Межнациональное общение что это

Межнациональное общение — культура и формирование

Рассмотрение понятия «культура межнационального общения» начнем с исследования, что представляет собой культура общения и общение в отдельности.

Под культурой общения чаще всего подразумевают багаж знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей проявлять толерантность в процессе общения. Именно культура общения является регулятором взаимоотношений людей, способствует укреплению правильного поведения в социуме.

Психолого-педагогическая литература дает множество разных определений тому, что такое деятельность общения.

Общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких лиц, которое направлено на налаживание отношений или на достижение общего результата. Во время общения люди взаимодействуют между собой как субъекты.

Чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы в нем принимало участие по меньшей мере два человека. Каждый из собеседников играет роль субъекта. При этом общение – это не просто действие. Это взаимодействие в том смысле, что каждый участник является активным и ожидает проявления активности от своего партнера.

Понятие общения

Общение – это процесс непосредственных взаимодействий между двумя или несколькими людьми. С точки зрения общественных отношений общение – это форма реализации этих отношений, которая позволяет обеспечить не только предметные опосредования, но и дает возможность воспроизводить и накапливать человеческий опыт, позволяет кооперировать или разделять человеческую деятельность.

Общение – это понятие, которое подходит и для описания взаимодействия, существующего между разными культурными и социальными системами. Это значит, что это что-то большее, чем просто межличностная связь, возникающая между людьми. При этом общение не может быть осуществлено, миновав межиндивидуальные контакты.

Межнациональное общение

Межнациональное общение – это существующие между людьми разных национальностей отношения и связи, в процессе которых они могут обмениваться друг с другом мыслями и чувствами, опытом и переживаниями.

И.Б.Дерманова предлагает рассматривать межнациональное общение с позиции активной деятельности, обуславливающей общественную потребность во взаимоотношениях с этносами и нациями, а также проявлению своего отношения к национальной стороне этих отношений.

Культура межнационального общения

Перейдем к рассмотрению культуры межнационального общения.

Если обратимся к трудам А.Г.Абсалямовой, то увидим следующую трактовку данного понятия. Автор обращаясь к культуре межнационального общения подчеркивает в ней совокупность нравственных, мировоззренческих, взаимообогащающихся и развивающихся отношений.

Также и Н.С.Загорская рассматривает культуру межнационального общения как определенное качество взаимодействия через соотнесение нравственных ценностей и социокультурных потребностей.

Мы согласны с трактовкой следующего характера – культура межнационального общения – это способ, характеризующийся готовностью личности к продуктивному взаимодействию с представителями разных национальностей.

Таким образом, можно констатировать, что культура межнационального общения – это такие качества человека, которые определяют общий уровень его воспитанности, помогают ему быть готовым общаться с людьми разных культур.

Такой человек легко учитывает национальные особенности, проявляет терпимость и деликатность в любых ситуациях. Он проявляет уважение к представителям разных рас и наций, учит их уважать чужую культуру и традиции, историю и языки, побуждает к национальному достоинству.

Сюда можно включить также комплекс навыков и знаний, которые проявляются в межличностных контактах; адекватные действия и поступки в процессе взаимодействия с разными этническими общностями. Все это просто необходимо для достижения согласия и взаимопонимания между людьми.

Межнациональное общение – это явление психологического и социального характера. У него есть присущая ему специфика. Во время межнационального общения, согласно Р.Р. Имамкулову, человек может приобщиться к другой культуре и традициям, это может сблизить его с представителями иных национальностей.

Во время подобного общения у него появляется сознание сходства с представителями разных национальностей. Это позволяет преодолевать негативные явления в национальном самосознании.

Общение людей, которые принадлежать к разным национальным общностям, обмениваются духовными ценностями и опытом, чувствами и мыслями – это и есть межнациональное общение.

Современные культурные люди – это образованные люди, которые обладают самоуважением и уважают окружающих. Нужно формировать у детей способность выстраивать взаимоотношения во время взаимодействия с окружающими людьми, развивать взаимопонимание и готовность принимать других людей и их взгляды, учитывать их привычки и обычаи, интересоваться чужой культурой и не отвергать ее.

Структура культуры межнационального общения

Межнациональная культура общения основана на следующих структурных компонентах:

Согласно З.Т. Гасанову, межнациональная культура общения старших дошкольников – это единство эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы жизни ребенка, которая отражается в его уровне представлений о родной стране, о представителях разных национальностей в разных типах деятельности.

Автор считает, что очень важно разрабатывать и реализовывать технологии воспитания у детей дошкольного возраста культуру межнационального общения, чтобы обеспечить формирование интереса к культуре народов, с которыми чаще взаимодействуют.

Необходимо активизировать для этого эмоциональную и чувственную сферу детей, побуждать их проявлять дружбу и симпатию к людям, которые от них отличаются.

Критерии и показатели культуры межнационального общения

Можно называть следующие критерии и показатели:

Сегодня мы наблюдаем недостаточное количество методических разработок в сфере развития дружелюбия и открытости, терпимости и взаимопонимания. Необходимо обеспечить комфортное пребывание детей разных национальностей в детском саду.

На современном этапе формирования общества существует необходимость развития межнациональной культуры общения уже с дошкольного возраста, чтобы воспитать современных культурных людей, способных уважать свою и чужую культуру.

Содержание и компоненты культуры межнационального общения

Таким образом, содержание культуры межнационального общения содержит следующие компоненты:

Содержание понятия «культура межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Источник

Межнациональное общение

Смотреть что такое «Межнациональное общение» в других словарях:

межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

межнациональное общение (на личностном уровне) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Этнопсихологический словарь

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ (НА ЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов

общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

ОБЩЕНИЕ — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. форма их реализации, обеспечивающая наряду с предметными опосредованиями воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и… … Современный философский словарь

ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь

Источник

Культура межнационального общения

Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпи­мость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей. При этом без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.

Понятие ʼʼкультура межнационального общенияʼʼ является многоаспектным, в связи с этим существует достаточно много его определœений как качества личности:

· совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителœей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

· способность к преодолению национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;

· готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;

· способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;

· уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. (5)

Культуру межнационального общения предлагают рассматривать (6) как систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые реализуются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

В приведенных определœениях, по сути дела, перечисляются знания, умения, способности, которыми должен обладать человек с высоким уровнем культуры межнационального общения. Благодаря культуре межнационального общения происходит:

· развитие в личности мировоззренческой культуры;

· познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

· регулирование процесса взаимодействия отдельных личностей и социальных групп;

· возрастание общей культуры представителœей наций и народностей;

· социализация личности (особенности национальной культуры как основа адаптации к социальным нормам и требованиям);

· воздействие личности на культурную среду нации, социума. (7)

Содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее.

Человек должен знать:

1) историю и культуру своего этноса;

2) национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;

3) нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

4) нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;

5) знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;

6) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

1) уважение ко всœем народам;

2) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;

3) способность к рефлексии;

4) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;

6) терпимость к инакомыслию.

Человеку крайне важно иметь:

1) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;

2) позитивные убеждения в вопросœе межнациональных отношений;

1) быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;

2) осуществлять совместную успешную деятельность;

3) уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;

4) быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;

5) содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Общение межнациональное

Полезное

Смотреть что такое «Общение межнациональное» в других словарях:

Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов

ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь

межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

ОБЩЕНИЕ — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. форма их реализации, обеспечивающая наряду с предметными опосредованиями воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и… … Современный философский словарь

ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин О. используется и для характеристики взаимодействий между различными … Социология: Энциклопедия

межнациональное общение (на личностном уровне) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Этнопсихологический словарь

Источник

Особенности культуры межнационального общения

Двадцатый век, круто изменивший всю общественную жизнь и очертивший грани возможной катастрофы и гибели цивилизации с непредсказуемыми последствиями, радикально преобразил идейно-мировоззренческие подходы. Появилась историческая необходимость в формировании дружбы, братства, взаимной поддержки и взаимовыручки у каждого человека, какой бы политической, социальной, духовной и нравственной ориентации он ни придерживался.

