Мхк 10 класс что это

Мировая художественная культура

Что такое мировая художественная культура

Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.

Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.

Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.

Что включает в себя МХК

У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.

Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:

Исторические периоды

Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:

Влияние мировой художественной культуры на общество

Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.

В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.

Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.

Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.

Важность изучения МХК в школе

Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.

В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.

МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.

Источник

Рабочая программа по предмету «МХК» для 10 класса

к рабочей программе по мировой художественной культуре для 10 классов.

Рабочая программа по предмету «мировая художественная культура» для учащихся средней школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 10 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

формируются основы эстетических потребностей,

развивается толерантное отношение к миру,

актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,

развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества

Содержание учебного предмета

Мировая художественная культура, 10 класс

(1 час в неделю, 34 часов)

Художественная культура первобытного общества и первобытных цивилизаций

Первые художники Земли. Находки в пещере Тешик-Таш. Наскальная живопись. Писаницы и петроглифы. Альтамира. Каповая пещера. Томская писаница. Архитектура страны фараонов. Храмовое искусство. Сфинкс. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Канон в изображении человека. Скульптура древнего Египта. Костюм древних египтян. Художественная культура Древней и Передней Азии. Искусство доколумбовской Америки. Дольмены. Храмы. Эгейское искусство. Греческий эпос и эгейская архитектура (Лабиринт Минотавра).

Художественная культура Античности

Архитектурные ордена. Особенности греческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Архитектура императорского Рима. Римские дороги и акведуки. Изобразительное искусство Римской империи. Римская мозаика. Театральное и музыкальное искусство античности. Костюм Древней Греции и Рима.

Художественная культура Средних веков

Мир византийской культуры. Храмовое зодчество. Византийская мозаика. Икона. Архитектурный облик Древней Руси. Новгород. София Великая. Золотые ворота. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Древнерусская иконопись. Архитектура западноевропейского средневековья. Романские храмы. Готика. Пламенеющая готика. Витраж. Изобразительное искусство средних веков. Театральное искусство и музыка средних веков. Средневековая литература. Эпос и рыцарский роман. Культ Прекрасной дамы. Костюм Раннего возрождения. Бургундские моды.

Художественная культура средневекового Востока

Индия — «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.

Художественная культура Возрождения

Великие географические открытия и их влияние на изменение сознания человека. Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения. Представление о человеке в эпоху Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто. «Золотой век» Возрождения. Архитектура. Скульптура. Фреска. Станковая живопись. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Ботичелли. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Босх. Дюрер. Музыка и театр эпохи Возрождения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Наименование разделов курса, тем уроков

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы и виды контроля

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗИЙ

Что такое МХК?. Цели и задачи курса.

Первые художники Земли.

Записи обзорной лекции

Древний Египет. Архитектура Древнего Египта.

Записи обзорной лекции

Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

Записи обзорной лекции

Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески.

Записи обзорной лекции

Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.

Записи обзорной лекции

Художественная культура Междуречья.

Записи обзорной лекции

Подготовить сообщения на выбранную тему.

Искусство доколумбовой Америки.

Записи обзорной лекции

Подготовить сообщения на выбранную тему.

Записи обзорной лекции

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

08.11.2017 по 25.12.2018 г.

Записи обзорной лекции

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Записи обзорной лекции

Архитектура императорского Рима.

Записи обзорной лекции

Изобразительное искусство Римской империи.

Записи обзорной лекции

Сделать заметки в тетрадь.

Театральное и музыкальное искусство античности.

Записи обзорной лекции

Сделать заметки в тетрадь.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВья

Мир византийской культуры.

Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой

Раздел 3. Средние века

Сделать заметки в тетрадь.

Архитектурный облик Древней Руси.

Записи обзорной лекции

Сделать заметки в тетрадь.

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества

Записи обзорной лекции

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Записи обзорной лекции

Архитектура западноевропейского средневековья.

Записи обзорной лекции

Изобразительное искусство средних веков.

Записи обзорной лекции

Театральное искусство и музыка средних веков.

Записи обзорной лекции

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА

Индия – «страна чудес».

С 08.01.2018 по 30.03.2018г.

Записи обзорной лекции

Доклад на тему «Искусство индийского танца».

Художественная культура Китая.

Записи обзорной лекции

Искусство страны восходящего солнца (Япония).

Записи обзорной лекции

Художественная культура ислама.

Записи обзорной лекции

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Записи обзорной лекции

Глава 25 выборочно

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Записи обзорной лекции

Просмотр презентации по теме

Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Записи обзорной лекции

Просмотр презентации по теме

Подготовить проекты на предложенную тему.

С 01.04.2018 по 30.05.2018г.

Записи обзорной лекции

Мастера венецианской живописи.

Записи обзорной лекции

Возрождение в Венеции.

Записи обзорной лекции

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Записи обзорной лекции

Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Записи обзорной лекции

МХК от истоков до 17 века.

Записи обзорной лекции

Источник

Рабочая программа по МХК 10 класс ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Протокол № от « » 2020 г.

руководитель МС Бутыркина Е.А.

заместитель директора по УВР

Титова Д.В. _____________

от«___ »_______ 2020г.

Учитель: Нетёсова Галина Николаевна

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

Воспитывать эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетический вкус, эмпатию и сопричастность к раз-личным явлениям искусства и жизни.

1.Первые художники Земли. Особенности первобытного искусства; основные виды и жанры. Особенности языка различных видов искусств первобытной культуры.

2-3.Архитектура страны фараонов. Архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта.

Особенности языка архитектуры Древнего Египта.

4. Изобразительное искусство и музыка Египта. Понятие «канон». Особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта.

5. Художественная культура Древней Передней Азии. Произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии.

6. Искусство доколумбовой Америки. Шедевры искусства ацтеков и майя. Шедевры искусства доколумбовой Америки.

7. Золотой век Афин. Истоки крито-микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры.

8. Архитектура Древнего Рима. Архитектурные сооружения Древнего Рима. Особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима.

9. Театральное и музыкальное искусство Античности. Имена и биография великих трагиков и комедиографов греческого театра. Музыкальное искусство Античности.

10. Мир византийской культуры. Достижения византийской архитектуры. Особенности языка византийской архитектуры.

11. Архитектурный облик Древней Руси. Особенности и архитектурного облика Древней Руси.

12. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского.

13. Архитектура Московского княжества. Особенности архитектуры Московского княжества. Основные архитектурные памятники.

14-15. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников и музыкантов Древней Руси. Имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси.

16-17. Архитектура западноевропейского Средневековья. Основные стили и особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

18. Изобразительное искусство Средних веков. Особенности скульптуры романского и готического стиля. Особенности языка изобразительного искусства Средних веков.

19. Театральное искусство и музыка Средних веков. Особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры. Особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.

20-21. Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества.

22-23. Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.

24. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.

25. Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

27. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

28. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Судьба Микеланджело и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

29. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных». Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты. Портретное творчество художника.

30. Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика.

31-32. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества.

33-34. Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

35. Заключительный урок. Обобщающий урок по пройденному материалу.

Учитель Нетесова Галина Николаевна

Количество часов по учебному плану –35 часов 10 классе, в неделю 1 час

Рабочая программа по искусству для 10 класса разработана на основе:

• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);

• положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;

• перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2020-2021 уч. год;

• Учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2020/2021 учебный год;

• Годового календарного графика;

• примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству ( Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.);

• авторской программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

Концепции художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

«Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *