Мгу факультет гос управления что сдавать
Бакалавриат
Образовательный процесс на факультете государственного управления построен на основе двухуровневой системы высшего образования «бакалавриат — магистратура». Обучение проводится в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.
Обучение студентов осуществляется по следующим направлениям бакалавриата:
Основная часть учебных планов факультета создана в соответствии с образовательными стандартами, разработанными МГУ самостоятельно. Профессиональная подготовка в рамках бакалаврских программ включает в себя предоставление студентам специальных знаний в области теории и практики отечественного и зарубежного государственного управления и менеджмента.
Общая численность студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров, — более 600 человек. Примерно 30% студентов приезжают учиться на ФГУ из различных регионов Российской Федерации.
Учебный процесс
Обучение по программам бакалавриата нацелено не только на глубокое освоение фундаментальных научных дисциплин, но и на формирование навыков командной работы, в том числе лидерских качеств, на выработку умения ставить цели и находить адекватные и эффективные средства их достижения. Отличительная особенность образовательных программ факультета состоит в углубленном изучением иностранных языков, одним из ключевых элементов которого является преподавание ряда учебных курсов на английском языке. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, красноречия, логического мышления. Руководствуясь словами великого русского ученого М.В. Ломоносова о том, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», факультет отводит значительное место изучению математических дисциплин.
Среди преподавателей факультета — ряд ведущих российских ученых, академики и члены-корреспонденты РАН и других государственных академий, эксперты, практики государственного управления.
Занятия студентов проходят в форме лекций и семинаров. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией (в январе и в июне). Занятия проводятся с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00.
В течение срока обучения студент должен выполнить две курсовые работы (на втором и третьем курсах) и одну дипломную работу (на четвертом курсе).
Неотъемлемой частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов и практика.
Обучение студентов завершается итоговой государственной аттестацией, которая состоит из государственного экзамена по соответствующей специальности и защиты выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Государственный экзамен проходит в начале апреля, зашита дипломных работ — в конце мая – начале июня.
Практика
В соответствии с учебными планами студенты, обучающиеся по направлениям бакалавриата, проходят два вида практики — учебную и производственную.
Учебная практика по направлению «Государственное и муниципальное управление» проводится во втором семестре, продолжительность ее — три недели. Учебная практика по специальностям «Менеджмент», «Управление персоналом» проводится в четвертом семестре, продолжительность — одна неделя.
Целью учебной практики является знакомство и изучение студентом работы в сфере управления, функционирования организации и ее структурных подразделений, деятельности специалиста, приобретение навыков исполнительской дисциплины, методов и приемов работы на должности специалиста, изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации, этического кодекса организации, а также закрепление в процессе работы умений, навыков и знаний, полученных в результате обучения на факультете, а также приобретение необходимых компетенций по будущей специальности.
Производственная практика по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Политология» проводится в четвертом и шестом семестрах по три недели, по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом» — в шестом семестре продолжительностью три недели.
Целью производственной практики является работа студента в структурном подразделении организации по выбранной специальности с учетом будущей специализации, на должности, требующей соответствующих компетенций, выполнения производственных заданий, участия в разработке и выполнении проектов, приобретения опыта аналитической, экспертной и управленческой деятельности, приобретения необходимых компетенций по будущей специальности, изучения законодательства и нормативных актов в сфере будущей деятельности.
Неотъемлемой частью учебного процесса является практика. В ходе практики студенты приобретают умения практической работы по выбранной профессии, вырабатывают навыки организационной деятельности, овладевают опытом коллективной работы
Студенты проходят практику:
Более подробно об организации практики Вы сможете узнать здесь.
Факультет государственного управления МГУ: как поступить?
Факультет государственного управления МГУ сегодня является одним из наиболее динамичных и востребованных подразделений университета. Будучи лидером среди отечественных центров подготовки управленческих кадров, эта структурная единица университета, гордо носящего имя великого ученого М. В. Ломоносова, справляется с поставленными целями и задачами на «отлично» на протяжении более двадцати лет. В стенах факультета государственного и муниципального управления МГУ получили профессии менеджеры высокой квалификации, приобретя безграничный спектр практических и аналитических навыков.
Образовательная деятельность на факультете госуправления МГУ
Результатом удачного сочетания мировых стандартов и традиций отечественного образования является ежегодный выпуск более полутысячи молодых профессионалов в области государственного и коммерческого менеджмента. Одной из стратегических задач факультета государственного и муниципального управления МГУ является подготовка специалистов, обладающих не только высоким уровнем теоретических знаний, но и достойными ценностными ориентирами – достоинством, патриотизмом, честью.
Образовательная деятельность данного структурного подразделения основана на сложной системе обучения студентов, включающей в себя квалификационные уровни бакалавра и магистра. Также на базе факультета ведется обучение по программам последипломного образования. Исходя из содержания отзывов о факультете государственного управления МГУ, несложно сделать вывод о том, что процветание этого университетского корпуса – заслуга его основателя, Сурина Алексея Викторовича. На сегодняшний день деканом факультета является Никонов Вячеслав Алексеевич – известный политолог и историк, государственный чиновник.
Бакалавриат: направления подготовки и особенности учебных программ
Преимущественная часть учебных планов и программ создавались научно-педагогическими сотрудниками вуза. Набор студентов на дневное отделение факультета государственного управления МГУ образовательно-квалификационного уровня бакалавр осуществляется по таким специальностям, как «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Политология».
Целью обучения по утвержденным университетским программам является глубокое освоение учащимися фундаментальных знаний по профильным дисциплинам, формирование навыков коллективного, командного сотрудничества, развитие лидерских качеств и совершенствование способности находить адекватные решения любых, пусть даже и неординарных задач.
Как поступить в МГУ на факультет госуправления?
Один из вопросов, которые интересуют поступающих на факультет государственного управления МГУ: «Что сдавать?» Перечень предметов ЕГЭ будет зависеть от выбранной специальности абитуриентом, но в любом случае поступающему понадобится предоставить результаты Единого государственного экзамена по трем учебным дисциплинам. Так, для желающих получить профильное образование важны итоговые баллы по следующим предметам:
Помимо приложения к заявлению о поступлении результатов ЕГЭ, поступающий должен пройти дополнительный вступительный экзамен в письменной форме по математике. Для потенциальных первокурсников направления «Политология» приемная комиссия выдвигает требование о предоставлении результатов школьной аттестации по русскому языку, истории и обществознанию. Письменный экзамен по истории станет дополнительным вступительным испытанием.
Проходные баллы для абитуриентов
Что касается проходных баллов на факультет государственного управления МГУ, то и здесь для бакалавров установлены строгие ограничения. Для поступления на профильную специальность абитуриенту необходимо набрать минимум 334 балла, а для тех, кто видит себя в будущем политологом, – 350. Чтобы приобрести профессию, связанную с управлением персоналом, и поступить на соответствующий факультет государственного управления МГУ, по предметам ЕГЭ и результату вступительного испытания необходимо набрать 331 балл.
Магистратура в МГУ
Получив документ, подтверждающий прохождение первой ступени высшего образования – бакалавриата, многие выпускники принимают решение о продолжении обучения в магистратуре с целью углубления специализации по имеющемуся профессиональному направлению. Стоит отметить, что факультет государственного управления МГУ славится практикующимися на нем разнообразными формами подачи студентам учебного материала. Обучение фундаментальным дисциплинам, соответствующим конкретному направлению подготовки, выстраивается по схеме классических аудиторных занятий (лекций и семинаров) или современных интерактивных методов (аналитических тренировок, деловых игр, аргументированных дискуссий в рамках проведения круглого стола, работы над командными проектами и др.).
Магистерские программы и профильные направления
Кстати, стремясь стать магистром факультета государственного управления МГУ, студенты имеют возможность выбирать из перечня более узких специализаций.
Так, например, профильная программа обучения включает в себя несколько курсов:
По направлению подготовки «Менеджмент» доступны образовательные программы, сформированные на изучении основ бизнес-аналитики, финансового менеджмента, информационного и стратегического маркетинга. В последние несколько лет особой популярностью у поступающих пользуются профили «Менеджмент в нефтегазовой промышленности» и «Управление некоммерческими предприятиями».
Поступление на магистратуру: специальности, проходные баллы, вступительные экзамены
Обучение в магистратуре МГУ длится 2 года. На факультете госуправления отсутствует заочное отделение. Для каждого направления подготовки установлено количество бюджетных и контрактных мест, поступить на которые студенты имеют возможность, сдав в общем порядке вступительные экзамены. Факультет государственного управления МГУ принимает на магистратуру студентов, набравших соответствующие баллы по направлениям подготовки.
Баллы для поступления на бюджетные места
Баллы для поступления на платную форму обучения
Вступительные экзамены (письменно)
Государственное и муниципальное управление
Основы государственного и муниципального управления
Основы управления персоналом
Преимущества магистратуры на факультете госуправления МГУ
Изучение магистерской программы станет отличным бонусом для студента. Освоение учебного материала позволит получить новые шансы для профессионального становления и скорейшего карьерного роста как в государственных властных структурах, так и в коммерческом секторе экономики. Благодаря углубленному изучению иностранных языков специалисты, выпущенные факультетом государственного управления МГУ, имеют возможность работать как на территории России, так и за рубежом.
Характерной особенностью магистерских программ по направлениям подготовки факультета считается явный акцент на развитие у студентов комплексного подхода к решению управленческих задач. Базисная подготовка, сформированная за счет освоения прикладных знаний в конкретной научной области, позволяет выпускникам сделать осознанный выбор в пользу самостоятельной практической деятельности или дальнейшего продвижения в научно-исследовательском направлении.
Последипломное образование
Выше было отмечено, что факультет государственного управления МГУ им. Ломоносова предоставляет возможности для совершенствования профессиональных умений и навыков. Эта система в университете появилась несколько лет назад. Данное образовательное направление доступно учащимся, окончившим обучение по программам подготовки и получившим дипломы бакалавра, специалиста. Главным преимуществом, которое дает последипломное образование, является открывающийся горизонт возможностей в сфере управления и менеджмента.
Преподаватели и студенты факультета
Профессорско-преподавательский состав факультетских кафедр – это ведущие педагоги страны с научными степенями кандидатов и докторов наук, доценты и профессора, члены-корреспонденты РАН, академики, эксперты и практикующие специалисты. Учебные и рабочие программы по дисциплинам указанных направлений подготовки формируются преподавателями факультета с учетом внедрения научных разработок и последних достижений.
Где студенты факультета госуправления проходят практику?
Еще одним элементом учебного процесса, который заслуживает особого внимания, можно назвать предвыпускную практику на факультете госуправления. Будучи неотъемлемой частью образовательных курсов, она позволяет студентам применять полученные теоретические знания на деле, вырабатывать организационные навыки и приобретать опыт работы в коллективе. Практику студенты МГУ проходят в таких государственных органах и общественных организациях, как:
Кроме того, некоторым выпускникам, успешно прошедшим практическую подготовку, было предложено трудоустройство. Рабочие места для магистров и бакалавров МГУ неоднократно предоставлялись в аналитических центрах, департаментах федеральных ведомств, крупнейших отечественных и зарубежных корпорациях, в число которых входит «Газпром», «ВТБ-24», ОАО «РЖД».
Международное сотрудничество с другими вузами
Не менее активно на факультете ведется работа по установлению новых международных связей. Так, сотрудничество налажено с учебными центрами Европы, Бразилии, Китая, Японии, Южно-Африканской Республики.
На сегодняшний день на факультете действует программа двойных дипломов. Ее осуществление напрямую связано с международным сотрудничеством двух престижных вузов с мировым именем – МГУ (Россия) и Колледж публичного управления и политики имени Рокфеллера Университета Олбани (Соединенные Штаты). В рамках магистерских направлений студенты факультета имеют возможность принять участие в данной программе и стать обладателем диплома о высшем образовании зарубежного учреждения. Учащиеся иностранного вуза проходят курс подготовки на базе факультета государственного управления МГУ. Из отзывов студентов можно понять, что данная программа вызывает у них интерес и является стимулом к улучшению учебных результатов, повышению конкурентоспособности среди учащихся, ведь к участию в программе двойного диплома допускаются только лучшие из лучших.
Подготовка к поступлению для школьников
На факультете ведется довузовская работа для учащихся средних общеобразовательных учреждений. Благодаря посещению курсов выпускники получают возможность качественно и фундаментально закрепить школьный материал и подготовиться к предстоящему ЕГЭ, вступительным экзаменам в МГУ по математике, истории, русскому и иностранному языкам. Занятия проводят дипломированные специалисты, профессора, доценты, авторы научных публикаций, монографий и других исследований. Учебные и методические пособия, изданные преподавателями факультета госуправления, используются в образовательном процессе ряда университетов России.
Правила поступления: факультет государственного управления МГУ
Потенциал
Если быть до конца честным, то выпускник школы в 80 процентах случаев сам до конца не знает, чего он хочет достичь в жизни. Наверное, самым главным фактором при выборе вуза для такого человека является мнение его родителей. В моей жизни все складывалось так, что у меня было много репетиторов из МГУ, которые вместе с родителями направляли меня и корректировали вектор моего движения.
В итоге я стал «смотреть» в себя, используя их советы, и пришел к выводу, что те базовые знания и навыки в дисциплинах, в которых я преуспеваю, указывают на то, что мне нужно выбирать гуманитарное направление. Я понял, что мне нужно образование, которое даст мне возможность системно мыслить, принимать решения, учиться общаться с людьми, а также выстраивать конструктивные взаимоотношения. Соответственно, взвесив все свои способности и умения, я пришел к выводу, что мне есть смысл поступать на факультет государственного и муниципального управления.
Почему я выбрал МГУ? Как я уже говорил, в моем окружении было много преподавателей, которые были профессорами Московского государственного университета. Естественно, преподаватели всегда видят потенциал своих учеников лучше, чем сами ученики. Призвание преподавателя — не только обучать, но и смотреть, на что человек способен и на что ему стоит рассчитывать в жизни. Благодаря компетентному мнению репетиторов из МГУ я понял, что мне стоит поступать именно туда.
Когда я учился в школе, конкретных мечтаний о том, что я хочу стать, например, космонавтом, полководцем, генералом, у меня не было. В подростковом возрасте я понимал, что с моими способностями меня ждет что-то хорошее, но выразить это в одном слове, в одной профессии, у меня не получалось. Среда, в которой я рос, и общение с репетиторами, друзьями, родителями, с которыми у нас сложились доверительные отношения, сыграли большую роль в моем дальнейшем выборе.
Умение мыслить
Очевидно, что МГУ — достаточно элитное учебное заведение, и попасть туда не совсем просто, мягко говоря. На момент, когда я поступал, ЕГЭ еще не было. Мы писали сочинения, сдавали все экзамены письменно, проходили собеседования. Я просто подумал: «А почему бы и нет? Почему бы не замахнуться на нечто большее?». Факультет государственного управления я выбрал не случайно: у меня не аналитический склад ума, а там преподают гуманитарные дисциплины: мы писали сочинения, сдавали экзамены по английскому языку и обществознанию. Все экзамены были письменными, проходили в больших аудиториях.
Если говорить о положительных впечатлениях, подобная система сдачи экзаменов, на мой взгляд, была более объективной, чем нынешняя, потому что в первую очередь она оценивала умение мыслить, возможность писать, выражать свои мысли. Я очень благодарен вступительным испытаниям, потому что они заставили меня научиться этим вещам.
Экзамены были непростыми — без подготовки задания вряд ли осилишь. Поэтому я около трех лет, начиная с девятого класса, ходил на подготовительные курсы факультета государственного управления МГУ, где нас специально готовили к поступлению. Мы писали сочинения на темы, которые могли бы быть на экзамене, выполняли различные тесты по английскому языку, читали труды ученых и мыслителей, чтобы ориентироваться на вступительном испытании по обществознанию.
Сухой остаток
Когда мне было 17 лет, многие произведения литературы (в том числе русской классики) и труды философов не представляли для меня никакой ценности, потому что у меня не было жизненного опыта. Я их пропускал через себя, но в сухом остатке были просто знания и факты.
Сейчас, конечно, я все эти произведения перечитываю, и с позиций опыта они воспринимаются совершенно по-другому. Если говорить о русской классике, конечно, я читаю Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Преступление и наказание»), Белинского. Сейчас они представляют для меня большую ценность, чем тогда. Если же говорить о писателях, которые меня воодушевляли на тот момент, когда я поступал, то это были не русские классики, а Эрнест Хэмингуэй (его «Старик и море» я читал еще в подростковом возрасте) и Паоло Коэльо. Эти авторы близки мне по мироощущению и по внутреннему душевному состоянию. Очевидно, что их произведения — это проекция их внутреннего мира, и они были мне созвучны. Возможно, я многого в них не понимал, но сердцем, душой, всей сущностью я понимал, что эти произведения подходят мне, касаются меня.
Дух МГУ
Подготовительные курсы — это, во-первых, определенная среда. Ты приходишь на курсы в то здание, в котором, возможно, пять лет будешь учиться. Ты уже знаешь, где найти тех или иных преподавателей, с кем и на какую тему можно пообщаться. Знакомство с этой средой дало мне возможность постепенно приобщиться к ней, к культуре общения, к духу МГУ. Он присутствует, и от него никуда не денешься.
Если говорить о дисциплинах, которые нам преподавали, они дали нам возможность не только набрать знаний и компетенций в определенных областях, но и помогли подготовиться к самим экзаменам. Условно говоря, нас учили писать сочинения именно таким образом, в такой форме и таком формате, который приемлем для МГУ.
Есть несколько особенностей такого формата. Первая — это структура самого сочинения. Вторая заключалась в том, что в школе я тоже всегда писал сочинения, но никогда не употреблял в них цитаты. Я мог воспроизвести некоторые, но не дословно. Наши преподаватели ценили, когда мы могли спокойно процитировать и проанализировать, например, четыре строчки стихотворения или отрывок из прозы.
Третий важный момент — это словесные обороты. Каждой части сочинения (введению, заключению, основной части) были свойственны определенные речевые обороты. Используя их, я мог наилучшим образом структурировать свои мысли.
На занятиях по английскому языку акцент больше делался на грамматику: не было такого, чтобы мы должны были подолгу говорить на языке. Большую часть времени мы занимались тем, что оттачивали свои знания о различных правилах, решали тесты, писали эссе на заданные темы. Если не ошибаюсь, все это помогло мне получить 9 из возможных 10 баллов за экзамен по английскому языку.
Абстрактный предмет
С обществознанием мне было труднее, потому что оно было для меня более абстрактным предметом на тот момент. Если ты прочитал произведение по литературе и его художественная канва тебе более или менее ясна, то труды философов по обществознанию, особенно для 17-летнего человека с неокрепшей психикой, были непонятны. Я читал слово, заучивал, но подтекст, который имел в виду философ, для меня не представлял никакой значимости. Поэтому подготовка к экзамену по обществознанию у меня проходила в форме зубрежки.
Впоследствии, когда ты живешь, «обрастаешь» опытом, те или иные мысли философа становятся тебе понятны, потому что ты сам становишься философом в какой-то степени. А тогда обществознание для меня прошло мимо: я просто выучил то, что нужно было выучить по программе, и сдал его.
Подготовительные курсы vs. репетиторы
Параллельно с учебой на подготовительных курсах я занимался с репетиторами. С преподавателем по русскому языку я начал заниматься примерно за год-полтора до поступления, репетитор по английскому языку у меня был еще примерно со 2-3 класса. За год до поступления я стал ходить на занятия к преподавателю по обществознанию, который помогал мне постигать философские труды и течения.
Как я находил преподавателей? У моего преподавателя по английскому языку, с которой я давно занимался, есть много знакомых на факультете, и она посоветовала, с кем лучше заниматься. Скажем так, это было простое «сарафанное радио». Зачем я занимался одновременно на курсах и с репетиторами? Разница между этими двумя видами подготовки к экзаменам колоссальна. Дело в том, что, когда ты занимаешься индивидуально, все внимание и весь потенциал преподавателя сосредоточены на тебе. Когда занимаются одновременно 15-20 человек, педагог не может уделить тебе должного внимания и подготовить тебя должным образом. В этом случае акцент делается на самоподготовку и самодисциплину.
Индивидуальные занятия тебя дисциплинируют. Ты прекрасно понимаешь, что платишь за них. Условно говоря, если, занимаясь в группе, ты знаешь, что тебя могут спросить или не спросить, то с репетитором тебе некуда деваться. Поэтому тебе приходится готовиться настолько хорошо, насколько ты можешь. В этом плане индивидуальные занятия намного лучше, чем коллективные, потому у тебя есть возможность вникнуть в вопрос как можно глубже, взять преподавателя в «осаду» своими вопросами и таким образом лучше разобраться в теме, которую изучаешь.
Тем не менее, я нисколько не жалею, что ходил на подготовительные курсы. Это было очень полезно с точки зрения знакомства с внутренней кухней факультета, на который я собирался поступать. Это важно.
Преподавание как искусство и драйв
МГУ — это некий элитный клуб. Ты учишься и просто обрастаешь связями. Если говорить о трудоустройстве, диплом МГУ мало где может помочь: в первую очередь, работодатель смотрит не на диплом, а на то, что ты умеешь. Первые два курса я особенно не заморачивался с учебой. Конечно, я учился: «хотел поступить — теперь учись». Сейчас, оглядываясь назад и оценивая, что я действительно получил, могу отметить, в первую очередь, системность в мышлении: если раньше ту или иную задачу я решал по частям, то теперь я могу комплексно посмотреть на решение любого вопроса. Это очень полезный навык, особенно в работе управленца. Я научился правильно излагать свои мысли, прочитал множество книг.
Преподаватели МГУ были очень хорошими — открытыми и отзывчивыми. Главная отличительная черта, присущая университету в целом, которая мне очень нравится — никто никого ни к чему не принуждает и не заставляет что-то делать. Хочешь докопаться до истины, углубиться в предмет? Общайся с преподавателем, он тебе все подскажет и научит тебя. Если тебе это неинтересно, никакого принуждения со стороны педагога совершенно нет. Преподаватели были очень открытыми, начитанными людьми. Некоторые преподаватели уже ушли из жизни, и могу сказать, что, узнав об их смерти, я очень сильно переживал, потому что эти люди в меня очень много вложили — свою душу, свои знания.
Если сравнивать с другими вузами (а я сейчас с ними активно сотрудничаю и общаюсь по работе), могу сказать, что в МГУ преподавание — это не автоматический процесс передачи знаний от преподавателя к студенту, а искусство. Этим искусством наши преподаватели с нами делились, и это было действительно уникально. Это было завораживающе. Бывало так, что преподаватель читает лекцию, а ты его просто слушаешь с открытым ртом и чувствуешь не только передачу знаний, а драйв. Поток, который исходил от них, передавался и заражал интересом, амбициозностью, позитивным зарядом, который впоследствии позволял открывать книги, которые, может, раньше ты не хотел открывать, изучать предмет и определенным образом откликаться на призыв преподавателя к познанию нового. В этом плане, конечно, МГУ дает фору многим университетам.
Во время обучения мне были интересны многие предметы: менеджмент во всех его проявлениях (антикризисное управление и финансовый менеджмент, управление персоналом), психология управления, политология (безумно интересный предмет, но при этом сложный, его было очень непросто сдать), принятие государственных решений, маркетинг, пиар. К философии же я относился достаточно отстраненно в том возрасте. В общем, мне были очень интересны управленческий и психологический аспекты. Они давали общее видение картины того, как надо работать. Однако, как оказалось впоследствии, «знать, как работать» и «работать» — это разные вещи.
Утопия и реальность
Если говорить о минусах, которые я обнаружил, то для меня было очень важным получение опыта применения полученных знаний на практике. К сожалению, по крайней мере, на момент моего обучения, оно не было практикоориентированным. Нас пичкали различными теориями, концепциями, рассказывали, как они работают. Но я пришел на работу и увидел, что в реальности картина совершенно иная. Сейчас я много занимаюсь со студентами в силу специфики своей работы и вижу, что преподаватели не привязывают их к реальности. Это накладывает определенный отпечаток в плане трудности дальнейшего трудоустройства.
Условно говоря, если ты окончил бакалавриат и магистратуру, далеко не факт, что тебя возьмут работать. Конечно, хорошо, что у тебя много знаний, но что ты умеешь? Этот вопрос ставится для работодателя во главу угла. Если человек очень умный, но при этом ничего не умеет, ему не смогут платить ту заработную плату, которую он указал в своем резюме. И это весьма резонно. В рамках деятельности компании, в которой я сейчас работаю, мы пытаемся гармонизировать образовательные программы, чтобы студенты уже с третьего курса начинали погружаться в специфику работы выбранной ими компании или предприятия. Потому что в противном случае человеку скажут: «У тебя есть две степени — бакалавр и магистр? Молодец, а теперь учись как работать за 20 тысяч рублей в месяц». Это — реальность. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание — это практикоориентированность образовательных программ в выбранном вузе. Количество часов практики. Возможность совмещения работы и учебы. В противном случае через шесть лет могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Адаптация человека к рабочей среде (если он вообще никогда не работал) длится не менее 1,5-2 лет. Лучше этот период пройти заранее, во время учебы в университете.
Почему не госслужба?
Положа руку на сердце, могу сказать, что наиболее важный прикладной опыт я получил после четвертого курса, когда начал работать. Я работал помощником руководителя крупной холдинговой компании, в которой и сейчас продолжаю свою деятельность. Возможно, у меня в мечтах и было связать свою жизнь с государственной службой, но, когда я столкнулся с реальностью, понял, что это — не мой формат работы. Во-первых, я — импульсивный человек, а бюрократическая среда накладывает достаточно сильный отпечаток на формат работы. Во-вторых, когда возник вопрос о личном и карьерном росте и перспективах, я понял, что у меня есть два варианта: прийти в министерство и начать с минимальной должности или работать в компании рядом с руководителем — человеком, который прошел все эти ступени, — и получать у него знания, накопленные за годы работы. При первом варианте развития событий в тебе никто не заинтересован и ты лишь занимаешься тем, что выполняешь большое количество рутинных поручений, которые сваливаются на тебя сверху, и в тебе никто особо не заинтересован. При втором формат работы несколько иной — количество поручений больше, но они разноообразны и дают повод развивать креативное и системное мышление. Также не забывайте про «поле», окружение, которое формирует человека. Находясь в «поле» человека, который в своей жизни достиг многого, ты сам невольно начинаешь в него превращаться: так же мыслить (порой даже говорить), использовать такие же подходы к решению задач. Потом постепенно фильтруешь то, что тебе пригодится дальше, а что можно оставить за ненадобностью. Поэтому, конечно, я не жалею, что не пошел на государственную службу. Опыт я приобрел и продолжаю приобретать колоссальный.
Получать опыт
С конца четвертого курса я пошел работать, и моя заработная плата составляла 17 тысяч рублей в месяц. Вы сами понимаете, что такое 17 тысяч рублей для Москвы, — это копейки. Однако я пошел на эту работу для того, чтобы получать опыт. Я понял, что, если пропущу еще один год, то после пятого курса вообще никуда не устроюсь. Этот дисбаланс между престижностью образования и трудоустройством до сих пор существует и еще долго будет существовать в России. Если говорить обо мне, то после второго курса я стал стараться понемногу получать опыт. Сначала я просто работал на летних каникулах, потом мой преподаватель познакомил меня с моим нынешним руководителем. И с этого момента я стал понемногу вникать в свою работу. Со второго по четвертый курс я работал бесплатно. Я был формальным помощником своего руководителя, он давал мне задания, которые я выполнял. Это обогащало мой опыт.
Разумеется, в университете были практики — дипломные, ознакомительные, — но, по большому счету, они ничего никому особенно не давали. Погрузившись в корпоративную среду на месяц, ты ничего о ней не узнаешь, потому что для этого нужно «вариться» в ней как минимум год, чтобы ориентироваться в пространстве, должностях и людях, которые тебя окружают. С четвертого курса я стал относительно подготовленным человеком и начал познавать азы работы. И это происходит до сих пор.
Образование и промышленность
На сегодняшний момент руководство нашей страны осознало, что, если образование и бизнес (в особенности, промышленность) и дальше никак не будут синхронизированы, не будут взаимодействовать в области подготовки кадров, ситуация будет очень сильно ухудшаться. Кадровый потенциал будет снижаться, и предприятия как генераторы спроса на трудовую силу не будут получать специалистов, которые им действительно необходимы. Сейчас этот вопрос поставлен во главу угла, и компании, особенно с государственным участием, начали уделять больше внимания направлению подготовки кадров. Это — дело времени, за один год, к сожалению, ничего не сделаешь.
Только применение комплексного подхода при взаимодействии государства, образования и бизнеса может спровоцировать появление положительной динамики в данном направлении.