Мхт что за предмет в школе
Современный урок. Мировая художественная культура
Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы
МХК в учебном плане школы
Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:
• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;
• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;
• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.
Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.
Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
— планировать различные формы собственного досуга;
— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.
План-конспект урока МХК ««Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе?»
Тема урока : « Что такое «Мировая художественная культура? Зачем изучать её в школе? »
Дата проведения : сентябрь 2019 г.
Технология урока: проблемно-диалогическая, приемы технологии развития критического мышления
образовательная: формировать понимание необходимости изучения предмета «Мировая художественная культура», дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру; вспомнить понятие «культура»; познакомиться с новыми понятиями;
развивающая: формировать положительное отношение к наследию мировой художественной культуры; развивать умение аргументировано рассуждать, работать с текстовой информацией; развивать навыки наблюдения и анализа, умения делать вывод; развивать познавательную активность, творческие способности;
воспитательная: способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры»; воспитывать умение ценить наследие прошлого; воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
Планируемые образовательные результаты:
осмысление роли изучения предмета «МХК» для людей в общем и для себя в частности;
знать понятие «культура», разделение на виды.
Основные термины, понятия: культура, материальная культура, духовная культура, художественная культура.
Оборудование : ПК, экран, проектор, презентация, учебник «Мировая художественная культура». 10 класс. Л.А. Рапацкая.
— На экране перед вами высказывание советского российского литературоведа, культуролога Юрия Михайловича Лотмана. Давайте прочитаем. ( слайд 2)
Кто-нибудь из детей зачитывает вслух.
— Ключевое слово – культура.
— Культура подразумевает сохранение прошлых деяний человека, связанных с его интеллектуальной, нравственной и духовной жизнью.
— Если мы обратимся к высказыванию Ю.М.Лотмана, в котором говорится, что культура – это все, что связано с разными областями жизни человека, то все эти предметы можно назвать предметами человеческой культуры.
— А вы могли бы по какому-нибудь принципу разделить эти предметы на две группы?
— Эти предметы можно поделить на две группы по принципу необходимости или восприятия их человеком в своей жизни. Кровать, дом, посуда – это все связано с бытом человека. Картина, мяч, ноты, скульптура, книга, компьютер – эти предметы связаны с интеллектом человека, его занятиями, эмоциями.
— Совершенно верно. Давайте в тетрадях ( один лист отводим под кластер) начнем выполнять кластер по ключевому слову высказывания «культура». Итак, первое разветвление: мы с вами выяснили, что культура делится на материальную и духовную. ( слайд4)
Выполнили запись в тетрадях.
— Сейчас работаем по учебнику. Стр. 5, абзац 2 и 3. Одна страница у нас остается для кластера, другую отводим для заполнения «Бортового журнала». ( слайд 5). Работа самостоятельная, в парах. (2-3 мин). Как только выполните, поднимайте руку, желающие могут озвучить свои записи.
только после ответов детей открыть слайд 6.
— В первую колонку мы записали: «Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура реализует стремления человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах. Духовная культура представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека». Во второй столбик: существует новая сфера: художественная культура. Она связана с задачами интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.
— Давайте внесем еще одну запись в наш кластер к слову «культура» ( слайд 7)
— С сегодняшнего дня у вас появился в расписании новый предмет, в рамках которого вы узнаете новые имена, факты; познакомитесь с новыми понятиями. Этот предмет называется «Мировая художественная культура». Я вас опередила. Я предполагала, что вы зададите вопрос: «Зачем нам это?» Так вот, этот вопрос я вам задаю. Давайте запишем тему урока (слайд 1)
Вносят новую запись в кластер: художественная культура.
Записывают тему урока
Работа с учебником (осмысление).
— В прошлом учебном году, в процессе подготовки к экзамену по русскому языку, мы с вами уже раскрывали такие понятия, как: «искусство», «настоящее искусство». Вспомните все, что мы говорили по этому поводу в начале урока, и скажите, какое из определений слова «культура», данных на слайде 8, будет являться предметом изучения на МХК?
— Я думаю, что это определение номер 1.
— Перед вами стоит несколько вопросов ( слайд 9) :
2. Что такое художественная деятельность?
3. С людьми каких профессий мы будем знакомиться в рамках предмета МХК?
4. Можно ли применять понятие «прогресс» к произведениям искусства?
5. Зачем человеку изучать мировую художественную культуру?
6. Влияет ли географическое положение России на её художественную культуру?
7. Что является серьёзным фактором в развитии любой страны, формировании её национальной художественной культуры?
8. Россия в контексте рассмотрения художественной культуры относится к Западу или Востоку?
9. Что значит: о вкусах не спорят? Как это соотносится с художественной культурой?
10. Что значит «общечеловеческие ценности?
11. Что делает произведения искусства великими?
— Заносить их в таблицу не надо, только ответы под указанными номерами в «Бортовой журнал». Для заполнения первой колонки отводится 5-8 минут. Работаем самостоятельно, в парах. Для быстроты работы можете распределить обязанности в парах (разделение вопросов), можете просто вместе обговаривать и вносить записи. Работу выполняем с закрытыми учебниками.
Дети работают самостоятельно в парах. По завершению работы озвучивают результаты.
6. Разные климатические условия, большая протяженность, наверно, это влияет.
7. Её исторический путь, прошлое.
8. Ни к Западу, ни к Востоку. Она идентична.
9. Все люди разные, каждому нравится свое. Нельзя осуждать вкусы другого человека, если они не нарушают общепризнанных норм.
11. Достоверность, красота выполнения.
Учитель старается заслушать всех желающих.
— Теперь нам надо заполнить вторую колонку «Бортового журнала». Для этого я предлагаю вам организовать работу в группах (4 человека, сидящих за соседними партами). Для быстроты работы, а на работу не более 5 минут, распределите между собой вопросы. Работаем по учебнику.
Ребята работают, затем отвечают.
Учитель старается заслушать всех желающих.
3.- Архитекторы, актеры, скульпторы, учителя, дизайнер, фотограф, искусствовед, режиссер, сценарист, певец, танцор, балетмейстер,
5- Формирует устремленность человека к пониманию и творению красоты, выражению его мечты о гармонии с мирозданием и с самим собой. В сопоставлении понять свою национальную идентичность. Воспитание гуманизма: понимание, что культура объединяет людей.
7. Религия – решающий импульс во многих исторических движениях, основа духовного преображения человечества, во многом определила развитие национальных художественных культур.
8. Россия оказалась между Востоком и Западом – это общепринятые ориентиры.
9. Существуют разные эстетические вкусы людей. Кто-то любит новизну, кто-то классические мотивы. Кто-то любит мелодику и ритм рока, кто-то песни бардов.
10. Воплощенность в художественных образах высоких духовных идеалов, общепризнанных нравственных установок, значимых для любого народа.
11. Великие, если несут миру гармонию красоты, добра и любви, повествуют о вечных проблемах бытия и тайнах мироздания, утешают в скорбях и раскрывают глубинные просторы человеческой души.
— Теперь давайте запишем цель изучения мировой художественной культуры, найдите ее формулировку и выпишите из последнего абзаца введения учебника. ( Изучать МХК, чтобы «…сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние – русское искусство»).
Рефлексия. 1. Прием пятиминутное эссе на тему: «Зачем мне изучать МХК?» (объем от 35 до 70 слов)
Если останется время, желающие могут зачитать. Работы сдать учителю.
2. Оцените свою работу, сверяя свои записи с тем, что было в презентации, активность во время парной и групповой работы от 3 до 5 баллов. Оценки выставить в дневник, дать мне на роспись и для вынесения оценки в журнал.
Закончить работу с кластером: вписать виды (область) материальной, духовной, художественной культуры – всем.
Сочинить синквейн с понятием «Мировая художественная культура» (можно аббревиатуру МХК) – по желанию, желающим получить дополнительную оценку.
Список использованной литературы :
Мировая художественная культура. Учебник. 10 класс. 1 часть. Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 375 с.
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.