Межконфессиональные отношения что это
Межконфессиональные отношения: о чём православному говорить с буддистом?
Межконфессиональные отношения — явление странное, не правда ли? Казалось бы, мы православные и убеждены, что правы. О чём говорить с католиками? Переспорить и переубедить всё равно не выйдет. Да и смысла нет. Дать им шанс переубедить нас? Тоже бессмыслица.
И правда, с точки зрения человека со стороны, это какая-то странность. Но помедлим с выводами и углубимся в вопрос.
Конфессия — это вероисповедание
Конфессия — это перевод слова «вероисповедание» и его синоним. Но если мы применяем слово «вероисповедание» к любой религии, то «конфессия» устоялась за религиозными объединениями внутри одной традиции.
Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.
Их часто используют как синонимы, иногда неправильно. И если сказать: «Я по конфессии буддист», это будет не совсем правильно с точки зрения терминологии, но всем понятно.
Есть ещё один похожий термин — деноминация.
3 термина очень близки по значению:
Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.
В обывательском лексике слова «конфессия», «вероисповедание» и «деноминация» взаимозаменяемы.
Межконфессиональные отношения — это межрелигиозное общение
Исходя из определений, легко заключить, что межконфессиональные отношения — это общение между конфессиями: православная церковь общается с католической, либо протестантской. Но нет. Это более широкие, межрелигиозные отношения.
То есть с одной стороны могут православные христиане, а с другой — буддисты, и это будет межконфессиональными отношениями.
Таким образом, понятие «конфессия» выходит за рамки своего определения в этом контексте и предполагает не только конфессии внутри одной религии, а и в другой.
Далай Лама на межрелигиозном форуме
Участники межконфессиональных отношений — это отдельные люди и целые организации
Межконфессиональные отношения — это диалог двух традиций, а ведут его уполномоченные на это лица, представители своих религиозных групп. Это могут быть отдельные люди, например, священнослужители-миссионеры, либо руководители различных конфессий.
Иногда от имени религиозных объединений могут выступать просто сочувствующее им, либо доверенное лицо — допустим, юрист, если возникли проблемы перед законом Российской Федерации или иной страны.
Важно, чтобы представитель хорошо разбирался в религиозной жизни не только своей стороны, но противоположной. От его компетентности, тактичности и вкрадчивости может зависеть репутация целой религиозной традиции.
Потому религиозным структурам очень важно тщательно следить за ходом подобных встреч, а также за проповедями внутри своей конфессии, чтобы не потерять лицо из-за чьей-то личной ошибки.
Общественная жизнь многоконфессионального государства нуждается в диалоге религий
Религиозная атмосфера играет значимую роль в жизни внутри государства и на международной арене. В древности подобные вопросы имели ещё большую значимость, но и сегодня они сохраняют актуальность даже в светском государстве.
Многокофессиональность подразумевает диалог, потому что люди должны не закрываться друг от друга, а знать своего ближнего в лицо. Это ужасно, когда возле буддийского храма собираются христиане с плакатами и рассказывают прессе, что «эти язычники там съедают младенцев».
Информационная пропасть, которая растёт между различными конфессиями.
В итоге перерастает только религиозную жизнь и поглощает социальную, рабочую, семейную, бытовую сферу. И вот уже у родителей возникают разногласия с ребёнком, потому что их сын «кришнаит, не ест мяса и вообще, наверное, наркоман». Поверхностные представления о чужих религиозных представлениях:
Так, стало быть, религия не нужна? Нужна, конечно. Агрессия по отношению к иноверцам — это как раз не религиозный поход, который присущ фанатикам и безбожникам. А вот духовные люди открыты друг к другу и не навешивают ярлыков.
В отличие от политики, религиозные предпочтения одних никак не отражаются на жизни других, так что распри на этом фундаменте вообще пустое дело.
