Мхк что это за предмет в школе 5 класс
Современный урок. Мировая художественная культура
Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы
МХК в учебном плане школы
Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:
• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;
• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;
• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.
Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.
Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
— планировать различные формы собственного досуга;
— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.
С какого класса учащиеся начинают изучать предмет мировая художественная культура?
Это зависит от учебного плана школы:
в некоторых с 5 класса,
в каких-то с 8 класса,
а в большинстве школ 10-11 кл.
Очень интересный познавательный предмет.
Мировая х удожественная культура. 6—9 классы
6 класс. Художественная культура Древнего мира
Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций. Древний Египет (Месопотамия. Иран. Мезоамерика)
Раздел 2. Художественная культура античного мира (Древняя Греция. Древний Рим)
7 класс. Художественная культура Средних веков
Раздел 1. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (Индия, Китай, Япония)
Раздел 2. Художественная культура средневековой Западной Европы и Древней Руси
Раздел 3. Художественная культура стран Арабского халифата
8 класс. Художественная культура Нового времени (XVII—XIX вв. )
Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения (Западная Европа)
Раздел 2. Художественная культура XVII в. (Западная Европа)
Раздел 3. Художественная культура XVIII в. (Западная Европа. Россия)
9 класс. Художественная культура Новейшего времени
Раздел 1. Художественная культура первой половины — середины ХIХ в. (Западная Европа. Россия)
Раздел 2. Художественная культура конца ХIХ — середины XX в. (Западная Европа. Россия)
Мировая художественная культура. 10—11 классы
10 класс
Часть I. Художественная культура древнейших цивилизаций и античного мира. (Древний Египет. Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим. Мезоамерика)
Часть II. Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения (Южная и Восточная Азия. Западная Европа. Древняя Русь. Западная Азия, Северная Африка и Испания)
11 класс
Часть III. Художественная культура XVII — первой половины XIX в. (Западная Европа. Россия)
Часть IV. Художественная культура второй половины XIX — первой половины XX в. (Западная Европа. Россия. Мировая культура)
Предмет МХК
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ
Описание слайда:
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/
Описание слайда:
Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.
Описание слайда:
Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Описание слайда:
Описание слайда:
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художественные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)
Описание слайда:
Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации помогают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Описание слайда:
Искусство изображения (изобразительное искусство)
Описание слайда:
Искусство звука (музыка)
Описание слайда:
Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/
Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/
Описание слайда:
Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).
Описание слайда:
Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)
Описание слайда:
Описание слайда:
Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
План-конспект урока МХК ««Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе?»
Тема урока : « Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе? »
Дата проведения : сентябрь 2019 г.
Технология урока: проблемно-диалогическая, приемы технологии развития критического мышления
образовательная: формировать понимание необходимости изучения предмета «Мировая художественная культура», дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру; вспомнить понятие «культура»; познакомиться с новыми понятиями;
развивающая: формировать положительное отношение к наследию мировой художественной культуры; развивать умение аргументировано рассуждать, работать с текстовой информацией; развивать навыки наблюдения и анализа, умения делать вывод; развивать познавательную активность, творческие способности;
воспитательная: способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры»; воспитывать умение ценить наследие прошлого; воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
Планируемые образовательные результаты:
осмысление роли изучения предмета «МХК» для людей в общем и для себя в частности;
знать понятие «культура», разделение на виды.
Основные термины, понятия: культура, материальная культура, духовная культура, художественная культура.
Оборудование : ПК, экран, проектор, презентация, учебник «Мировая художественная культура». 10 класс. Л.А. Рапацкая.
— На экране перед вами высказывание советского российского литературоведа, культуролога Юрия Михайловича Лотмана. Давайте прочитаем. ( слайд 2)
Кто-нибудь из детей зачитывает вслух.
— Ключевое слово – культура.
— Культура подразумевает сохранение прошлых деяний человека, связанных с его интеллектуальной, нравственной и духовной жизнью.
— Если мы обратимся к высказыванию Ю.М.Лотмана, в котором говорится, что культура – это все, что связано с разными областями жизни человека, то все эти предметы можно назвать предметами человеческой культуры.
— А вы могли бы по какому-нибудь принципу разделить эти предметы на две группы?
— Эти предметы можно поделить на две группы по принципу необходимости или восприятия их человеком в своей жизни. Кровать, дом, посуда – это все связано с бытом человека. Картина, мяч, ноты, скульптура, книга, компьютер – эти предметы связаны с интеллектом человека, его занятиями, эмоциями.
— Совершенно верно. Давайте в тетрадях ( один лист отводим под кластер) начнем выполнять кластер по ключевому слову высказывания «культура». Итак, первое разветвление: мы с вами выяснили, что культура делится на материальную и духовную. ( слайд4)
Выполнили запись в тетрадях.
— Сейчас работаем по учебнику. Стр. 5, абзац 2 и 3. Одна страница у нас остается для кластера, другую отводим для заполнения «Бортового журнала». ( слайд 5). Работа самостоятельная, в парах. (2-3 мин). Как только выполните, поднимайте руку, желающие могут озвучить свои записи.
только после ответов детей открыть слайд 6.
— В первую колонку мы записали: «Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура реализует стремления человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах. Духовная культура представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека». Во второй столбик: существует новая сфера: художественная культура. Она связана с задачами интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.
— Давайте внесем еще одну запись в наш кластер к слову «культура» ( слайд 7)
— С сегодняшнего дня у вас появился в расписании новый предмет, в рамках которого вы узнаете новые имена, факты; познакомитесь с новыми понятиями. Этот предмет называется «Мировая художественная культура». Я вас опередила. Я предполагала, что вы зададите вопрос: «Зачем нам это?» Так вот, этот вопрос я вам задаю. Давайте запишем тему урока (слайд 1)
Вносят новую запись в кластер: художественная культура.
Записывают тему урока
Работа с учебником (осмысление).
— В прошлом учебном году, в процессе подготовки к экзамену по русскому языку, мы с вами уже раскрывали такие понятия, как: «искусство», «настоящее искусство». Вспомните все, что мы говорили по этому поводу в начале урока, и скажите, какое из определений слова «культура», данных на слайде 8, будет являться предметом изучения на МХК?
— Я думаю, что это определение номер 1.
— Перед вами стоит несколько вопросов ( слайд 9) :
2. Что такое художественная деятельность?
3. С людьми каких профессий мы будем знакомиться в рамках предмета МХК?
4. Можно ли применять понятие «прогресс» к произведениям искусства?
5. Зачем человеку изучать мировую художественную культуру?
6. Влияет ли географическое положение России на её художественную культуру?
7. Что является серьёзным фактором в развитии любой страны, формировании её национальной художественной культуры?
8. Россия в контексте рассмотрения художественной культуры относится к Западу или Востоку?
9. Что значит: о вкусах не спорят? Как это соотносится с художественной культурой?
10. Что значит «общечеловеческие ценности?
11. Что делает произведения искусства великими?
— Заносить их в таблицу не надо, только ответы под указанными номерами в «Бортовой журнал». Для заполнения первой колонки отводится 5-8 минут. Работаем самостоятельно, в парах. Для быстроты работы можете распределить обязанности в парах (разделение вопросов), можете просто вместе обговаривать и вносить записи. Работу выполняем с закрытыми учебниками.
Дети работают самостоятельно в парах. По завершению работы озвучивают результаты.
6. Разные климатические условия, большая протяженность, наверно, это влияет.
7. Её исторический путь, прошлое.
8. Ни к Западу, ни к Востоку. Она идентична.
9. Все люди разные, каждому нравится свое. Нельзя осуждать вкусы другого человека, если они не нарушают общепризнанных норм.
11. Достоверность, красота выполнения.
Учитель старается заслушать всех желающих.
— Теперь нам надо заполнить вторую колонку «Бортового журнала». Для этого я предлагаю вам организовать работу в группах (4 человека, сидящих за соседними партами). Для быстроты работы, а на работу не более 5 минут, распределите между собой вопросы. Работаем по учебнику.
Ребята работают, затем отвечают.
Учитель старается заслушать всех желающих.
3.- Архитекторы, актеры, скульпторы, учителя, дизайнер, фотограф, искусствовед, режиссер, сценарист, певец, танцор, балетмейстер,
5- Формирует устремленность человека к пониманию и творению красоты, выражению его мечты о гармонии с мирозданием и с самим собой. В сопоставлении понять свою национальную идентичность. Воспитание гуманизма: понимание, что культура объединяет людей.
7. Религия – решающий импульс во многих исторических движениях, основа духовного преображения человечества, во многом определила развитие национальных художественных культур.
8. Россия оказалась между Востоком и Западом – это общепринятые ориентиры.
9. Существуют разные эстетические вкусы людей. Кто-то любит новизну, кто-то классические мотивы. Кто-то любит мелодику и ритм рока, кто-то песни бардов.
10. Воплощенность в художественных образах высоких духовных идеалов, общепризнанных нравственных установок, значимых для любого народа.
11. Великие, если несут миру гармонию красоты, добра и любви, повествуют о вечных проблемах бытия и тайнах мироздания, утешают в скорбях и раскрывают глубинные просторы человеческой души.
— Теперь давайте запишем цель изучения мировой художественной культуры, найдите ее формулировку и выпишите из последнего абзаца введения учебника. ( Изучать МХК, чтобы «…сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние – русское искусство»).
Рефлексия. 1. Прием пятиминутное эссе на тему: «Зачем мне изучать МХК?» (объем от 35 до 70 слов)
Если останется время, желающие могут зачитать. Работы сдать учителю.
2. Оцените свою работу, сверяя свои записи с тем, что было в презентации, активность во время парной и групповой работы от 3 до 5 баллов. Оценки выставить в дневник, дать мне на роспись и для вынесения оценки в журнал.
Закончить работу с кластером: вписать виды (область) материальной, духовной, художественной культуры – всем.
Сочинить синквейн с понятием «Мировая художественная культура» (можно аббревиатуру МХК) – по желанию, желающим получить дополнительную оценку.
Список использованной литературы :
Мировая художественная культура. Учебник. 10 класс. 1 часть. Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 375 с.