Мхк это что за предмет 8 класс
Мхк это что за предмет 8 класс
Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.
Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:
— история искусства (а также его философия и психология)
— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)
— культурология (комплекс исследований культуры в целом)
— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)
— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)
— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)
— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)
— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)
— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)
— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)
Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.
Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.
1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)
2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)
3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)
Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.
Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).
— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).
Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.
Задача курса МХК : обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.
Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Презентация урока МХК (8 класс) по теме «Вводный урок. Что изучает МХК?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Вводный урок. Что изучает МХК?» Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30» г. Михайловска Короткова Елизавета Романовна
План урока: Знакомство с предметом «МХК» Что такое культура? Почему «мировая» художественная культура? Кто такой художник? Что такое МХК?
Цели и задачи: Цели: изучить понятие «Мировая художественная культура»; усвоить значение терминов «культура», «материальная культура», «духовная культура», «художник», «художественная культура» и др. Задачи: мотивировать учащихся на активную учебную деятельность по новому предмету; заинтересовать в получении новых знаний; активизировать исследовательскую деятельность через привлечение иллюстративного материала и дополнительной информации.
О чём говорит нам эта цитата? «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного и того же корабля» Антуан де Сент-Экзюпери
«Планета людей» хрупка и по-прежнему хранит в себе много тайн и загадок. Каждый из народов, живших и живущих на Земле по-настоящему интересен и до конца не познан.
Что такое Мировая художественная культура? Как вы думаете, что означает этот термин? Выскажите своё мнение.
Что такое культура? Cultura (лат.) – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание (опыта прошлых поколений)»
Найдите наиболее полное определение термина «культура» уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности; наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещённого человека; просвещённость, образованность, начитанность; выращивание, культивирование какого-либо растения; совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Что такое культура? Cultura (лат.) – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание (опыта прошлых поколений)» Культура – то, что создано людьми за всю историю человечества, все материальные и духовные ценности.
Какие существуют формы культуры?
Что такое материальная культура? Материальная культура – это совокупность физических объектов, созданных людьми. Это – предметы человеческого труда, результат которого – вещи, артефакты.
Почему именно «мировая» художественная культура?
У каждого народа есть своя культура, но эти культуры взаимодействуют, взаимообогащаются
Кто такой художник? Почему культура «художественная»?
Кто такой художник? Художник – человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком плане – деятель искусства. Это мастер художественного творчества.
Что такое художественная культура? Художественная культура – это совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами. Это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс.
Заключение: Что такое культура? Какие формы культуры вы знаете? Как вы понимаете, что значит «мировая» культура? Кто такой художник? Приведите примеры. Перечислите проявления художественной культуры Что такое мировая художественная культура? Каково место культуры в жизни общества?
Домашнее задание: Повторить записи в тетради. По желанию: составить кроссворд с максимальным количеством слов и терминов по теме первого урока (не менее 5 слов).
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-052486
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока МХК (8 класс) по теме «Вводный урок. Что изучает МХК?»
План-конспект урока МХК по теме:
«Вводный урок. Что изучает МХК?»
Учитель: Короткова Елизавета Романовна
Знакомство с предметом «МХК»
Что такое культура?
Почему «мировая» художественная культура?
Кто такой художник?
Цели: изучить понятие «Мировая художественная культура»; усвоить значение терминов «культура», «материальная культура», «духовная культура», «художник», «художественная культура» и др.
Задачи: мотивировать учащихся на активную учебную деятельность по новому предмету; заинтересовать в получении новых знаний; активизировать исследовательскую деятельность через привлечение иллюстративного материала и дополнительной информации.
Перекличка. Учитель отмечает отсутствующих учеников.
II . Актуализация знаний
(На слайд выводится портрет Антуана де Сент-Экзюпери и его цитата: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного и того же корабля» (с) Антуан де Сент-Экзюпери)
Учитель: Прежде чем мы перейдём к непосредственному изучению новой темы, давайте обратим внимание на слайд. О чём говорит нам эта цитата известного французского писателя?
Учитель: Верно! Антуан де Сент-Экзюпери хотел сказать нам о том, что человечество едино. И его объединяет многое: планета, на которой мы все живём, и которую должны всеми силами беречь и сохранять; а также наша общая история, наше прошлое, которым мы дорожим и бережно передаём из поколения в поколение. «Планета людей» хрупка и по-прежнему хранит в себе много тайн и загадок. Каждый из народов, живших и живущих на Земле по-настоящему интересен и до конца не познан.
На уроках МХК – Мировой художественной культуры – мы с вами не просто заглянем в мир человеческого культурного наследия, но и постараемся понять его сущность через лучшие творения человечества. Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития.
Тема нашего урока звучит так: «Вводный урок. Что изучает МХК?».
(запись темы в тетрадь)
III . Изучение нового материала
Учитель: Итак, сегодня мы должны узнать, что такое Мировая художественная культура. Как вы думаете, что означает этот термин? Выскажите своё мнение.
Учитель: Молодцы, ваши ответы близки к правильному определению. Но прежде, чем понять, что такое мировая художественная культура, давайте разложим этот термин на части. Произведём анализ каждого слова. И начнём мы с культуры.
Что такое культура? Кто может дать наиболее понятное определение культуры?
Учитель: во всех ваших ответах есть что-то общее, что может подвести нас к правильному определению.
Само слово «культура» имеет несколько десятков значений, и все они правильны. На разных этапах человеческой истории «культура» понималась по-разному. Первоначально оно понималось как возделывание и обработка почвы. То есть, ассоциировалась с земледельческим трудом. Затем этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Римский мыслитель и оратор Цицерон противопоставлял культуру, как умственную деятельность человека, варварскому невежеству. У просветителей XVIII века «культура» приравнивалась к «разумности» в общественном и политическом устройстве общества, измерялась достижениями в области науки и искусства.
Итак, происходит термин «культура» от латинского Cultura (лат.) – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание (опыта прошлых поколений)». Давайте пометим это в ваших тетрадях.
Учитель: Но давайте, всё же, выведем современное определение термина культура. Перед вами различные определения культуры. Выберите наиболее полное определение. Объясните, почему вы выбрали именно его.
(На слайд выводятся определения «культуры»)
уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности;
наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещённого человека;
просвещённость, образованность, начитанность;
выращивание, культивирование какого-либо растения;
совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Учитель: Хорошо, а теперь давайте запишем определение, которым мы будем оперировать на уроках МХК.
Культура – то, что создано людьми за всю историю человечества, все материальные и духовные ценности.
Учитель: А теперь, исходя из определения культуры, давайте с вами подумаем, какие существуют формы культуры?
Ответы учеников: Культура духовная и культура материальная.
Учитель: А что же такое духовная культура? Как вы это понимаете?
Учитель: в сферу духовной культуры входит всё нематериальное творение человечества. То, что мы не можем потрогать.
Давайте постараемся привести примеры проявления духовной культуры. Подумайте, что мы можем отнести к духовной культуре?
Учитель: А теперь нам нужно узнать, что же такое материальная культура. Ведь, она является второй формой культуры. Как вы понимаете это определение?
Учитель: давайте запишем определение, которое вы видите на слайде: Материальная культура – это совокупность физических объектов, созданных людьми. Это – предметы человеческого труда, результат которого – вещи, артефакты.
То есть, примерами материальной культуры могут стать искусственно созданные человеком предметы. Они помогают ему приспосабливаться к окружающей среде, адаптировать её под себя.
Теперь, чтобы лучше понять, как же могут сосуществовать две такие разные формы культуры, обратимся к примерам материальной и духовной культуры из жизни. Посмотрите на слайд (изображение – танцующие люди/пара; свадьба; книги; диски). Что вы видите?
Учитель: что из этого вы бы отнесли к духовной, а что к материальной культуре?
Ответы учеников: материальная культура – костюмы танцоров; духовная культура – танец.
Ответы учеников: материальная – свадебные костюмы, свадебные украшения, посуда, мебель; духовная – свадебный обряд, церемония.
Ответы учеников: материальная – книга; духовная – произведение/рассказ/стихи/сказки/народный фольклор/всё что угодно.
Ответы учеников: материальная – диски; духовная – музыка/компьютерые игры/фильмы.
Учитель: Теперь нам нужно усвоить, почему же именно «мировая» художественная культура – предмет нашего интереса? Как вы думаете, зачем нужно изучать культуры разных народов?
Учитель: у каждого народа есть своя культура, но эти культуры взаимодействуют, взаимообогащаются. Теперь давайте зададимся вопросом, а кто же такой художник? Почему культура «художественная»?
Художник – человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком плане – деятель искусства. Это мастер художественного творчества.
А теперь давайте дадим определение художественной культуры. Что такое художественная культура?
Художественная культура – это совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.
Это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс. То есть, художественная культура – значит выраженная по-своему, с авторским видением, совершенно отличным от других.
А теперь пришло время дать определение МХК, собрав воедино все наши знания, полученные на уроке.
IV . Заключение. Итоги урока
(1 вопрос – один ученик)
Подводя итоги урока, давайте ответим на следующие вопросы:
Что такое культура? Какие формы культуры вы знаете?
Как вы понимаете, что значит «мировая» культура?
Кто такой художник? Приведите примеры.
Перечислите проявления художественной культуры
Что такое мировая художественная культура?
Каково место культуры в жизни общества?
Составим синквейн сегодняшнего урока
первая строка – 1 слово (существительное);
вторая строка – 2 слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – 3 слова, глаголы;
четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно 4-х) слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слово-резюме или словосочетание, отражающее сущность темы.
(запись синквейна в тетрадях)
Откроем дневники. Запишем домашнее задание:
Повторить записи в тетради.
По желанию: составить кроссворд с максимальным количеством слов и терминов по теме первого урока (не менее 5 слов).
Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 7—9 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. — 15-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013.
Сергеева Г. П. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009.
Мировая художественная культура
Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.
В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.