрытия относительно базы автомобиля), информационный анализатор продольного профиля K.J LAW (регистрация вертикальных перемещений подвески с помощью акселерометров с дальнейшим расчётом по математической модели SQY), множество появившихся в последнее время приборов, построенных на получении микропрофиля с помощью бесконтактных датчиков (в РФ к ним относятся лаборатории МАДИ, РосдорНИИ, НПО «Регион»), а так же методы ручного нивелирования участков. Как базовая принята методика измерения высотных отметок микропрофиля дороги со скоростями 40 либо 80км/ч и с шагом 0,25м. По результатам измерений строиться микропрофиль (не все профилометры дают непосредственно высотные отметки микропрофиля, некоторые приходят к нему через обработку измерений других параметров или же сразу выдают индекс IRI на основе своих измерений) из которого и рассчитывается индекс IRI.

В III класс точности входят так называемые «приборы типовых ответов» («типоответчики»). К данному типу приборов относятся Opala – Maysmeter №2, Caravan – NAASRA, Remorque BI, Rugosimetre BPR, а так же установка ПКРС-2У. Принцип измерения IRI данными приборами основан на тарировке их показаний, отражающих воздействие неровностей на подвеску автомобиля, на контрольных участках по всему спектру неровностей.

В IV класс точности входит экспертная (субъективная) оценка ровности дороги в соответствии с имеющейся шкалой. Данная методика даёт приблизительное представление о состоянии дороги, а так же знакомит специалистов со шкалой IRI и состоянием соответствующих дорог.

В вышедший в Москве в 2006 году СТО РосНИО-8.6.001-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения» вошли только профилометрические установки I и II класса точности, причём все расчёты привязаны к высотным отметкам микропрофиля. Данный подход не совсем верен, так как при измерении индекса IRI по другим, нежели получение высотных отметок точек, принципам будут вынуждены сперва приводить свои показания к данному виду, что внесет дополнительные погрешности.

В связи с отсутствием в России серийно выпускающихся установок для измерения ровности по методике IRI, а так же весьма малым количеством данных установок импортного производства встала задача создания дешёвой измерительной установки, производство которой можно было бы начать в кратчайшие сроки.

В ходе работ были проанализированы все применяемые в мировой практике системы измерения продольной ровности дорожных покрытий по методике IRI, изучены их сильные и слабые стороны. В частности, профилометрические установки на бесконтактных датчиках отличаются сложностью создания и эксплуатации, дороговизной. Установки типа APL (Франция) мало приспособлены для наших дорог с их далеким от идеального качеством покрытия. Установки «типоответчик» отличаются низкой точностью измерений, сложностью методики тарировки (а тарировать их необходимо довольно часто).

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это
Рис. 1. Общий вид установки ПКРС

В ходе работ по модернизации было выполнено:

В сё это вылилось в новый комплекс измерения ровности дорожных покрытий на базе установки ПКРС-2У, который позволяет получать информацию о продольной ровности как в используемой сейчас системе «см/км» так и в системе IRI за 1 проезд. Измерения выполняются по 1 колее. Время получения информации о ровности на участке – в течении 5 минут после окончания проезда. Частота получаемых значений IRI – от 1 значения на 0,25м пути. Скорость движения при проведении измерений – 50км/ч. Максимальная погрешность определения показателя IRI на контрольных участках длиной 50-100м составляет 7-9% (в основном из-за колейности покрытий) для всего диапазона неровностей.

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

Н а основании проведенных экспериментов и практических работ по измерению ровности в системе IRI предлагается следующая таблица нормативов:

Категория дорогиIIIIIIIVV
Предельно допустимое значение IRI346810

В ыбранная схема модернизации установки показала себя с хорошей стороны как по точности получаемых результатов, так и по своим технико-экономическим показателям. Модернизация серийной установки занимает минимум времени и требует весьма незначительных материальных затрат.

Авторское право ООО «Титул-2005». Тел/факс: (845-2) 39-01-34, 39-01-35. E-mail: info@titul2005.ru. Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Источник

Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения

Стандарт устанавливает требования к выполнению работ по мониторингу ровности проезжей части и общей диагностике автомобильных дорог различного назначения и категорий на основе измерений продольной ровности поверхности автомобильных дорог с помощью установок профилометрического типа, позволяющих измерять и регистрировать ординаты продольного микропрофиля проезжей части автомобильных дорог для дальнейшего вычисления значений показателей ровности, необходимых при оценке качества строительных и/или ремонтных работ и текущего состояния покрытий.

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

СТО МАДИ 02066517.1-2006

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Определение продольного микропрофиля
дорожной поверхности и
международного показателя ровности IRI

Общие требования и порядок проведения

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 4 18)

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Ректора МАДИ (ГТУ) от 14 августа 2006 г. № 348 о.в.

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Определение продольного микропрофиля дорожной
поверхности и международного показателя ровности IRI

Общие требования и порядок проведения

Дата введения 2006-08- 15

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий.

ГОСТ Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

ИСО 8608: 1995 «Вибрация. Профили дорожных поверхностей. Представление результатов измерений».

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют термины с соответствующими определениями:

продольная ровность проезжей части: один из показателей качества дорожного открытия, характеризующий взаимное воздействие транспортных средств и дорожной поверхности на вертикальные колебания транспортного средства и динамическую нагруженность дорожной одежды.

продольный профиль дороги: Продольное сечение автомобильной дороги по заданной полосе наката.

микропрофиль проезжей части: Продольный профиль поверхности автомобильной дороги по заданной полосе наката в виде массива вертикальных отметок, полученных с интервалом не более 0,25 м, содержащего неровности оказывающие влияние на вертикальные колебания автомобиля.

полоса движения: Продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

полоса наката (колея): Часть полосы движения на поверхности проезжей части, подвергающаяся наиболее частому воздействию колес автотранспортных средств, следующих по данной полосе движения.

профилометрическая установка: Измерительная система, позволяющая при проезде по дороге со скоростями транспортного потока (от 30 км/ч и более) определять ординаты микропрофиля дорожной поверхности с требуемой точностью.

фильтр высоких частот: Фильтр, пропускающий без искажений дорожные частоты более заданной частоты.

фильтр низких частот: Фильтр, пропускающий без искажений дорожные частоты менее заданной частоты.

частота дорожных неровностей (дорожная частота): Величина обратная длине волны неровности.

спектральная плотность дисперсии ординат микропрофиля (СПД ординат микропрофиля): Оценочный показатель ровности, характеризующий частотный состав микропрофиля.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Требования к записи микропрофиля

4.1.1 Микропрофили участков автомобильных дорог записываются профилометрами, прошедшими аттестацию по методике в соответствии с приложением А.

4.1.2 Длина участка непрерывной записи микропрофиля должна быть не более 10 километров. Записанный участок должен быть представлен отдельным файлом, содержащим массив ординат микропрофиля с указанием шага записи (в метрах) и числа точек массива. Привязка массива к местности (километровые столбы, и т.п.) должна быть указана отдельно.

Шаг записи массива микропрофиля ∆х = 0,125 м.

4.1.3 Для записи микропрофиля дорог любого класса и категории (согласно ГОСТ Р 52398-2005 ) используются профилометры 1-го класса точности.

Класс точности профилометра определяется по результатам тестовых испытаний в соответствии с приложением А.

4.2 Требования по определению показателя IRI

4.2.1 Показатель ровности IRI является основным при диагностике и мониторинге ровности автомобильных дорог. Показатель определяется по стандартной программе (приложение Б) на основе записанных значений микропроф илей.

4.2.2 Показатель IRI определяется для каждых 100 м и каждых 1000 м записанного участка.

Значения IRI для каждых 100 м участка применяют для более детальной оценки участка.

4.3 Требования к определению спектральной плотности

4.3.1 Спектральная плотность микропрофиля является дополнительным показателем ровности проезжей части, позволяющая учитывать весь диапазон длин волн неровностей.

4.3.2 Для сопоставления спектральной плотности микропрофиля с международной классификацией спектральных плотностей по МС ИСО 8608 следует пользоваться приложением Г.

5 Требования к объекту измерений

5.2 Для получения достоверных результатов поверхность дорожного покрытия должна быть чистой.

5.3 Подъездные пути к измеряемому участку дороги должны обеспечивать дорожной лаборатории набор необходимой скорости до начала измерений, торможение после окончания измерений и ее разворот.

5.4 Если в состав измеряемого участка входит пересечение дорог, то должны быть приняты необходимые меры безопасности по обеспечению беспрепятственного проезда дорожной лаборатории с рабочей скоростью записи микропрофиля. В противном случае длина измеряемого участка должна выбираться таким образом, чтобы измеряемый участок заканчивался до пересечения дорог, на расстоянии необходимом для остановки дорожной лаборатории.

Начало следующего участка должно находиться после пересечения дорог на расстоянии достаточном для набора дорожной лабораторией рабочей скорости.

5.5 Минимальная длина измеряемого участка должна быть не менее 100 метров без учета расстояния, необходимого для разгона и торможения лаборатории.

5.7 Для определения СПД длина измеряемого участка должна быть не менее 500 м.

5.8 Для удобства обработки и предоставления информации измеряемые участки длиной более двух километров могут быть разбиты на километровые отрезки.

5.9 Привязка начала и конца участка измерений должна осуществляться по существующим километровым столбам.

В случае отсутствия таковых на участке измерения производят привязку к стационарным объектам ситуации (дорожные знаки, водопропускные трубы, пересечения и т.п.) с указанием расстояния от объекта до начала (конца) участка по показаниям датчика пути дорожной лаборатории или по показаниям датчика пути через каждые 1000 метров.

6 Требования к установкам профилометрического типа

6.1 Требование к аппаратуре, применяемой для записи микропрофиля проезжей части.

6.1.1 Аппаратура должна обеспечивать требуемую точность записи микропрофиля на дорогах класса А, В, С по продольной ровности проезжей части автомобильной дороги согласно классификации МС ИСО.

6.1.2 Определение длины участка измерений должно выполняться с точностью не хуже ±0,1 %.

6.1.3 Профилометрическая установка должна обеспечивать возможность проведения записи микропрофиля с требуемой точностью на скоростях от 30 км/час.

6. 1.4 Запись микропрофиля должна быть обеспечена в любых погодных условиях кроме тех, что влияют на безопасность движения лаборатории и достоверность получаемых результатов.

7 Требования к проведению измерений

7.1 При проведении измерений для обеспечения безопасности дорожная лаборатория должна быть оборудована специальными знаками и сигнальными устройствами (проблесковый маячок и т.п.), информирующими других участников дорожного движения о проведении измерительных работ на дороге.

7.2 При проведении измерений по определению ровности намеченного участка автомобильной дороги с использованием профилометрической установки следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации данной установки.

7.3 Обследуемый участок дороги должен быть разбит на отрезки заданной длины.

7.4 Привязка к местности осуществляется согласно 5.10.

7.5 Погодные условия при проведении измерений должны соответствовать 6.1.4.

7.6 Состояние покрытия дороги должно соответствовать 5.1 и 5.2.

7.7 Скорость дорожной лаборатории в процессе записи микропрофиля должна выдерживаться в диапазоне от 30 до 100 км/ч.

7.8 При проведении измерений следует придерживаться полос наката для каждой полосы движения во время каждого заезда.

7.9 Для улучшения статистической точности определения показателей ровности исследуемого участка увеличивают количество проездов по исследуемому участку. Большее число повторных проездов по участку позволяет снизить влияние случайных факторов на показатели ровности на участке.

8 Требования по определению показателей ровности поверхности автомобильной дороги

8.1 В результате обработки записи микропрофиля участка автомобильной дороги получают массив ординат микропрофиля, на основе которого вычисляют показатели ровности проезжей части автомобильной дороги.

Программное обеспечение, входящее в состав дорожной лаборатории с профилометрической установкой, должно позволять получать следующие показатели:

— показатель ровности IRI ;

— спектральную плотность дисперсии ординат микропрофиля.

Для оценки ровности в длинноволновом диапазоне дополнительно по микропрофилю участка определяют значения спектральной плотности ординат правой и левой полос наката и среднее значение спектральной плотности.

Показатель IRI оценивает ровность в диапазоне частотных характеристик 0,033 ≤ λ ≤ 0,76 ц/м (в полосе длин волн неровностей 1,3 ≤ l ≤ 30 м).

8.3 По результатам измерений ровности проезжей части для каждого участка составляется протокол измерений.

В протоколе измерений рекомендуется приводить следующие данные:

— дата и время измерений;

— фамилия оператора, водителя;

— основные характеристики использованного средства измерения;

— описание дороги, включающее в себя:

а) название дороги и/или номер;

б) направление измерения;

в) число полос, по которым проводились измерения;

г) название населенного пункта, если участок измерений проходит через населенный пункт;

д) тип покрытия и его состояние;

— описание участков измерений, в которое должно входить:

а) длина, начало и конец участка измерений, привязанные к существующим километровым столбам;

б) номер полосы движения, на которой проводились измерения;

в) полоса наката (левая или правая), по которой проводились измерения на участке;

г) для участков указывается состояние покрытия (новое, старое).

Для описания расположения участков измерения к протоколу следует прилагать схему дороги с указанием участков дороги.

Так же указывается суммарная длина измеренных участков в однополосном исчислении (приложение В);

д) показатели ровности, вычисленные по результатам измерений.

8.4 Результаты измерений ровности дорожной поверхности по показателям представляются в виде таблиц.

Показатель ровности IRI для участков приводят в виде таблиц.

СПД микропрофиля на участке представляется в виде графика в логарифмических координатах с нанесенными границами классов по МС ИСО. Допускается СПД микропрофиля на участке дополнительно представлять в виде таблицы.

Приложение А

Порядок проведения калибровки профилометров

А.1 Калибровка профилометров

Калибровка проводится на предварительно пронивелированных эталонных участках дороги. Результаты нивелирования принимаются за эталонные.

Предусматривается два класса точности профилометров (пункт А.1.6, А.1.7, А.1.8). Для калибровки профилометров второго класса в качестве эталонного массива допускается использовать массив микропрофиля, полученный профилометром первого класса точности.

А.1.1 Эталонные участки

Один участок должен быть с поверхностью, имеющей повышенную шероховатость (покрытие с поверхностной обработкой), а один с пониженной шероховатостью (покрытие из мелкозернистого асфальтобетона).

Нивелирование проводится с шагом 0,25 м по правой колее движения. Точность отсчета отметок нивелиром не более ±0,25 мм. Рейка нивелира должна быть соединена сферическим шарниром с опорной пятой диаметром 100 мм.

Эталонные массивы отметок должны быть записаны с точностью 0,2 мм.

А.1.3 Запись микропрофиля профилометром

На каждом эталонном участке дороги проводится не менее 10 записей (дублей). Из них 5 записей при скорости 80 км/час и 5 записей при скорости 40 км/час.

Массивы записанных микропрофилей для тестирования проф илометров должны быть представлены с шагом 0,25 м.

Привязка массива к местности должна быть не хуже ±0,5 м.

А.1.4 Фильтрация микропрофиля

Для фильтрации массивов записанных микропрофилей и эталонных массивов нивелирования рекомендуются фильтры четвертого порядка без сдвига фазы.

Фильтр обрезающий низкие частоты, с передаточной характеристикой

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

где частота среза Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

Фильтр, обрезающий высокие частоты, с передаточной характеристикой

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

где частота среза Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

А.1.4.2 Отфильтрованный микропрофиль

Из каждого записанного массива получают по три массива микропрофиля, отфильтрованного полосовыми фильтрами в полосе длин волн от l н до l в

При минимальной длине волны l в = 0,63 м фильтр, обрезающий высокие частоты, не используется.

Из каждого отфильтрованного микропрофиля отбрасывают первые 50 м из-за неопределённости профиля дороги до начала эталонного участка. Таким образом получают отфильтрованные микропрофили длиной 200 м, если длина эталонного участка 250 м, и длиной 450 м, если длина эталонного участка 500 м.

А.1.5 Коэффициент корреляции

Коэффициент корреляции между отфильтрованными микропрофилями находится по формуле

Международный показатель ровности iri что это. Смотреть фото Международный показатель ровности iri что это. Смотреть картинку Международный показатель ровности iri что это. Картинка про Международный показатель ровности iri что это. Фото Международный показатель ровности iri что это

А. 1.6 Нормы коэффициента корреляции

Коэффициент корреляции записанного микропрофиля с эталонным определяется для каждого из десяти дублей.

Средний коэффициент корреляции по дублям r эср должен быть не менее 0,97.

Коэффициент попарной корреляции между дублями r д определяется для всех 45-ти пар. Он должен быть не менее 0,94 с надёжностью 0,9.

Средний коэффициент корреляции r дср не менее 0,97.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обозначение:СТО МАДИ 02066517.1-2006
Название рус.:Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения
Статус:действует
Дата актуализации текста:05.05.2017
Дата добавления в базу:01.09.2013
Дата введения в действие:15.08.2006
Утвержден:14.08.2006 МАДИ (MADI 348 о.в.)
Опубликован:МАДИ (2006 г. )
Ссылки для скачивания: