Междуречье что это такое
Месопотамия
Когда существовала Месопотамия?
Что такое Междуречье?
На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.
Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.
Какие государства были на территории Месопотамии?
Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.
Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете. Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг. Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.
Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.
Что такое клинопись?
Кто такие шумеры?
Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился «черноголовый» (так переводится название «шумеры») народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.
Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?
Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.
Значение слова «междуречье»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Месопотамия — историко-географическая область на Ближнем Востоке в зоне «Плодородного полумесяца»; местность между реками Тигр и Евфрат.
Древняя Месопотамия — древнейшая цивилизация в истории человечества; одна из «колыбелей» евроазиатской цивилизации.
Аргентинское Междуречье — географический регион в Южной Америке;
МЕЖДУРЕ’ЧЬЕ, я, ср. (книжн.). Местность между двумя реками.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
междуре́чье
1. пространство, местность между двумя реками ◆ В Среднем Зауралье миндельский аллюзий прослеживается на междуречьях широкой полосой меридионального простирания. А.В. Сидоренко, «Геология СССР», 2013 г.
Междуре́чье
1. геогр. область в бассейне Тигра и Евфрата
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мавританка (существительное):
Синонимы к слову «междуречье»
Предложения со словом «междуречье»
Сочетаемость слова «междуречье»
Каким бывает «междуречье»
Понятия со словом «междуречье»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «междуречье»
На равнинах междуречья, особенно приводораздельные участки, относительно слабо расчленены, если нет вызванного хоз. деятельностью человека активного оврагообразования.
Когда ядавы и куру-панчала подчинили подобным образом многие деревни междуречья, они фактически стали аристократическими правителями аграрных царств, хотя и продолжали посылать отряды захватывать восточные области.
Иеневская культура (Волго-Окское междуречье, VI – начало V тысячелетия до н. э.).
Где на карте находилось Междуречье – древняя цивилизация
Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали….
Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.
Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.
Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.
Культура Междуречья
В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо, а через некоторое время – как словесно-слоговое.
Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.
Междуречье
При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.
В мифологии жителей преобладали такие боги, как:
Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше. Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.
На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.
Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.
В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.
Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по звездам. Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.
Это интересно! Как произошло падение Византийской империи: год захвата Константинополя турками
Древние города Междуречья
Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:
В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон.
Древние города междуречья
Шумерские города-государства
По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.
Аккадское царство
Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство, являющееся одним из самых древних.
Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.
В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.
Старовавилонское царство
В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.
В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания. В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.
Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами Древнего Египта и нахождения археологических артефактов.
Вавилон
Ассирия
Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство. Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.
Сравнение ранней и поздней древности
Ранняя древность Месопотамии | Поздняя древность Месопотамии | |
Экономика | Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль | С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться |
Формы государственного устройства | Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины | Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой |
Религиозные особенности | Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм | Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм |
Рабовладение | К рабам относились, как к людям, их работа была временной | К рабам относились, как к вещам |
В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия, имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.
Затем Ассирийское государство стало переходить в упадок, а его полный разгром датируется 609 годом до н. э., когда было проведено сражение при Харране. Это привело к развитию другого царства.
Нововавилонское царство
Расцвет Вавилона начался после упадка Ассирии. В период царствования Навуходоносора этот большой город превратился в мировую столицу. В нем проживали 200 тысяч человек самых разных национальностей, что приводило к смешению языков и культур. Вавилон стоял под защитой двойной 8-метровой стены, имевшей множество башен и ворот. Были построены кварталы, центральная территория города отводилась рынку.
Вавилонские ворота Интересно! Также в этот период в Месопотамии появляются Висячие сады Семирамиды. На данный момент они относятся к чудесам света.
Однако прочностью данное государство не отличалось и вскоре было завоевано персами.
Природа и население Междуречья (рус.) История древнего мира.
Видеоурок Древнее двуречье ИСТОРИЯ 5 кл.
Вывод
Согласно мнению историков, государство существует меньше, если оно крупное, и наоборот. Когда империя была крупная и могущественная, вскоре она подходила к своему закату.
Это интересно! Когда и какую территорию занимала империя Карла Великого
Первые цивилизации: Древняя Месопотамия
История искусства #2
Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э., начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.
«Месопотамия» — значит «Земля между реками», между Евфратом и Тигром.
Эта цивилизация сформировала древние государства, среди которых Аккад, Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония.
Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли.
Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Убайд — 4 000–3 500 гг. до н.э.
Урук — 3 500–3 000 гг. до н.э.
Джемдет-Наср — 3 000–2 800 гг. до н.э.
Раннединастичесикй — 2 800–2 400 гг. до н.э.
Аккадский — 2 400–2 200 гг. до н.э.
Позднешумерский — 2 200–2 000 гг. до н.э. (включает период III династии Ура — 2 100–2 000 гг. до н.э.)
Древневавалонский (или старовавилонский) — 2 000–1 600 гг. до н.э.
Касситский — 1 600–1 200 гг. до н.э. и послекасситский — 1 200–627 гг. до н.э.
Нововавилонский (или халдейский) — 625–538 гг. до н.э.
Более чем 5000 лет назад тут обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.
После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, — Вавилония и Ассирия.
Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом.
Вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи.
На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне, а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу под названием «аккадцы».
Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было.
Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы — племена, номы, территориальные общины.
Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил.
Шумеро-аккадская мифология
Религия, во всех ее главных моментах, была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице.
Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения.
Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.
Особенно популярны были так называемые ламассу (шеду), которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.
Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов.
Письменность
Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
Литература
Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.
Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы.
Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.
Ряд аккадских литературных произведений приписывается Энхедуанне, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне».
До нас дошло более 100 табличек с фрагментами нескольких этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.
Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры.
Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.
Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара».
Архитектура
Основу архитектуры Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.
Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV — III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами, были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Позже добавились желтый и голубой цвет.
У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных Богов оказалось семь- стали стоить семиступенчатые зигккураты.
Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.
Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.
Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выступов и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии зиккуратов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат, высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8, находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Это предполагаемый прототип Вавилонской Башни.
Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.
Все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую.
Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах.
Мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д.
Эстетической функции у шумерских изделий не существовало.
Скульптура
После запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали.
Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл.
Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей.
Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно.
Незначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.
В Вавилонии скульптурные изображения умерших царей клали как подношения в храмах.
Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.
Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.
В скульптурных изображениях человека масса распределяется в симметрии вокруг «виртуальной» оси. Сама статуя воплощается в фигурах конуса, треугольникам или цилиндра, к которым приспосабливается тело, и это делает фигуры однородными.
Как правило, статуи мужские, они неподвижно стоят или сидят, мускулистые руки чаще всего скрещены на груди или держат сосуд, голова тщательно проработана (ибо тело всего лишь «пьедестал» для головы), лицо серьезно, брови и глаза без век инкрустированы (именно взглядом молящийся выражает свои мольбы), рот закрыт.
По скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями.
Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.
Мы не найдем в Месопотамии изображения обнаженного человеческого тела — в нем не искали идеал красоты.
В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.
Самым замечательным из скульптурных произведений является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.
Барельефы
Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») — изображение с большой выпуклостью.
Изображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные. Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров, мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх.
Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов.
При плоскостности изображения фигур человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза — в профиль.
Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов.
Встречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств.
Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.