Цели межконфессионального диалога:
Это два столпа, гарантирующих покой в общественной жизни. А потому у религиозного человека есть два пути:
А для сотрудничества полно возможностей, особенно в современной России, где есть проблемы с экологией, образованием и многими другими сферами. Представители различных религиозных организаций могут объединять усилия для волонтёрства, благотворительности, образовательных или социальных программ.
Это красит многоконфессиональное государство и отвечает требованиям религиозной жизни. Не правда ли, намного лучше войны за то, в чью церковь ходить правильнее?
Общение представителей разных вероисповеданий нужно для избегания межконфессиональных конфликтов
Межконфессиональные конфликты нужно и улаживать, и предупреждать. Увы, сами по себе религиозные организации регулярно способствуют напряжению между сторонами. Всё дело в убеждённости, что собственная религия — лучшая и единственно возможная.
В попытке это доказать приверженцы многих идеологий пытаются надавить на оппонентов с позиции силы. Где-то это выражается в полемике, где-то переходит в схватки, но хуже всего, когда в противостояние вовлекается политика и подвластные ей институты вроде законодателей, полиции, суда и прочих государственных ресурсов.
Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире
Межрелигиозный климат во многом зависит не столько от идеологии самих религий (с нею обычно проблем как раз нет), а от позиции руководящих лиц того или иного религиозного движения. Представитель высшего духовенства обладает среди верующих достаточным авторитетом, чтобы навязывать им те или иные убеждения и манипулировать общественным мнением.
Но не меньшая ответственность лежит и на самих верующих. Каждый человек способен мыслить критически. И он сам должен понимать, где его действия способны перейти грань миролюбивого учения и превратиться в бездушный конфликт убеждений. На осознанного человека не сможет воздействовать ни один авторитет.
Этноконфессиональные конфликты тесно связаны с межрелигиозными
Ещё одна сторона подобных конфликтов — это противостояния этнических групп. В государствах, особенно крупных, всегда есть некоторый процент различных этносов. Часто они придерживаются вероисповедания, которое присуще их традиции. Религия бережно передаётся от родителей к детям, становится одним из столпов существования этнической группы.
Соответственно, каждая из сфер взаимоотношений может негативно отражаться на другой. То есть при наличии этнических и религиозных различий риск возникновения конфликта удваивается, а урегулировать их вдвое сложнее.
На практике это заметно по таким суждениям: «Не хочу, чтобы дочь встречалась с кавказцем, потому что у мусульман женщину ни во что не ставят». Говорящий подобное отождествляет этническую принадлежность человека с его религиозными устоями, причём делает это огульно, не оставляя оппоненту шанса проявить себя с лучшей стороны.
Собственно, мы сами можем легко заметить очевидные ассоциации:
Но наиболее распространённая религия — не значит единственная, а тем более — верная. Думающий человек должен избегать стереотипов и избегать ярлыков по этнической или национальной принадлежности.
Этноконфессиональные конфликты довольно сложно урегулировать. В идеале государство должно давать всем равные права и всячески способствовать примирению сторон. В России ещё есть проблемы. Связаны они не столько с правовой базой, сколько с её реализацией на практике. Но основа положена, и деятельность религиозных групп в той или иной мере описана законом.
Религиозные организации также могут общаться и с атеистическими активистами
Атеизм, конечно, не религия. Но в формат межконфессиональных отношений он вписывается довольно хорошо. Ведь так ли важно, верит ли человек в Бога, если он согласен приложить силы для доброго дела?
Вовсе не важно, каких убеждений будут люди, если они захотят поддержать благотворительную или природоохранную инициативу. В таких вещах нужно забывать о различиях и искать точки соприкосновения, общие цели.
Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим
Отличный пример общения атеиста и верующего — встреча папы римского Иоанна Павла II с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, который тогда руководил Советским Союзом. Горбачёв после этой беседы верующим не стал. Но зато лучше понял людей религиозных, дал им больше свобод, установил Рождество государственным праздником и вообще сделал много шагов навстречу религиозным людям.
Именно для подобных сближений, ради того, чтобы лучше понимать друг друга, и существуют межконфессиональные отношения.
Что же касается религии, то здесь все было намного сложнее. Именно на этой почве чаще всего возникали различные конфликты. Во избежание этого государство должно всегда регулировать межконфессиональные отношения. Это должно делаться очень осторожно и ненавязчиво.
Межконфессиональные отношения: что это такое?
История
Как уже было отмечено, с древних времен народы, которые жили рядом и делили одну и ту же территорию, с уважением относились к чужой культуре, постепенно перенимая из нее те элементы, которые им были по душе. Практически никогда один народ не высмеивал и не принижал какие-то особенности соседнего народа. Так, например, если татары отмечали свой национальный праздник Сабантуй, то русские проявляли к нему интерес, хотя и не праздновали сами. В последнее время в рамках программы межконфессиональных отношений этот праздник был признан всероссийским, и теперь его празднуют и русские, и татары, и люди других национальностей, причем не только в Татарстане, но и по всей Российской Федерации.
И вообще, наше государство старается все держать в балансе, чтобы каждому народу, независимо от его веры, традиций и обычаев, было комфортно жить в стране. Ведь одной из главных задач государства является защита интересов всех этносов, которые его населяют. При Советском Союзе все было намного проще: все считали друг друга братьями, кроме этого, в стране пропагандировался атеизм, и конфликты на религиозной основе были практически невозможны.
Межконфессиональные отношения в наши дни
После распада СССР, с колоссальными изменениями в политике, экономике, социальных отношениях, произошел рост национального самосознания каждого из народов. В результате этого в обществе стали происходить межэтническое расслоение и обособление, которые зачастую перерождаются в национальную непримиримость и нетерпимость. Все это, естественно, оказало негативное влияние на общество в целом. И для того чтобы сохранить необходимую прочность, государство должно заниматься гармонизацией межконфессиональных отношений, а основой гражданского общества российского государства должно стать признание поликультурного и полиэтнического построения нашей государственности. Опорой нам будет служить гибкая национальная политика и формирование межнациональных дружественных отношений.
Государство и религия
Согласно статье 14 Конституции РФ, Россия является светским государством, поэтому ни одна из существующих в мире религий не должна и не может быть установлена как обязательная государственная. Ввиду этого все религиозные объединения действуют отдельно от государства и все они равны перед законом. Из данной конституционной статьи следует, что государство хотя и не против существования той или иной религиозной организации в стране, однако оно не поощряет какую-нибудь одну из них, даже если глава державы исповедует ту или иную религию.
Ведь согласно вышеназванной статье, граждане Российской Федерации могут не быть верующими, могут быть приверженцами любой из существующих религий, и это является их личным выбором и делом. Однако государство должно взять это под контроль и заниматься гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, чтобы между народами, обитающими бок о бок, не возникали конфликты на религиозной почве.
В Советском Союзе этого удалось достичь: и мусульмане, и буддисты, и христиане, и иудеи практически никогда не конфликтовали. После распада “великой и могучей” многое изменилось, сразу же вспыхнули межнациональные и межконфессиональные конфликты. Для того чтобы держать эти процессы под контролем, в РФ был создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Далее в статье рассмотрим, что представляет собой этот орган.
Совет при Президенте РФ по межнациональным и межконфессиональным отношениям
Главная цель Совета — совершенствование гос. политики относительно межнациональных отношений, а также решение межрелигиозных проблем на уровне государственном. Межконфессиональные отношения, как правило, в данном контексте отдельно не рассматриваются. В состав этого правительственного совета входят пятьдесят человек. Среди них члены Администрации президента РФ, представители правительства и федеральных органов госвласти, различных общественных объединений и научных организаций.
Основные задачи Совета
Отделение религиозных объединений от государства
Принцип отделения религии от государства предполагает невмешательство государства, то есть его органов, должностных лиц в те вопросы, которые определяют отношение людей к религии, а также во внутреннюю организацию религиозных объединений, конечно, если их деятельность не несет за собой угрозу сохранению мира в стране и не нарушает ее законы.
С другой стороны, государство ни в коем случае не должно финансировать религиозные организации или пропагандировать те или иные убеждения. А эти объединения, в свою очередь, не должны вмешиваться в государственные дела, они не могут участвовать в выборах органов власти или в управлении деятельностью политических партий.
Однако религиозные служители как индивиды, наравне с другими гражданами, имеют право на участие в политической деятельности страны. В этом и заключается особенность современных межконфессиональных отношений. Так, например, любой служитель церкви может баллотироваться в депутаты и даже, по идее, может выдвинуть свою кандидатуру в президенты.
Участие религиозных конфессий в общественной жизни
Несмотря на то что Россия, согласно действующей конституции, является светским государством, религия, тем не менее, проникает во все области общественной жизни, в том числе и в сферы, которые должны быть полностью отделены от веры, например гос. органы, школы, наука, армия и образование. Так, например, в средних учебных заведениях России стали преподаваться такие предметы, как «основы религиозных культур». Подобные дисциплины преподаются и в вузах, кстати, в некоторых из них даже есть такая специальность, как «Теология». Капелланы – военные священники – имеются в армии.
Поскольку граждане России исповедуют несколько религий, то государство должно заниматься формированием системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Нужно взять все под контроль, чтобы не допустить развития конфликтов. Несмотря на то что Рождество Христово является праздником исключительно для приверженцев христианской веры, тем не менее этот день объявлен официальным нерабочим праздничным днем в России. Естественно, для представителей других религий это не может быть праздником, для них он просто нерабочий день, дополнительный день отдыха.
Возможности удовлетворения религиозных потребностей
Все три российских президента были приверженцами христианской веры, однако они всегда занимались регулированием межконфессиональных отношений в России. Таким образом, начиная с 2000 года в стране были восстановлены или заново построены более 7000 мечетей. Конечно, отремонтированных христианских сооружений в разы больше, их число составляет около 17 тысяч. Синагог в РФ всего лишь 70.
Что же касается буддистов, то в Северной столице имеется великолепный буддистский храм, который был построен еще до революции 1917 года. Называется он «Гунзэчойнэй». Сегодня это ценнейший туристический объект. Есть информация, что скоро в Москве будет построен новый буддийский храм.
Государство взяло на себя обязанность по созданию условий для удовлетворения религиозных потребностей всех своих граждан, что, по сути, будет способствовать гармоничному развитию межконфессиональных отношений. План действий, которые нужно совершить в данном направлении, был разработан во всех областных администрациях страны.
Взаимодействие религий и конфессий в нашей стране
Мирное сосуществование конфессий
Испокон веков религиозная принадлежность была очень важным фактором общественной жизни. Сегодня, несмотря на многие преобразования, это также остается актуальным. Стабильность общества во многом зависит от гармоничных межконфессиональных отношений. Это является залогом здорового общества. Есть еще одна особенность: со временем одна из конфессий в стране становится доминирующей, однако представители других не должны чувствовать себя ущербными и притесненными. А это произойдет, если государство встанет на сторону доминирующей.
Конкурентные межконфессиональные отношения
Это и является основной проблемой в данном вопросе. Иногда некоторые из представителей того или иного религиозного направления убеждены, что их идеология и вера являются наилучшими и единственно правильными. Именно из-за этого происходит втягивание религии не только в межэтнические, но и в межгосударственные конфликты. Порой религия выступает как сильная сторона. Причем межконфессиональные отношения и их состояние гораздо больше зависят не от идеологии конфессий, а от настроя и намерений политиков и благоволящих им представителей высшего духовенства. Большую роль здесь играет также уровень развития верующих. Ведь это напрямую связано с их способностью принимать право людей на свободный выбор без агрессии и высокомерия, а также возможность мирно сосуществовать.
Отношение к иноверным религиозным организациям
Чаще всего, когда говорят о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, имеют в виду прежде всего взаимоотношения между представителями этих двух религий. А если посмотреть на проблему шире и представить, что оппонентами выступают не одиночные последователи той или иной веры, а целые страны? Представляете масштаб вероятного конфликта? Поэтому государство должно проводить мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом всех существующих религиозных группировок.
Должны с радостью констатировать, что за все годы существования Российской Федерации каких-то серьезных конфликтов на почве веры между представителями этих двух религий практически не было. На территории нашей страны обитает множество народностей, исповедующих ислам. Многие из них пришли на русскую землю вместе с кочевыми племенами, входящими в Великую Орду, и не ушли после того, как Русь смогла освободиться от монголо-татарского ига. К ним относятся волжские, сибирские, астраханские и кавказские татары, то есть азербайджанцы.
Поэтому несмотря на то, что сами русские уже более 1000 лет являются христианами, ислам также является коренной религией страны. Кроме этого, мусульманами являются некоторые кавказские народы – дагестанцы, аварцы, адыгейцы, чеченцы и др. Государство не должно допускать пренебрежительного отношения к интересам своих граждан-мусульман. Ведь это будет чревато возникновением конфликтов на религиозной почве.
Помимо государства, в этом должны быть заинтересованы и сами руководители религиозных конфессий. Они должны заниматься обнаружением догматических совпадений, вероучительных параллелей, тождественных этических постулатов. Все это, несомненно, будет говорить о перспективности диалогового пути с целью сближения нескольких позиций. А вот углубление в этнические и догматические детали, естественно, не приведет к сближению, хотя и может способствовать взаимопониманию. Например, углубленное изучение основ ислама и христианства может привести к нахождению таких поразительных и значимых соответствий, что на этой ниве даже можно будет говорить о близком родстве двух вер.
Тем не менее ученые-богословы понимают, что между этими религиями имеется вероучительная пропасть. Несмотря на это, верха обеих религий должны пропагандировать среди верующих терпимость и толерантность к другим религиям и не способствовать разжиганию межрелигиозных конфликтов, чтобы было возможным мирное сосуществование представителей различных религиозных групп, конфессий на одной земле.
Религиозная толерантность (РТ)
РТ в зависимости от объекта бывает нескольких видов:
Пути решений межконфессиональных конфликтов
Несмотря на то что сегодня проводится множество мероприятий по предотвращению подобных конфликтов, совершенно мирного, неконфликтного сосуществования различных конфессий не получается. Вот почему в данном вопросе очень важно вмешательство государства, которое будет способствовать обеспечению нормальных отношений между религиями, а следовательно, и между конфессиями. Это и есть то, что называется культурой межконфессиональных отношений. Очень важно обеспечение не только формального, но и фактического равенства перед законом для всех религиозных объединений. А вопрос нейтральности государства в вопросах свободы совести даже не обсуждается.
Презентация на тему «Проблема межконфессиональных отношений, пути ее решения.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблема межконфессиональных отношений, пути ее решения.
Что такое межконфессиональные отношения Конфессия, от латинского confessio, означает вероисповедание. Обычно термин «конфессия» применяют к какому-то направлению в рамках отдельной религии. Взаимодействие между религиями и конфессиями составляет межконфессиональные отношения.
Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве. Причины межконфессиональных конфликтов
Как правило, отдельные религиозные конфессии не испытывают сильного желания тесно сотрудничать между собой. И это вполне понятно, каждая конфессия считает своё вероучение и культ истинным, а вероучение и культ других ложным. Многие конфессии несовместимы по своему вероучению, а культ одних может негативно воспринимается другими. Современные межконфессиональные отношения имеют, по мимо традицион- ных, специфические особенности и обусловлены рядом факторов. Во-первых, образованием новых религиозных организаций, которые, с одной стороны, стремятся занять своё место в системе общественных отношений, а с другой стороны, находятся в сложном, нередко противоречивом, пути становления и формиро- вания собственного вероучения. Во-вторых, с активной миссионерской деятельностью религиозных организаций, прежде всего, среди некогда нерелигиозного населения. Таким образом, понятно, что религиозные противоречия и даже конфликты не- избежны в настоящем и ближайшем будущем времени.