Мхк что это за предмет в 10 классе
Мировая художественная культура
Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.
В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Рабочая программа по предмету «МХК» для 10 класса
к рабочей программе по мировой художественной культуре для 10 классов.
Рабочая программа по предмету «мировая художественная культура» для учащихся средней школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 10 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
формируются основы эстетических потребностей,
развивается толерантное отношение к миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
Содержание учебного предмета
Мировая художественная культура, 10 класс
(1 час в неделю, 34 часов)
Художественная культура первобытного общества и первобытных цивилизаций
Первые художники Земли. Находки в пещере Тешик-Таш. Наскальная живопись. Писаницы и петроглифы. Альтамира. Каповая пещера. Томская писаница. Архитектура страны фараонов. Храмовое искусство. Сфинкс. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Канон в изображении человека. Скульптура древнего Египта. Костюм древних египтян. Художественная культура Древней и Передней Азии. Искусство доколумбовской Америки. Дольмены. Храмы. Эгейское искусство. Греческий эпос и эгейская архитектура (Лабиринт Минотавра).
Художественная культура Античности
Архитектурные ордена. Особенности греческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Архитектура императорского Рима. Римские дороги и акведуки. Изобразительное искусство Римской империи. Римская мозаика. Театральное и музыкальное искусство античности. Костюм Древней Греции и Рима.
Художественная культура Средних веков
Мир византийской культуры. Храмовое зодчество. Византийская мозаика. Икона. Архитектурный облик Древней Руси. Новгород. София Великая. Золотые ворота. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Древнерусская иконопись. Архитектура западноевропейского средневековья. Романские храмы. Готика. Пламенеющая готика. Витраж. Изобразительное искусство средних веков. Театральное искусство и музыка средних веков. Средневековая литература. Эпос и рыцарский роман. Культ Прекрасной дамы. Костюм Раннего возрождения. Бургундские моды.
Художественная культура средневекового Востока
Индия — «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.
Художественная культура Возрождения
Великие географические открытия и их влияние на изменение сознания человека. Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения. Представление о человеке в эпоху Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто. «Золотой век» Возрождения. Архитектура. Скульптура. Фреска. Станковая живопись. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Ботичелли. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Босх. Дюрер. Музыка и театр эпохи Возрождения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Наименование разделов курса, тем уроков
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы и виды контроля
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗИЙ
Что такое МХК?. Цели и задачи курса.
Первые художники Земли.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Архитектура Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески.
Записи обзорной лекции
Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Художественная культура Междуречья.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Искусство доколумбовой Америки.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
08.11.2017 по 25.12.2018 г.
Записи обзорной лекции
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.
Записи обзорной лекции
Архитектура императорского Рима.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство Римской империи.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВья
Мир византийской культуры.
Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой
Раздел 3. Средние века
Сделать заметки в тетрадь.
Архитектурный облик Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Архитектура западноевропейского средневековья.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство средних веков.
Записи обзорной лекции
Театральное искусство и музыка средних веков.
Записи обзорной лекции
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
Индия – «страна чудес».
С 08.01.2018 по 30.03.2018г.
Записи обзорной лекции
Доклад на тему «Искусство индийского танца».
Художественная культура Китая.
Записи обзорной лекции
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
Записи обзорной лекции
Художественная культура ислама.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Записи обзорной лекции
Глава 25 выборочно
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Подготовить проекты на предложенную тему.
С 01.04.2018 по 30.05.2018г.
Записи обзорной лекции
Мастера венецианской живописи.
Записи обзорной лекции
Возрождение в Венеции.
Записи обзорной лекции
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».
Музыка и театр эпохи Возрождения.
Записи обзорной лекции
МХК от истоков до 17 века.
Записи обзорной лекции
Что такое мировая художественная культура?
Описание разработки
Предмет МХК интегративен. Комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: изобразительное, литература, музыка, театр и т.д.
Принцип историзма позволяет показать закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.
Раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов: классицизма, романтизма, реализма, символизма, сюрреализма и др.
Выдерживается логика исторического линейного развития культуры от первобытного мира до ХХ века.
Программа состоит из двух частей. В первой части (10 класс) изучается художественная культура с древнейших времен до Нового времени. Во второй части (11 класс) рассматривается художественная культура периодов «Новое время – 20 век». Сюда же включен материал по русской художественной культуре.
Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих целей:
Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике выразительных средств разных видов искусства;
Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, познавательного интереса, осознанного формирования собственной культурной среды.
Содержимое разработки
Что такое мировая художественная культура
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен
Первое систематическое научное исследование было проведено в 1968 году, когда Комиссия по изучению художественного творчества организовала первый в СССР
Всесоюзный симпозиум “Проблемы художественного восприятия”. В 1971 г. по материалам симпозиума был издан комплексный труд “Художественное восприятие”.
Современный урок. Мировая художественная культура
Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы
МХК в учебном плане школы
Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:
• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;
• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;
• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.
Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.
Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
— планировать различные формы собственного досуга;
— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.