Мхат чехова и мхат горького в чем
Илья Золкин: «Какой МХАТ настоящий: тот или этот?»
Илья Дмитриевич, мы встретились с Вами для того, чтобы поговорить о старейшем театре России – Московском художественном академическом театре (МХАТ), которому исполнилось 120 лет. В целости он существовал до 1987 года, пока его не разделили на два театра: МХАТ имени А.П. Чехова (ныне МХТ имени А.П. Чехова) и МХАТ имени А.М. Горького.
— Начнем с того, что МХАТ был создан двумя великими деятелями русского театра К.С. Станиславским (1863-1938) и Вл.И. Немировичем-Данченко (1858-1943), в 1898 году.
= В то время, кстати, они великими не были. Было два человека, сумевших организовать и поднять русский театр благодаря великолепной, молодой драматургии. Константин Сергеевич и Владимир Иванович были соотечественниками Антона Павловича Чехова и Михаила Афанасьевича Булгакова, живя с ними в одно время. И взлет Художественного театра не произошел бы без них. Если бы такой театр был организован, например, сегодня и были бы сегодняшние Станиславский и Немирович-Данченко, но не было бы тех драматургов, которые были 100 лет назад, мне кажется, что театр не смог бы стать таким популярным, успешным, уникальным и не вошел бы в историю. Сегодня нет ни нового Чехова и Булгакова, ни Толстого и Горького. Именно с их именами связаны ярчайшие страницы истории Художественного театра.
Небезынтересно, что в прошлом сезоне МХАТ имени Горького отмечал 150-летие со дня рождения Алексея Максимовича Горького (1868-1936). А спектакль «Солнце восходит», организованный тогда же в МХТ имени А.П. Чехова к юбилею Горького, в котором задействовали большую часть труппы, даже был признан одной из самых успешных премьер сезона. В зале присутствовало много театральных людей, которые отмечали, насколько здорово была сделана сценическая композиция в стенах театра в Камергерском переулке, что можно было бы даже взять ее в репертуар. Но этого не случилось. А вскоре пришел новый художественный руководитель Сергей Васильевич Женовач, которому, в общем-то, было не до этого.
Почти тоже было, например, со спектаклем «Камерный театр. 100 лет», поставленным в декабре 2014 года по пьесе Елены Греминой к юбилею Московского Камерного театра. Тогда в театре имени А.С. Пушкина его художественный руководитель Евгений Писарев сделал спектакль, который должен был войти в репертуар театра. Но его сыграли два или три раза, а может быть даже один. При этом хочется отметить, насколько уверенно чувствовали себя в документальной сценической композиции артисты театра, включая Александру Урсуляк, которая изображала Алису Коонен. Все до одного ее участники, в том числе Виктория Исакова, Вера Воронкова, Игорь Бочкин, Владимир Жеребцов, Александр Арсентьев и другие просто поражали степенью достоверности своего воплощения исторических персонажей.
Заслуженный артист России Евгений Писарев
Но если вернуться к двум мхатовским театрам сегодня, то можно сказать, что один развивает одно направление, другой – другое. Я имею в виду традиции, которые сохраняет МХАТ имени М. Горького. Его художественный руководитель Татьяна Васильевна Доронина упорно настаивает на том, что ее театр сохраняет традиции К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Но надо учитывать, что Станиславский и Немирович-Данченко, как режиссеры, были реформаторами своего времени. Так почему же считать то, что они делали тогда, единственно верным путем для развития современного театра? Если бы Станиславский жил сегодня, он бы и свой театр развивал бы иначе, и постановки ставил бы другие, реагируя на проблемы, которые возникают в обществе в данный момент.
Этот спектакль шел несколько лет до самой смерти великого Смоктуновского в 1994 году. И когда Олег Павлович Табаков в 2000 году, после смерти Олега Николаевича Ефремова, был назначен художественным руководителем МХАТ имени А.П. Чехова, одной из первых постановок была «Кабала святош», но в новой версии. Ее тоже ставил Шапиро. Только в роли Мольера уже выступил сам Олег Табаков, что правильно, так как Олег Павлович сумел сыграть уникальную роль, важную для биографии настоящего артиста. Роль короля сыграл приглашенный артист Андрей Ильин, тогда еще служивший в театре имени Моссовета. А роль Мадлены Бежар сыграла Ольга Яковлева. Кажется, это была ее первая роль в стенах Художественного театра, впоследствии она вступила в его труппу. Но тот театр, который они строили с Анатолием Эфросом в конце 60-х до начала 80-х гг., был для нее, конечно, золотой век. Хотя в стенах МХТ она сыграла ряд интересных возрастных ролей. Особенно в спектакле «Обрыв», тоже в постановке Адольфа Шапиро, с именем которого связана славная страница в МХТ.
Народный артист СССР Олег Табаков
Сейчас весь театральный мир в нашей стране отмечал 120-летие Московского художественного театра. Но 120 ли? Например, МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной, верный традициям Станиславского и Немировича-Данченко, праздновал эту дату в конце октября. В то время, как Московский художественный театр, тогда еще под руководством Олега Табакова, еще в начале прошлого сезона объявил, что у них начинается 120-й сезон. То есть, где на самом деле правильное исчисление? Почему МХТ имени А.П. Чехова сегодня отмечает 121-й сезон, а МХАТ имени Горького 120-й? Все-таки раньше это был один театр, на месте которого родилось два новых театра одновременно. А сейчас получилось, что театр, которым руководил Ефремов, целый год где-то отсутствовал. На самом деле этот год был и театр, славно или не славно, существовал в нем.
Вообще к МХТ в эпоху руководства им Олегом Николаевичем Ефремовым можно относиться по-разному. Кто-то считает, что это были уникальные страницы в истории Художественного театра. Кто-то считает, что он, мягко говоря, не справился, в первую очередь, с огромной труппой, и со звездами, которых он пригласил и не смог ими управлять и дать им достойных ролей. Известно, что в труппу МХАТ после его перехода с поста художественного руководителя театра «Современник» на пост руководителя Художественного театра, пришел ряд интересных актеров, кто-то пришел из театрального института, кто-то пришел из кино на конкретную роль. А кто-то переезжал, как, например, народный артист СССР Олег Борисов из Ленинграда, из БДТ им. М. Горького, будучи там первым артистом. Конечно, Олег Борисов всегда слыл человеком с непростым характером и умудрялся ссориться даже с Товстоноговым. Да и с Ефремовым, нельзя сказать, что он стал его лучшим другом. Но они, так или иначе, нашли общий язык, и в стенах МХАТа Олег Иванович сыграл ряд интересных ролей. Но лучшие его роли не были связаны с именем Ефремова. Нельзя не вспомнить, например, спектакль «Кроткая», поставленный в 1985 году по пьесе Федора Михайловича Достоевского на Малой сцене Художественного театра Львом Додиным, которого впоследствии общество назвало великим. То есть, Ефремов к лучшим ролям Олега Борисова во МХАТе усилий не прикладывал. Наоборот, даже ревновал и пытался закрыть спектакль.
Почему так много внимания уделено Борисову? Потому что, говоря о МХАТе, нельзя не упомянуть его великих артистов, тех, кто много лет выходил на его сцену. Это была и сцена в Камергерском переулке, и сцена, которой ныне является Государственный театр наций – сцена Театра Корша; и также сцена на Тверском бульваре. На все эти сцены выходили великие артисты, многие из которых были учениками Станиславского и Немировича-Данченко. Во все времена на ней играли выдающие мастера не только театра, но и кино. Потому что артисты МХАТа всегда много снимались.
Важно, что в начале 40-х гг. была организована Школа-студия МХАТ, из которой впоследствии выходило много талантливых учеников. Но при этом как-то странно, что ее выпускники в основном становились и становятся частью труппы МХТ имени Чехова, но практически никогда частью труппы МХАТа имени Горького. Туда почему-то приходят из других театральных вузов.
Так, какой МХАТ настоящий: тот или этот? Это вопрос, на который у каждого найдется свой ответ. В любом случае каждый человек, будь то обычный зритель или театрал, специалист в области театра, пусть сам решает для себя, какой МХАТ реальный, а какой вымышленный, или, скажем так, просто имеет от МХАТа лишь одно название.
Кстати, Олег Павлович сам не хотел возникшей путаницы. А может быть и по какой-то другой причине в 2004 году он решил убрать из аббревиатуры МХАТ одно слово – академический. И поэтому с тех пор театр, которым он руководил, стал просто называться Московский художественный театр имени А.П. Чехова. Может быть, это и хорошо. Почему нет? Москва все стерпит. А зрителей хватит всем театрам.
Художественный ход
Художественные театры ожидают официального представления новых руководителей — МХТ имени Чехова возглавит худрук Константин Хабенский, в МХАТ имени Горького придет гендиректор Владимир Кехман. Объявили о назначениях в один день, и это коим-то образом объединило две части великого театра, расколовшегося без малого 35 лет назад.
Экс-худрук МХТ Сергей Женовач написал заявление по собственному желанию. Среди руководителей Художественного театра период его правления стал самым коротким — неполных три года. За это время было представлено десять полноценных премьер, из них три спектакля Женовач поставил сам. Учитывая все сложности пандемии, прекрасный результат. Но — не кассовый. Мало народу стало ходить в некогда аншлаговый театр. И артисты недовольны — ведь жалование им платят с учетом проданных билетов.
Правда, лично я пустые места в мхатовских залах видела только с пометкой «не садиться». И писем артистов, жалующихся на тяжелое положение, в открытом доступе не встречала. Как бы там ни было, Женовач теперь сосредоточится только на Студии театрального искусства. После прихода Сергея Васильевича в МХТ этот созданный им театр юридически стал его филиалом, и теперь получается, что руководителем экс-худрука становится новый худрук.
Так или иначе эта проблема будет решена, а вот МХАТ с появлением Хабенского получит проблему фактически неразрешимую или разрешимую по истечении непонятно какого времени. Дело тут даже не в том, что Хабенский — актер, а Художественный театр по своей генетике — режиссерский. А в том, что Константин Юрьевич, будучи замечательным и очень востребованным артистом, ничем, кроме собственного благотворительного фонда, не руководил. Да и в театре, который ныне возглавил, в связи с кинематографической и общественной загруженностью появлялся нечасто. Его лучшие роли, и прежде всего Алексей Турбин в «Белой гвардии», поставленной Сергеем Женовачем, датированы началом 2000-х.
Правда, в этом месяце в МХТ появился спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Хабенским в главной роли, и сдается мне, что таким образом будущий худрук продекларировал свою программу: дорого, богато — один воздушный шар чего стоит — и, в общем-то, ни о чем. Спонсоров с приходом Хабенского у театра, несомненно, прибавится, но менеджерских умений, которыми славился Олег Павлович Табаков, тоже не обделенный влиятельными друзьями, это худруку не добавит.
Табаков возглавил МХТ, имея за плечами опыт создания своего театра и директорства в «Современнике». Хабенскому всему этому придется учиться, а учиться некогда: надо руководить главным драматическим театром страны. Тяжелая участь. Не позавидуешь. Или — что более вероятно — руководить будут за него, а Константин Юрьевич со своей медийностью будет представительствовать. Оба варианта для театра плохи, но тут уж ничего не поделаешь. Такое нехудожественное время.
У МХАТ имени Горького — другие проблемы, и главная заключается не в репертуарной политике, сколько бы копьев по этому поводу не ломалось. Театр на Тверском бульваре — живой, развивающийся, там постоянно что-то происходит в разных сферах и форматах. А умение, как известно, достигается упражнением, которых в вотчине Эдуарда Боякова предостаточно. Плюс — спасибо Татьяне Васильевне Дорониной — имеется большой запас академической прочности. Приди на эту сцену даже с десяток условных Бузовых, цитадель не рухнет.
А вот стены рухнуть могут — уникальному зданию, образчику брежневского модерна, уже давно требуется основательная реконструкция. В этом контексте приход Владимира Кехмана для театра благо — он уже обеспечил себе репутацию театрального строителя. Мне доводилось бывать Михайловском театре и НОВАТе до того, как там появился Кехман. И, признаюсь, возвращаться в них не хотелось, несмотря на достойную творческую составляющую. Потому как театр не просто вместилище спектаклей, но и культурное учреждение с соответствующим ремонтом, интерьерами, туалетами и прочей начинкой.
Здание МХАТа находится в лучшем состоянии благодаря столичному адресу и сравнительно молодому возрасту, но реконструкцию, по словам худрука Боякова, надо начинать как можно скорее: поддерживать строение в рабочем состоянии становится всё сложнее. Благодаря вкусу и энергии Кехмана в России уже появилось два прекрасных театральных здания с великолепными интерьерами и современным техническим оснащением. Теперь надеемся на аналогичное продолжение.
В ведомство Кехмана, согласно представлению министерства, помимо ремонта входят «вопросы стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы в МХАТ им. М. Горького в целом». Под «взаимоотношениями» и «атмосферой», вероятно, подразумеваются умиротворение части труппы, несогласной с отставкой Татьяны Дорониной, и возвращение в театр, хотя бы с визитами, самой народной артистки. В Михайловском Кехману действительно удавалось налаживать отношения с великими. В частности, его советником долгое время была Елена Образцова, уже отошедшая от сцены, но не потерявшая авторитета и влияния. Если и Татьяна Васильевна проявит милость к нынешнему МХАТу, его репутация мгновенно улучшится даже без смены курса.
В сложившейся конфигурации «гендиректор – худрук» беспокоит только одно. И Кехман, и Бояков всегда приходили на проекты в качестве единоличных лидеров. Триумвират Пускепалис – Прилепин – Бояков, который худрук декларировал по приходу в МХАТ, не должен дезориентировать: право решающего голоса в любом случае принадлежало Эдуарду Владиславовичу. Теперь Боякову и Кехману — руководителям жестким и авторитарным — предстоит ужиться во благо театра. Остается верить, что они договорятся или уже договорились на берегу. В противном случае борьба двух гигантов — и по накалу страстей, и по интересу к ней общественности — затмит всю сценическую деятельность. Но вряд ли театру нужен такой успех.
Автор — доктор искусствоведения, профессор, редактор отдела культуры газеты «Известия»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Владимир Кехман знает, кто может объединить два МХАТа
Ваше назначение вызвало волны самых разных откликов. Один из ключевых: нельзя строить художественную политику на идее умиротворения великой актрисы. Вы же возвращаете Татьяну Доронину в театр.
Так в чем же ваша программа?
Фонд «Синергия» входил в попечительский совет МХАТа, и он недавно отказался от работы с театром.
Финансовое благополучие в театре, особенно сейчас в пандемию, играет чуть ли не главную роль. Как МХАТ может заработать? Повысить цены на билеты?
Сейчас вдруг заговорили об объединении МХТ им. Чехова и МХАТа им. Горького. Как вы к этому относитесь?
У актеров МХАТа им. Горького зарплата зависит от числа выходов на сцену? Будете пересматривать систему? Добавите ли какие-то выплаты? Например, в МХТ им. Чехова были «табаковские» детские выплаты, которыми в театре гордились.
Владимир Кехман: Олег Павлович был гением в этом вопросе. Я не согласен с его творческой позицией, но на позиции директора ему нет равных. Зарплаты актерам буду повышать: средняя зарплата должна быть 120-130 тыс. Потому что в Михайловском 115 тыс., а там работает в четыре раза больше людей. Актеры должны получать ставку плюс доплата за выход на сцену. Не все. Будет много градаций.
Владимир Кехман: Нет. Критерий успешности в моем понимании только зритель. Как говорит Белла Купсина, знаменитый продюсер Александра Розенбаума: «Встретимся у кассы!»
Официально
Министр культуры РФ Ольга Любимова встретилась с новым директором МХАТ имени М. Горького Владимиром Кехманом. Они обсудили капитальный ремонт здания, формирование попечительского совета и возвращение в репертуар спектаклей, выпущенных при прежнем худруке Татьяне Дорониной.
МХАТ и МХТ: самые первые изменения.
Прошу прощения, если что-то уже обсуждали, захотелось обьединить в одном посте.
МХАТ им. Горького: первым решением нового директора театра, Владимира Кехмана, оказалась отмена спектакля » Чудесный грузин», в котором была задействована скандальная телеведущая Ольга Бузова. Худрук МХАТа Эдуард Бояков сообщал, что театр желал использовать «уорхоловский образ». Также он отмечал, что Бузова способна стать «послом высокого искусства в мире шоу-бизнеса». Что из этого получилось, судить не могу- не смотрела.
Кехман обьяснил свое решение «плохими продажами билетов во время ковидных ограничений», сама же Бузова выложила скриншот с сайта театра, где все билеты на ближайший спектакль уже проданы, и намекнула, что таких продаж билетов без нее у театра не будет ( ну, самомнения Ольге не занимать)
Напомним, что В.Кехман был назначен в конце октября директором МХАТ, оставаясь при этом худ.руком Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Он считается эффективным менеджером, а так как театр погряз в скандалах, к тому же существуют финансовые проблемы, на его назначение возлагаются большие надежды. Хотя в Новосибирском театре о нем вспоминают без особой теплоты из-за скандала, разразившегося после отмены им постановки «Тангейзер».
Про увольнение Э.Боякова писать не буду, уже обсудили.
Ниже вы можете насладиться фотографиями Ольги на сцене.
К слову, на днях в Москве состоялась ежегодная премия «Topical Style Awards 2021», на которой Ольга появилась в наряде Роберто Кавалли за 324 тыс.р. и получила награду в номинации «Икона стиля»- вот оно как! А вы еще ругали Сару Д.Паркер! Бузова- вот наше все!
МХТ им.Чехова: первым решением нового худ.рука театра Константина Хабенского стало возвращение спектакля «Идеальный муж» К. Богомолова- режиссер ранее покинул театр после назначения руководителем Сергея Женовача. Спектакль шел с 2013 года, действие пьесы О.Уайльда перенесено из Англии прошлого века в современную Москву. Вместе со спектлем на сцену триумфально вернулись народные любимцы- Дарья Мороз, Марина Зудина и другие.
Относительно Женовача ректор ГИТИСа, критик Григорий Заславский, сказал следующее: » Такого страшного давления, такой войны на уничтожение, какая велась против Женовача на Telegram- каналах- это вынести не каждому под силу».
P.S. Еще интересный факт: в 2020 году доход МХАТ составил 1,1 млрд.р., из них 583 млн.- гос.субсидии. В дальнейшем театр ожидает еще больших денежных вливаний.
Доход МХТ им.Горького составил 746 млн., из них 434 млн.- гос.субсидии.
Заработанные деньги расходуются в основном на зарплаты.