Практика установления равноправных отношений нуждается в соответствующей теоретической концепции. Разработка ее связана с преодолением ряда методологических трудностей, в том числе и по вопросу культуры межнационального общения. Здесь необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты: конкретно-исторический уровень развития нации и национальных отношений; богатство и многообразие проявления культурной самобытности и традиций общения; определенную расстановку классовых сил внутри национальной общности и вокруг нее; исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними); идейно-политические ориентации, заложенные в основу формирования и функционирования культуры, обычаев и традиций; особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивида, вступающих в межнациональное общение.

Адыги на протяжении многовековой истории создали уникальную систему традиций и обычаев, которая тысячелетиями служила верным ориентиром поддержания гармонии их взаимоотношений со средой обитания, воспитания физически здорового человека, регулирования всей гаммы взаимоотношений людей в общественной и семейной жизни, цивилизованных связей с другими народами. Этой традиционной уникальной культурой адыгов не только восхищались иностранные путешественники и ученые, но и многие ее элементы восприняты почти всеми народами, которые соприкасались и жили по соседству с ними. Более того, важнейшие принципы адыгского этикета (адыгэ хабзэ), его требования похожи на многие положения норм международной дипломатии и международного права. Даже регламентация взаимоотношений между отдельными членами и слоями общества по адыгскому этикету во многом напоминают современные уставные требования военнослужащих.

В основу адыгэ хабзэ, или традиционной культуры адыгов, легли общественные институты. К таким общественным институтам относятся: покровительство, куначество, аталычество, гостеприимство и другие. Именно эти общественные институты затрагивают почти все стороны жизни общества и через них функционировала традиционная культура адыгов. Поэтому не случайно эта культура явилась важнейшим регулятором отношений всех сторон общественной и семейной жизни народа.

Одним из важнейших и уникальных явлений в общественной жизни адыгов являлся институт аталычества. Он являлся не только одним из главнейших институтов установления искусственного родства между различными фамилиями, представителями отдельных социальных слоев самого адыгского общества, но и укрепления интернациональных связей с другими народами.

По поводу института аталычества И. Бларамберг указывал, что «в соответствии с обычаем. князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом». 3

Институт аталычества использовался также для установления более близких отношений и между соседними народами и даже государствами. Достаточно случаев, когда грузинские князья и дворяне отдавали на воспитание своих детей кабардинским феодалам. Аталычество во многом способствовало примирению и сближению между собой разноплеменных горских семей и обществ.

Институт аталычества сыграл важную роль в укреплении международных связей адыгов. Такого мнения придерживались и многие авторы, в их числе К. Сталь, Н. Дубровин, Ф. Леонтович, изучавшие быт адыгов.

Феномен горского гостеприимства заключается в том, что важнейшие его принципы прямо, один к одному, совпадают с требованиями дипломатии всех народов.

С гостеприимством у адыгов был связан институт куначества, согласно которому два лица, принадлежавшие к различным родам и даже племенам или народностям, вступали друг с другом в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всякую помощь и защиту. Очевидно, что гостеприимство исторически предшествовало куначеству, которое представляло собой следующий этап в развитии межродовых и межплеменных отношений, и что в быту частое гостевание одного постороннего лица у другого сближало их и в конце концов могло сделать их кунаками. Термин кунак чаще всего употреблялся в смысле человека, ищущего покровительства и принятого под защиту. Прежде чем установить куначеские отношения, обе стороны должны были знать друг друга хорошо и должны были быть уверенными друг в друге. Это было необходимо при передвижении из одного места в другое, так как путника подстерегала опасность на каждом шагу. А при наличии своего кунака в среде чужих племен и народов ему была гарантирована безопасность.

Таким образом, адыги через общественные институты устанавливали и укрепляли межнациональные связи с соседними народами и государствами.

Примечания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *