Мхат что это такое

Мхат что это такое

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. — академический (МХАТ).

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.

28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.

Музей МХАТ

С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке (д. 3-а; здание — 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923—52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. — Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.

В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы — Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).

Школа-студия МХАТ

В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко.

Источник

Мхат что это такое

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Сегодня, 29 ноября, празднует 55-летие Евгений Миронов – народный артист России, художественный руководитель Театра Наций, человек, в котором, как и в его учителе Олеге Табакове, есть «атом Солнца». И речь тут не только о невероятном актёрском обаянии, но и об огромной созидательной энергии.
Евгений Миронов – это десятки знаковых ролей в кино, золотой век «Табакерки», эпохальные спектакли МХТ 2000-х («№ 13», «Чайка», «Господа Головлёвы»… А когда-то была и «Ундина»!), заново рождённый Театр Наций, фестиваль «TERRITORIЯ», многочисленные творческие акции и инициативы. В кругу его забот – театры Дальнего Востока и малых городов России, дети с физическими ограничениями и взрослые, без остатка отдавшие жизнь искусству (если вы захотите сделать подарок Евгению Витальевичу, переведите посильную сумму в учреждённые им благотворительные фонды «Жизнь в движении» и «Артист»). Когда в начале пандемии остановилась жизнь и работа, в МХТ стихийно возникло движение под названием Мужской Хор Творцов имени Гагарина – ведущие артисты театра материально поддерживали коллег. Евгений Миронов и тут подставил плечо.
Сегодня мы – уже сводным мхатовским хором – говорим ему: дорогой наш, родной человек, с днём рождения! Спасибо за всё! Любим, гордимся и всем сердцем желаем здоровья, сил и успеха!

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Сегодня вечером на Малой сцене МХТ в 100-й раз будет сыгран спектакль Юрия Кравца «Телефон доверия».
Мы любим эту историю, и публика разделяет нашу любовь. Ведь сказки иногда все же сбываются. Это случилось в преддверии зимы или в самом ее начале – как будто сейчас. Впереди маячат праздники, новогодние подарки, встречи с друзьями и любимыми. А кому-то некому дарить подарки и не с кем обсудить свою жизнь – разве что с сотрудником телефона доверия. Но вот чудо: иногда достаточно открыться другому человеку, пусть даже незнакомцу по телефону, чтобы жизнь изменилась. И не только у того, кто рассказывает, но и у того, кто слушает.
Счастье — это когда тебя понимают.
Поздравляем всех создателей и участников спектакля с юбилейным показом!

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Уважаемые зрители!
Чтобы ускорить проверку билетов и QR-кодов, с 27 ноября будет открыт ещё один вход на Основную сцену МХТ – он расположен слева от центрального.
Просим вас приезжать к нам заблаговременно. Двери театра открываются за час до начала спектакля.

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Дорогие друзья!
С 1 по 10 декабря в нашей стране проводится Декада инвалидов, приуроченная к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. В этот день – 3 декабря – мы приглашаем зрителей, имеющих инвалидность, бесплатно посетить спектакль «Лёха…» на Новой сцене МХТ.
Эту историю о молодости в старости и о фатальном непонимании отцов и детей написала драматург Юлия Поспелова, а поставил молодой, но уже известный режиссёр Данил Чащин. В спектакле заняты артисты Виктор Кулюхин, Дарья Юрская и Владимир Любимцев. Начало в 19.00. Продолжительность спектакля 1 час.
Новая сцена – самый камерный зал Художественного театра, количество мест ограничено, поэтому мы просим записаться заранее. Заявки ждём на адрес zritel@mxat.ru. Зрителей на инвалидных колясках мы приглашаем вместе с сопровождающим. Пожалуйста, оговорите этот момент в письме.
При входе нужно будет предъявить удостоверение об инвалидности и QR-код, подтверждающий факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией. В случае медицинских противопоказаний для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

24 ноября в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова состоялся сбор труппы, на котором художественный руководитель Константин Юрьевич Хабенский рассказал о планах театра на текущий сезон и последующие два сезона.

Встреча началась с видеообращения министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которая пожелала театру «большого успеха, ярких новых проектов, гастролей, наград, аншлагов». «Пусть получается все задуманное – на радость вам, труппе, и нам, любящим вас зрителям», – сказала Ольга Борисовна.

Константин Хабенский поздравил с возвращением в труппу МХТ имени А. П. Чехова Андрея Бурковского, Дарью Мороз и Игоря Золотовицкого. Также он сообщил, что в театр в качестве главного художника возвращается Николай Симонов.

На сборе труппы присутствовали не только артисты, сотрудники, работники цехов МХТ имени А. П. Чехова, но и преподаватели и студенты Школы-студии МХАТ, а также сотрудники Музея МХАТ.
«Я надеюсь, что это станет доброй традицией – собираться всем вместе на открытии сезона, – сказал Константин Хабенский. – На какой-то момент взаимоотношения со Школой-студией МХАТ были поставлены на паузу, сейчас мы эту паузу снимаем. Друзья-студенты, теперь будем работать вместе, большой командой, делать одно дело. Это относится не только к актерскому факультету, но и к постановочному и к продюсерскому. О триединстве “Театр – Школа-студия – Музей” много говорил Анатолий Миронович Смелянский, и я надеюсь, сейчас эта формула заработает. Кстати, сегодня в Зеленом фойе открывается выставка, подготовленная совместно Школой-студией МХАТ и Музеем МХАТ, на которой будут представлены работы театральных художников прошлого и настоящего».

Далее Константин Хабенский рассказал о планах МХТ на текущий сезон.

Продолжается работа над спектаклями, заявленными в начале сезона. Через несколько дней, 27 и 28 ноября, на Основной сцене выйдет премьера спектакля Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по пьесе Венедикта Ерофеева.
Сегодня, 24 ноября, начинаются репетиции спектакля «Сирано де Бержерак» в постановке Егора Перегудова. Михаил Рахлин на Малой сцене приступает к репетициям спектакля по роману Виктора Пелевина «Омон Ра». На Новой сцене в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» Егор Трухин готовит постановку по пьесе Флориана Зеллера «Мама».

Кроме того, на Новой сцене будет выпущено два спектакля, эскизы которых были успешно представлены в рамках режиссерской лаборатории в 2018 году: Андрей Гончаров поставит спектакль «Чрево» по рассказу Евгения Замятина, а Данил Чащин – моноспектакль Натальи Теняковой «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой.

На Малой сцене Марина Брусникина начнет репетировать пьесу Михаила Булгакова «Адам и Ева» – премьера запланирована на начало следующего сезона. Художником спектакля выступит Николай Симонов.

Константин Хабенский: «Что бы мы еще хотели попробовать на Основной сцене в этом сезоне. Это наглый эксперимент, который в свое время великодушно позволил мне сделать Олег Павлович Табаков. Я говорю о “Контрабасе” Патрика Зюскинда. Есть бренд этого спектакля, есть декорации и есть желание актеров, которые находятся на пике формы, поработать на Основной сцене над этим материалом вместе с режиссером Глебом Черепановым. Первым, кто взойдет на помост в этой истории, будет Артем Волобуев. А кто из артистов станет следующим – время покажет».

В этом сезоне Константин Богомолов начнет репетировать на Основной сцене «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. «Константин Богомолов в свое время получил возможность работать в Художественном театре благодаря Олегу Павловичу Табакову. И “Оптимистическая трагедия” станет нашей акцией, данью уважения, любви, преданности делу Олега Павловича», – сказал Константин Хабенский. Спектакль откроет следующий театральный сезон.

На Новой сцене стартует экспериментальный проект «Арт-Хаб», рассчитанный на два сезона. Его цель – поиск новой драматургии и новых режиссеров. Кураторами проекта выступят режиссер Марина Брусникина и театровед, специалист по новой драме Павел Руднев.
Проект, задуманный совместно с фестивалем молодой драматургии «Любимовка», будет включать в себя пятьдесят читок. Каждая читка должна заканчиваться питчингом режиссера, который станет защищать проект перед публикой. Зритель, участвуя в обсуждениях, таким образом будет участвовать в формировании репертуара Художественного театра. Константин Хабенский: «Мне кажется, это хороший вызов и для режиссеров, и для драматургов. Мы будем делать сессиями: пять недель – пять читок. В конце каждого блока выбирается один режиссер и его проект, через два месяца он ставит спектакль на Новой сцене. Следующие пять недель – пять новых читок и так далее. В идеале у нас получится пятьдесят читок и десять премьер. Я понимаю, что на такой объем может не хватить актерского ресурса Художественного театра, поэтому надеюсь на помощь студентов Школы-студии МХАТ».

В марте 2022 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра пройдут гастрольные показы спектаклей «Звезда вашего периода», «Сережа» и «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена».

Планы на сезон 2022/23:

Сезон откроется «Оптимистической трагедией» в постановке Константина Богомолова.
Алла Сигалова начнет репетировать «Романс о влюбленных» по киносценарию Евгения Григорьева, а Дмитрий Крымов – спектакль под рабочим названием «Диккенс». Весной, к Международному дню театра, Евгений Писарев выпустит на Основной сцене спектакль по мотивам сценария Джозефа Лео Манкевича «Все о Еве», авантюрную историю из жизни театра.

На Малой сцене Александр Баргман поставит инсценировку рассказа Александра Куприна «На покое». «Имя Баргмана очень известно в театральном мире, это режиссер, который любит и умеет работать с актерами. Рассказ Куприна – заявка Станислава Андреевича Любшина. В проекте включен весь золотой запас Московского Художественного театра, своего рода актерская мужская сборная», – сказал Константин Хабенский.

Также на Малой сцене будет работать Роман Кочержевский – молодой питерский режиссер, ставящий в основном в Театре имени Ленсовета. Константин Хабенский: «Это театр, в котором я в свое время начинал. Романа я и раньше хотел пригласить в свои проекты. Это очень интересный режиссер, среди номинантов “Золотой маски” этого года вы можете увидеть его имя сразу в нескольких позициях».

Художественный руководитель МХТ сообщил, что ведет переговоры с мэтром отечественной режиссуры Анатолием Васильевым – название возможной постановки сейчас обсуждается.

Также планируются постановки Андрея Гончарова и Данила Чащина.

Планы на сезон 2023/24:

Сезон откроется премьерой на Основной сцене – «Романсом о влюбленных» в постановке Аллы Сигаловой.
В сезоне 2023/24 выйдет спектакль Дмитрия Крымова «Диккенс». Осенью должен начать репетиции Тимофей Кулябин. На Малой сцене планируются работы кинорежиссеров Андрея Першина, известного под псевдонимом Жора Крыжовников, и Юрия Быкова.

На конец сезона 2023/24 запланированы гастроли в Париже, Берлине, Лондоне и Нью-Йорке, приуроченные к столетию масштабной гастрольной поездки Художественного театра по Европе и США.

«Проекты огромные, требуют серьезных финансовых затрат, я встречался с Андреем Леонидовичем Костиным, и спешу вас обрадовать, что с января 2022 года генеральным партнером МХТ имени А. П. Чехова станет Банк ВТБ. Это только начало. Мы ведем работу по созданию фонда поддержки Московского Художественного театра», – сказал Константин Хабенский.

В заключении сбора труппы ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий поднял тему филиала МХТ имени А. П. Чехова в Коломенском: «Я хотел бы, чтобы помимо планов на четыре года было сказано и то, что мы очень хотим вернуть филиал. Потому что это выстраданное пространство, которое делалось специально для Художественного театра, для таких вот режиссерских лабораторий, для Школы-студии МХАТ, для всего того, что у нас сейчас намечается».
«Работа в этом направлении ведется. Сцены у нас три. Пока три», – уточнил художественный руководитель МХТ.

«Планов много, много интересного впереди. Добро пожаловать в Московский Художественный театр!» – сказал в финале встречи Константин Хабенский.

Источник

МХАТ им. Горького сменит название

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Московский художественный академический театр (МХАТ) им. М. Горького теперь будет называться Художественный театр – МХАТ им. М. Горького. Об этом в пятницу, 3 декабря, сообщил генеральный директор театра Владимир Кехман.

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

«Новое название театра будет старое: Художественный театр – МХАТ им. М. Горького», — приводит ТАСС его слова.

Как пояснил Кехман, это возвращение к прежнему названию театра. Так, изначально театр назывался Художественный, потом Московский художественный, а потом стал МХАТом.

Изменения произойдут в следующем году, добавил гендиректор театра.

24 ноября сообщили, что МХАТ закроют на ремонт на четыре месяца — с 1 июля по 1 ноября 2022 года.

«Потому что сценический комплекс в предаварийном состоянии. Мы всё исследовали, он в безопасном состоянии, но 50 лет там не было ремонта», — объяснил он.

О том, что генеральным директором МХАТ им. М. Горького назначен Владимир Кехман, сообщили «Известиям» в Министерстве культуры РФ 27 октября. 1 ноября Бояков на своей странице в Facebook сообщил, что покидает театр. Он написал заявление по предложению Кехмана, несмотря на пятилетний контракт с Минкультуры.

По мнению гендиректора, с почетным президентом учреждения культуры Татьяной Дорониной несправедливо поступили — не только сменивший ее Бояков, но и все, кто был либо ее учениками, либо очень близкими людьми. Кехман считает, что Доронину предали, и, хотя он не являлся источником этого конфликта, уверен: именно ему нужно разрешить разногласия.

Источник

Мхат что это такое

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

МХТМосковский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко.

В 1987 году разделился на два театра:

Содержание

История

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».

Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, представление. В архиве Станиславского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора“ был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого — трагедия «Смерть Ионна Грозного» — впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 года; Грозного играл Станиславский.

Мхат что это такое. Смотреть фото Мхат что это такое. Смотреть картинку Мхат что это такое. Картинка про Мхат что это такое. Фото Мхат что это такое

Легендарная премьера пьесы А. П. Чехова «Чайка» в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 года.

Первые четыре сезона (1898—1902) театр давал спектакли в арендованном помещении театра Я. В. Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.

Вопреки театральным устоям того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое не помещалось в театре, круглый год хранилось в сараях, где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей пришлось отказаться. Теснота, запущенное состояние здания, недостаток помещений для репетиций и работы мастерских требовали переезда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.

Средств на строительство у театра не было. Условия работы МХТ значительно отличалось от императорских театров, которые ничего не платили за помещение и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полностью зависела от возможностей меценатов и от сборов. МХТ убрал из своего названия слово «общедоступный», потому что уже во втором сезоне был самым дорогим драматическим театром России. Но на сборы от продажи билетов, своего здания у него не могло быть никогда.

МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впервые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашенные московские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.

С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.

В 1932 году — МХАТ было присвоено имя М. Горького.

При театре с 1923 года имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.

Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 театр вернулся в Москву [1]

В 1987 году по инициативе О. Ефремова и его окружения театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) до 2004 года относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом:

История труппы

Эпоха старого Художественного театра

Народные артисты СССР

в скобках указана дата присвоения звания

Артисты МХАТ эпохи 60-х — 90-х годов

Спектакли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *