Мфц что это за организация расшифрование
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.
Основными функциями МФЦ являются:
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.
Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».
Многофункциональный центр (МФЦ) — это организация, которая работает по принципу «единого окна». МФЦ представляет интересы органов власти и является посредническим звеном между ними и заявителем. На учреждение возложены функции по оказанию документальных услуг муниципального и государственного масштаба.
МФЦ «Мои Документы» позволяет решить ряд важных задач:
Целью создание МФЦ является попытка сделать перечень государственных услуг понятным и доступным для физических и юридических лиц. Обратившись в один кабинет, вы можете получить итоговый результат по взаимосвязанным услугам, даже если они закреплены за несколькими отраслевыми органами власти.
Правовые основания
Согласно Постановлению РФ 796-ФЗ от 03.10.2009 года были установлены единые требования к процедуре создания и перечню полномочий МФЦ. Данный документ определил порядок материально-технического обеспечения, а также необходимость использования информационных и коммуникационных технологий. Были разработаны стандарты по расположению МФЦ, распределению свободной площади, количеству единых окон, качеству и видам предоставляемых услуг.
Федеральным Законом РФ №210-ФЗ от 27.07.2010 года были установлены правовые принципы предоставления услуг в МФЦ. На данный момент работа учреждений основана на соглашении между органами федеральной власти и местного самоуправления, а также представителями внебюджетных органов. Руководство проектом возложено на Министерство экономического развития РФ.
Функции МФЦ
МФЦ «Мои документы» выполняет следующие функции:
Спектр услуг МФЦ
На работников МФЦ возложен большой спектр обязанностей.
Жилищные услуги
Медицинские услуги
Финансовые услуги
Услуги в сфере семейного права
Личные документы
Порядок получения услуг
Рассмотрим порядок получения услуг в МФЦ (независимо от их вида).
Этап первый. Получение талона
Заявитель может записаться в МФЦ онлайн либо обратиться в ближайший офис госуслуг в единое окно «Мои Документы» в удобное для него время. Прием осуществляется в порядке электронной очереди. Попасть на него можно с помощью талона, который выдается в инфомате – специальном терминале, созданном в рамках сайта МФЦ. Дата и время посещения регистратора выбирается самостоятельно.
Для получения помощи создана экспертная система – там вы можете просмотреть свободные места на ближайшие дни. Экспертная система способна найти ответ согласно заданному поиску параметров. В талоне отображается следующая информация: порядковый номер, дата и время посещения центра, полное наименование услуги.
Этап второй. Оформление заявки
Заявитель должен явиться в МФЦ для подачи заявки в указанное время. Прием осуществляется в режиме «единого окна». Перечень документов, который необходимо иметь при себе, регламентирован и представлен на сайте. При отсутствии информации представитель учреждения имеет право запросить дополнительные сведения:
После приема документов регистратор выдает расписку, которая подтверждает факт сдачи заявки. В ней указывается дата и сроки выдачи результатов. Статус выполнения запроса можно отследить в режиме онлайн. При необходимости оплаты госпошлины клиент может внести необходимую сумму в терминале, который находится на территории МФЦ. Копии документов снимаются бесплатно.
Этап третий. Обработка заявки
На следующем этапе регистратор вносит данные в базу ИС МФЦ. Если заявитель ранее уже обращался в центр, информация обновляется в соответствии с УЭК. Далее заявка попадает к специалисту, ответственному за их обработку. Все работники имеют доступ к базе данных, могут просматривать и выбирать актуальные запросы.
Передача сформированных дел в ИС МФЦ осуществляется с помощью СМЭВ или службы доставки в течение одного рабочего дня. Электронные документы имеют цифровую подпись. Представители подведомственных структур рассматривают заявки и выносят решение в сроки, предусмотренные законом.
Этап четвертый. Получение результата
Проверить статус заявки можно одним из трех способов:
МФЦ несет административную ответственность за несоблюдение условий и сроков предоставления услуг. При вынесении положительного решения изготавливается документ, необходимый заявителю. При отказе от услуги формируется соответствующее уведомление, в котором разъясняется аргументированная причина такого решения. О факте получения ответа заявитель информируется сообщением или телефонным звонком.
Структура МФЦ
В зависимости от полномочий МФЦ можно разделить на три типа:
Центр, где происходит работа с документами, также разделен на несколько секторов. Он включает информационный сектор, зал ожидания, сектор для приема клиентов, а также отдел контрольно-аналитической работы.
Получение бесплатной консультации юриста
Если Вы считаете, что получили неправомерный отказ в оказании услуги в МФЦ или же просто попали в ситуацию, требующую оказания юридической помощи, заполните приведенную ниже форму или обратитесь с вопросом в онлайн-консультанте, и мы постараемся Вам помочь.
Напишите и получите консультацию юриста БЕСПЛАТНО!
Обратите внимание! Юристы не будут консультировать по вопросам времени работы МФЦ, готовности документов и записи на прием.
Многофункциональный центр: суть, смысл и удобство для клиента
«Мои Документы» – новый общероссийский бренд для системы МФЦ
Длинные очереди, ужасающе большое количество непонятных бумаг, безразличные лица сотрудников государственных структур, тонущих в бюрократии. Эта ситуация знакома, наверное, всем. И каждого угнетают воспоминания о потраченных в таких учреждениях часах и днях.
МФЦ или многофункциональный центр – это организация, предназначением которой является удобное и комфортное предоставление комплексных услуг для каждого отдельного субъекта и для юридических лиц. Иными словами, эта организация предоставляет муниципальные и государственные услуги для предприятий и для населения. Также МФЦ является своеобразным посредником между органами исполнительной власти и гражданами страны. Плюсы работы такой организации – концентрация на максимально удобном для человека общении и предоставлении услуг, исключая бюрократию и долгое, некомфортное ожидание в очередях.
Преимущества МФЦ: как они упрощают бюрократические процедуры
Позитивное влияние МФЦ на население страны состоит в следующем. Организация способствует упрощению длительных и некомфортных процедур предоставления муниципальных и государственных услуг. Также центр предоставляет услуги, важные не только для конкретного субъекта, но и для групп людей – в таких случаях, как правило, речь идет об общественно значимых вопросах. Не менее важным моментом является исключение возможности коррупции в таких структурах, ведь в процессе взаимодействия с МФЦ юридические лица и отдельные физические особы не контактируют с конкретными представителями власти – общение происходит с непредвзятыми и незаинтересованными лицами.
Удобным является и сосредоточенность процесса в одном месте – обратившись в организацию, не придется бегать по различным учреждениям и иметь дело с такой ненавистной людям бюрократией. Контакт с властями и решение вопросов на профессиональном уровне полностью ложится на плечи сотрудников МФЦ. И еще немаловажный момент – сбор документов и миллионов справок не станет страшным сном заявителей, так как предоставить нужно только самые необходимые бумаги.
Комфортные условия для заявителя
Итак, теперь, обратившись в государственные органы, субъекту будет быстро предоставлен ответ в удобной форме, и он сможет оперативно получить необходимые документы. Одним из таких государственных органов является, например, паспортный стол.
Если речь идет о муниципальных услугах, в такой же комфортной форме можно контактировать с административными учреждениями района, сельскими советами и т.д. Услуги обоих типов должны быть предоставлены заявителям абсолютно бесплатно. Естественно, придется оплатить госпошлину, если это предусмотрено законом в случае прохождения необходимой процедуры.
Услуги предоставляются в одном месте и в таких случаях возможно получение нескольких услуг в одно и то же время. В итоге учреждение приходится посещать два раза: при сдаче необходимых документов для прохождения операции и при получении уже готового пакета. Разрыв времени между двумя этими процедурами минимальный и заявителю не придется посещать всевозможные структуры и часами стоять в длинных очередях. Для комфорта заявителей работники учреждения берут на себя ответственность за сбор справок, потребность в которых возникает во время прохождения операции.
Наиболее важные и существенные преимущества МФЦ:
В итоге можно утверждать, что многофункциональные центры являются действительно инновационными структурами, политика которых направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей клиента. Это новые комфортабельные заведения и структуры, предоставляющие услуги разного типа и формы в «одном окне». Появление таких учреждений максимально исключает возможность коррупции.
Функционирование многофункциональных центров – невероятно важный шаг на пути к появлению более цивилизованного общества, на первом месте для которого является комфорт и нормальное самочувствие каждого из его представителей.
В марте 2016 года нами была опубликована статья: «Многофункциональный центр: суть, смысл и удобство для клиента».
ЧТО ТАКОЕ МФЦ
ЦЕЛИ МФЦ
ФУНКЦИИ МФЦ
МФЦ обязаны организовать и обеспечить:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОГО ФИРМЕННОГО СТИЛЯ – «МОИ ДОКУМЕНТЫ»
Ключевыми ценностями бренда «Мои Документы» определены:
29 сентября 2016 года приказом Минэкономразвития России утверждены Методические рекомендации по оформлению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единого фирменного стиля «Мои Документы».
В этом документе изложены требования к оформлению МФЦ (в т. ч. территориально обособленных подразделений, офисов привлекаемых организаций и автомобилей, предназначенных для выездного обслуживания граждан) и их сайтов, сувенирной и рекламной продукции, деловой документации, мобильного приложения и форменной одежды сотрудников. По состоянию на сегодняшний день внедрение единого фирменного стиля сети МФЦ завершено во всех субъектах Российской Федерации.
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ
В 2019 году правительство дополнило перечень госуслуг, которые можно получить в МФЦ «Мои документы». Так распоряжением Правительства РФ от 19.01.2018 № 43-р установлен перечень госуслуг, которые должны предоставляться в любом отделении МФЦ (сотни различных видов).
ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Заявитель обязан оплатить государственную пошлину (госпошлину), взимаемую за совершение юридически значимых действий (см. ст. 333.33 Налогового кодекса РФ), и лишь при условии, что конкретная услуга подлежит обложению указанным сбором. Внимание: все виды госуслуг оказываются в МФЦ бесплатно. При этом примите к сведению, что на базе МФЦ может быть организовано оказание дополнительных платных услуг как сотрудниками центра, так и сторонними организациями, которые ведущими деятельность в этом же помещении.
В частности это могут быть:
Платные услуги предоставляются исключительно по вашему желанию, а требовать с вас оплату за выполнение действий в рамках основной деятельности МФЦ сотрудники центра не имеют права.
Прейскурант платных услуг размещается в открытом доступе на информационных стендах и сайте МФЦ.
ВИДЫ ГОСУСЛУГ
Вам предлагается ознакомиться с перечнем наиболее востребованных у населения госуслуг, в том числе и новых услуг, которые введены распоряжением Правительства РФ с 01.02.2018:
Выдача заграничного паспорта гражданина Российской Федерации старого и нового образца.
Выдача водительского удостоверения международного образца
Выдача архивных документов: справок, выписок, копий
Выдача ключей простой электронной подписи (ЕСИА) для получения госуслуг в электронном виде
Выдача сертификата на материнский капитал
Орган, предоставляющий услугу – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Выдача и аннулирование охотничьих билетов
Выдача полисов обязательного медицинского страхования (ОМС)
Орган, предоставляющий услугу – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Выдача свидетельства многодетной семьи
Выдача справок об отсутствии судимости
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Выдача справок о том, подвергалось ли лицо административному наказанию в связи с применением психотропных (наркотических) веществ
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Выдача справки о регистрации (о составе семьи)
Выдача (замена, получение дубликата) страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС)
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
Выдача справок о размере пенсий
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
Государственная регистрация
Орган, предоставляющий услугу – Отдел органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество.
Орган, предоставляющий услугу – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), коллективных фермерских хозяйств (КФХ)
Единовременное пособие по рождению ребенка
Заключение (изменение) договора социального найма
Занесение в реестр записи о парковочном разрешении инвалида
Зачисление ребенка в детский сад
Информирование граждан
Информирование и консультирование по вопросам трудового законодательства
Консультирование по вопросам защиты прав потребителей
Пособие по беременности и родам
Предоставление данных об административных нарушениях в области Правил дорожного движения (ПДД)
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Предоставление адресно-справочной информации
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Предоставление официальной статистической информации
Орган, предоставляющий услугу – Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Предоставление заинтересованным лицам данных бухгалтерской отчетности организаций
Орган, предоставляющий услугу – Росстат.
Предоставление сведений о зарегистрированных организациях
Предоставление сведений из
Орган, предоставляющий услугу – ФНС России.
Предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)
Прием отчетности по страховым взносам и подтверждающей документации
Прием заявлений от граждан о формировании и инвестировании пенсионных накоплений
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
Признание жилья непригодным для проживания
Проведение экзаменов на право управления транспортным средством (ТС) и выдача водительских удостоверений (прав) (только для граждан РФ)
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Разрешение органа опеки и попечительства
Орган, предоставляющий услугу – Местная администрация (отдел опеки и попечительства).
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
Регистрация автомототранспорта и прицепов
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания (жительства)
Орган, предоставляющий услугу – МВД.
Регистрация физических лиц
Орган, предоставляющий услугу – ФСС.
Субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения
Орган, предоставляющий услугу – Жилищный комитет.
Установление
Орган, предоставляющий услугу – ПФР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если в офисе Центра «Мои Документы» Вам отказали в оказании услуги, и Вы считаете, что отказ неправомерен, или у Вас имеется другая сложная правовая ситуация либо вопросы, которые требуют оказания юридической помощи (не обязательно связанные с МФЦ), Вы можете задать вопрос нашему специалисту по обозначенной проблеме и получить полную, объективную консультацию с обозначением шагов для достижения положительного результата.
Автор статьи: Юрист сервиса
Дата публикации: 05.03.2016 14:28
МФЦ (многофункциональный центр) — это учреждение, работа которого построена по принципу «единого окна». МФЦ предоставляет населению и организациям государственные и муниципальные услуги, подбирает удобный способ взаимодействия между гражданами и представителями исполнительной власти. Для всех предлагаемых услуг характерны общие черты: отсутствие очередей, прозрачность любого процесса, возможность получения квалифицированной экспертной помощи в любых жизненных ситуациях.
В наше время возможно проведение множества операций в одном месте — в здании Многофункционального центра. Среди доступных услуг:
• оформление паспорта и загранпаспорта;
• регистрация брака;
• подача заявления на получение жилья;
• подача заявление на перепланировку квартиры;
• решение кадастровых и налоговых вопросов;
• постановка в очередь на зачисление своего ребенка в детский сад;
• и многое другое.
Путем создания МФЦ решается целый ряд важных задач. Благодаря использованию принципа «одного окна» при получении физическими и юридическими лицами муниципальных и государственных услуг происходит:
• упрощение процедуры их оказания;
• сокращение сроков;
• повышение комфортности их получения;
• повышение удовлетворенности их качеством.
С информацией о порядке и качестве предоставления государственных и муниципальных услуг Вы можете ознакомиться на «Портале государственных услуг Российской Федерации» и на «Региональном портале государственных услуг», выбрав требуемую услугу.
В соответствии с пунктом 28 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» информацию по предоставляемым услугам (сроки предоставления государственных и муниципальных услуг, размеры государственных пошлин и иных платежей, уплачиваемых заявителем при получении государственных и муниципальных услуг, порядок их уплаты и так далее) Вы можете получить в том числе на «Портале государственных услуг Российской Федерации» и на «Региональном портале государственных услуг».
С полным перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организовано в многофункциональных центрах, Вы можете ознакомиться в Реестре соглашений и договоров.
Цели деятельности центров и офисов «Мои Документы» (многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг):
• повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг;
• упрощение процедур получения физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна»;
• сокращение сроков предоставления массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
• повышение комфортности получения физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;
• повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления;
• повышение информированности физических и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
• развитие и совершенствование форм межведомственного электронного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
• ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Нормативно- правовая база:
• Федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг №210- ФЗ от 27.07.2010
• Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
• Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 22.12.2012) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных услуг»)
• Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
• Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»
Для выполнения ключевой задачи реформы – повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг – потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия.
В 2010 году принят ключевой закон для модернизации системы предоставления государственных услуг – Федеральный закон №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.
С момента вступления закона в силу уже направлено более трех миллионов межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях.
Переход на межведомственное взаимодействие, в свою очередь, требовал реализации полноценной электронной системы обмена данными. Для решения этой задачи была создана юридически значимая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
С 1 октября 2011 года все федеральные ведомства перешли на электронное взаимодействие, и при оказании более 380 государственных услуг чиновникам было запрещено требовать справки или документы с информацией, которые уже есть в распоряжении других федеральных ведомств.
В настоящее время примерно две тысячи документов ведомства должны получать в рамках межведомственного взаимодействия, не требуя их от заявителей.
Процесс создания системы межведомственного взаимодействия оказал влияние не только на технологическую сторону оказания услуг, но и позволил заметно оптимизировать внутренние процедуры, сформировать новые компетенции у участвовавших в работе сотрудников ведомств, устранить противоречия в требованиях органов власти при оказании услуг. Так, например, было выявлено множество избыточных документа, которые органы власти запрашивали у получателей услуг.
С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространен на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых превышает 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.
Всего около 100 типовых региональных услуг и порядка 40 типовых муниципальных услуг в каждом регионе должны предоставляться в новом режиме. На текущей стадии проекта по переходу на принцип межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях в нем принимают участие примерно 30 тысяч органов власти.
В конце 2013 года Минэкономразвития России разработана Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями. Концепция определяет направления дальнейшего развития межведомственного взаимодействия, в том числе:
• расширение числа участников межведомственного взаимодействия в том числе, кредитные организации, подведомственные организации и другие;
• повышение качества информации, размещенной в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций);
• оптимизацию порядка разработки административных регламентов;
• распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно- надзорных функций;
• создание нормативных правовых оснований для межведомственного взаимодействия органов власти разных субъектов Российской Федерации (наряду с существующими между федеральными, региональными ведомствами и органами местного самоуправления).
Кроме того, внесены изменения в более чем 100 федеральных законов в части устранения препятствий организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Разработано 6 актов Правительства Российской Федерации.
Проведен комплексный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. Разработаны перечни документов и сведений, по которым стандартизирован формат и порядок обмена.
В декабре 2011 года было законодательно установлено, что многофункциональный центр предоставления государственных услуг является полноправным участником межведомственного взаимодействия, что предоставляет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.
Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти. Минэкономразвития России оказало методическую поддержку перехода с 1 октября 2011 года федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на предоставление 386 государственных услуг в рамках межведомственного взаимодействия, а с 1 июля 2012 года – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Межведомственное взаимодействие является одним из ключевых компонентов перевода госуслуг в электронный формат. По этому направлению достигнуты заметные показатели:
• около 400 федеральных государственных услуг переведено на межведомственное взаимодействие;
• около 1500 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей;
• около 300 документов были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.
За 2015 год созданы нормативные правовые основания для межведомственного взаимодействия органов власти разных субъектов Российской Федерации (наряду с существующими между федеральными, региональными ведомствами и органами местного самоуправления).
3 ноября 2015 года принят Федеральный закон №306- ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно- надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля.