Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля-Воздух»
Сигналы «ЗЕМЛЯ-ВОЗДУХ», «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ»
В случае бедствия, потерпевшие, для привлечения внимания и общения с поисковыми группами, могут использовать сигналы (знаки) «Земля-Воздух» и «Воздух-земля».
Размер сигналов (знаков) должен быть не менее 2,5 м (8 футов) и их следует делать в максимальной степени заметными.
Сигналы (знаки) могут выкладываться с помощью полос ткани, парашютного материала, кусков дерева, камней и т.п., а также могут изображаться людьми.
Нанесение сигналов (знаков) на поверхность земли производится маслом, уранином и т.п. Привлекать внимание к сигналам (знакам) можно с помощью сигнальных ракет, дыма, отраженного света, радио и т.д.
Сигналы «ЗЕМЛЯ-ВОЗДУХ»
Выполнение сигналов (знаков) бедствия с помощью подручных средств.
Изображение сигнала(знака)
Значение сигнала(знака)
Изображение сигнала(знака)
Значение сигнала(знака)
Требуется помощь
Приземляйтесь в указанном направлении(значение в РФ)
Примечание: обе руки вытянуты вперед в направлении захода на посадку
Если сигналы (знаки), подаваемые с земли, поняты экипажем воздушного судна, то он обязан подавать следующие сигналы (знаки): )
Сигналы воздушного судна
Значение сигналов (знаки)
Сигнал получен и понят а) при дневном свете – покачивание крыльями воздушного судна б) при наступлении темноты – включение и выключение дважды посадочных фар, а если воздушное судно ими не оборудовано – включение и выключение дважды аэронавигационных огней
(полет по кругу или отсутствие выше указанных сигналов)
(движение носовой части вверх-вниз)
Материал подготовлен на основании информации представленной в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 148 «Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации. », в Приложение 12 к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководстве МАМПС ТОМ II, в учебнике спасателя под общей редакцией Ю.Л. Воробьева, на официальном сайте
Приведенные в заметке сигналы могут пригодиться во многих экстремальных ситуациях. Они помогут спасателем не только обнаружить вас с воздуха, но и получить от вас закодированное сообщение, которое может оказать решающую роль в вашем выживании!
Все сигналы из приведенной ниже таблицы следует делать как можно более заметными и выкладывать на хорошо просматриваемой с воздуха территории. Их можно обозначать любыми методами и средствами. Выкладывать, вытаптывать, вырывать или рисовать всеми доступными материалами и инструментами которые имеются под рукой (поваленными деревьями, камнями, полотнами ткани и т.д.). Размер самого сигнала рекомендуется делать более 2,5 метров, а лучше от 3 до 6 метром, так его будет проще рассмотреть с борта самолета, вертолёта или любого другого спасательного аппарата пролетающего над ним. Также не лишним будет привлечь к выложенным сигналом внимание спасателей с помощью сигнальных ракет или костров.
При подаче подобных сигналов есть возможность получить и обратный сигнал. Так экипаж воздушного судна при распознании сигнала обязан подать ответный. В дневное время покачав крыльями из стороны в сторону, в ночное дважды включив и выключив огни или посадочные фары. В случаи отсутствия подобных ответных сигналов можно сделать вывод что ваш сигнал не понят или не замечен.
Также рекомендуем ознакомится с тем как правильно подать сигнал «SOS» на азбуке Морзе .
Сигнальное зеркало как средство сигнализации применяется только при солнечной погоде. Эффективность его использования довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130° яркость светового «зайчика» составляет 4 млн свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн свечей. Вспышку солнечного «зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде. С самолета, летящего на высоте 1–1,5 км, такую вспышку обнаруживают на расстоянии до 24 км. Именно солнечный «зайчик» сигнального зеркала, изготовленного Чечони (механик дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Центральной Арктике весной 1928 г.) из деревянной дощечки, оклеенной станиолем из-под плитки шоколада, оказался тем единственным сигналом, который заметил командир итальянского спасательного самолета. Сигнальное зеркало может быть как стеклянным, так и металлическим, желательно со сторонами 10–12 см, с небольшим отверстием в центре. Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а металлическое – иметь хорошо отполированные поверхности пластины с обеих сторон. При появлении летательного аппарата (вертолета или самолета) необходимо встать против солнца и смотреть через отверстие на летящий вертолет (самолет), держа зеркало на небольшом расстоянии перед собой в полусогнутой руке. Турист будет видеть на поверхности зеркала отражение своего лица и световое пятно на нем от отверстия в зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала лучи солнца были направлены на вертолет или самолет, следует зеркало поворачивать или наклонять до тех пор, пока световое пятно не совместится с центральным отверстием. Яркая блестящая поверхность зеркала или металлической пластины при его покачивании дает прерывистые вспышки, на которые в воздухе легко обратить внимание экипажа летательного аппарата (рис. 10, а).
В случае, если отсутствует двустороннее зеркало или металлическая пластина, можно использовать в целях сигнализации и обычное одностороннее зеркало без отверстия, пользуясь следующей процедурой: а) держа зеркало одной рукой близко у лица, расположить его так, чтобы отраженный луч был направлен примерно в нужном направлении, т. е. на летящий вертолет или самолет; б) вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на конец отведенного большого пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы отведенный большой палец был освещен отраженным светом. Теперь отраженный луч направлен на летящий вертолет. Точность наведения луча по этому способу ниже, чем со специальным сигнальным зеркалом (рис. 10, б).
В случае, если нет зеркала, в качестве заменителя можно попытаться использовать блестящее донышко от консервной банки, кусок какой-либо металлической пластины, т. е. любые предметы, отражающие солнечные лучи.
Подручные средства
Туристы, терпящие бедствие, для обозначения своего местонахождения могут использовать подручные средства, имеющиеся в их распоряжении. Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки, тенты, накидки, рюкзаки и др.) можно в виде флагов развесить на деревьях, шестах и, желательно, на более возвышенном месте по отношению к окружающей местности. При наличии реки или ручья, протекающих в лесном массиве, можно использовать в целях сигнализации палатку или тент яркой расцветки, натянув их над рекой или ручьем (рис. 11).
В целях сигнализации можно использовать и окружающую местность, внося в нее изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих целях можно вырубить кустарник в виде круга, квадрата или иных геометрических фигур, вытоптать ногами или лыжами аналогичные или другие фигуры на снегу. Желательно, если позволяет местность, размеры знаков или фигур довести до 30–50 м по сторонам или диаметру, чтобы их легче было заметить с воздуха. В случае, если имеется водоем со стоячей водой, поверхность воды можно окрасить порошком флюоресцеина или уранина, образовавшееся пятно от которого бывает хорошо заметно с воздуха и, как правило, привлекает внимание не только поисковых вертолетов, но и пролетающих в данном районе экипажей летательных аппаратов. В качестве средства сигнализации можно использовать изготовленный плот, закрепить его на поверхности водоема с помощью якорей и разжечь на нем костер при появлении вертолета. Можно использовать валуны, складывая из них различные фигуры, которые могли бы привлечь внимание поискового вертолета, деревья, соорудив из них какие-либо геометрические фигуры. В ночное время для сигнализации пригодны обычные фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более заметны, если они подаются включением и выключением. Кроме упомянутых средств сигнализации участники туристских групп, совершающих походы с активными способами передвижения, маршруты которых проходят вдали от населенных пунктов, особенно в труднопроходимых районах, должны знать кодовую таблицу международных визуальных сигналов «Земля – Воздух», подаваемых экипажу любого летательного аппарата в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (рис. 12). Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля – Воздух»:
1. Сигналы 1–9, 12, 14–17, 20, 22–25 используются участниками туристской группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, или по указанию начальника поисково-спасательной службы принимают участие в поисках (оказании помощи) другой туристской группе. 2. Сигналы 19–25 используют в основном при наземном поиске пропавшей туристской группы.
Сигналы международной кодовой таблицы можно выложить из ярких предметов одежды и снаряжения, а при внезапном появлении вертолета или самолета сигнал могут изобразить сами туристы, для чего следует лечь на поверхность земли или снежного покрова. В зимний период, если позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать на открытой и относительно ровной местности. Для того чтобы знаки были более заметны с воздуха, их можно (при наличии в спасфонде или при подземных исследовательских работах) окрасить с помощью порошка флюоресцеина или уранина. Сигнал можно также выложить, использовав в этих целях лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и другой подручный материал. Если туристской группе, обнаруженной поисковым вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то отвечать в первую очередь следует на поставленные вопросы. Например, с вертолета сброшен вымпел со следующими вопросами: «Являетесь ли вы группой из школы 46 города Новосибирска (условно), руководитель Паршин?» Если являетесь, то ответ необходимо выложить в виде знака 16, что означает: «Да». Вполне естественно будет задан вопрос о необходимости оказания какой-либо помощи. В случае надобности медицинской помощи, если даже и не являетесь вышеуказанной группой, следует выложить один из знаков (1–3) или последовательно все три в зависимости от сложившейся ситуации.
Сигнализация с воды
Не исключено, что с туристской группой, совершающей поход по большой водной акватории, может произойти какое-либо чрезвычайное происшествие, для ликвидации последствий которого потребуется помощь извне. Для подачи сигнала бедствия могут быть использованы:
мобильные средства связи;
радиобуй для подачи сигнала через систему КОСПАС-САРСАТ;
сигнальное зеркало (в солнечную погоду и при появлении летательного аппарата);
ракеты, сигнальные патроны;
электрофонари в ночное время и импровизированный факел из подручных средств;
специальный порошок (флюоресцеин или уранин) для окрашивания воды.
Порошок для окрашивания воды, сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны, электрофонари, факел – все это используется только в случае появления вертолета или самолета. Следует помнить, что цветовое пятно, образующееся от порошка, при наличии волнения или довольно сильных поверхностных течениях быстро исчезает. Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, как уже говорилось, более заметны, если подаются включением и выключением. При отсутствии электрофонаря или отказе источников питания (батареек) сигнал при появлении вертолета можно подать с помощью факела, предварительно его приготовив из рубашки, майки и других предметов одежды или снаряжения. Наготове следует держать необходимое количество горючего, отлитого из примуса или запасной канистры, если таковая имеется. При отсутствии металлических стоек для палатки можно для изготовления факела использовать весло. В случае потери весел можно использовать предметы посуды (миску, котелок и др.), положив в них тряпки, смоченные горючим, которые следует поджечь в момент появления вертолета, соблюдая, естественно, все меры предосторожности, чтобы не получить ожог какой-либо части тела. Вот те основные тонкости применения вертолета при проведении поисково-спасательных работ, которые нам рассказали приютившие нас спасатели на время выздоровления Андрея Ильича».
Заключение
Поисково-спасательная служба при возникновении чрезвычайного происшествия в какой-либо туристской группе нередко привлекает к проводимым работам участников не только той группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, но и участников других туристских групп, путешествующих в данном районе или прибывших в поисково-спасательную службу для постановки на учет с целью совершения заявленного путешествия, что предусмотрено Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293. Поэтому и тем и другим необходимо иметь если не навыки, то хотя бы элементарные представления об основных моментах, связанных с организацией и проведением поисково-спасательных работ с применением вертолета. В первую очередь это касается туристских групп, которые, как уже было сказано, совершают свои походы вдали от населенных пунктов и в условиях сложного рельефа. В случае возникновения чрезвычайного происшествия в туристской группе доставка спасателей в короткие сроки возможна, как правило, только с помощью вертолета. И не только доставка спасателей, но и поиск туристской группы, просрочившей установленный контрольный срок окончания похода. Знание и умение организовать подачу различных сигналов с земли поисковому вертолету, подобрать и оборудовать временную посадочную площадку для вертолета, поместить пострадавшего в носилки, спущенные с вертолета, в случае невозможности его приземления в месте чрезвычайного происшествия – все это является одним из залогов успешного проведения поисково-спасательной операции.
Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.
Подача сигналов бедствия
Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)
Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.
Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.
Расшифровка сигналов бедствия:
Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.
Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.
Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.
Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:
— Позывной, если есть
— Количество людей в группе
— Запрос о медицинской помощи, если необходимо
Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.
В одной из наших предыдущих публикаций я уже рассказывал о самодельной сигнальной панели SSQ MPIL (Marking Panel Individual Lightweight), которую я подготовил для привлечения внимания на случай экстренных ситуаций. Там же я говорил, что с её помощью можно создавать определённые сигналы земля-воздух для коммуникации с поисково-спасательными службами. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них подробней.
Сигналы земля-воздух, создаваемые при помощи сигнальной панели, могут показаться вам неким архаизмом, ведь люди давно уже придумали рации, мобильные и спутниковые телефоны, различные GPS маяки и трекеры. И хотя сигналы земля-воздух разрабатывались и активно использовались ещё до того, как все эти технологии стали общедоступными, смысл их использования сохраняется до сих пор.
Если вы потерялись где-то на суше или на море, и для ваших поисков была привлечена авиация, вам, безусловно, повезло, т.к. она существенно ускоряет поиск и увеличивает ваши шансы быть найденным. Но поисково-спасательными операции называются не просто так, и после того как вас нашли (т.е. определили ваше местоположение) вас ещё необходимо спасти (осмотреть, оказать медицинскую помощь, подготовить к транспортировке и эвакуировать).
В фильмах финал поисково-спасательной операции обычно выглядит следующим образом: прилетает вертолёт, садиться недалеко от места нахождения героев и из него выбегают спасатели, после чего героев грузят на борт. Но на то они и фильмы, чтобы соответствовать сценарию. И если с поиском авиация очень сильно помогает, то в вопросе спасения её возможности весьма ограничены из-за особенностей самих воздушных судов.
В реальности же, у воздушных судов есть свои ограничения типа диаметра несущего винта, размаха крыла, минимальной длины взлётно-посадочной полосы, типа её покрытия и т.д. из-за которых пилот, в большинстве случаев, не сможет посадить рядом с вами машину даже при всём своём желании. Для примера, чтобы посадить в поле вертолёт Ми-2 вам потребуется плоский, пустой участок местности, превышающий размерами диаметр несущего винта в 14,5 метров. Для Ми-8 этот размер должен превышать 21,5 метров, а подходящую полосу для самолётов и вовсе сыскать трудно. Попробуйте найти где-то в лесу или горах участок такой площади. Даже при наличии подходящей площадки, посадка в отдалённых районах дополнительно может усугубляться погодными условиями и/или особенностями рельефа. Кроме того, обнаружить вас может не только специализированная поисково-спасательная техника, оборудованная лебёдками для спуска и подъёма спасателей/пострадавших, но и борта гражданской авиации, которые часто привлекают для осмотра территорий и поисков. Они то точно не смогут спустить к вам спасателя.
В общем, если вас обнаружил борт, покачал крыльями (международный сигнал получения вашего сообщения) и улетел — пусть вас это не расстраивает, это нормально. Пилот отметит ваше местоположение и передаст его наземным силам, которые будут направлены к вам для оказания помощи. Но пока он ещё ищет ваше положение, используя сигнальную панель и установленные сигналы земля-воздух вы можете сообщить ему дополнительную статусную информацию, или запросить определённые ресурсы, что позволит наземным силам выдвинуться к вам более подготовленными.
В таблице ниже представлены сигналы земля-воздух, утверждённые Гражданским воздушным патрулём США. Эта некоммерческая организация, является прямым вспомогательным резервом Военно-воздушных Сил США (US Air Force), и на волонтёрских основах занимается подготовкой энтузиастов авиации, авиа-космическими исследованиями, внедрением кадетских программ, чрезвычайными курьерскими доставками, обеспечивает воздушную поддержку поисково-спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для устройства сигнала земля-воздух вам потребуется три поверхности: две из них обеспечивают вам стороны сигнальной панели, окрашенные в разные цвета, а третью — подстилающая поверхность, на фоне которой панель хорошо различима. В большинстве источников встречаются белый (поверхность), жёлтый и синий цвета, либо белый (поверхность) и разные варианты штриховки для обозначения сторон панели, но как видите SSQ MPIL прекрасно адаптируется под эти цели. Для простоты использования рассматривайте вашу панель как квадрат, разделённый на 9 одинаковых секций. Я храню свою сигнальную панель сложенной втрое по вертикали и горизонтали, что обеспечивает мне то самое деление на 9 секций, а изгибы между ними позволяют быстро выкладывать требуемый сигнал, и упрощают контроль его правильности.